«Великий и Славный Бог не требует от нас совершения никакого другого обряда так же строго, как требует Он от нас совершения салаата».
Хазрат Хваайа Гариб Навааз

Сура ал-Фаатихах, Открывающая Священный Коран, представляет собой, кроме всего прочего, самую сжатую и емкую молитву, которую только может произнести человек. Говорят, что эта начальная сура вмещает в себя весь Коран. Два из ее стихов содержат страстную мольбу слуги Всемогущего Господа о наставлении:

«Ихдиинаас-сираат ал-мустакиим
Сираат аллазиина анйамта йалайхим».

«Веди нас по дороге прямой,
По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал».

И наш Добрейший Господь не только дает людям лучшую мольбу, какую только можно обратить к Нему, но, услышав эту искреннюю просьбу, тут же объясняет своим созданиям, как они могут добиться желаемого; и делает Он это, предоставляя в распоряжение людей Коран - совершенный и полный проводник для человечества.

В первых же стихах второй суры Корана Аллах указывает единственные ключи, позволяющие открыть благословение этой книги:

«Заликал-китаабу лаа райба фиих
Худаа лил-муттакиин;
Аллазинаа йу'минууна бил-райби
Ва йукиимуунас-салаата ва миммаа
Разакаахум йунфикуун».

«Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных, тех, которые веруют в тайное и выстаивают салаат и из того, чем Мы их наделили, расходуют».

Арабское слово «салаат» переводится: «молитва» или «богослужение», а еще, как мольба о прощении, сострадании и милости (на персидском, турецком и урду эти же значения передаются словом «намаз»).

К сожалению, западные ученые неправильно передают истинное значение слова «салаат», переводя его просто как «молитву» или «богослужение». На самом деле, «салаат» - очень специфическая практика, она представляет собой неповторимую и главную черту религиозной жизни последователей Ислама и Суфизма. До нас дошли такие слова Святого Пророка Мухаммада: «Отличие верующего в Бога от неверующего состоит в совершении салаата».

А вот как высказался о роли салаата великий святой Хазрат Хваайа Гариб Навааз:

  • «Не совершив салаат, никто не приблизится к Богу, ибо для благочестивого человека салаат - кульминация этого приближения...»
  • «Салаат - это лестница, позволяющая приблизиться (достичь близости - курб) к Богу...»
  • «Салаат - это знак доверия Всемогущего Бога по отношению к человеку и его преданности, тайные взаимоотношения между молящимся и молимым».
  • Индийский мистик и музыкант Хазрат Инайат Хан, принесший в начале XX века на Запад некоторые суфийские идеи, сказал: «У человека, никогда не совершавшего салаат, нет надежды продвинуться иным путем; ибо каждая поза имеет замечательное значение и особое воздействие: его нужно предписывать прежде любого дальнейшего священного обучения. Если человек не преуспеет в этом, то нет надежды на его будущее».

    Салаат представляет собой одновременно внешнюю и внутреннюю практику: это набор физических упражнений (их иногда сравнивают с йогическими асанами) и одновременно богатейшая духовная пища. Подробнее рассмотрев каждый из этих аспектов, мы сможем понять, почему во многих случаях суфии считали, что лучше умереть, чем пропустить свой салаат. Маа шаа' Аллаах!

    Салаат совершается минимум 5 раз в день, в строго установленное время; можно совершать его и чаще, в соответствии с возможностями молящегося. Время каждого салаата определяется движением солнца и планет по небу, а именно:

  • Фаджр: начинается приблизительно за 45 минут до рассвета и продолжается до восхода солнца.
  • Зухр: совершается после того, как солнце пересекает зенит и начинает нисхождение.
  • Йаср: совершается, когда солнце проходит половину дуги между своим полуденным положением и линией горизонта, или когда тень тела равна по длине его росту.
  • Марриб: совершается сразу после того, как солнце опустится за горизонт и облака больше не отражают его света (то есть не отливают краснотой).
  • Йишаа: совершается, после того, как полностью опустится ночь, примерно через 1 час и 20 минут после марриба, или заката.
  • Совершая молитвы в это время, человек безупречно настраивается на движение планет, смену времен года и географические особенности места. Таким образом он обретает гармонию со всеми естественными циклами Вселенной.

    Салаат имеет 3 аспекта: мысль, слово и действие. Прежде, чем начать салаат, человек должен очистить свое тело, одежду и то место, где он намерен молиться, от любой физической грязи. Одновременно нужно отмести любые недоброжелательные или порочные помыслы и очистить свой разум, чтобы полностью сосредоточиться на великолепии Всемогущего Аллаха. Во время этих приготовлений, которые называются «вудуу’», нужно: вымыть руки, ополоснуть рот (а при необходимости и почистить зубы), промыть нос (втянув ноздрями воду), вытереть лицо платком от лба к подбородку и от уха к уху, вымыть предплечья от запястий до локтей, вытереть платком голову и затылок и, наконец, вымыть ноги до щиколоток. Каждое такое омовение совершается трижды в указанной тут последовательности.

    Когда все это тщательно сделано, человек идет к месту молитвы и смиренно, склонив голову, опустив руки и поставив ноги на ширину плеч, сообщает о своем намерении совершить салаат в таких словах: «Я собираюсь принести (обязательное количество) райкатов салаата и обратиться лицом к кибалху, Высочайшей Каабе, ради Аллаха, и только Аллаха. Я ищу убежища у Аллаха от недостойного и злого Сатаны и вот я начинаю, во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного».

    Лучше произносить это обращение на арабском, но подойдет и любой другой язык. Однако остальная часть салаата должна совершаться полностью по-арабски. Молящийся должен обратиться лицом к Мекке (Саудовская Аравия).

    Выполняя салаат, молящийся принимает 8 различных поз (аркаанов) и читает стихи из Корана, соответствующие каждой из поз. Ниже приведены рисунки, этих поз, с кратким описанием благотворных воздействий, приписываемых каждой из них.

    Поза 1. Нийат

    Поднесите раскрытые ладони к ушам и расположите большие пальцы за мочками ушей, произнося при этом: «Аллааху акбар» (Господь Всемогущий).

    Нийат

    Нийат

    Название позы: Нийат
    Время исполнения: 5 секунд
    Чтение: Аллааху акбар

    Благотворное воздействие: Вы ощущаете облегчение веса тела, благодаря равномерному его распределению на обе ноги. При этом лучше, если вы выпрямите спину. Сознание подчиняется интеллекту. Зрение обостряется, сосредотачиваясь на полу, куда вы склоните голову, выполняя другие позы. Верхние и нижние мышцы спины расслаблены. Высшие и низшие центры головного мозга объединены и устремлены к единой цели.

    Поза 2. Кийаам

    Расположите руки под самым пупком, правая ладонь поверх левой.

    Кийаам

    Кийаам

    Название позы: Кийаам
    Продолжительность: 40-60 секунд
    Чтение:
    Бисми Ллаах ир-Рахмаан ир-Рахиим
    Ал-хамду ли-Ллаахи рабб ил-йааламиин.
    Ар-Рахмаан, ир-Рахиим.
    Маалики йаун ид-Диин.
    Ийаака на йбуду ва ийаака наста йин.
    Ихдинаас-сираат ал-мустакиим.
    Сираат аллазиина анйамта йалайхиим
    Райрил-мардууби йалайхиим ва лаад-даалиин.
    Аамиин.

    Во Имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
    Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному
    Царю в День суда!
    Тебе одному мы поклоняемся
    И просим помочь!
    Веди нас по дороге прямой,
    По дороге тех, кого Ты облагодетельствовал, -
    Не тех, которые находятся
    Под гневом Твоим и незаблудших.
    Да будет так.

    После этих слов нужно прочесть небольшой отрывок из Корана, по меньшей мере 3 стиха.

    Благотворное воздействие: Увеличивает сосредоточенность, помогает еще больше расслабить ноги и спину, развивает смирение, скромность и набожность. Вышеприведенные стихи включают практически все звуки арабского языка, и это способствует строго определенному распределению 99 Божественных атрибутов по телу, разуму и душе. Звуковые вибрации длинных звуков «аа», «ии» и «уу» стимулируют сердце, щитовидную железу, шишковидную железу, гипофиз, надпочечник и легкие, очищая и усиливая их.

    Поза 3. Рукууй

    Согнитесь в талии, положив ладони с расставленными пальцами на колени. Спина параллельна земле так, чтобы поставленный на нее стакан с водой не опрокидывался. Глаза обращены прямо вниз. Колени не сгибать.

    Рукууй

    Рукууй

    Название: Рукууй
    Продолжительность: 12 секунд
    Чтение: сгибаясь в талии, произнесите: Аллааху акбар, затем:
    Субхаана Раббии ал-йАзиим
    Субхаана Раббии ал-йАзиим
    Субхаана Раббии ал-йАзиим.

    Свят Господь мой, Величественный.

    Благотворное воздействие: хорошо растягиваются мышцы поясницы, бедер и икр. В верхнюю часть туловища нагнетается кровь. Тонизируются мышцы живота и почечные мышцы.

    Со временем эта поза улучшает характер, давая человеку доброту, сердечность и внутреннюю гармонию.

    Поза 4. Кийаам

    Выпрямляясь из поклона позы рукууй, произнесите: Самийа Ллааху ли-ман хамидах. Рабанаа ва лакал-хамд (Аллах слышит восхваляющего Его, Господь наш, хвала Тебе) встаньте прямо, руки вдоль туловища.

    Кийаам

    Кийаам

    Название: Кийаам
    Продолжительность: 6 секунд
    Чтение: повременив 6 секунд скажите: Алааху акбар, и переходите к следующей позе.

    Благотворное воздействие: свежая кровь, поступившая в верхнюю часть туловища при принятии предыдущей позы, уходит обратно, унося с собой токсические вещества. Тело вновь расслабляется.

    Поза 5. Садждах

    Положите ладони на колени, затем медленно и легко примите коленопреклоненную позицию. Затем опустите ладони и голову к земле. Земли должны касаться следующие семь точек вашего тела: лоб, обе ладони, оба колена и пальцы ног.

    Садждах

    Садждах

    Название: Садждах
    Продолжительность: 12 секунд
    Чтение:
    Субхаана Раббии ал-йАлаа
    Субхаат Раббии ал-йАлаа
    Субхаана Раббии ал-йАлаа.

    Слава Господу моему Высочайшему.

    Благотворное воздействие: эта поза (за счет сгибания колен под прямым утлом) способствует укреплению мышц живота и предотвращает их одряхление. Усиливает кровообращение в верхней части тела, особенно в голове (включая глаза, уши и нос) и в легких. Кровь вымывает токсины из мозга. Оптимизирует положение плода у беременных женщин. Снижает повышенное кровяное давление. Увеличивает эластичность суставов. Изживает эгоизм и тщеславие. Увеличивает терпение и упование на Бога. Способствует продвижению на более высокие стоянки души. Вырабатывает во всем теле высокую духовную энергию. Это поза величайшей покорности и смирения, в ней сконцентрирована сущность молитвы.

    Поза 6. Куйуд

    Произнося Алпааху акбар, перейдите от позы 5 к позе, изображенной ниже.

    Куйуд

    Куйуд

    Название: Куйуд
    Продолжительность: 6 секунд
    Чтение: по прошествии 6 секунд произнесите: Алааху акбар и в точности повторите действия позы 5.

    Благотворное воздействие: у мужчин пальцы правой ноги упираются в землю, пятка приподнимается, так что на нее ложится вес ноги и части тела. Это способствует снижению содержания токсинов в печени и стимулирует перистальтическую функцию толстой кишки. Женщины оставляют обе стопы подошвами вверх под телом. Тело еще больше расслабляется. Содержимое желудка опускается вниз, что способствует пищеварению.

    Поза 7. Садждах

    В точности повторите действия позы 5. Затем, произнося: Аллааху акбар, вернуться в позу 6.

    Садждах

    Садждах

    Благотворное воздействие: повторение глубочайшего поклона за несколько секунд очищает дыхательную, кровеносную и нервную системы, дает ощущение легкости в теле и счастья. Обогащает все тело кислородом. Уравновешивает симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

    Поза 8. Куйуд

    После глубокого поклона (поза 5) отнимите голову от земли и поднимите туловище. Положите руки на колени и встаньте, совершив процедуру коленопреклонения в обратном порядке, при этом произнесите Аллааху акбар. На этом заканчивается один райкат молитвы.

    Куйуд

    Куйуд

    Салаат состоит из двух, трех или четырех райкатов, в зависимости от времени дня:

  • Фаджр - 2 райкат
  • Зухр - 4 райкат
  • йАср - 4 райкат
  • Марриб - 3 райкат
  • йИшаа - 4 райкат
  • После каждых двух райкатов следует такое добавление:

    «Ат-тахийаату ли-Ллаахи вас-салаваату ват-тайибаат
    Ас-салааму 'алайка айухаан-Набийу
    Ва рахмату Лаахи ва баркаатуху
    Вас-салааму йалайнаа ва йалаа йибаади Ллаахис-салихиин
    Аш-хаду ан ла иллааха иллаа Ллаах
    Ва аш-хаду анна Мухаммадан йабдуху ва ва расуулух».

    Это добавление представляет собой воспроизведение небесной беседы между Всемогущим Аллахом и Святым Пророком Мухаммадом в ночь Небесного вознесения (мийраадж) Пророка. Вот что означают эти строки:

    Мухаммад: «Все приветствия, благословения и благие дела от Тебя, мой Господи».
    Аллах: «Приветствия тебе, о Пророк, милости и благословение Аллаха».
    Мухаммад: «Мир нам и всем праведным слугам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха».
    Аллах: «А я свидетельствую, что Мухаммад - его слуга и посланник».

    Если необходимое число райкатов - всего 2, то салаат продолжается приведенным ниже текстом. В ином случае нужно совершить еще один или более райкатов. Они совершаются точно так же, как первые два, с той лишь разницей, что теперь не нужно читать суру ал-Фаатихах.

    Во время салаатов фаджр, марриб и йИшаа первые два райката нужно читать вслух. В остальных случаях они произносятся про себя.

    По окончании необходимого числа райкатов (двух, трех или четырех) нужно произнести про себя еще одну молитву, чтобы восславить, поприветствовать и благословить пророков и их семьи:

    Позы салаата, составляющие слово «Адам»

    Поза кийаам (буква алиф - А)

    Поза кийаам (буква алиф - А)

    Поза рукууй (буква даал - Д)

    Поза рукууй (буква даал - Д)

    Поза садждах (буква миим - М)

    Поза садждах (буква миим - М)

    «Аллаахума салли йалаа сайидинаа Мухаммадин
    ва йалаа аали Мухаммадин
    кама салайта йалаа Ибраахиима
    ва йалаа аали Ибраахиима
    Иннака Хамиидун Маджиид.
    Аллаахумма барик йалаа Мухаммадин
    ва йалаа аали Ибраахиима.
    Иннака Хамиидун Маджиид».

    «О Аллах, благослови нашего учителя, Мухаммада
    и семью Мухаммада,
    как Ты благословил Авраама
    и семью Авраама.
    Конечно же, Ты Достоин восхваления и Славен.
    О Аллах, будь милостив к Мухаммаду
    и к семье Мухаммада,
    как милостив Ты к Аврааму
    и семье Авраама.
    Конечно же,
    Ты Достоин восхваления и Славен».

    К концу этого отрывка нужно низко склонить голову, медленно повернуть ее до предела вправо (так что теперь вы можете взглянуть через плечо) и произнести:

    «Ас-салааму йалайкум ва рахмату Ллаах».

    «Мир тебе и благословение Аллаха».

    Затем нужно повернуть голову влево и повторить эту же фразу:

    «Ас-салааму йалайкум ва рахмату Ллаах».

    Эти последние слова обращены к ангелам-писцам, которые парят над вашими плечами, записывая праведные и неправедные дела. Субхаан Аллаах!

    Еще одна любопытная черта салаата состоит в том, что, принимая 3 основные позы (кийаам, рукууй и садждах), человек своим телом воспроизводит формы арабских букв алиф, даал и миим.

    Из этих букв состоит слово «Адам» - имя первого из сотворенных людей и первого Пророка. На иллюстрациях изображены эти позы и соответствующие им буквы.

    Эти позы поклонения принимают ангелы, созданные исключительно для поклонения Аллаху (что они и делают совершенно естественным образом). Одну или более из этих поз использовали и все пророки в истории (да пребудет с ними мир). Пророку Мухаммаду была дарована честь передать человечеству синтез всех поз пророков. Ал-хамду ли-Ллаах ил-Хайуу, ил-Кайуум!

    Еще один важный момент, касающийся этой практики, состоит в том, что она доступна людям любого возраста. Все физические движения райката спокойные, плавные, легкие, но со временем они очень развивают тело.

    Минимальная дневная норма состоит из семнадцати молитвенных циклов - райкатов, каждый из которых состоит из семи отдельных поз. В день получается 119 поз, в месяц - 3570, в год - 42840.

    За сорок лет (средняя продолжительность взрослой жизни) человек принимает 1713600 поз. Таким образом он предохраняет себя от множества заболеваний: от сердечных приступов и других заболеваний сердца; эмфиземы; артрита; проблем с мочевым пузырем, почками и кишечником; вирусных и бактериальных инфекций; болезней глаз; потери памяти и дряхлости; ишиаса; заболеваний позвоночника и многих других. Салаат можно практиковать где угодно, и это не требует специального оборудования и каких-либо материальных затрат.

    Для суфиев салаат имеет особенно большое значение, ибо молитвенный коврик становится для них отправной точкой для входа в Божественную реальность - хакиикат.

    Шейхи говорят, что обучение человека, стремящегося к Богу, делится на 4 этапа: шариийат (закон), тариикат (путь), хакиикат (истина) и марйифат (экстаз).

    Прежде всего, требуется следовать шариийату, Божественным законам человеческой жизни, которые выводят человека на сираат ал-мустакиим - то есть на путь. Часто говорят, что задача суфия состоит именно в том, чтобы следовать тариикату. Но этот путь - не цель, он приводит человека к хакиикату. Сейчас я попробую определить этот сложный термин. Хакиикат - это окончательная неоспоримая и абсолютная истина обо всем бытии. К примеру, некоторые люди верят в существование Бога, а некоторые - нет, и не может быть, чтобы и те и другие были правы. Вопрос о бытии Бога имеет определенный ответ, это - хак, то есть истина, и она абсолютна. Мы окончательно ответим себе на этот вопрос, когда умрем. Хакиикат объемлет все скрытые знания. Достигнув уровня постижения этих Божественных истин, человек подходит к этапу, который называется «марийфат», - это всеобъемлющий экстаз того, кто обрел благосклонность и дружбу Возлюбленного - Всемогущего Бога.

    Для того чтобы достичь любого из этих уровней (а они строго последовательны), необходимо выполнять салаат. Но, просто произнося звуки и принимая позы, не добьешься желаемых результатов. Должны быть соблюдены некоторые внутренние условия.

    Прежде всего, к молитве нужно подходить смиренно, осознавая зависимое положение молящегося по отношению к Молимому. Аллах говорил нам, что мы были «забытыми тварями, пока Я не вспомнил о вас». И ни один живой человек в истории мира никогда не нес ответственности за свое рождение. Прежде мы не просто не существовали: мы даже не «знали» о том, что не существуем!

    Собираясь обратиться к Нему, мы должны выбросить из своей головы любые мысли, кроме мыслей о нашем милостивом Творце. Нужно отложить любые мирские дела и понять, что молитва - это способ войти в иной мир, способ приблизиться к Богу. Если разум занят мирскими мыслями, там не остается места для воспоминаний о Боге.

    Еще одно требование к молитве состоит в том, чтобы слова были как можно более осмысленными. Хотя эти слова и произносятся на арабском, мы должны знать их перевод на свой язык и как можно глубже искреннее обдумать их смысл.

    В хадисах говорится о том, что Бог как-то сказал Моисею: «О Моисей, когда ты захочешь обо Мне вспомнить, вспоминай так, чтобы твои члены дрожали и чтобы только Я был тебе в этот момент дорог, а все остальное безразлично. Когда ты стоишь передо Мной, будь робок в мыслях своих, как ничтожнейший раб, и будь в беседе со Мной правдив».

    А потом Бог сказал ему: «Скажи своим непокорным спутникам, чтобы они помнили Меня. А Я принимаю обет помнить тех, кто помнит Меня. Когда Авраам становился к молитве, то голос его сердца был слышен за две мили. Человек получит прощение на том свете лишь за свойства своего разума, а не тела».

    Некоторых людей удивляет, что мы должны бояться Бога, им кажется, что Бога нужно видеть только добрым и вселюбящим. Объяснение тут можно найти в Коране, в одном из стихов суры ал-Бакарах (2:112):

    «Балаа ман аслама ваджхалу ли-Ллахи
    ва хува мухсинун
    фа-лахуу аджрухуу йинда Раббих
    ва лаа хавфун йалайхим
    ва лаа хум йахзануун».

    «Но кто откажется от своих страстей ради служения Аллаху и творит дела благие, тому Господь уготовал награду; он не будет знать ни страха, ни печали».

    Иными словами, если человек отказывается от эгоистических побуждений и служит человечеству с единственной целью порадовать Аллаха, то наградой ему будет полная и неограниченная защита, милость и благоволение Аллаха. И если Аллах - Творец, Держатель и Правитель мироздания - становится чьим-то Другом и Защитником, то может ли этот человек бояться или пребывать в унынии?

    Проблемы, сопровождающие салаат, главным образом связаны с помехами. Помехи могут иметь как физическую, так и психическую природу. Человек нередко не может сосредоточиться в молитве из-за возни в соседней комнате, разговоров, приглушенного уличного шума и т.п. Средство от этого заболевания салаата состоит в том, чтобы отгородиться от источника помех.

    Суфии считают, что молитву лучше всего совершать в темной маленькой уединенной комнатке. Если это не возможно, то нужно отделить себе специальное место для поклонения Аллаху. Если нужно, закрывайте глаза, поскольку глаза - главный источник помех.

    Второй источник помех - сам разум. Каждая мысль, возникая, ведет к другой мысли.

    На заре Ислама к Абу Бакру, который был очень набожным мусульманином, пришел погонщик верблюдов и сказал:
    - Я не верю, что ты можешь совершить два райката салаата, не подумав при этом ни о чем, кроме Аллаха.

    Абу Бакр же утверждал, что ему это удастся. И тогда погонщик сказал, что если Абу Бакр сможет совершить два райката, не допустив при этом ни единой посторонней мысли, то он подарит ему верблюда, и указал на двух стоявших поблизости верблюдов - черного и коричневого.

    Абу Бакр начал свой салаат. Закончив, он встретил тревожный взгляд погонщика верблюдов. Будучи скрупулезно честным человеком, неспособным на обман, Абу Бакр признался:
    - Ты был прав, у меня ничего не получилось. Я отвлекся.

    Погонщику стало легче на душе: он не потерял дорогого верблюда. Переведя дух, он спросил:
    - Но что отвлекло тебя? О чем ты подумал?
    - Я подумал, взять ли мне черного или коричневого верблюда, - ответил Абу Бакр.

    Искоренить внутренние мысленные помехи очень сложно. Наилучший способ тут состоит в том, чтобы получше сосредоточиться на содержании читаемого текста. Если разум начинает блуждать, верните его к смыслу строк Корана.

    Пророк говорил, что в комнате, где совершается салаат, не должно быть пестрых украшений и картин, на молитвенном коврике - замысловатых узоров, а на человеке - колец и других украшений.

    В хадисах сказано, что, когда человек молится, Аллах поднимает разделяющую их перегородку и обращается лицом к Своему слуге. На плечи тому взбираются 2 ангела и молятся в унисон с ним, а в конце молитвы произносят «Аамиинь». Затем они распространяют благие силы от макушки молящегося до самого горизонта. Потом один из ангелов говорит: «Если бы этот слуга знал, Кого он призывает своей молитвой, то он не отвлекался бы в разные стороны. Перед молящимся распахнуты двери небес, и Аллах разделяет гордость за него со Своими ангелами, и Лицо Бога перед его лицом». Это открытие дверей Невидимого называется «кашф».

    К сожалению, на Западе есть немало людей, выдающих себя за суфиев, которые неразумно заявляют, что особой необходимости в салаате нет. Они делают странные утверждения, будто бы такие формальные действия, как салаат - это не более, чем ритуалы, и истинные духовные подвижники вполне могут обойтись без них. Эти заблудшие приводят в качестве истинно независимых, свободомыслящих «суфиев»:Ибна Араби, Мавлана Руми, Имама аль-Газали и Мансура ал-Халладжа. А тех, кто регулярно совершает салаат и верит в его необходимость, они надменно называют отсталыми «фундаменталистами». Я надеюсь, что некоторые описанные выше аспекты салаата вдохновят людей на то, чтобы научиться этой практике и на себе испытать ее поистине чудотворное воздействие. Вышеупомянутые же великие люди (Руми, Ибн Араби и другие) на самом деле горячо и искренне совершали салаат.

    Однажды - дело было в декабре в Конье - Мавлана Руми удалился в свой худжрах (келью для молитв и размышлений), чтобы совершить ночные молитвы. И вот наступило уже время фаджра (утренней молитвы), а он все еще не вышел. Его последователи забеспокоились: ибо за двадцать лет не было еще случая, чтобы Мавлана не разделил с ними общей молитвы. Шло время, беспокойство муриидов возрастало и наконец кто-то решился выломать дверь. Внутри они с удивлением увидели Мавлана, отчаянно пытавшегося освободить свою примерзшую к полу бороду. Молясь, он вдруг заплакал; был мороз, а слезы лились настолько обильно и долго, что в конце концов примерзли к полу, поймав его за бороду!

    Мансур ал-Халладж оставил свой след в истории Суфизма из-за мнимой обиды, нанесенной им так называемому ортодоксальному духовенству. Однако фактически его обвинили в разглашении Божественных тайн, подслушанных им у дверей его сестры, которая была суфийской святой. Процесс длился более восьми лет. В последнюю неделю своей жизни, ожидая исполнения приговора, Мансур Ал-Халладж коротал время, совершая салаат; в последний день своей жизни он принес 500 райкатов салаата!

    Суфии - наиболее строгие приверженцы салаата.

    Рассказывают, что Хазрат Абдул-Кадир Джилани как-то раз едва не пропустил свою утреннюю молитву. Но к нему, спящему, подошел кот и стал тереться, пока тот не проснулся. Абдул-Кадир увидел, что уже довольно поздно, тут же поднялся с постели и быстро совершил два положенных райката. Закончив, он посмотрел на кота и понял, что на самом деле это был Сатана. Великий святой удивился, что Сатана разбудил его к молитве, и спросил:
    - Я вижу, что ты - Сатана, так почему же ты разбудил меня к фаджру, к утренней молитве?
    - Мои собратья-дьяволы говорили мне, что ты очень набожен и умен, и я вижу, что это действительно так, - ответил кот. - Ну что ж, поскольку ты все равно раскусил меня, я могу открыться тебе. Я знал, что если бы ты пропустил свою обязательную молитву, то возместил бы ее сотней райкатов; вот я и разбудил тебя, чтобы ты пожал благие плоды лишь двух.

    Суфийские шейхи назначают муриидам дополнительные практики, расширяющие и углубляющие основной салаат. Прежде всего к обязательному (фард) йалаату добавляются молитвы, совершавшиеся Пророком Мухаммадом. Они называются «суннах» и составляют значительное дополнение к культовой деятельности муриидов. Затем мурииды получают задания оставаться в тех или иных позах необычно долго - час и более, - читая при этом стихи из Корана, насыщенные особенно глубоким мистическим смыслом.

    Салаат - это одновременно первый и последний шаг истинного верующего. Это реальное средство объединить индивидуума со всем человечеством и со Всемогущим Богом. Основные черты этого ритуала неизменны везде и всегда (и сохраняются вот уже 1400 лет), и, таким образом, - салаат служит основой для более тонких духовных упражнений. Для любого человека, желающего обрести безупречное здоровье, гармонизировать свою физическую, умственную, эмоциональную и духовную жизнь, нет лучшего средства, чем салаат. Как часто говорил своим последователям Хазрат Хвайа Гариб Наваз: «Поспешите совершить салаат, пока не пришел Последний Час!»

    И не правы говорящие, будто бы для духовного искателя, достигшего своей цели, молитвы и обряды уже не обязательны; ибо даже Глава Мира - да пребудет с ним блаженство и мир Господень - никогда не прекращал молиться и поклоняться Богу. И даже достигнув вершин набожности, он говорил: «Позор мне, о Господи, ибо я поклоняюсь Тебе недостаточно».

    В приведенной ниже таблице указано правильное количество обязательных и дополнительных райкатов каждого из пяти ежедневных салаатов.

    Количество райкатов в салаате

    Молитва Суннах до (доп-ные) Фард (обяз-ные) Суннах после (доп-ные) Наафил (доп-ные) Витр (очень реком-мые)
    Фаджр (читается вслух) 2 2 - - -
    Зухр (про себя) 4 4 2 - -
    йАср (про себя) 4 4 - - -
    Марриб (первые 2 райката вслух) - 3 2 2 -
    йИшаа (первые 2 райката вслух) 4 4 2 2 3

    Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
    Источник: книга «Суфийское целительство»

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    *

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка