Как влияет на нас внутренний диалог?

Тенасйа тадришам раджал
Лингино деха-самбхавам
Шраддхатсвананубхуто ртхо
На манах спраштум архати

«Итак, дорогой царь, всевозможные мысли и образы, которые возникают в уме живого существа, покрытого оболочкой тонкого тела, тянутся за ним из предыдущей жизни. Не сомневайся в истинности моих слов. В нашем уме не может возникнуть того, с чем мы не сталкивались в прошлых жизнях».
«Шримад-Бхагаватам», песнь четвертая

Не обманывайтесь внешними проявлениями

Все мы вовлечены в бесконечный внутренний диалог, который звучит у нас внутри. Источником его являются наши жизненные впечатления вкупе с определенным образом мыслей, который мы развили. Люди, которых мы встречаем в жизни, дают нам те или иные обозначения, которые мы с радостью подхватываем и даже не стесняемся выставить напоказ. В результате мы поддерживаем эти постоянные внутренние разговоры, которые все время диктуют нам, что говорить в ответ и как себя вести. Этот внутренний диалог играет очень важную роль в нашей жизни, поскольку внешнее поведение отражает лишь малую толику нашего истинного «Я». Как мы знаем, во время большинства бесед сами по себе слова нашего собеседника лишь на 7% доводят до нас его мысль. Большую роль (38%) играют его голос, интенсивность произносимых слов, а также эмоциональная окраска и прочие звуки, и 55% занимает невербальная связь: мимика и телодвижения.

Внутренний диалог, который проходит как в сердце говорящего, так и в сердце слушающего, влияет на все сферы общения. Тем не менее, большинство людей уделяет внимание лишь внешним проявлениям, которые порой сильно затрудняют общение и взаимодействие с окружающими. И самое страшное здесь то, что, отождествляя себя с объектами физического мира, мы не замечаем более глубоких пластов нашей подлинной индивидуальности.

Как влияет карма?

В современной психологии и социологии принято считать, что наше развитие обусловленно наследственностью и социальным окружением и что большое влияние на нас оказывают родительские гены. Конечно, все эти факторы влияют на нас, но большинство людей не понимает, что все они порождены кармой наших предыдущих жизней. Разумеется и в этой жизни мы сталкивались с обстоятельствами, которые непосредственно повлияли на наш образ мыслей и на то, какое место в нашем бытии занимает то или иное явление. Однако наш пол, раса, родной язык и семья, все то, что определяет наше сознание в этой жизни, - суть следствие нашего опыта и отношений в прошлых жизнях. Цепочка эта никогда не прерывается.

Понять, как действует карма, мы можем, рассмотрев взаимодействие причин и следствий в рамках одной жизни. Возьмем, к примеру, студентов колледжа, которые изучают юриспруденцию. Поступить в колледж им позволила хорошая успеваемость в начальной и средней школе, и та же школа сыграла важную роль в формировании их сегодняшнего уровня интеллекта и способности к обучению. Также и знание, полученное студентами в прошлом, повлияло на то, как они это знание используют или углубляют. Более того, есть и множество других факторов, сыгравших в свое время ключевую роль в их развитии. Они провели немало дней в стенах школы и долгое время общались со своими сверстниками, учителями и родителями. Все это помогло построить их внутренний мир и наметить основные вехи их личностного развития в будущем. В нашем примере это определяет, каким юристом станет тот или иной студент.

Подобным же образом, наш нынешний физический, психологический или духовный облик развился из наших предыдущих впечатлений и общения. Например, то, как мы общаемся с садху (святыми и преданными), в высшей степени повлияет на нашу духовную силу и чистоту нашей преданности. Существует множество благоприятных факторов, которые влияют на качество нашего преданного служения, а также множество неблагоприятных влияний, которые мешают нам вести благую жизнь.

Открытие подлинного «Я»

Приняв во внимание эти факторы, мы теперь можем проанализировать какой-нибудь период нашей жизни и вспомнить множество значимых событий и людей, которые оказали на нее самое большое влияние. Собрав воедино все эти впечатления, мы получим образ человека, в которого мы сейчас превратились. Поэтому, как подобает человеку, стремящемуся к духовному, мы должны постоянно пытаться отыскать свое подлинное «Я». Наша мечта - осознать свою духовную сущность и понять, что по своей природе мы вечны. Тот, кого мы сейчас принимаем за себя, на деле таковым не является. Этот незнакомец - всего лишь часть грубых и тонких процессов, которые могут длиться без конца. Наша прошлая жизнь окончилась тем, что мы получили свое нынешнее тело, и обе эти жизни - прошлая и настоящая - определили, каким образом мы будем думать, что делать и как реагировать на происходящее.

Положение, в котором мы очутились, можно сравнить с театральной постановкой. Представьте себе, что вы играете пьесу для одного актера. Вы должны постоянно менять костюмы и вещать различными голосами. Очень скоро публика забывает, кто вы есть на самом деле, да и вы, войдя в роль, можете забыть, как вас по-настоящему звать. Может случиться и так, что вы забудете, какое платье надеть или на каком языке вы изначально разговаривали. Такая же беда случается с нами в материальном мире. Мы поменяли огромное количество тел и мест обитания и, чтобы выжить во враждебной обстановке, примеряли на себя различные одеяния. И со многими из этих костюмов и ролей мы срослись душой.

Первые шаги к изменениям - взгляните проблеме прямо в глаза

Мы хотим поговорить об этом, поскольку до тех пор, пока мы не будем достаточно честны перед самими собой, чтобы отдать себе отчет в корнях проблемы и взглянуть на нее более пристально, для нас будет практически невозможно преодолеть свои психологические барьеры. У многих людей, живущих и в миру, и в духовных общинах, есть множество проблем и обид, которые корнями уходят в то, с чем они себя сейчас отождествляют, и в то, в какой степени на них влияет негативный опыт прошлого общения и внутренних диалогов. Эта тема представляет для меня интерес, поскольку я хочу помочь как можно большему числу людей изменить себя, больше радоваться, живя духовной жизнью, постигать все более сокровенные тайны бытия и общаться с другими без осложнений. Есть и другая причина, почему я говорю об этом. Дело в том, что будучи участником разнообразных международных проектов, я почти каждый день получаю, по крайней мере, одно письмо от человека, находящегося на грани психического срыва.

При более близком знакомстве с людьми становится заметным, что их духовная жизнь нарушается нездоровыми привычками, которые суть результат их нездорового самоотождествления в прошлом. Например, бывает так, что человеку трудно слушаться кого бы то ни было. Причиной тому могут быть душевные раны, полученные в детстве. Может быть, у кого-то были родители-пьяницы или кто-то подвергался сексуальным или физическим истязаниям. Эта боль будет преследовать нас до тех пор, пока мы досконально не проанализируем свое прошлое и не обретем способность прощать. Необходимо отвести своему прошлому определенное место, чтобы не носить его с собой и не позволять своим мыслям постоянно провоцировать нас поступать себе во вред. Многие люди, стремящиеся к духовности, так и не могут до конца проникнуться сознанием Кришны (или сознанием Бога) из-за неспособности подчиняться высшему авторитету, что может проявляться во множестве других взаимоотношений. Все беды происходят от этого психологического комплекса, который может мучить нас долгие годы и десятилетия, а в некоторых случаях его корни надо искать в тяжких несчастьях, обрушившихся на нас еще в прошлой жизни.

Еще одной причиной, по которой нам следует обсудить эту проблему, является защита детей. Мы хотим подарить им надежду. Недавно выяснили, что между успеваемостью в школе и уверенностью в себе существует прямая зависимость. Ученые исследовали группу учеников младших классов, чтобы выявить, какую роль играет окружающая среда в их развитии. Дети, которые были воспитаны примерно в одинаковых условиях и имели одинаковый уровень интеллекта, были разделены на две группы. Одни и те же учителя, обучая детей в первой группе, постоянно твердили им, что они делают успехи, а в разговорах с детьми из второй группе, наряду с похвалами, обращали внимание на изъяны в их работах. Разумеется, дети, которых хвалили на все лады, стали успевать лучше. Этот настрой не ограничился сроком их обучения, но остался вместе с ними на долгие годы. За что бы они не взялись - все у них ладилось. А дети, привыкшие думать, что им не под силу достичь успеха или справиться с трудностями, так и продолжали совершать ошибки в своих жизнях. Это исследование наглядно показало, что мы зачастую склонны становиться рабами своего окружения и идти у него на поводу.

Зрим в корень

Одним из наиважнейших аспектов духовной жизни является выявление многочисленных схем поведения, которые мы принимаем за наше истинное «Я», и начинать надо с выявления их источника. Чтобы яснее очертить свое прошлое, вы можете проделать следующее упражнение:

1. Вспомните трех людей в вашей жизни, которые произвели на вас самое сильное впечатление.
2. Вспомните три ситуации, в которых вам надо было сделать жизненно важный выбор.
3. Вспомните три события, которые круто изменили вашу судьбу.

Это не обязательно должны быть положительные события и люди. Порой значительные происшествия и былое общение бывают весьма мрачными и откладывают болезненный отпечаток на наше сознание. Общение с определенным кругом лиц могло привести к тому, что сейчас у нас развились дурные привычки, и мы склонны недооценивать себя. Порой такое общение развивает в нас внутренний диалог, который постоянно крутится у нас в уме и уводит нас прочь от духовной жизни. Как только вы выявили негативные влияния, сразу же уводите свое «Я» из-под них. С другой стороны, если воздействие было благим, то выразите свою благодарность ситуации или человеку за те дары, которые вы от них получили.

Запишите на бумаге все, что относится к этим трем категориям, или спокойно поразмышляйте над ними. Глубоко проанализировав их, продолжите чтение этой статьи.

Препятствия на пути преданности

Как только мы занимаем свои чувства и ум духовной деятельностью, начинается процесс очищения. Однако лечение бесполезно, если ослаблена иммунная система и нет обмена веществ; это значит, что мы должны принимать лекарство в строго назначенное время и правильным способом. Так, мы всегда должны избегать оскорблений, ибо лишь в этом случае мы получим благо от могущественного метода преданного служения. Но поток любви не прорвется в наше сердце, если на его пути возведены преграды. Иногда люди приходят в храм и смотрят на Божества, но, поскольку они видят в Божестве истукана, они вряд ли получат пользу от даршана. Лицезреть Божество согласно ведической культуре - не то же самое, что поклоняться идолам; это духовное таинство, с помощью которого мы всей душой и разумом приобщаемся к Верховному Господу. У того, кто считает Божество идолом, разовьется негативный внутренний диалог. Они не только проявят неуважение к Божеству, но и не смогут должным образом почитать прасад, освященную вегетарианскую пищу, поскольку их внутренний голос скажет им, чтобы они это не ели.

Можно привести также пример людей с заниженной самооценкой. Такие люди не способны принимать любовь, ибо считают себя недостойными ее получить. Они все время ругают себя и обвиняют в жестокосердии, и поэтому не верят, что другие могут искренне заботиться о них. К несчастью, множество людей так и не избавляются от подобных мыслей и превносят их в свою взрослую жизнь и в семью. Они могут даже внушить те же самые пессимистические настроения и своим детям.

Мы зачастую думаем, что должны просто петь и молиться, чтобы достичь цели. Да, это так - мы должны воспевать святое имя и следовать девяти процессам преданного служения: шраванам (слушание), киртанам (воспевание), смаранам (помятование о Господе), пада-севанам (служение лотосным стопам Господа), арчанам (в почтении поклоняться Господу), ванданам (возносить Господу молитвы), дасьям (стать Его слугой), сакхьям (считать Господа своим лучшим другом) и атма-ниведанам (сложить все, что у нас есть, к Его стопам). В предыдущие эпохи преданные могли достичь совершенства с помощью лишь одного из этих процессов, но в Кали-югу, век раздоров и лицемерия, нам следует выполнять их все, поскольку мы все равно не следуем ни одному из них должным образом.

Мы видим, что существуют и другие факторы, влияющие на преданное служение. Например, если у нас болит тело или возбужден ум, наше сознание будет поражено и духовная жизнь нарушена. Когда мы здоровы физически, нам подчас намного легче выполнять свои духовные обязанности. Подобным же образом, если наши страхи или обиды хотя бы на время покидают нас, ум проясняется, и тайны духовной науки быстрее раскрываются нам. Если у вас что-то болит, а вы сидите и пытаетесь слушать лекцию, то эта боль не даст вам понять услышанное. Так же и страхи сбивают нас с толку. Например, вы пытаетесь чутко внимать словам лектора, но за окном резвится ваш малыш; естественно, то, что происходит на улице, будет отвлекать вас. Бывает и так, что вы приходите на лекцию, поругавшись со своим супругом, и тогда вам вряд ли удастся полностью сосредоточиться на духовных темах.

А теперь представьте себе, сколько препятствий накапливается за всю нашу жизнь, мешающих нам находиться в постоянной связи с Богом и полностью погрузить свое сознание в Него. Единственный выход - это развить громкий внутренний диалог, в котором мы будем всегда помнить о Господе и поклоняться Ему.

Ман-мана бхава мад-бхакто
Мад-йаджи мам намаскуру
Мам эвайшьяси йуктвайвам
Атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне».
«Бхагавад-гита», 9.34

Мы хотим в каждый миг своей жизни быть погруженными в размышления о Верховном Господе и считать Его нашим лучшим другом и защитником. Он - высшая цель всех наших стараний. У нас есть цель, и мы хотим ее достичь, но на пути возникает так много препятствий. На борьбу с ними уходят все наши силы, и ум отклоняется от заданного пути.

Нам повезло - мы имеем возможность услышать чудесные наставления священных книг, принять их, как свою путеводную звезду, и сделать их своей жизнью и душой. Но пресловутые проблемы уводят нас в сторону, а мы, вместо того, чтобы решать их, просто не обращаем на них внимания и думаем, что они испарятся сами по себе. Есть множество людей, которые страдают от этих препятствий даже спустя десять, пятнадцать или все тридцать лет воспевания святых имен, медитации, молитв и занятий духовной деятельностью. Эти проблемы уйдут лишь тогда, когда мы позволим святому имени и медитации войти в самые потаенные уголки нашего сознания. Однако если препятствий слишком много, святое имя не сможет проникнуть глубоко в ум и всецело завладеть нашим бытием.

Пожалуйста, еще раз остановитесь и поразмышляйте над следующим упражнением, которое потребует осмысления вашего внутреннего диалога. Как показывают некоторые исследования, такие диалоги более чем на 80% состоят из негативных высказываний. Посвятите один день внимательному изучению различных видов внутренних диалогов, которые звучат у вас в уме. Многие из нас постоянно различными способами унижают себя и других. Мы без устали твердим себе, что у нас ничего не получится или что мы недостойны делать что-то и еще много всякой мрачной чепухи. Также попробуйте поймать себя на том, насколько в разговоре с другими людьми ваш внутренний диалог разнится с тем, что вы говорите вслух. К сожалению, наш внутренний диалог почти всегда негативный, и постепенно эти внутренние голоса превращаются в своего рода навязчивую мантру. Это грозит тем, что события нашей жизни начнут вторить нашему внутреннему диалогу, даже если внешне мы будем противиться таким поворотам судьбы!

Крик о помощи

Недавно одна преданная прислала мне письмо, которое как нельзя лучше иллюстрирует обсуждаемые нами темы. В этом письме отражено влияние внутренних диалогов, которые затормаживают и останавливают духовное развитие всех тех, кто к нему стремится. В этом письме мы увидим различные виды психологических барьеров. Эта преданная старается очень серьезно относиться к своей духовной практике, однако ей не удается полностью привести в равновесие свои мысли. Она пишет:

«Спасибо Вам за Вашу доброту. Я хочу поговорить с Вами о некоторых своих проблемах. Я страдаю из-за неуверенности в себе. В своей книге "Духовный воин: часть третья" вы пишите, что здоровая атмосфера в семье повлияет на каждый аспект жизни человека. В нашей семье мы никогда не открывали друг другу свое сердце. Мои родители, особенно отец, все время ругали меня, говоря, что ничего путного я не делаю. Недавно я обратилась к нескольким книгам по психологии, которые очень помогли мне, поскольку у меня были проблемы с депрессиями. Сейчас я понимаю, что от моих родителей нельзя было ждать чего-то лучшего, поскольку они сами в своей жизни не видели ничего хорошего».

Она видит свою проблему, и даже попыталась немного разобраться в ней, изучая книги по психологии. Из своих исследований она смогла понять, что ее родители старались, как могли, воспитывать ее, и у них не было желания сознательно третировать своего ребенка. Тем не менее, она ощущает себя жертвой, поскольку не получила необходимую любовь, нежность, заботу и общение. По крайней мере, она увидела, что у ее родителей тоже есть внутренние проблемы.

«Я пишу об этом, поскольку у меня все еще остались проблемы, и я не знаю, как помочь себе. Я что-то изменила в жизни, но мне нужна помощь. Я боюсь, что и у меня не будет здоровой семьи».

Она боится, что перенесет некоторые из болезненных впечатлений своего детства на свое будущее замужество, что вполне может произойти, если вовремя должным образом не решить эту проблему.

«Я также боюсь брать на себя ответственность, поскольку полагаю, что мне не достичь должного уровня. Перед глазами у меня так много печальных примеров. Одной из причин моего приезда в Индию, была надежда обрести себя в более духовной обстановке. Я надеюсь, что мне удастся войти в этот образ жизни и в эту культуру. Я вижу, что люди здесь очень серьезно относятся к своему служению и обязанностям. Общество преданных Кришны спасает меня и помогает мне укрепить веру, но у меня не получается обрести глубокое чувство».

Несмотря на то, что собственный психоанализ помог ей до какой-то степени избавиться от волнений и неприязни к родителям, она все же, по ее словам, так и не смогла преодолеть в себе этот комплекс. В попытках помочь себе она меняет свое окружение и приезжает в Индию, чтобы начать жить в более простой среде, в общине, которая, как она надеется, поможет ей сбросить эти оковы. В этом она видела, в первую очередь, способ избавиться от своего внутреннего диалога. Среда должна была помочь ей сосредоточить свои мысли на Боге и избавить от комплекса неполноценности. В заключении она пишет:

«Я не способна на глубокое чувство. Я заметила, что идя в храм и участвуя вместе с преданными в программах, я следую всему, но только потому, что так надо. В результате я не могу выражать свои чувства, что делает меня очень несчастной. Я не могу развить более глубокое чувство к своим друзьям, родителям и к всемилостивому Господу».

Из-за психологических установок, которыми ее наградили родители, она привыкла к отсутствию чувств. Она ощущает себя неудачником и ничтожеством. Она говорит, что этот психологический барьер стоит на пути развития глубоких отношений с ее сверстниками и друзьями, а также мешает по-настоящему раскрыть свое сердце Кришне. Однако она умалчивает о том, что этот барьер мешает ей почувствовать любовь к своему духовному учителю.

«Я не знаю, как любить всем сердцем и принимать любовь всем сердцем. Я уверена, что мои родители любят меня, но они никогда не показывали этого. Теперь у меня свои собственные проблемы с проявлением своих чувств. Я хочу простить своих родителей, и в настоящее время у меня с ними хорошие отношения, по крайней мере внешне. Но я не прекращаю корить себя и иногда думаю, что я действительно приносила им множество беспокойств. Думаю, что такие мысли влияют и на мои отношения с другими людьми. Как мне обрести веру и уважение к себе? Где мне найти подлинное сострадание и любовь к ближним?»

Хотя она и отдает себе отчет, что носит внутри этот нездоровый внутренний диалог, ей сложно освободиться от него. Это проявляется в том, что преданным служением она занимается из-под палки. Она приходит в храм и участвует в садхане, духовной деятельности, но не вкладывает в этот процесс свое сердце и ум. Ей также тяжело общаться с преданными; и здесь у нее множество внутренних противоречий и преград. Но на самом деле ей во многом повезло, поскольку она смогла разглядеть источник некоторых из этих проблем и проникнуть взглядом в прошлое.

В своем ответном письме я написал ей: «Я вижу, что ты не притворяешься, когда пишешь о своих мыслях и чувствах. Это не случайные мысли, и они должны быть тщательно проанализированы. Тебе действительно нужна помощь». Я также сказал, что она уже на 75% разрешила свою проблему, поскольку пыталась разобраться в ней, не кривя душой. Однако оставшиеся 25% работы - самые сложные, и я готов помочь ей. Еще я поделился с ней некоторыми мыслями по поводу внутреннего диалога.

В своем первом письме я также предложил ей уделить особое внимание прощению своих родителей, поскольку по некоторым признакам можно было понять, что она еще не до конца простила их. Как она говорит в заключении своего письма, она все еще ощущает, что не может слишком хорошо к ним относиться. Это означает, что она все еще носит с собой обозначения, которые получила от них, и позволяет своему внутреннему диалогу звучать снова и снова. Чтобы прервать эти внутренние голоса, ей сейчас необходимо пристально взглянуть на эту проблему и найти мудрый способ, как стряхнуть с себя эти обозначения. Ключевое слово здесь - «прощение», которое необходимо человеку в первую очередь по отношению к самому себе. Это не означает, что она считает их поведение в прошлом правильным или начинает называть их идеальными родителями. Прощение также не подразумевает, что она соглашается с теми обозначениями, которыми ее наградили родственники, и продолжает считать себя никчемной девчонкой. Нет. Это значит, что она прощается со своим прошлым, чтобы извлечь из этого прошлого урок и устремить свой взгляд в будущее.

Как поменять своего внутреннего собеседника?

Диалог этот чрезвычайно важен, поскольку человек живет с собой каждую секунду своей жизни. С другими людьми мы то рядом, то поодаль, но с самими собой - целые сутки. Представьте себе, каково вам будет общаться все время с тем, кто без конца называет вас неудачником, недотепой, глупцом и занудой. Этот человек будет постоянно намекать, что просто от одного взгляда на вас его тошнит. Ладно, если кто-то когда-нибудь нам такое скажет - мы найдем способ больше не встречаться с ним. Но с нашим умом мы проводим все наше время! Самое неприятное здесь то, что мы вынуждены общаться с нашим умом даже тогда, когда прекращаем обращать внимание на то, о чем этот ум сейчас думает.

Внутренний разговор так важен еще и потому, что мы становимся именно такими, какими себя называем. Занимаясь преданным служением - читая священные писания, слушая лекции и святое имя, - мы постепенно привносим в наш внутренний диалог все больше и больше трансцендентности, и это - наша удача. Через какое-то время, если мы не изменим выбранному пути, наше тонкое, а также грубое физическое тело преобразуются в соответствии с уровнем нашей погруженности в преданное служение. Но если у нас нет духовного диалога, то, сколько бы лекций мы ни слушали, сколько бы книг ни читали, сколько бы ни общались друг с другом или какую-бы пуджу ни проводили, мы будем продолжать слышать в наших умах все ту же заезженную пластинку. Благое воздействие всех этих составляющих преданного служения не будет полным, если наша внутренняя медитация полностью разнится с тем, что мы делаем внешне.

Вот почему многие люди, добившиеся успеха в материальном мире, страдают от комплекса неполноценности. Даже после того, как они достигли множества из поставленных целей, они все еще прислушиваются к голосам прошлого, которые и не думают умолкать. Даже в нашем случае - девушка уехала в общину к преданным, она читала священные книги, с утра до вечера слушала лекции и даже сама разобралась в своей проблеме, и все же все эти благие начинания лишь до некоторой степени помогли ей. До тех пор, пока не изменится ее внутренний диалог, она не может рассчитывать на значительные перемены. Она может сколько угодно слышать, что «мы не есть тело», что Кришна - наш высший защитник, готовый дать нам приют, но, пока ее ум продолжает напоминать ей о все тех же старых оскорблениях, она лишь частично сможет воспринять духовные истины.

Мы стали преданными, но принесли с собой очень много из своего прошлого. И наша карма успела причинить нам много страданий. Однако по милости Господа эти страдания побудили нас со всей серьезностью вступить на духовный путь, ибо мы не желали довольствоваться проторенными дорожками традиционных ритуалов. Много людей повернулись к духовной жизни из-за страданий, которые они испытывали, а также из-за стремления к богатству или знаниям.

Чатур-видха бхаджанте мам
Джанах сукритино арджуна
Арто джигьясур артхартхи
Гьяни ча бхаратаршабха

«О лучший из Бхарат, четыре типа праведников встают на путь преданного служения Мне: страждущие, ищущие богатства, любознательные и те, кто стремится постичь Абсолютную Истину».
«Бхагавад-гита», 7.16

В каждой из этих категорий есть люди, которые пострадали от общественного мнения, а также от ярлыков, которые они либо сами навешали на себя, либо позволили сделать это другим.

Обобщая выше сказанное, можно заметить, что мы лишь тогда начнем коренным образом меняться, когда изменим то, что говорим сами себе. Больше всего времени мы общаемся самим с собой, а значит, мы должны изменить характер этого общения. Это особенно важно в трудные времена, когда рядом с нами нет достойного человека или когда нас преследуют страхи, депрессии и тревоги - именно тогда ум становится особенно неуемным. Нам не удастся скрыться от собственного ума.

Например, те, кто пострадал в результате сексуального насилия, могут думать, что это - их вина. Они корят себя и, естественно, страдают, что приводит их к пьянству или наркотикам. Так они становятся алкоголиками или наркоманами. К несчастью, пытаясь забыть прошлое с помощью интоксикаций, они лишь усугубляют свою проблему. Теперь, если они захотят выбраться, они должны будут бороться одновременно и с болезнью, и с той давней психологической травмой. И хотя им говорили, что наркотики разрушат их тело и поработят их, они не могут отказаться от своей привычки, поскольку не изменили в корне свое сознание или внутренний диалог. Став трансценденталистами, мы отдаем себе отчет в том, насколько сильным и опасным может быть ум. Мы также понимаем, как наши прошлые жизни влияют на нас и как они формируют нашу теперешнюю жизнь. Мы хотим вычеркнуть эти влияния из нашей прошлой и настоящей жизни, чтобы освободиться от этих кандалов. Лишь тогда мы сможем разобраться, что, собственно, происходит с нами.

Как найти причину?

Я бы хотел привести еще один, последний пример того, как люди переживают свои психологические травмы. Большинство из этих историй рассказывают женщины, поскольку они зачастую более откровенны, чем мужчины. Мы, мужчины, находимся в менее завидном положении, поскольку держим свою боль внутри и боимся говорить о своих проблемах. Итак, речь идет об одной женщине, которая страдала от избыточного веса и постоянно сидела на диетах. Временами ей удавалось сдерживать себя в еде, но затем она вновь возвращалась к старым привычкам. Причины на это были разными: иногда влияние на нее оказывал ее внутренний диалог, а порой она чувствовала себя одинокой и, чтобы восполнить отсутствие глубоких взаимоотношений, находила утешение в еде.

Если посмотреть поглубже, мы заметим признаки того, что эта женщина пережила в детстве некую травму, может быть, сексуальное насилие. Когда, уже будучи взрослой, она стала худеть, мужчины стали заглядываться на нее, и она испугалась возможного насилия снова. Взгляды мужчин и смущение, которое она испытывала при этом, влияли на ее сознание, заставляя вспоминать мрачный опыт из ее прошлого, которое она никогда еще досконально не анализировала. В этой ситуации она начинает снова есть все подряд, поскольку желает защитить себя непривлекательными формами тела, чтобы не попасть в ту же нежелательную ситуацию вновь. Так человек может менять диеты одну за другой, совершенно не отдавая себе отчет в истинных причинах своих проблем. Внутренний диалог остается тем же самым, и, пребывая в страхе, человек ставит себя в такое положение, когда ему невозможно преодолеть тот или иной комплекс - он просто напросто не знает о том, что этот комплекс у него есть.

Этот пример может помочь нам поразмышлять на различными психологическими барьерами в нашем сознании, которые возникают перед нами снова и снова, продолжая нападать на нас. Если так будет продолжаться, мы станем участниками вырождения планеты, где люди постоянно уходят друг от друга, а дети брошены на произвол судьбы, даже в духовных общинах. Все кончится тем, что мы будем «вешать» на своих детей свои проблемы, поскольку в свое время не решили их. Так мы передадим потомкам свои слабости, а они, в свою очередь, в большинстве своем тоже не смогут преодолеть их, поскольку разовьют свой собственный внутренний диалог. Конечно, преданным вовсе не обязательно становиться психиатрами, психологами или социологами; и, тем не менее, нам жизненно необходимо яснее понимать, насколько могуществен ум. Ум может быть как нашим лучшим другом, так и нашим злейшим врагом. Тему, которые мы обсуждаем, призваны помочь нам понять, что до тех пор, пока мы не поймем принцип действия ума, он так и будет оставаться нашим врагом. Как только мы поймем, как он функционирует, мы сможем обратить его в нашего лучшего друга.

Вопрос/Ответ

Вопрос: В свете того, что вы говорили, как мы можем понимать стих из ведической литературы: харер нама харер нама харер намайва кевалам, калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха - «В этот век вражды и лицемерия единственным путем к освобождению будет воспевание святого имени Господа. Нет другого пути. Нет другого пути. Нет другого пути». Вы утверждаете, что человек, стоящий на пути Бхакти Йоги, возможно должен будет обратить внимание на свою расстроенную психику. Но кто-то, возможно, не захочет копаться в себе, поскольку это приносит столько боли. Они лучше будут просто воспевать святое имя, читать Бхагавад-гиту и следовать этому стиху из Брихан-нарадия-пураны. Что вы можете на это ответить?
Ответ: Допустим, мы поняли, что воспевание святого имени есть юга-дхарма, или самая эффективная деятельность, рекомендованная для этой эпохи. Но это отнюдь не означает, что мы отвергаем молитвы (ванданам), поклонение в храмах (арчанам), помятование (смаранам) и другие виды деятельности в рамках девятисложного процесса. Да, мы говорим, что воспевание - это путь к успеху для живущих в Кали-югу, но истинный смысл в том, что святое имя имеет высший приоритет во всей остальной деятельности преданного служения, которым мы заняты. Например, если наше поклонение Божествам не подкреплено святым именем, то оно со временем превратится в идолопоклонство. Подобным же образом, мы не сможем воспринимать на слух и глубоко проникать в смысл священных писаний, если не имеем должной связи со святым именем. Чтобы правильно повторять святое имя и обрести высшее благо от этого занятия, мы должны быть вовлечены во все составляющие науки Бхакти Йоги; и особенно здесь важно избегать оскорблений или препятствий.

Более того, Кришна ясно говорит:

Тешам сатата-юктанам
Бхаджатам прити-пурвакам
Дадами буддхи-йогам там
Йена мам упаяанти те.

«Тех, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне».
«Бхагавад-гита», 10.10

Господь говорит, что насколько мы предаемся Ему, настолько Он и вознаграждает нас. Однако мы должны обратить внимание на преграды, которые мешают нам предаться полностью и уменьшают нашу способность видеть в Боге вселюбящую личность. Если мой внутренний диалог уверяет меня, что никакой любви не существует, или что я недостоин ее получить, я не смогу до конца согласиться с этими словами, исшедшими из уст Самого Бога. В этом случае я не позволю Его словам полностью проникнуть в мое сознание. Мы видим, что Кришна дает нам живительный нектар, но вопрос стоит в том, каким образом мы возьмем его и выпьем до конца? Определенные препятствия могут помешать нам воспользоваться теми дарами, что Он нам дает, или замедлить продвижение к нашей цели.

Вопрос: Есть ли другие способы изменить свое восприятие? Похоже, что, изменив свое искаженное восприятие, мы сможем понять, что мы не одиноки и что Господь действительно любит нас.
Ответ: Что касается изменения восприятия, то тут одну из главных ролей играет прощение, ибо недовольство кем-либо подготавливает плодородную почву для депрессии. Поэтому в своих недавних поездках по разным странам мира, в числе прочих по Хорватии, Малайзии, России, Англии, я часто давал семинары на тему прощения. Я приводил примеры ачарьев и садху, которых обижали или унижали, но которые в ответ возносили обидчика. Порой несчастья случались с ними вследствие их кармы, и мы наблюдали, как они использовали перипетии своей жизни для того, чтобы глубже взглянуть на ситуацию и проникнуться пониманием другого человека.

Наряду с прощением, мы должны также развить сострадание, как к нам самим, так и к другим. Например, чей-то отец может вести сам с собой нездоровый диалог, причиной которого будет нежелательное событие в его прошлом. И, если он хочет с большей любовью относиться к своим детям, ему следует разобраться в своих собственных проблемах. Поступая так, он будет пытаться достичь взаимопонимания со своими сыновьями или дочерьми. Это подразумевает, что мы должны находить способы, как нам стать лучше сегодня - это поможет нам делиться и сохранять больше заботы и любви к окружающим. Это поможет нам развить прощение и сострадание, как по отношению к нашим ближним, так и к нам самим. Тот, кто страдает от депрессий или страхов, будет постоянно ограничивать свою способность помогать и делиться любовью с теми, кто находится рядом. Они не смогут достойно выйти ни из одной переделки. Если они вовремя не побеспокоятся об этом, то их поступки повлияют на сознание их детей, и те, в свою очередь, разовьют тот же самый внутренний диалог.

Другой путь изменить восприятие включает в себя нашу реакцию на проблему. После того, как мы осознали проблему, мы должны подумать, как реагировать на нее, чтобы не было болезненных последствий. В некоторых случаях решение будет не совсем привычным, как, например, разговор с матерью, которая знала о том, что творит отец, но не остановила его. Некоторым людям действительно необходимо разобраться в том, что происходило, чтобы стряхнуть с себя свое прошлое, расстаться с ним. Мы сейчас не будем вдаваться в подробности, поскольку, наряду с общими положениями, каждый случай надо рассматривать в частном порядке. Но, в основном, решение проблем требует прощения, сострадания и правильного поведения.

Самым важным фактором является смена приоритетов. До тех пор, пока мы не заменим негативную энергию энергией позитивной (благой деятельностью, которая займет наш ум, тело и чувства), будет сохраняться опасность возврата внутреннего диалога, даже после того, как мы проанализировали ситуацию и попытались простить.

Вишайа винивартанте
Нирахарасйа дехинах
Раса-варджам расо апй асйа
Парам дриштва нивартате

«Даже воздерживаясь от чувственных удовольствий, воплощенная в теле душа по-прежнему сохраняет вкус к ним. Но, познав более возвышенный вкус, она утрачивает интерес к объектам чувств, доставляющим наслаждение, и утверждается в духовном сознании».
«Бхагавад-гита», 2.59

Погружение в позитивную деятельность уменьшит вероятность возвращения к старым моделям поведения, поскольку, даже отстранившись от былых привычек, мы все еще носим с собой семена греха. Мы вырвали сорняки, но теперь нам следует капнуть глубже и вытянуть корни этих сорняков, так, чтобы они вновь не заколосились. Именно поэтому алкоголики, которые годами воздерживались от спиртного, вдруг возвращаются к старому, когда в жизни у них случается что-то печальное или непоправимое. Их влечет к давно знакомому ощущению, которое когда-то одаривало их чувством защищенности, осмысленности и радости. Но, как только они возвращаются к алкоголю, слово берет все тот же внутренний диалог, и старая пластинка звучит вновь.

С этими проблемами приходится иметь дело большинству людей в мире, и по мере того, как Кали-юга будет наращивать свою мощь, уже через несколько лет мы увидим, что от этой проблемы на земле будет некуда деться. Люди не смогут избежать ментальных болезней, поскольку они насилуют Мать Бхуми (землю), истощая и неправильно используя природные ресурсы, что влечет за собой все большее ментальное загрязнение. Чем больше у людей будет ментальных болезней, тем глубже эти проблемы будут проникать в окружающую среду и, подобно пружине, в ответ губить все больше и больше людей. Даже если нам повезет, и у нас не будет всех этих несчастий, мы все равно должны быть бдительными, поскольку окружающая среда будет неблагоприятной. Это подобно тому, как вы попадаете в толпу людей, болеющих гриппом. Мы можете радоваться тому, что вы здоровы, но вам все равно надо быть осторожным, поскольку вирус витает в воздухе. Разобраться в прошлых опасных привычках - лишь полдела; мы еще должны найти пути защитить и уберечь себя, чтобы не стать жертвами других разрушительных моделей поведения в будущем.

Вопрос: Если у кого-либо в нашем окружении есть проблема, то насколько они будут влиять на нас и других людей, живущих рядом?
Ответ: Просто спросите любого домохозяина или даже брахмачари или того, кто живет в отречении. Если ваш сожитель гневлив, неряшлив или бродит всю ночь, пока вы пытаетесь заснуть, это, несомненно, повлияет на вас. Подобным же образом, когда мужчина и женщина живут вместе, тревоги, страхи, печаль или радость одного будет всегда в определенной степени оказывать влияние на другого. Будь вы брахмачари или домохозяином, состояние человека, о котором вы заботитесь, будет оказывать на вас прямое воздействие. Любое движение их ума, например, гнев или радость, повлияют на вас, поскольку вы живете в одном физическом, психологическом и духовном пространстве. Вы, может быть, относитесь к своей духовной жизни очень серьезно, но если ваш супруг выпивает или не хочет читать и повторять мантру, ваша садхана пострадает. С другой стороны, если вы оба жаждете внимать священным писаниям, то, придя с работы домой, вы можете вместе поужинать и затем вместе читать, что позволит вам обоим ускорить свое продвижение в духовной жизни.

Вопрос: Некоторые могут бояться разгребать свои многочисленные эмоциональные страхи, которые они носят с собой не одну жизнь. Что бы вы порекомендовали людям с такого рода страхами?
Ответ: Прежде всего, мы отнюдь не собираемся заглядывать в наши предыдущие жизни. Мы должны просто осознать, что наши прошлые жизни оказывают влияние на наш сегодняшний день. Студент университета не должен снова идти в первый класс, но он понимает, что его предыдущая успеваемость повлияла на его сегодняшнюю учебу. Для большинства из нас трудно вспомнить подробности даже своего детства, что уж говорить о предыдущих жизнях. Тем не менее, мы вынуждены иметь дело со многими препятствиями, которые мешают нам сегодня, и, насколько мы способны, мы должны вспомнить определенные яркие события этой жизни, которые определили нашу судьбу. После того, как мы выявим их, мы можем постараться понять, что с нами происходит.

Например, мы можем задаваться вопросом, как прогрессировать, если мы вынуждены постоянно думать о всех этих шестидесяти четырех оскорблениях, которые Шрила Рупа Госвами приводит в «Бхакти-расамрита-синдху». Мы можем совершить столько различных видов апарадх (оскорблений) - оскорбления гуру, оскорбления святых мест паломничества, преданных, святого имени, оскорбления во время своего практического служения. Даже при всем желании мы не способны проконтролировать все до мелочей. Однако, в наши обязанности не входит вникать в такие мелкие детали и предписания. У нас есть общие принципы, и, раскрыв свое сердце, мы обретем благо, следуя им. Здесь вмешивается Бог. Он находится в сердце и дает знание, память и забвение. Но, несмотря на то, что Верховный Господь дает нам знание, мы должны продолжать действовать. Кришна дал Арджуне необходимые наставления, но Арджуне все же пришлось самому выбирать, следовать им или нет. Кришна дает нам так много наставлений, касающихся опасностей, исходящих от ума, и проявлений вожделения в теле. Он советует нам всегда размышлять о Нем, но от нас также ожидаются определенные шаги.

Мы не должны тешить себя мыслью, что достигнем успеха просто с помощью веры, пренебрегая деятельностью или усилиями. Милость приходит лишь вкупе с усилиями. Это, конечно, легче сказать, чем сделать. Поэтому мы должны смиренно молить: «Дорогой Кришна, эта задача мне не по плечу. Пожалуйста, помоги мне и сделай меня более совершенным слугой». Материалисты, которые полагаются на свои аналитические способности и силу своих рук, в конце концов оказываются у разбитого корыта, поскольку в определенный момент времени одних их усилий уже недостаточно. Мы, разумеется, не собираемся полагаться на свои ограниченные способности, но мы также не хотим сидеть, опустив руки, и ждать, пока милость свалится на нас с неба. Вот почему ачарьи снабжают нас столь подробными наставлениями. Они учат нас, по каким признакам отличить садху, чтобы и мы смогли стать садху и принять у них прибежище. Священные писания изобилуют наставлениями, чтобы мы могли узнать, на каком уровне мы находимся.

Главное - развить глубокое чувство смирения. Когда у нас все больше и больше смирения, эти препятствия уже не кажутся нам такими непреодолимыми, поскольку мы искренне хотим действовать правильно и ищем способы, как превратиться в более искусного слугу. В этом случае Господь станет направлять нас и окажет помощь в решении наших проблем. Может случиться и так, что Господь направит нас к какому-то человеку, который сможет помочь нам, и мы должны смотреть на такую помощь, как на Его указующий перст.

Вопрос: Спасибо вам за обсуждение вопросов, над которыми нам так необходимо задуматься и постараться их решить. На мой взгляд, прощение важно потому, что оно является частью нашего сердца, его качеством, с помощью которого мы понимаем, что такое любовь. Мы должны вести жизнь, исполненную высшей любви, но если мы недооцениваем или не понимаем, что такое прощение, мы застрянем в цикле бесконечных кармических реакций. Поняв, какое благо несет с собой прощение, мы сможем по-настоящему увидеть свои проблемы, которые, как нам кажется, держат нас, и смириться с предательством и болью, которые случаются в нашей жизни. Мы родились в материальном мире, и уже потому все эти беды и боль гарантированы нам; но когда они приходят, мы должны суметь применить прощение в той или иной ситуации и справиться с предательством.
Ответ: Жить в материальном мире - значит совершать ошибки (бхрама), впадать в забытье (прамада), обманывать других (випралипша) и довольствоваться несовершенными чувствами (каранапатава). Иногда мы оказываемся в числе тех, кого обманывают, вводят в заблуждение или предают. Нам не удастся полностью избежать этого. Все люди когда-нибудь испытают на себе эти несчастья в различных их проявлениях. И все-таки следует спросить себя, как долго еще мы будем страшиться предательства.

Прежде всего, если мы не прощаем и носим обиду в себе, мы тем самым позволяем обидевшему нас человеку причинять нам боль снова и снова. Во-вторых, мы не можем больше жить в настоящем или планировать будущее. В-третьих, мы держимся за двойственность, что мешает нам подняться над проблемой. И, наконец, если гнев и переживания заполонили наше сердце, мы не способны сами любить и не даем Кришне действовать более активно в наших сердцах. Порой мы даже хотим, чтобы тот человек прошел через такое же предательство или испытал боль. Если такие мысли приходят на ум, нужно спросить себя, до какой степени человек должен пострадать, чтобы мы сжалились над ним. Мы можем обратиться к житиям различных ачарьев в нашей традиции - многие из них так же были обмануты, брошены, избиты или превратно поняты. Однако никто из них не питал враждебных чувств к своим обидчикам и не опускался до мести.

Мы хотим простить других, ибо сами хотим быть прощены. Подобно тому, как мы встречались с теми, кто предавал или разочаровывал нас, кому-то также не повезло, и он встретился с человеком, который обманул или расстроил его, и этим человеком были мы сами. Мы тоже причиняли боль, наносили раны и доводили до слез людей; поэтому, коль мы хотим быть прощены, нужно прощать других. И, конечно, мы должны, наконец, простить и себя. Некоторые люди по-прежнему ведут эти болезненные внутренние диалоги, поскольку так и не простили себя за неверный выбор или за неприятные события в прошлом.

С духовной точки зрения, это еще один способ поиграть в Бога. Мы можем имитировать Бога в умиленном настроении, думая, что мы такие же чудесные, как Сам Бог. Но мы также можем играть роль Бога, истязая себя жалостью к себе и горестными вздохами, что приводит к тому, что наше прошлое и наши раны занимают главенствующее место в нашей жизни. Некоторые люди превращают свои раны и ошибки в повелевающее божество их ума и сердец. Но если на алтаре нашего сердца красуются эти ошибки, как мы сможем позволить войти туда Богу? Как только мы свергнем этих бесполезных истуканов, которые были подделкой нашей подлинной связи с божественным, мы освободим место для нашего истинного, достойного поклонения Божества - нашего Господа. Всегда помните, что самое возвышенное служение не ограничивается лишь внешними действиями; напротив, глубокая духовность достигается именно внутренней работой. Поэтому здоровый внутренний диалог - это не блажь, не бесплатное приложение к духовной практике; такой диалог просто необходим для полноценной духовной жизни.

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка