Рождество Христово

Рождество Христово (Старообрядчество: Рожество Христово; Русская православная церковь: Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа) – один из самых важных праздников христиан в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

Православная церковь зачисляет Рождество в число двунадесятых праздников. Рождественский пост соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) и завершается праздником Рождества Христова.

День празднование Рождества отличается:

  • 25 декабря по юлианскому календарю – Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы;
  • 25 декабря по новоюлианскому календарю – Константинопольская, Элладская православные церкви;
  • 25 декабря по григорианскому календарю – Католическая церковь;
  • 6 января – Древние восточные церкви.
  • Праздник Рождества Христова

    История появления праздника
    Как сообщает Климентий Александрийский (приблизительно 200 год), с конца II века и до IV века христианская церковь вспоминала Рождество Христове в день Богоявления, 6 января. Самые первые ведомости о Рождестве как об отдельном празднике датируются срединой IV века, в которых упоминалось 25 декабря как день великого праздника. Существует версия, что 25 декабря в Римской империи почиталось как рождение культа Непобедимого Солнца. Христианская церковь боролась со всевозможными языческими культами и поэтому выбрала именно эту дату.

    Даты празднования в различных церквях

  • 25 декабря по современному григорианскому календарю – празднуют Рождество Христово большинство протестантских церквей и Римско-католическая церковь;
  • 25 декабря по старому стилю (юлианскому календарю) или 7 января современного григорианского календаря – празднуют Рождество Христово восточнокатолические церкви и Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон;
  • 25 декабря по новоюлианскому календарю – празднуют Рождество Христово Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская православные церкви;
  • 6 января – празднуют Рождество Христово Древневосточные церкви вместе с Крещением Господним под общим именем Богоявления.
  • События Рождества Христова

    Канонические источники
    Самый подробный и известный рассказ о событиях, происходивших до и во время рождения Иисуса Христа подан в сообщениях Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1 глава), в Лк. 2:4-7 сказано: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».

    В этом предании сообщается о том, что Мария и Иосиф были вынуждены идти в Вифлеем из-за того, что Римская империя проводила перепись населения. Указ императора Августа гласил, что, дабы облегчить процесс переписи, каждый, кто проживает на территории Римской империи, должен прийти в тот город, откуда он родом. Иосиф и Мария были потомками Давида, поэтому и пошли в Вифлеем.

    По рождению Иисуса Христа к нему начали сходиться люди на поклон, первыми из которых были пастухи, узнавшие об этом событии явлением ангела. Евангелист Матфей сообщает, что в ту ночь над Вифлеемом сияла звезда, которая указала путь к Иисусу волхвам, которые одарили младенца: золотом, ладаном и смирной – не как младенца, а как Царя (Мф. 2:1-3). До того момента Святое Семейство уже приютилось «в доме» (Мф. 2:1-11).

    Матфей сообщает, что жестокий царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Мессии и о том, что он опасен для его властвования, пожелал его убить. Но так как он не знал о точном местонахождении младенца, то указал убить всех младенцев возрастом до 2 лет. Христа спасло лишь то, что Ангел сказал Иосифу вести семью в Египет, чтобы обезопасить младенца. Там они жили до самой кончины Ирода (Мф. 2:16).

    Апокрифические источники
    Ведомости о рождении Христа присутствуют в апокрифических текстах – в «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея».

    Как сообщают эти источники, Иисус Христос родился в пещере, предназначенной для укрытия скота из-за того, что Иосиф и Мария не нашли свободной гостиницы.

    Иосиф бросился на поиски повитухи, как только Мария почувствовала начало родов, но Мария родила младенца еще до их прихода. Когда он вернулся в пещеру, то там «засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии».

    Как утверждает Киприан Карфагенский, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение». Он также указывает, что рождение Иисуса произошло до прихода Иосифа.

    Саломея-повитуха, старица и сродница Марии, которая упоминается в апокрифах, свидетельствовала о чуде сохранения девственности Богородицы, и ее образ вошел в иконографию Рождества Христова.

    Происхождение даты

    Определение даты рождения Иисуса Христа
    Многочисленные попытки узнать год рождения Иисуса, сопоставляя факты и события (годы правления императоров, царей и консулов), не дали никаких результатов. Считается, что Иисус как историческая личность родился где-то между 7 и 5 годами до н.э. Дата нынешнего празднования рождения Иисуса Христа, 25 декабря, была указана в летописи, относящейся к 221 году, раннехристианским грекоязычным писателем Секстом Юлием Африканом.

    Летосчисление, которое стало в основе начала нашей эры, было сделано в 525 году римским аббатом Дионисием Малым. Дионисий был монахом в Риме и служил папским архивариусом и предполагается, что он использовал ведомости Хронографического сборника (Chronographus anni CCCLIIII) за 354 год. В сборнике указывается, что Иисус Христос рожден в год консульства Гая Цезаря и Эмиля Павла, то есть на 1 год н.э. В записе Хронографа 354 года указано: «Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV»«При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны». Это и есть день 25 декабря.

    Все современные исследования сходятся на том, что Иисус был рожден примерно между 12 и 7 годом до н.э. Такие предположения базируются на том, что в этот период проходила комета Галлея, которая могла быть принятой за Вифлеемскую звезду, а перепись населения проводилась до 7 года н.э. Все даты после 4 года до н.э. считаются неправдивыми. Это объясняется тем, что, если верить апокрифическим текстам, то Иисус родился в период правления царя Ирода, а он умер в 4 году до н.э. Также подсчитано, что если признать столь ранние даты, то Иисус начал проповедовать и был казнен в слишком молодом возрасте.

    Историк Роберт Д. Майерс сообщает: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что “были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего”, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Но Талмуд опровергает это предположения, так как в нем есть ведомости о том, что те пастухи, которые пасли скот для приношения в жертвы в храмах, находились на полях и за тридцать дней до Пасхи, в феврале, когда погода была еще суровее.

    Установление даты празднования Рождества
    Известно, что первыми христианами были евреи, а они не имели традиции отмечать Рождество в силу своих вероучений, так как для иудеев рождение – это «начало скорбей и болей». Христиане же, наоборот, считают более важным Воскресение Христова (Пасха). Когда же христианская община смешалась с греками, то появилась традиция празднования Рождества Христова. Богоявление, которое праздновали 6 января, совмещал 2 праздника: Рождества и Крещения Господня – которые потом стали отдельными праздниками.

    «Рождение Христа в Вифлееме Иудейском» отмечается 25 декабря, впервые упоминается в римском Хронографе 354 года, который основывается на календаре 336 года. В этот день в Риме отмечали общественный праздник – День рождения Непобедимого Солнца (dies natalis solis invicti) – это может свидетельствовать о введении праздника Рождества Христова, как о своеобразной его замене.

    Другая версия гласит, что Рождество Христово праздновали еще до IV века (около 243 году) донатисты. Так как Благовещение было установлено на 25 марта и 6 апреля (на Востоке), то, прибавив к этим датам 9 месяцев, как раз и получается 25 декабря и 6 января. В IV веке Восточные и Западные церкви приняли празднование Рождества и Крещения Господня, переняв даты друг друга.

    Интересно, что дата празднования Благовещения не во всех конфессиях Христианства четко привязана к Рождеству. В амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (6-е) воскресение Адвента, в мосарабском – 18 декабря.

    Рождество в христианском богослужении

    Рождество в богослужении Православной церкви
    Иерархия праздников Русской православной церкви приписывает Рождеству 2-e место после Пасхи. Богослужебные тексты праздника находятся в Минее, а последовательность свершения – в Типиконе.

    Рождественская служба отличается от богослужений других двунадесятых праздников. Всенощное бдение накануне праздника вместо Великой вечерни проводит великое повечерие. Весь православный мир поздравляет друг друга словами «Христос родился!», отвечая на них «Славим Его!».

    Рождество в богослужении Римско-католической церкви
    Также, как и Русской православной церкви, в установленной иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество стоит после Пасхи. Рождеству предшествует период Адвент, который начинается за 4 воскресенья до Рождества. Раньше во время Адвента верующие постились, а сейчас это не обязательно, но многие католики продолжают держать пост в этот период. Адвент несет в себе идею покаяния, верующие могут исповедаться. Также в этот период запрещаются веселья и полагается думать о рождении Христа и о Втором Пришествии.

    Богослужения, проходящие во время 4-х воскресений Адвента, посвящены разным темам:

  • в первое воскресенье читают Евангелие о пришествии Христа в конце времен (Парусия);
  • во второе и третье о событиях перехода от Ветхого до Нового Завета;
  • в третье воскресенье также вспоминается служение Иоанна Крестителя;
  • в четвертое – непосредственно о событиях перед Рождеством.
  • Период Адвента произвел несколько традиций – это рождественский венок и календарь.

    Празднование Рождества начинается в Сочельник, 24 декабря, с вигилии – всенощной службы. Многие верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня: «Вот уже пришла полнота времен, когда послал Бог Сына Своего на землю».

    В канун праздника происходит Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). 25 декабря, в Рождество, обычно могут совершать 3 мессы, отличающиеся порядком чтения:

  • Месса ночью (Ad Missam in nocte)
  • Месса на заре (Ad Missam in aurora)
  • Месса днем (Ad Missam in die)
  • Средневековая церковь придавала этим 3-м мессам идею о тройном рождении Христа: от Отца всех веков, от Марии и от веры, рожденной в душах верующих. В некоторых церквях Восточной и Центральной Европы 3 мессы называются: апрельской, пастырской и царской – название которые получили получили по евангельским чтениям, в них сообщается о поклонении Иисусу ангелов, пастухов и царей. Обычно, первая рождественская месса совершается вечером 24 декабря. Она проводится с большой торжественностью, а в ходе мессы священник дополняет рождественский вертеп фигуркой Младенца.

    Традиция всенощных рождественских месс началась еще с V века, но с XVIII века всенощные почти не проводились. Только в 1978 году Папа Иоанн Павел II возобновил эту традицию. Его преемник, Бенедикт XVI, также продолжил эту традицию.

    8 дней длится Октава Рождества – с 25 декабря по 1 января. 26 декабря почитают святого мученика Стефана Первомученика, 27 декабря – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря – Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на этот период, почитают Святое Семейство: Младенца Иисуса, Марию и Иосифа. 1 января празднуют Торжество Пресвятой Богородицы.

    По древней традиции по окончанию Октавы Рождества, Рождество длились 40 дней до Сретения. Крещение Господне праздновалось 13 января, выпадавшего на октаву Богоявления. У многих католиков традиционного обряда до сих пор сохранилась эта традиция. Большинство верующих считает Крещение окончанием рождественских дней. Во время всех Рождественских дней духовенство на литургии облачено в праздничные одеяния белого цвета.

    Рождество у нехристиан

    Многие народы, не относящиеся к Христианству, переняли традицию празднования Рождества. Но не идейный смысл праздника, а только атрибутику: елка, подарки, загадывание желаний и пр. Коммерциализация Рождества особенно поддерживается благодаря традиции дарить подарки.

    В большинстве стран Рождество – это государственный праздник и, как правило, выходной день. Эта традиция поддавалась многочисленной критике представителей других вероисповеданий и атеистов. Они расценивают это как нарушение прав на свободу совести и отделения церкви от государства.

    При этом в нехристианских странах праздники других религии приняты за государственные или же жители не имеют права на свободу вероисповедания. Но большинством людей всего мира Рождество воспринимается как праздник светского, а не религиозного характера.

    Рождество в России

    В Советском Союзе в 1920-х годах искоренялись религиозные праздники, а с С 1929 года было запрещено отмечать Рождество Христово, а вот в 1935 году в рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года.

    В 1991 году празднование Рождества Христово на государственном уровне было возрождено, то есть постановлением Верховного Совета РСФСР от 1990 года было принято, что православный праздник Рождество Христово – нерабочий день. Однако в некоторых республиках РСФСР это постановление было проигнорировано, и госучреждения работали в этот день. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

    В настоящее время Рождество Христово в России – это часть общих «новогодних каникул» и государственный праздник, связанный с памятью о Рождестве Иисуса Христа, утвержденный Русской православной церковью. Отмечается 7 января по григорианскому календарю.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии