Почему в иерархии творения человек занимает низкое место?

«Бог создал для вас все, что есть на земле.
Более того, Он обратился к небу и создал гармонию из семи небес.
Он исполнен знания всех вещей»
.
Коран 23:17

Иерархия творения восходит от миниатюрнейших форм земной жизни до Аллаха. Структура этой иерархии разработана Аллахом и теперь сохраняет форму и равновесие по Его воле. В общих чертах все мироздание можно разделить на 2 части: известный людям мир (инсаан) и незримый (райб) и, в основном, неизвестный нам мир небес.

Нижний мир – подлунный, он состоит из 4-х сфер стихий: царств неорганики, растений, животных и людей. Эти 4 составляющие расположены в восходящем порядке, и человек занимает в иерархии физического творения наивысшее положение. Этим измерением руководят законы природы – иначе говоря, законы роста и распада, жизни и смерти.

Над сотворенным миром человеческого существования лежит царство небес; их 11. Каждое из них населено ангельскими формами и душами, расставшимися с людскими телами и земной жизнью.

Различные земные и небесные сферы можно представить себе так, как изображено ниже на рисунке.

Эволюционная схема иерархии творения

Каждая из сфер стихий – царства неорганики, растений, животных и людей – состоит из 2-х частей: сфера стихии и промежуточный слой, служащий для связи между сферами. Так, сфера земли связана со следующей сферой через неорганический мир. Когда сфера земли соединяется со стихией воды, образуется растительный мир.

Подобным же образом соединение воздуха с водой и землей порождает огонь. Когда же соединяются все эти стихии: земля, вода, воздух и огонь – получается человек.

Царство человека служит переходом к небесным сферам. Для большинства людей первые небеса представлены луной: созерцая луну, мы утоляем свою первую тягу к небесным царствам. Для тех же, кто населяет измерение первых небес или луну, луна служит твердью, а стремления их направлены к более высокому уровню или вторым небесам – к Меркурию. И так далее, вверх по иерархии небес.

Люди занимают наивысшее место в иерархии миров сотворенной жизни лишь по одной причине: им дарован разум, или йакл. Йакл – это творческий рациональный потенциал ума, которого нет ни у животных, ни у растений, ни у воды. Эти низшие формы способны лишь следовать своим инстинктам, которые даны им Творцом. Они абсолютно подчинены законам природы. Например, человек никак не может «убедить» в чем-то оленя. Даже если попытаться просто приблизиться к нему, он почти наверняка сразу же пустится наутек, независимо от намерений приближающегося к нему человека.

Это верно даже в отношении тех животных, которых люди пытаются контролировать. Собаки, к примеру, поддаются попыткам приручения не так уж легко. И чем ближе родственные связи между собаками, тем более невротичным становится потомство. Несмотря на все попытки сделать собак домашними животными, они не так уж редко без причины бросаются на взрослых и на детей и загрызают их насмерть.

Приученные животные обычно утрачивают естественное достоинство своего вида. В природе все животные прекрасны. Но ведь в своей стихии они полностью сохраняют свое естественное инстинктивное поведение, данное им для выживания. Лев убивает не из злобы. Роль убийцы дана льву в процессе творения, и лев не может иначе.

Только люди способны на творческое мышление и рациональное принятие решений, только они могут выбирать, делать им что-то или нет. Это иногда называют свободной волей. Человеку нетрудно объяснить, что делая что-то опасное, он может убить себя. Однако, благодаря своей свободной воле, человек нередко действует вопреки любым советам и рискует. У животных нет подобного выбора: рыба должна оставаться рыбой.

Наши сознательные решения принимаются посредством йакла, и только за это его качество человек и поставлен над всем подлунным творением.

Когда мы стремимся к чему-то, превосходящему земное существование, то обращаемся к миру небес. Зодиакальные небеса (которых 7) мы можем видеть воочию.

Это царство планет, и первая из них – Луна. Ее цвета – белый и серебряный, и она состоит из 4-х упоминавшихся выше стихий, плюс эфир.

Вторая зодиакальная планета – Меркурий, ее цвет – серый. Бог говорит, что, создавая Меркурий, Он добавил к нему Свой фикр, Свои глубокие медитативные мысли.

Венера – третья зодиакальная планета, и ее цвет – желтый. Венера управляет миром поэтических сравнений, аналогий и метафор. Аллах говорил, что, сотворяя Венеру, Он добавил к ней Свой кхайал, или воображение.

Солнцем – четвертой зодиакальной планетой – управляет Исрафил, Ангел Воскресения. Как известно, Исрафил поведал Пророку о том, что Ангел Смерти ежедневно заглядывает в лица семидесяти тысяч человек, выбирая, кого из них пора забрать из земной жизни. Эту планету Бог создал из света собственного сердца, из Божьего источника, из абсолютного сердца, которое есть любовь.

Пятая планета зодиака – Марс. Его цвет кроваво-красный. Этой планетой, созданной из Божьего вахма, или решимости, правит Азраил, Ангел Смерти.

Юпитер – шестая планета зодиака, управляет ею архангел Михаил, а создана она из Света Химмах – света отражения Аллаха.

Последняя зодиакальная планета – Сатурн. Его цвет черный. Сатурн – высший в этой иерархии, он был первым из сотворенных зодиакальных созвездий.

Эти 7 небес (представленные в обратном порядке – от низшего к высшему) называются «самаа». Слово «самаа» (небеса) сходно по звучанию со словом «самаай» («экстатическое размышление»).

Каждое из небес связано с другими небесами, расположенными как выше, так и ниже его.

Все небеса населены разнообразными тварями. На них обитают бестелесные души (уже умершие для земной жизни и ожидающие йавн ал-кийаамах, или Судного дня). Тут же живут и все ангелы, распределенные по разным небесам, в соответствии со своими функциями и рангом.

Кроме человеческих душ и ангелов, Аллах еще создал джиннов. И если людей он создал из 4-х стихий: земли, воды, воздуха и огня,- то джинны сотворены из «бездымного огня». Джинны, подробно описанные в Святом Коране, способны иногда принимать человеческий облик. В общем, они безвредны или даже благосклонны к людям, однако бывают и злобные джинны. Они оказывают огромное влияние на человеческие дела и часто становятся причиной того или иного разлада, идентифицируемого нами как болезнь. В качестве главного примера тут можно привести колики у младенцев, которые особенно подвержены влиянию джиннов. Изгнать джиннов можно при помощи некоторых гомеопатических препаратов и заклинаний.

Когда душа расстается с человеческой жизнью, она начинает подниматься через эти небесные царства. И тогда с одной стороны человек может оглянуться на свое предыдущее состояние, а с другой стороны у него есть будущее. Такова реальность небесного существования. Те же, кто верит в реинкарнацию, понимают строение небес не до конца.

Поднявшись на наивысшие небеса зодиака, оказываемся в преддверии Трона Аллаха, называемого «йарш». Собственно говоря, это только метафора, ибо невозможно вообразить себе, чтобы человек оказался где-то возле седалища Всемогущего Аллаха. Эти восьмые небеса представляют собой предел нашей физической Вселенной. Здесь, у восьмых небес, заканчивается та вселенная, которую мы изучаем при помощи телескопов, лазерных лучей и радиоволн. Наука еще не подошла к этому барьеру, но, возможно, достигнет его через некоторое время, если будет на то Божья воля.

Существует 18000 сотворенных вселенных, а мы знаем лишь одну из них – ту, где живем. Остальные 17999 существуют по соседству с нашей и имеют иные функции, о которых мы ничего не знаем и не узнаем никогда. Аллах сказал, что при сотворении человека он не дал ему способности полностью постичь все Его творение. Но в момент смерти, когда падают все завесы, каждый человек враз видит всю природу небес и Вселенной и изумляется совершенству Божественного замысла. Между прочим, Аллах говорил, что как ни сложны небеса, Он сделал человеческое тело гораздо более сложным! Но пока мы должны довольствоваться просто знанием о существовании неких невообразимо огромных пространств. Это вдохновляет нас на то, чтобы принять величие и силу нашего Творца, который создал тысячи измерений мироздания; мы же, люди, видим лишь одну каплю этого Божественного космического океана.

Всем, что происходит на 8-мых небесах, управляет лично Аллах; в низшие пространства Аллах направляет для воплощения Своих замыслов посредников. Происходящие в нашем зодиаке неординарные события (вроде взрывов сверхновых звезд или падения метеоритов), вызываются событиями, происходящими на 9-тых небесах. Устойчивое и привычное вращение планет в земных небесах тоже управляется с этих небес.

Девятое небо – хрустальное, оно называется «йарш», или Трон Аллаха, ослепительный блеск Божьей славы. Это состояние бытия непостижимо и неописуемо. Один великий суфий сказал как-то: «Тот, кто перебрался через ограду йарша, больше не подает вестей».

На десятом небе нет ни планет, ни звезд, и поэтому оно называется «Беззвездными небесами». Именно тут берет начало движение всех других небес под непосредственным руководством и по замыслу Всемогущего Аллаха.

Одиннадцатые небеса называются «Эмпиреями, или Небесами Небес». Они полностью светящиеся: ничего, кроме чистого всеобъемлющего ошеломляющего света. Славя эти небеса, Мавлана Руми написал: «За что мы любим Эмпиреи и небеса? Наш путь лежит в Розовый Сад Единства».

Как поведал нам в Коране Аллах, когда Он решил сотворить мироздание, первое, что Он сделал, была Душа пророчества. И она была сотворена из Его собственного света, или нуура. Иными словами, для всех пророков, которых Аллах посылал на землю к людям с вестями о Творении, Он сделал лишь одну душу. Бог вкладывал ее последовательно в 120000 человеческих существ обоих полов, и некоторые из них стали известны миру, а некоторые – нет. Эту невообразимо прекрасную душу Аллах сделал из нуура – Своего собственного света.

Потому-то пророкам удавалось оказывать такое удивительное влияние на мир: Аллах дал им силу нести миру просветление.

И еще Аллах говорил: «Если бы Я не создал Душу пророчества, Я не сотворил бы мир». Когда Аллах создал Душу пророчества, она была настолько яркой и горячей, что начала потеть. Из этого ее пота Аллах создал душу розы. Поэтому у розы такой чудесный запах, поэтому ее называют «матерью ароматов». Глядя на розу, всякий улыбнется и испытает душевный подъем, и люди всего мира инстинктивно чтят и любят этот цветок. Воистину, она символизирует саму любовь.

Взглянув на эту эволюционную схему иерархии творения, мы видим, что люди занимают в мироздании довольно низкое место; над нами есть очень много уровней, которых мы не можем достичь в своем физическом теле. После окончания земной жизни нашей душе еще обязательно нужно будет пройти множество этапов. За Небесами Небес, или Эмпиреями, есть еще один уровень под названием «висаал», или «венчание со Всемогущим Богом». Только в этом и состоит цель настоящего суфия и истинное значение слов «Лаа илааха иллаа Ллаах»: ничто человека не удовлетворит, кроме полного и окончательного союза с Возлюбленным Властелином, Творцом и Держателем всех миров. Йаа хайуу! Йаа кайуум!

Все писания и все пророки, начиная с самого первого, говорили нам одно и то же: что мы созданы мудрым и любящим Творцом и главная задача нашей жизни состоит в том, чтобы попытаться добиться возвращения к Нему. Цель нашей жизни – восстановить союз с Богом, а все, происходящее на этом пути,- лишь огромный спектакль, поставленный для того, чтобы помочь нам успешно завершить свое путешествие. Вот почему человека, активно следующего суфийскому пути, называют «саалик», или путешественник.

Все, что мы считаем в этой жизни добром и благом,- это лишь мизерные проявления окончательной, абсолютной и бесспорной реальности вещей, принадлежащих Аллаху, и ему одному. Это окончательное и высшее знание всех вещей называется «хакиикат» (от слова «хакк» – истина).

Когда мы говорим, что хотим любить или быть любимыми кем-то, то имеем в виду, что жаждем той абсолютной любви, которая переполнит нас и обратит в пепел; мы хотим умереть от любви. Один человек не может дать другому такого величественного и всеобъемлющего чувства. И лишь только Божественный Возлюбленный способен уничтожить нас своей любовью. Именно этого стремится достичь суфий, именно в поисках этого умирает.

Процесс перехода личности от растерянного земного состояния к состоянию вечного единения с Божественной реальностью представляет собой долгое, сложное и трудное путешествие.

Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии