Великие умы за и против спиритизма

В свете спиритического откровения все неясности ветхо- и новозаветных текстов, священных писаний всех религий устраняются и все встает на свои места. Столь «странные» явления как чудеса, левитация, огненные языки, предсказания, предчувствия и многое другое обретают наконец свое истинное значение.

Страстная проповедь Кардека, Дени и их французских, английских, американских и немецких коллег привлекают к спиритизму внимание и симпатии в научном мире, в мире литераторов и людей искусства.

Среди писателей, например, в этом смысле высказались в свое время Виктор Гюго, Теофиль Готье, Александр Дюма (перечитайте в этой связи смерть Атоса в «Виконте де Бражелоне»), Р. Л. Стивенсон (бывший, кстати сказать, одно время секретарем Эдинбургского спиритического общества), Г. Р. Хаггард, А. Конан-Дойль – автор «Нового Откровения», «Жизненного Послания», двухтомной «Истории Спиритизма» и других работ, Александр Гепп, Шарль Ломон, Викторьен Сарду, Эрнест Бонмэр, Морис Лашатр, Огюст Вакри, изложивший свои взгляды на этот предмет в «Крохах истории», Эжен Ню – автор «Великих Тайн» и «Потусторонних вещей», и многие-многие другие; у нас, в России – А. Н. Аксаков и, в известной мере, Владимир Соловьев. Даже сам насмешливый и скептичный Шопенгауэр не счел в свое время для себя возможным сомневаться в реальности этих явлений, ибо прекрасно знал, что они не такая уж редкость. Любопытно в этой связи отметить, что если сам Лев Толстой и потешался всячески над этой новой ветвью исследований, то зато вся его мистическая философия и нравственность, особенно в том виде, как они поданы в его «Круге чтения», целиком совпадают с мистической философией спиритизма и его нравственным учением. В своей пьесе «Плоды просвещения», в каковой граф Толстой задался целью нещадно высмеять спиритизм, он на самом деле высмеял всего лишь собственные упрощенно-поверхностные о нем представления. Печальный и назидательный казус, когда великий ум, возомнившись, считает себя в праве издеваться над тем, с чем едва знаком понаслышке.

Немалое число больших и всемирно известных ученых выразили свою убежденность в истинности спиритизма и занимались исследованиями в этой области. Можно назвать имена Вильяма Крукса, Альфреда Уоллеса, Фредерика Мейерса, Оливера Лоджа, Камилла Фламмариона, Шарля Рише, Чезаре Ломброзо, Александра Бутлерова, Гюстава Лебона, Пьера и Мари Кюри. Все они, каждый в свое время, решили подвергнуть тщательному контролю и анализу спиритические феномены, получавшиеся при содействии знаменитых медиумов (Д. Д. Хоума, Э. Палладино и др.), с тем, чтобы удостовериться в их реальности, вернее, нереальности, так как поначалу посчитали их вздорными фокусами, скорейшее разоблачение каковых отвечало интересам науки и тогдашней философии. Но факты, как известно, вещь упрямая, и они переубедили скептиков, научная добросовестность которых заставила их публично признать свои первоначальные взгляды заблуждением. Должным образом засвидетельствовав реальность этих явлений, ученые занялись их классификацией. «Как бы ни относиться к спиритизму, нельзя не признать несомненность этого факта» – так высказался по этому поводу В. Ф. Войно-Ясенецкий. Да что там говорить! Сам насмешливый и скептичный Шопенгауэр не счел в свое время для себя возможным сомневаться в реальности этих явлений, ибо прекрасно знал, что они не такая уж редкость.

Конечно, ничем не поколебимые скептики отмахнутся и от этого, решив про себя: «Пусть их! видно, в голове у этих ученых мужей есть какой-то изъян!» Тем более, что, с другой стороны, их современники – такие, как Ч. Дарвин, Ф. Энгельс, Г. Спенсер – откровенно потешались над этой областью исследований. Но скептикам следует знать, что у этих последних пренебрежение данным вопросом достигло такой степени, что они даже не пожелали ознакомиться с предметом, заявив о своем априорном неприятии его, а сам Энгельс написал какую-то, просим нас извинить, смехотворную чепуху в своей статье «Естествознание в мире духов». Объективному свидетелю, таким образом, должно быть совершенно ясно, что они хватили через край, что, как бы ни были они велики, каждый в своей области, но в данном вопросе они выказали непростительную слабость, поскольку их подход в этом случае чрезвычайно догматичен и всего менее научен. И, соответственно, наоборот, те ученые и мыслители, которые не почли за труд изучить спиритические явления, которые, установив, что те действительно существуют, попытались вывести управляющие ими законы, пошли по истинно научному пути, пути знания и прогресса. Так логика может поколебать любой скептицизм.

Усилия и деятельность этих ученых дали рождение новой методе психологического исследования – метапсихике – и привели к созданию в Великобритании «Общества Психических Исследований». Параллельно такое же общество создается и в США. Знаменитые многотомные «Протоколы» этих обществ (так называемые «Proceedings») издавались в течение долгого ряда лет и приобрели всемирную известность.

Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии