Пранаяма и знание о поддержании жизненного дыхания

Кроме изменения соотношения СО2/O2 в крови, йогический метод контроля дыхания (пранаяма) влияет на упомянутый процесс другим образом. Хорошо известно, что нормальная скорость дыхания соотносится с физической активностью и эмоциональным состоянием индивидуума. Физические упражнения и такие сильные эмоции, как гнев, страх, сексуальное возбуждение, увеличивают скорость дыхания. Уравновешенность ума и эмоциональный покой замедляют скорость дыхания, иногда даже ниже нормального уровня. Ученые наблюдали, что даже среди животных нервные дышат более часто, чем те, которые уравновешены по природе. Заяц делает 55 дыханий в минуту, человекообразная обезьяна – 30, кошка – 24, собака – 15-18, лошадь – 8-12, а черепаха – только 3 раза в минуту. Основываясь на этом, йоги утверждают, что раз эмоциональные состояния могут влиять на скорость дыхания, то и наоборот, изменение скорости дыхания должно изменить личное эмоциональное состояние.

Все методы пранаямы основаны на этой основной идее. И конечная цель Йоги – сократить дыхание до абсолютного минимума, таким образом полностью прерывая логическую и эмоциональную функции мозга («Йога есть прекращение волнений ума», – как гласит «Йога сутра» Патанджали).

Кроме йогического метода пранаямы существует другой метод, называемый в традиции сиддхов системой удаи (подъема) свары (звука и дыхания). Он не является методом контроля дыхания, но способом использования нормального дыхания для гармонизации жизненных сил с образцами дыхания. Метод cваpa-удаи (свародаи) основан на одном важном недооцениваемом факте – мы, как правило, свободно дышим через одну ноздрю в определенное время. Наше дыхание изменяется примерно через полтора часа с одной ноздри на другую.

Существует качественное различие между дыханием через левую и правую ноздри. Дыхание через левую ноздрю – холодное, успокаивающее, пассивное и женственное по природе, в то время как дыхание, которое проходит через правую ноздрю,- теплое, энергичное, деятельное и мужественное. Главная цель метода свародаи – научить человечество способу гармонизации дыхания через определенную ноздрю в зависимости от выполняемой задачи.

Согласно Тантрам, различие между дыханием через левую и правую ноздрю обусловлено движением небесных тел. «Как Луна движется через знаки зодиака, так и дыхание движется с лунной ноздри к солнечной ноздре» – говорит «Шива-свародая». Личный знак зодиака определяет, какое дыхание предпочтительнее и благоприятнее на каждый день.

В определенных пределах дыхание можно перевести с одной ноздри на другую. Некоторые йогические тексты утверждают, что если кто-то преуспел в том, чтобы контролировать переход дыхания с одной ноздри на другую и может осуществлять этот переход без применения какого-либо физического метода, то про него говорят, что он владеет судьбой. Некоторые тексты Йоги также утверждают, что изменение положения во сне является естественным путем поддержания баланса 2-х сил в человеческом организме.

Проведены некоторые современные исследования по альтернативному ноздревому дыханию и один пример, отмеченный Ником Дугласом и Пенни Слингер в «Тайнах пола»,- работа, проведенная доктором В. Пратапом в институте Йоги Кайвалья Дхам в Бомбее. Доктор Пратап обнаружил, что существует определенный ритмический режим альтернативного ноздревого дыхания. Рассматривая причину, доктор Пратап говорит: «Думаю, что это имеет что-то общее с симпатическими нервами». Автор этого исследования предполагает, что воздушные потоки, проходящие через нос, стимулируют определенные части обонятельных нервных окончаний и обонятельные луковицы, которые являются продолжение мозга и, следовательно, обеспечивают продолжение импульсов после того, как стимул для этого прекратился. «…Возможно, что центральные механизмы управляют ноздревым дыханием для поддержания гемеостаза организма… Можно предположить, что воздушные потоки, проходящие через правую ноздрю, оказывают влияние на возбуждающие эффекты, в то время, как проходящие через другую ноздрю, создают эффекты замедления».

Традиционно метод свародаи впервые был преподан Богом Шивой, хранителем всех оккультных знаний, его супруге Парвати, олицетворению его мистической Силы (Шакти).

Легенда рассказывает, что Парвати уснула, слушая гипнотизирующий голос Шивы, объяснявшего секреты метода свародаи. Но рыбак, или некий йогин, который превратился в рыбу, слышал все сказанное. Йогином был великий мистик-сиддха Матсьендранатха. Он запомнил каждое слово, произнесенное Шивой, и донес знание до человечества через длинную последовательность учителей, известную в индийской литературе и религии как натпхи (Учителя, Мастера). Слово «натха» очень интересно и легко выводится из взгляда учения натхов на Космос. В слове 2 слога: «на» и «тха». «На», как утверждается, выражает непроявленныи космический Дух, а «тха» символизирует проявленную вселенную. Натха (Учитель) – это лицо, которое понимает и гармонизирует 2 противоположности непроявленное и проявленное.

Чтобы понять древнюю систему гармонии дыхания, следует сначала усвоить основные точки зрения, на которых основана эта система. Первая основная идея – это развитие Вселенной. Но следует четко понять, что эта оккультная теория развития не относится к физической Вселенной. Она отражает качественное пробуждение индивидуального сознания. Следовательно, она относится к психологической и психической Вселенной.

Развитие соотношения микрокосма и макрокосма есть результат взаимодействия сознания (пуруши), или мужского положительного элемента, с энергией (пракрити), или женским отрицательным элементом. В начале 3 качества Вселенной (гуны): существование и благость (саттва), активность (раджас) и инертность, или темнота, (тамас) содержатся в пракрити в полном равновесии. Но во времени (кала) близость принципа сознания (пуруши) к пракрити нарушила совершенный изначальный баланс и начался процесс развития Вселенной. Из превращений, произошедших внутри принципа пракрити, был рожден сгусток разума (буддхи, или махапг). Из буддхи развилось ощущение «я» (ахамкара, или эго), или осознание индивидуального существования. Из чувства «я» развился ум (манас). Из манаса вышли следующие созданные им сути: 5 органов чувств (джнянендрии): уши, кожа, глаза, язык, нос; 5 чувственных восприятий: звук, касание, форма, вкус, запах; 5 органов действия (кармендрии): рот, руки, ноги, внутренние органы и гениталии; 5 основных действий: способность говорить, схватывать, ходить, выделение и спаривание; 5 тонких элементов (танматр), образующих основания 5-ти грубых эпементов (махабхутов): земли, воды, огня, воздуха и пространства.

Грубые элементы образуют физический мир, который мы видим вокруг нас. Но они никогда не существуют в своем чистом состоянии. Земля, как таковая, только на 50% земля, а по 12% – от всех остальных элементов: воды, огня, воздуха и пространства. Все материальные и видимые формы, состоящие из 5-ти грубых элементов, имеют сходный состав. Через определенный период времени микрокосм и макрокосм растворяются в обратном порядке до изначального состояния равновесия трех гун в пракрити. Говорят, что это конец одного космического цикла. Этот процесс повторяется снова и снова бесконечное число раз.

Вторая основная точка зрения – это жизненная энергия (вайю). Жизнь всех живущих тел зависит от воздуха, который вдыхается и выдыхается. Без дыхания жизнь была бы невозможна. Также тонкое тело зависит от жизненной энергии, циркулирующей по телу, втекающей и вытекающей вместе с физическим дыханием. И, подобно физическому дыханию, жизненная энергия также нуждается в постоянной подпитке от космической энергии, которая пронизывает Космос.

Автор: Свами Шиваприянанда
Источник: книга «Секретная сила тантрического дыхания»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии