Память: что мы знаем

У вас хорошая или плохая память? | Память и возраст | Память и время | Память и телевидение | Память и привычки | Укрепляйте свою память | Тот не мудрец, у кого слабая память | Реальное владение памятью

У вас хорошая или плохая память?

Право, здесь есть над чем задуматься. Ведь, по словам Мирабо

«Верная и деятельная память удваивает жизнь».

Память – самый высший и самый ценный дар разума, его самый острый инструмент, а мы ее совсем не ценим и не бережем. Хуже того, иные и рады бы вести себя по-другому, да не знают, как подступиться, ибо руководство взять негде.

Из-за слабости памяти каждому по 100 раз на дню приходится заново «изобретать велосипед».

Память и возраст

Самый злостный предрассудок в данной области состоит в убеждении, будто память связана с возрастом: в детстве и юности она хороша, а потом все слабеет и в конце концов чуть ли не вовсе сводится на нет, а весь ум растворяется в маразме. Вздор!

Просто в детстве и юности человек поставлен в такие условия, что должен неуклонно интеллектуально расти и развиваться, должен постоянно упражнять и обогащать свою память – в эти годы жизни сия задача имеет для него первостепенное значение. Но в последующем акценты смещаются, память в зрелые годы все менее и менее упражняется и в конце концов лишается всякого упражнения. Именно отсутствие упражнения и интереса, а вовсе не возраст, постепенно ввергает человека в умственную апатию и маразм. А годы – пустое.

Хрестоматийный пример – римский сенатор и писатель Катон, который начал изучать греческий (а ныне – древнегреческий) язык, когда ему минуло 90 лет, и сильно в нем преуспел.

Память и время

Ослабление внимания и памяти, происходящее от названной причины, связано и с еще одним крайне неприятным явлением – тем, что по мере прибавления лет бег времени для человека все ускоряется. То есть объективно скорость движения времени, разумеется, остается неизменной, но субъективно человек ощущает его ускорение.

Лучше всего этот предмет разбирается Шопенгауэром в его «Афоризмах житейской мудрости». От себя лишь скажем, что причина столь досадного явления кроется в прогрессирующей рассеянности внимания и в прогрессирующей же неспособности человека к сосредоточению – симптомы, роднящие подобное состояние с идиотизмом.

Память и телевидение

Надо сказать, что такому положению вещей сильно содействует нынешний уклад жизни с его однообразием, задерганностью и хронической усталостью, с постоянными покушениями на ясность сознания и разворовыванием внимания, чему сильно содействуют своей болтовней радио и телевидение. Отметим, что перед последними особенно беззащитны как раз люди преклонного возраста. В результате сила восприятия неизбежно падает, а память слабеет. Все меньше импульсов извне поступает в сознание. Временные интервалы между этими импульсами выпадают, что и является причиной для иллюзии ускорения времени.

При таком положении дел оказывается, что если человек прожил 17 лет, то он прожил половину – причем лучшую половину – своей жизни, потому как общая сумма впечатлений от последующих 60-80 лет качественно и количественно будет лишь равняться сумме впечатлений первых 17 лет. Кто мудр и наблюдателен, вполне сможет оценить глубину только что сказанного.

Таким образом, чтобы субъективно замедлить бег времени (в скобках отметим, что это замедление может быть продлено до очень значительного предела), человеку необходимо постоянно (а не только в юности) упражнять внимание и наблюдательность, развивать и совершенствовать память и ее остроту.

Память и привычки

И еще одна аксиома: создавать себе привычки – ошибка. Чем меньше у человека привычек, тем он (во-первых) свободнее, тем острее (и это во-вторых) сознает он окружающее и тем (это, наконец, в-третьих) лучше работают у него внимание и память. Все это неизбежно означает, что время для него течет субъективно медленнее, чем для остальных смертных, а, стало быть, он и успевает больше, и жизнь его оказывается насыщеннее, интереснее и богаче. Привычки, притупляюще действуя на органы чувств человека, парализуют его внимание, память и волю, делают его слепым и глухим к тому, что его окружает. Человек становится биологическим автоматом и перестает быть человеком в действительном смысле этого слова.

Нелепо принимать всерьез человека с плохой памятью. Наша память – это мы сами, это наше прошлое, настоящее и наше будущее, это все, что мы сделали, и все то, что мы еще создадим. И если наша память слаба, то нас как бы нет. В соответствии с этим, для человека, который смысл жизни видит в «убиении времени», слабость памяти должна представляться не злом, а, напротив, величайшим благом.

Укрепляйте свою память

Еще раз утвердим сказанное ранее: хотите долго прожить и много пережить – развивайте в себе наблюдательность и сосредоточенность, укрепляйте свою память. Способ достижения этого – упражнение. Внимание, сосредоточенность и память являются способом замедлить бег времени и, таким образом,- способом продлить свою жизнь. Это, разумеется, будет относительным, а не абсолютным ее продлением, к которому так стремится вульгарный ум. Относительное продление, безусловно, важнее абсолютного: «Важно не сколько лет за плечами, а набрался ли ума человек»,- говорит пословица.

Тот не мудрец, у кого слабая память

Цепкость памяти – для мыслителя первейшее благо. Хорошая память обогащает ум, а умному человеку недостаточно просто быть умным: ему еще необходимо обогатить и украсить свою память мудрыми и прекрасными мыслями лучших людей всех веков и народов. Человек с хорошей памятью, работающей в направлении запоминания афоризмов, становится мудрее. Читая книги, он доходит до идеи самоусовершенствования (умственного, физического, нравственного), что является качественным скачком на пути развития личности.

Вполне естественным, с точки зрения йогов, будет углубить тему памяти, перейдя от просто совершенного пользования этой способностью к применению ее в деле самопознания. Свами Анантананда говорит:

«Мы – результат своего прошлого, неизбежное последствие наших дел и мыслей. Поэтому наша память – это мы сами: наша личность, наши возможности, наше мышление, наше отношение к людям – все связано с памятью. Чем наша память сильнее, тем более мы являемся самими собою, тем сильнее наша помощь миру».

Реальное владение памятью

Реальное владение памятью поможет нам многое понять в самих себе и многое о себе узнать. По мысли Платона, всякое серьезное знание есть не столько результат последнего опыта, опыта последних дней и лет жизни, сколько припоминание. Припоминание – это внесение в область нынешнего потока нашего сознания результатов опыта своего далекого прошлого, который хранится в глубинах нашей памяти в «сжатом», «заархивированном» виде. Опыт какого «далекого прошлого», спрашивается, имеется в виду? Опыт нашей прошлой жизни, проведенной в других телах, опыт прошлых воплощений, который и является главным богатством и смутно сознаваемой, но реальной основой нашей теперешней личности. Потому что если уж вспоминать, так вспоминать. Вспомнив же свое далекое прошлое, мы сможем увидеть и предназначенное нам будущее. Самопознание поможет нам также уразуметь иллюзорность смерти. Здесь уместны исполненные глубочайшего смысла слова Льва Николаевича Толстого:

«Когда подумаешь о том, что будет с душою после смерти, нельзя не подумать и о том, что было с душою до рождения. Если ты идешь куда-нибудь, то, наверное, откуда нибудь ты вышел. Так и в жизни. Если ты пришел в эту жизнь, то откуда-нибудь. Если жил прежде, то будешь жить и после».

В итоге глубоких размышлений и благотворных переживаний, с которыми мы неизбежно сталкиваемся на указанном пути, у нас в конце концов неизбежно вырабатывается некое новое миропонимание, совершенно особое мироощущение, которое позволит нам понять свое истинное место и задачи в этой жизни, научит нас лучше понимать и больше ценить наших попутчиков, сопровождающих нас на пути совместного духовного восхождения.

Свами Анантананда говорит об этом так:

«Все наши встречи здесь не случайны. Мы все что-то значим друг для друга. Мы знали друг друга прежде и продолжим наше общение в вечности. Поэтому для нас так важно отдавать друг другу лучшее, что в нас есть, и изживать в себе остатки дурного, которые мешают другим наслаждаться нашим обществом».

Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии