Как совершается деятельность в невежестве?

Деятельность в невежестве, описанная в «Бхагавад-гите» (18.25):

  • Совершается в иллюзии;
  • С нарушением указаний священных писаний;
  • Без учета тяжести отрицательных последствий;
  • Применением тайного или явного насилия;
  • Причинение страданий другим живым существам;
  • Желание обмануть
  • Совершается в иллюзии

    Во всех случаях, когда человек что-то делает и не знает мнения писании о последствиях этой деятельности, то следует считать, что она совершается в иллюзии, и есть вероятность, что придется как-то пострадать. Поэтому самое лучшее – это изучать все возможные последствия своей деятельности. Любая деятельность, которую бы мы не совершали, находится под влиянием одной из трех гун, и поэтому принесет нам или счастье, или страдания. Только та деятельность, которая совершается для Бога или во имя Его законов, лишена кармических последствий.

    Вопрос: А если мне всегда совесть подсказывает, как правильно делать, то зачем нужно обязательно смотреть в писания?
    Ответ: Веды утверждают, что из-за присутствия эгоизма у человека есть 4 природные недостатка:
    1. Наши чувства несовершенны.
    2. Мы склонны впадать в иллюзию.
    3. Мы склонны обманывать.
    4. Мы склонны ошибаться.

    Поэтому мы не сможем сами, без проверки со стороны, почувствовать, что это именно голос совести, а не моего эгоизма. Если нам кажется, что мы можем это почувствовать, то это называется склонностью впадать в иллюзию. Если же мы говорим, что у меня нет склонности впадать в иллюзию, то так проявляется склонность ошибаться и обманывать себя. Поэтому разумный человек, доверяя себе, все проверяет, спрашивая у наставника и изучая писания. Неразумный же человек считает, что он способен сам, без посторонней помощи, понять голос своей совести.

    Вопрос: Я чувствую, что когда работаю с мыслями о Боге, то у меня больше оборот в делах. В чем тут противоречие с писаниями?
    Ответ: Веды говорят, что когда человек бескорыстно думает о Боге, то главным результатом этого является не увеличение материального дохода, а уменьшение всех видов его кармы.

    Вопрос: Выходит, что если мы будем трудиться для удовлетворения Бога, то не будет ни хорошего, ни плохого результата?
    Ответ: Именно так. От этого будет только духовный результат, который лишен и хорошего, и плохого в обычном материальном понимании этого слова. Другими словами, в результате такой деятельности мы увеличиваем свою связь с духовным миром, а не с материальным. Однако, так как наши мысли о Боге будут приятны всем окружающим людям, то мы от этой деятельности будем иметь и материальные блага (в том числе и увеличение дохода). Однако, если мы начнем думать о Боге с целью увеличения материального дохода, то, так как такое настроение является эгоистичным, результатом этого будет один только вред.

    Вопрос: А если просто работать, и не беспокоится, что там будет дальше?
    Ответ: Если человеку наплевать на последствия совершаемой им деятельности, то это значит, что он находится под влиянием гуны невежества и его ждет неминуемая деградация сознания.

    Вопрос: Вы же до этого говорили прямо противоположное, что человек не должен привязываться к результату своей деятельности?
    Ответ: Мы не должны привязываться к результату или плодам деятельности, но мы обязательно должны изучить возможные отрицательные последствия деятельности, при которой ум находится без контроля и думает о чем захочется. Настраиваясь неправильно, мы можем нанести вред не только себе, но и другим людям.

    С нарушением указаний священных писаний

    Еще хуже, если человек изучает писания и, зная, что так нельзя делать, все равно поступает неправильно. Такой человек будет страдать еще больше, чем тот, кто не знает писания и поступает неправильно.

    Вопрос: Если еще не можешь делать так, как надо. Например, не можешь бросить курить, так может лучше не знать, что говорят по этому поводу писания? А то и так страдаем, куда же еще больше?
    Ответ: Мы страдаем в любом случае. Однако, если знаем, за что страдаем, то эти страдания нас чему-то научат. В другом случае, если страдаем, но не знаем, за что, то пока мы не узнаем причину, невозможно успокоиться. Поэтому лучше страдать и знать за что, чем мучиться и считать, что этот мир несправедлив.

    Без учета тяжести отрицательных последствий

    Иногда человек понимает, что будут отрицательные последствия, но не отдает себе отчета, насколько они для него будут печальными. Для того, чтобы хорошо понять тяжесть последствий какого-то плохого поступка, достаточно пообщаться с теми, кто уже от него пострадал. Например, если человек пьет спиртное, то он должен знать, что от этого он может полностью деградировать. Чтобы понять это, нужно расспросить родственников тех людей, у которых бутылка уже забрала разум. После одного такого расспроса немедленно пропадет желание выпивать. Такие смелые поступки хоть и трудновыполнимы, но их преимущество в том, что они быстро приводят разум в порядок. Можно 100 раз себе сказать: «Не пей», однако это не действует, так как разум учится только на практике.

    Вопрос: Если я приведу соседку к своему мужу, и она ему расскажет, что стало с соседом, то вы думаете, ему поможет?
    Ответ: Скорее всего, нет. Нужно чтобы он сам, по доброй воле расспросил соседку.

    Вопрос: Он этого делать не будет. Как же ему помочь?
    Ответ: Основная причина пьянства – это недостаток любви. Это значит, что человек не смог полюбить в полной мере свою работу или свою семью. Однако, если вы простите своего мужа и примите его таким, какой он есть, то это обязательно даст свой хороший результат. Как только у человека в сердце появляется любовь, то постепенной интерес к бутылке у него будет пропадать. Естественно, что если мы к какому-то человеку не относимся с любовью, то вряд ли она у него появится. Поэтому, если мы хотим изменить близкого человека, то нужно сначала изменить себя.

    Применением тайного или явного насилия

    Если человек совершает насилие над своими близкими или сослуживцами, то в результате такой деятельности он попадает под влияние гуны невежества, и его сознание неминуемо будет деградировать. Кроме того, насилие всегда рождает сопротивление агрессору, и насильник рано или поздно сам будет является объектом для насилия. Обычно явное насилие больше склонны совершать мужчины, а тайное насилие чаще совершают женщины. Явное насилие выражается в телесном насилии или грубых словах. Тайное насилие – это интрига, сплетни, пренебрежительное отношение, унижение. Каким бы насилие не было – по мужскому типу или по женскому, в любом случае оно причиняет страдания. В результате те, кто совершал явное насилие, в следующей жизни будут объектом явного насилия, но при этом будут иметь склонность совершать тайное насилие. Те же, кто совершал тайное насилие, родясь в мужском теле, будут издеваться явно. Конец всему этому безобразию может положить только искреннее раскаяние и серьезное изучение последствий подобной деятельности. Интересно знать, что раскаиваться должен и тот, кто совершает явное насилие и тот, кто обижается на оскорбителя и совершает тайное насилие.

    Вопрос: Как можно раскаиваться в том, что над тобой издевается невежественный родственник и, кроме того, ничего не хочет слушать?
    Ответ: Вы правы, это очень тяжелое испытание. Однако, посмотрите вокруг, все пытаются решать конфликты однотипно, они просто продолжают обижаться и совершать нападки друг на друга. Это выяснение отношений может длиться 1 000 жизней, при этом вы все время будете меняться ролями и ругаться друг с другом то в женском теле, то в мужском. Вас устраивает такая перспектива? Я думаю, что нет. Поэтому единственный выход – это серьезно изучать закон кармы. В результате этого изучения надо понять, что во всех своих трудностях виноват я сам, а окружающие люди являются лишь марионетками в руках моей судьбы.

    Вопрос: Если я буду с ним нежничать, то кто его накажет за несправедливость по отношению ко мне?
    Ответ: Это основное заблуждение. Его результат – мы ввергаем себя в страдание. Мы все считаем себя вершителями судеб и правим суд, однако вы не можете быть на 100% уверены, что сами также не издевались над своим родственников в прошлых жизнях.

    Вопрос: Разве это возможно?
    Ответ: Именно так, согласно Ведам, всегда и происходит. Поэтому лучше пытаться простить оскорбителя и желать ему счастья. Совершив этот нравственный подвиг. Вы постепенно избавитесь от плохой судьбы, и ваша жизнь улучшится. Как это произойдет, уж оставьте это на волю судьбы.

    Причинение страданий другим живым существам

    Больше всего страданий на нашей Земле возникает у беззащитных животных и наших детей. Трудно даже представить себе, сколько мы совершаем убийств животных в целях поедания их плоти. Каждый год в результате абортов погибает наших еще не родившихся детей в несколько раз больше, чем людей, погибших за вторую мировую войну. Согласно Ведам, все войны возникают спонтанно, когда совершенного на Земле насилия становится слишком много. Чтобы снять с Земли бремя этого насилия, вспыхивают войны, во время которых страдают только те, кто в прошлых жизнях совершали подобные поступки.

    Вопрос: Что же есть, кроме мяса?
    Ответ: Веды утверждают, что для здоровой жизни достаточно употреблять разнообразные растительные и молочные продукты. Однако, из-за привязанности к мясной пище мы создаем всевозможные теории о том, что без мяса жить нельзя. В результате этой привязанности к продуктам насилия мы имеем склонность сильно верить в эти теории. Так действует на сознание гуна невежества, поэтому любой, убийца всегда находит вескую причину для своего преступления.

    Вопрос: Но в основном люди же не убивают животных, а всего лишь едят их мясо!
    Ответ: По закону кармы страдает и убийца, и тот, кто санкционировал преступление. Если бы мы не ели мясо, то коров незачем было бы убивать.

    Желание обмануть

    Желание обмануть появляется от невыполнения своих обязанностей и безверия в законы справедливости. Кроме того, причиной этого желания является эгоистический настрой.

    Если желание обманывать еще не вышло наружу, то плохая карма находится только в мыслях человека. Однако, как только желание обманывать вдохновляет человека действовать, то это приводит уже к серьезным последствиям, связанным как с судьбой, так и со здоровьем человека. От лживости страдает печень и иммунитет. В характере же появляется жадность и политичность.

    Человек в невежестве действует, нанося людям всевозможные оскорбления
    Благостным человеком руководит разум, страстным человеком руководит ум, невежественным человеком руководят чувства. Чувства невежественного человека соприкасаются только с гуной невежества, поэтому их невозможно удовлетворить. Человек, находящийся под контролем неудовлетворенных чувств, не способен быть миролюбивым и испытывает постоянную злость. Невежественный человек не может понять, что причина его озлобленности – это его плохие поступки в прошлом, поэтому во всех своих проблемах он всегда обвинять окружающих людей. Такое поведение никому не нравится, и в результате неминуемо возникает конфликт. Приходя в гнев, невежественный человек не способен думать о последствиях своих поступков, поэтому он наносит всевозможные оскорбления всем, кто его окружает, даже если заранее он не хотел этого делать.

    Вопрос: Если меня судьба связала с таким человеком, то что теперь делать?
    Ответ: Самая большая проблема в этой ситуации – даже не само плохое общение, а обида на плохую судьбу и чувство несправедливости. Знайте, что в этом конкретном случае в прошлых жизнях или даже в этой вы поступали с кем-то точно также.

    1. Поэтому, прежде всего, нужно постараться это понять. Если понимание справедливости законов кармы действительно произойдет, то, в результате, обиды на судьбу уже не будет.
    2. Следующее, что нужно сделать – это осознать, какие конкретно плохие качества вашего характера послужили причиной такого нежелательного общения. Как только это будет понято, то немедленно, несмотря на тяжелую жизнь, наступит успокоение.
    3. Следующий этап, до которого дойти достаточно трудно – это начать желать счастья этому человеку. В результате этой практики появится возможность видеть хорошие качества характера этого человека. Как только его хорошие качества характера станут видны, вы сможете сдерживать свой гнев.
    4. После этого нужно собраться с силами и, понимая, что он лишь марионетка в руках вашей судьбы, простить его. Простив его, вы увидите, что его отношение к вам поменялось.
    5. Дальше необходимо попытаться строить с ним отношения, пытаясь замечать в нем хорошее и избегая мыслей о плохом. Если вам и это удастся, то он начнет к вам относиться уважительно, однако некоторое время его недостатки еще будут на вас влиять. Тем не менее, сделав все сказанное, вы намного облегчите свою жизнь и, кроме того, с этим человеком уже не будете иметь совместной плохой кармы, которая и заставляет нас страдать в будущем. Итак, в результате такого поведения вы искупите плохую карму и у этого человека. У него появится выбор или, привлекшись вашим нравственным подвигом, раскаяться и начать менять себя к лучшему, или продолжать пытаться ненавидеть вас. Во втором случае, так как несправедливости в этом мире не бывает, судьба обязательно заступится за вас, и через различные обстоятельства вас перестанет беспокоить эта проблема.

    Вопрос: Сколько на все эти этапы нужно времени?
    Ответ: У всех по-разному, но в целом, если это семейные отношения, то не меньше шести месяцев, в основном, от года до нескольких лет. Если это производственные отношения, то обычно все проблемы при таком подходе решаются за срок до шести месяцев.

    Вопрос: Если же не удается простить его, что тогда делать?
    Ответ: Придется дальше страдать или разорвать общение. Во втором случае часто страданий не становится меньше. Больше того, есть вероятность, что они углубятся.

    Человек в невежестве действует в ленивом состоянии
    1. Благостный человек получает счастье от разума, поэтому он счастлив, стремясь к своей цели.
    2. Страстный человек получает счастье от ума, поэтому он счастлив, когда занимает свой ум чем-то интересным.
    3. Невежественный человек получает счастье от своего тела. Поэтому цель его жизни – это удовлетворить свое тело.

    Тело удовлетворяется четырьмя основными вещами: сексом, сном, едой и комфортом. Если есть чрезмерная привязанность хотя бы к одному из перечисленных видов счастья, то в разуме сильно возрастает лень. Лень – это и есть желание телесного счастья. Когда такое желание очень крепко сидит в вашей голове, то заставить себя работать очень трудно. Лень – греховная деятельность, и ее результат – это преждевременное старение организма. Лень поражает все тонкое тело. В результате прана, ум и разум становятся вялыми и неспособными к продуктивной деятельности, направленной на чье-то благо. Ленивый человек энтузиастичен работать только для себя.

    Вопрос: Как бороться с ленью у детей?
    Ответ: Нужно сначала понять, что если у вас в семье будет слишком много корысти и эгоистического настроя, то бороться с ленью детей просто невозможно. Дети всегда подсознательно копируют умонастроение родителей, и если в семье нет энтузиазма жить для других людей, то у детей тоже не будет большого желания делать что-то для родителей. Необходимо начать жить бескорыстной жизнью. Если семья будет пытаться помогать всем окружающим и, как следствие, друг другу, то у детей появится энтузиазм делать что-то не только для себя. Это произойдет не сразу, а через некоторое время после того, как семья изменит свое отношение к жизни.

    Человек в невежестве действует в подавленном состоянии
    Настоящий энтузиазм появляется при движении разума к счастливой цели. Когда цель жизни по своей природе невежественна, то, соответственно, при движении к ней появляется психическая подавленность.

    Вопрос: Как объяснить тот факт, что невежественные люди часто бывают очень активны.
    Ответ: Их активность – это проявление внешней стороны их психики. Однако глубоко внутри они пребывают в глубокой усталости от такой жизни. Если вы хотите убедиться в этом, то посмотрите какому-то невежественному человеку во внутренние уголки глаз. В этой зоне можно увидеть глубокий психический тонус человека. Если человек, на которою вы смотрите, пребывает в невежестве, то без сильного напряжения можно там увидеть разочарование или сильную усталость.

    Другой критерий подавленности – это сильное нежелание трудится для кого-то другого, кроме себя. Человек в невежестве действует, откладывая все на потом.

    Так как цель невежественного человека – это тело и чувства, то любая работа для него просто невыносима, поэтому ее выполнение он склонен откладывать в долгий ящик.

    Вопрос: Как будет себя вести невежественный человек, если его деятельность сулит принести удовлетворение телу и чувствам?
    Ответ: В этом случае гуна невежества даст ему свой мерзкий энтузиазм. В результате появится сильная способность заниматься развратом, обжорством, со всеми ругаться и много спать. Подобный энтузиазм закончится немедленно, когда тело и чувства насытятся наслаждением, после этого вновь наступит лень.

    Автор: Олег Геннадьевич Торсунов
    Источник: книга «Закон кармы»

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии