5 элементов живого дыхания

Живое дыхание протекает через каждую ноздрю в течение примерно одного часа. Но в течение этого часа сила, качество, интенсивность живого дыхания меняются. По крайней мере 5 тончайших важных и значимых изменений в живом дыхании существуют, которые определяют изменение праны. Эти изменения традиционно соотносятся с пятью элементами: землей, водой, воздухом, огнем и эфиром. Это, конечно, не материальные элементы жизни, но состояния тонкой материи, влияющие на физиологические, эмоциональные и психические процессы человеческого организма.

Существует много внешних (актуально-физических) и медитативных способов определений 5-ти элементов живого дыхания. Каждый элемент имеет много различных практических характеристик, помогающих в их определении. Некоторые из них: природа дыхания, время протекания дыхания, тип дыхания, манера протекания, длина дыхания, геометрическая форма, цвет, вкус, семенная мантра и физическое проявление.

Природа и время протекания разных типов дыхания по элементам:

1. Дыхание элемента земли (притхиви) – медленное, слегка теплое, с глубоким вздохом, имеет центральный поток, который кажется исходящим (с задержкой) из груди. Это дыхание длится примерно 20 минут.

2. Дыхание элемента воды (апаса) – протекает очень быстро и с громким вздохом, холодное на ощупь и длится примерно 16 минут.

3. Дыхание элемента огня (агни, или теджас) – очень горячее, длится 12 минут.

4. Дыхание элемента воздуха (вайю) – может быть либо горячим, либо холодным и длится 8 минут.

5. Дыхание элемента эфира (акаши) – имеет все характеристики всех вышеупомянутых элементов и протекает только 4 минуты.

Через каждый час поток живого дыхания меняется на другую ноздрю, где и повторяется этот процесс. Традиция, основанная на других текстах, дает это объяснение идентичности элементов дыхания. В течение 60 мин. живого дыхания поток через любую ноздрю идет так: первые 10 минут – дыхание эфира, затем 14 минут – элемента земли, 12 минут – элемента воды, 12 минут – элемента воздуха и последние 12 минут – элемента огня.

Длина потока:

1. Элемента земли 12 ангул;

2. Элемента воды 16 ангул;

3. Элемента огня 4 ангулы;

4. Элемента воздуха 8 ангул;

5. Эфира 20 ангул.

Описание методов определения длины дыхания различных элементов следующее: держать твердо перед собой около открытой ноздри легкую шерстяную пушинку (на нитке или твердой поверхности) и выдохнуть через открытую ноздрю с нормальной скоростью и посмотреть на сколько сдвинулась пушинка. Расстояние максимального передвижения от ноздри и является длиной дыхания.

Геометрическая форма дыхания:

1. Земля – квадрат;

2. Вода – полумесяц;

3. Огонь – треугольник;

4. Воздух – круг;

5. Эфир – семя, точка, капля (бинду).

Внешний метод определения геометрической формы дыхания заключается в том, чтобы взять чистое зеркало и подставить к открытой ноздре и выдохнуть в нормальном ритме. И форма «отпечатка» и является формой элемента дыхания. Внутренний метод определения геометрической фигуры элемента дыхания, вкуса, цвета заключается в следующем: нужно найти спокойное чистое место далеко от жилища людей, чтобы не отвлекали внимание. Сесть в позу сиддхасана или позу падмасана. Эти позы выполняются в соответствии с «Хатха-Йога-Прадипикой» (1.35,44-45). Выполнив одну из этих асан, выполнить шанмукхи-мудру, т.е. закрыть плотно уши большими пальцами, глаза – указательными, а нос – средними, губы – безымянными, мизинцы – на подбородке. Сначала сконцентрироваться на избранном божестве-покровителе (ишта-девате), а затем стараться отвлечь свой ум от всех беспокойных мыслей.

После того как ум сконцентрируется и увидите желтый или золотой квадрат и во рту почувствуете сладкий вкус – это и есть поток элемента земли.

Если появляется белый полумесяц и вяжущий вкус во рту – поток элемента воды. Появление красного треугольника и острый едкий вкус во рту указывает на появление потока элемента огня. Элемент воздуха будет проявляться как зеленый крут и кислый вкус во рту. Элемент пространства представляется многоцветными точками и в то же самое время рот наполняется горьким вкусом.

Постижение (определеиие) элементов в действительности:

Для изучения реальности постижения элементов дыхания через их «корневые» (иначе «семенные», или биджа-мантры) рекомендуются специальные формы медитации. После того, как первая часть ночи миновала, найдите чистое уединенное место. Сядьте на твердую кушетку (матрац) из травы куша, шкуру животного или шерстяное одеяло в позу ваджрасана (сидение на пятках) и медитируйте. Придать живому дыханию умственную направленность и силу кундалини. Сила кундалини «собирается» в процессе Лайя Йоги.

Сначала вы почувствуете реальность земли через видение семенной мантры «ЛАМ» в муладхара-чакре, затем биджа-мантру «ВАМ» в свадхиштхана-чакре, поднимаясь вверх, и узнаете состояние подвижности воды. В семенной мантре «РАМ» лежит манипура-чакра, где постигается реальность огня. Ощущение времени преодолевается и исчезает страх смерти в этой чакре, побеждается время. Когда биджа-мантра «ИАМ» появляется перед умственным взором, вы проникаете в космическое пространство и слышите звук, получаемый без соударения – анахата. Выше этого находится область вишуддха-чакры и семенная мантра «ХАМ». Этот уровень реализации ощущений выше всей земной мудрости и неописуем словами. Это безгранично, как Космос. Когда ваше сознание достигает уровня аджня-чакры между бровями, значит вы достигаете состояния бесформенного самадхи (асампраджнята-самадхи). Здесь семенной мантрой является космическое слово «ОМ». Выше аджня-чакры находится осознание бесконечности в сахасрара-чакре.

Контроль над воздухом и соответствующей чакрой дает возможность летать, как птицы, и понимать их язык. Элемент космического пространства (акаши) обеспечивает йогина фантастической возможностью заглянуть вовнутрь времени и увидеть будущее, а также обрести восемь известных мистических сил (сиддхи): анима – возможность сокращать размер чего угодно до размеров атома; махима – возможность увеличиваться в размерах по желанию; гарима – возможность стать тяжеловесным; лагхима – стать легким и уметь подниматься вверх; прати – передвигать что-либо в пространстве (заставлять двигаться предметы); пракамья – возможность немедленного исполнения желания; вашитва – сила контролирования всего одушевленного и неодушевленного, господство над всем; ишитва – возможность творения через силу мысли.

Но когда настоящий йогин устанавливает полный контроль над своей нервной системой, тонким телом и его функциями, описанными выше, он не имеет желания использовать эти сиддхи (мистические силы), исключая случаи спонтанного или необходимого их использования ввиду сострадания. Все, что он желает – это соединиться с Истинной Реальностью.

Мистические силы

На практике можно достичь контроля над каждой чакрой тонкого тела. Как только йогин достигает постепенного влияния на каждую чакру, он обнаружит, что одновременно с психическим навыком он приобретает мистические силы.

Контроль над первой чакрой и ее элементом земли дает способность сделать человеческое тело легким, как воздух, и светиться золотой аурой. Вторая чакра и ее элемент воды дают силу жить долгое время без пищи и воды, жить под водой и делает тело излучающим серебряный свет. Контроль над огнем, элементом третьей чакры, дает способность поглощать огромное количество пищи без неприятных последствий, терпеть сильную жару, заставлять тело излучать красный свет.

Автор: Свами Шиваприянанда
Источник: книга «Секретная сила тантрического дыхания»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии