Философия Йоги: кратко о главном

Хотя Йога является сугубо практической наукой, знание ее философских принципов могут помочь практиканту лучшим образом понять, что он собирается делать в Йоге и каким образом это надо делать, чтобы, в конечном счете, достигнуть цели Йоги – медитативного состояния. Практикующий Йогу обнаружит, что Йога способна помочь каждому индивидуально прийти к самореализации. Этим философия Йоги существенно отличается от западных философских традиций, которые предлагают лишь информацию, то или иное словоизвержение, которое используется, как строительный материал для возведения еще одной системы взглядов. Западные философы так пристегнуты к своим терминам, что, похоже, принимают их за олицетворение Абсолютной Истины. По-видимому, им даже не приходит в голову простая мысль, что их концепция – всего лишь модель, план дома, но не сам дом. Восточная философия (Йога, Дзэн и др.) не абсолютизируют свои идеи, а пытаются показать человеку, как он может постичь истину своими собственными усилиями. Так на опыте они убеждаются в том, что одними словами истину не докажешь, – нужны еще дела. Такова и йогическая философия.

Подлинная философия должна быть тесно связана с жизнью и ориентирована на то, чтобы помочь человеку решить как физические, так и духовные проблемы. Будда посвятил этому всю свою жизнь и отказывался отвечать на вопрос, есть ли Бог или нет. Конечно же, Будда мог ответить на подобный вопрос, но не в этом состояла его миссия. До него уже многие отвечали, что Бог есть или Бога нет, но людям не стало от этого легче. Все это слова, слова и слова. Будда жаждал облегчить людям страдание, он хорошо сознавал, что если люди смогут подняться над своими предрассудками и ложными отождествлениями, они сами помогут себе, и тогда им не пришлось бы с тоской взывать к Богу и просить помощи. У Йоги такая же цель: с устранением страданий у человека спонтанно пробуждаются духовные импульсы.

Йога подробно исследовала природу страданий и не ограничилась одной только теорией, но предложила эффективную практику устранения пяти психофизических блоков (клеш), которые были выявлены еще древнейшими мудрецами. Они установили, что страдание исходит из неведения, эгоизма, вожделения, отвращения и страха смерти. Все они вытекают друг из друга: не зная своей подлинной природы, человек отождествляет себя с ложными ценностями и стремится присвоить их, привлекаясь к тем, кто помогает ему в этом и, ненавидя тех, кто мешает, а страх смерти отравляет существование, ибо придется расстаться с тем, что дорого. К тому же влечение к объектам любви и отвращение к объектам ненависти не постоянны. Недаром говорят, что от любви до ненависти – один шаг. Возникает несчастная ситуация, когда Вечная Сущность отождествляется с невечными, преходящими сущностями: человек не может не знать, что и тело, и чувства, и ум, и все то, что удалось присвоить – покинет его навсегда. Человека может расстроить многое: разбилась машина, приобретенная с таким трудом; шеф сказал ему, что недоволен его работой; жена изменила ему; дети не признают авторитета отца и многое другое. Так клеши заставляют нас страдать. И каждый может в этом убедиться сам.

Клеши, в свою очередь, провоцируют желание, или васану. Если мы тщательно проанализируем всю нашу психофизическую активность, мы придем к заключению, что она стимулируется желанием. Тело, чувства и ум следуют за врожденными или приобретенными желаниями. Вследствие этого сознание опутано, как паутиной, желаниями, каждое из которых ждет подходящего момента, чтобы хищно завладеть своей жертвой. Именно желания негативно влияют на медитативную практику, постоянно отвлекая наш ум и превращая его в блуждающего слона, который привлекается то одним, то другим. Блуждающий ум не способен концентрироваться, а без концентрации нет и медитации.

Пока человек не достиг самореализации, невозможно полностью устранить клеши. Самое лучшее, что он может сделать, это – постепенно и систематически снижать их активность. Существует множество различных способов. Но поначалу человек должен убедиться сам, что эти клеши действительно существуют и что они действительно заставляют его страдать. Затем человек постигает механизм этого страдания и воплощает в жизнь советы, данные в этой статье. Наконец, он тщательно изучает информацию, посвященную самоотождествлению и исполняет правила ямы и ниямы, а также применяет эффективные принципы Карма-йоги и Бхакти-йоги. Все эти способы помогут понизить активность клеш и избавить жизнь от лишних беспокойств.

Кто-то может возразить, что устранение клеш устранит привлекательность самой жизни, что жизнь утратит смысл, так как жизнь состоит из симпатий и антипатий и иной быть не может. На это возражение можно ответить, что в данном случае речь идет только о той форме жизни, которая нам известна из нашего повседневного опыта. Когда человек начнет прогрессировать на духовной тропе, он воочию убедится в том, что его прежний опыт жизни представлял всего лишь жалкий суррогат по сравнению с той жизнью, которая открылась пред ним только теперь. Он поймет, что все так называемые «краски жизни» привлекали его так же, как привлекают цветные сновидения, которые человек обычно воспринимает как вполне реальные, пока спит. Но пробуждение от цветного сна несравнимо красочнее, потому что мы наконец-то становимся самими собой в самом подлинном смысле этого слова.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические медитации»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии