Аюрведическое лечение болезней. Нарушения при практике пранаямы Пранаяма - это гармонизация дыхания. При этом обычно необходимы определенные усилия по контролю дыхания или увеличению его интенсивности. Однако чрезмерное напряжение во время контроля над дыханием может возбуждать вату, а подавление желаний вдохнуть или выдохнуть способно нарушить движение энергии во всей нервной системе.

Поэтому при выполнении дыхательных упражнений не следует задерживать дыхание с большим усилием. Цель не в том, чтобы остановить дыхание - это может быть смертельно опасно, - а в том, чтобы успокоить его, для чего нужно успокоить ум.

Удерживая дыхание, важно не забывать о необходимости дышать. Поэтому некоторые учителя Йоги рекомендуют задерживать дыхание не после вдоха, а после выдоха. И конечно же, не следует путать измененные состояния сознания, достигаемые при помощи гипервентиляции, с достижением духовного осознания.

При выполнении более интенсивных форм пранаямы - таких, например, как бхастрика («дыхание огня»), - увеличивается и вероятность побочных эффектов, в частности, возникновения психического возбуждения. Практика пранаямы требует постепенности: следует ежедневно увеличивать время занятий на несколько минут. Излишне продолжительные или нерегулярные занятия увеличивают вероятность негативных последствий. Контроль над дыханием может дать нам определенные психические переживания, но при этом наш ум должен быть чист, а личная воля пребывать в бездействии - иначе такие переживания не принесут пользы.

Избыток праны может вызвать ощущение оторванности от земной реальности, чувство тревоги, сердцебиение, бессонницу, неконтролируемые движения, звон в ушах, головокружения, обмороки и другие проявления высокой ваты.

Лечение расстройств, возникающих из-за нарушения практики пранаямы
Прежде всего следует на время прекратить выполнение дыхательных упражнений. Произносят успокаивающие и защищающие мантры - такие как «Шам» и «Рам». Применяют снижающую вату диету с исключением специй. Нужно избегать всего, что может излишне активизировать прану.

Применяются травы, укрепляющие нервную систему и успокаивающие ум: ашваганда, брами, джатамамси, шанкапушпи, харитаки и сандал, а в качестве анупаны - гхи. Ашваганда и порошок сарасват принимают с молоком или с гхи. В более серьезных случаях используют сильнодействующие седативные травы: валериана, мускатный орех и сарпаганда. Противопоказано все, что возбуждает нервную систему: кофе, чай, эфедра и камфора.

Проводится масляный массаж стоп, головы и позвоночника с теплым кунжутным маслом или лекарственным маслом, способствующим снижению ваты (например, с маслом маханараян тайла). Необходим полноценный сон. Полезны теплые ванны. Умеренные физические нагрузки, например, прогулки в лесу, будут полезны, интенсивных же аэробных упражнений следует избегать.

Автор: Дэвид Фроули
Источник: книга «Аюрведическая терапия»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка