Духовный учитель: 6 основных качеств

«Духовный учитель никогда не скажет: “Я Бог”. Духовный учитель говорит: “Я слуга Бога”». В выступлении перед студентами Стокгольмского университета в сентябре 1973 г. Шрила Прабхупада описывает 6 основных качеств, которыми, согласно ведическим писаниям, должен обладать истинный духовный учитель. Знакомство с ними позволит нам отличить святых от шарлатанов.

Чтобы встать на путь духовной жизни, необходимы 2 условия и как учил Шри Чайтанья Махапрабху, мы нуждаемся:

  • с одной стороны, в милости Верховного Господа;
  • с другой – в милости духовного учителя:

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

Живые существа скитаются по вселенной, меняя свои тела, переселяясь из одного тела в другое, из одного места в другое, с одной планеты на другую. Брахманда бхрамите: они движутся по кругу в материальной вселенной. Наука о том, как вечная душа переселяется из одного тела в другое и как переносится с одной планеты на другую, неизвестна современным просветителям. Но мы объясняем ее в нашей книге «Легкое путешествие на другие планеты». Если у вас есть гуру, он сможет вам помочь перенестись с этой планеты прямо в духовное небо, Вайкунтхалоку, где находится бесчисленное множество духовных планет. Высшая планета в духовном небе – это планета Кришны, называемая Голокой Вриндаваной. И Движение сознания Кришны учит, как можно перенестись прямо на планету Голока Вриндавана, на Кришналоку. Это наша цель. В чем разница между материальным миром и духовным? В том, что в материальном мире, хотя вы сами вечны, вам приходится менять свое тело.

Аджо нитйах шашвато ‘йам пурано на ханйате ханйамане шарире

Вы не погибаете, когда умирает ваше материальное тело, но переселяетесь в другое тело, относящееся к одному из 8 400 000 видов жизни. Есть 900 000 видов обитателей вод, 2 000 000 видов деревьев и других растений, 1 100 000 видов насекомых, 1 000 000 видов птиц и 3 000 000 видов животных. В конце концов вы получаете тело человека. Теперь только от вас зависит, вернетесь ли вы в низшие формы жизни и будете вновь переселяться из одного тела в другое, или же перенесетесь в духовное небо, на высшую духовную планету – Голоку Вриндавану. Выбор за вами. Человеческое тело предоставляет вам эту возможность выбора. В теле, принадлежащем к одному из низших видов, вы целиком находитесь во власти материальной природы, но, когда материальная природа дарует вам человеческое тело, вы можете выбирать. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.25):

йанти дева-врата деван
питрн йанти-питр-вратах
бхутани йанти бхутеджйа
йанти мад-йаджино ‘пи мам

Те, кто пытается вознестись на высшие планеты – дева-локу, или планеты полубогов, где уровень жизни очень высок и продолжительность ее очень велика, – поклоняются полубогам. Если хотите, вы можете также поселиться на Питрилоке, на планетах духов, или же на планете, где обитает Кришна (йанти мад-йаджино ‘пи мам). Все зависит от ваших поступков. Но лучше всего не попадать в самсару – круговорот рождений, скитаний в материальном мире из одного тела в другое, с одной планеты на другую. Самсарой называется материальное бытие. Бхутва бхутва пралийате: вы рождаетесь в каком-то теле, живете в нем некоторое время, а затем вынуждены покинуть его. Вы вселяетесь в другое тело, опять живете в нем некоторое время, а затем опять переселяетесь в новое. Это и называется «самсарой».

6 основных качеств духовного учителя

Первый признак гуру
Второй признак гуру
Третий признак гуру
Четвертый признак гуру
Пятый признак гуру
Шестой признак гуру

Первый признак гуру

Материальное бытие сравнивается с даваналой, лесным пожаром. Как мы знаем, никто специально не поджигает лес, но пожары все же случаются. Точно так же никто в материальном мире не хочет быть несчастным. Каждый пытается стать счастливым, но вынужден мириться с разного рода несчастьями. С незапамятных времен и до наших дней в этом мире то и дело вспыхивают войны, мировые войны, хотя люди изо всех сил стараются предотвратить их.

Когда я был молодым, существовала Лига Наций. В 1920 году после Первой мировой войны различные государства образовали Лигу Наций, чтобы все жили мирно. Никто не хотел войны, но, несмотря на это, опять вспыхнул лесной пожар – Вторая мировая война. Сейчас создана Организация Объединенных Наций, но война все равно продолжается – во Вьетнаме, в Пакистане и во многих других местах. Вы можете сколько угодно прилагать усилия для сохранения мира, но материальная природа все их сведет на нет. Войны неизбежны. Враждебные чувства неистребимы, вражда существует не только между народами, но и между отдельными людьми: между соседями, даже между мужем и женой, отцом и сыном. Вражда не угасает. Это и называется лесным пожаром – «даваналой».

Никто не приходит в лес специально, чтобы поджечь его, но сухие бамбуковые стволы трутся друг о друга, появляются искры, и сам собой занимается пожар. Аналогичным образом, хотя мы и не хотим быть несчастными, своими поступками мы создаем себе врагов, и начинаются конфликты и войны. Это и называется «самсара-даваналой». Лесной пожар материального существования никогда не гаснет, и человека, который может спасти вас из огня, называют гуру, духовным учителем. Каким образом он может спасти вас? Что он может для этого сделать? Вернемся к тому же примеру. Когда горит лес, вам его не потушить, даже если вы пошлете туда пожарную команду, и уж тем более если вы сами отправитесь туда с ведром в руке. Так у вас ничего не получится. Но как же все-таки потушить пожар? Для этого нужна вода, но не ведро и не цистерна. Вода должна пролиться с неба. Только потоки дождя, обрушившись с неба, могут потушить бушующий лесной пожар. А дождь не подчиняется вашим научным исследованиям и опытам. Он может пойти только по милости Верховного Господа. Поэтому духовного учителя сравнивают с тучей. Точно так же как туча проливает потоки дождя, духовный учитель проливает потоки милости Верховной Личности Бога. Туча напитывается водой из моря. Она проливает не свою воду, а только взятую из моря. Так и духовный учитель приносит милость Верховной Личности Бога. Подумайте над этим сравнением. Он не сам оказывает милость, а несет милость Верховной Личности Бога. Таков признак истинного духовного учителя. Духовный учитель никогда не скажет: «Я Бог, я могу даровать тебе Свою милость». Нет. Говорящий такие слова – не духовный учитель, а просто обманщик. Истинный духовный учитель говорит: «Я слуга Бога, я принес Его милость. Прими же ее и будь счастлив». В этом предназначение духовного учителя. Его еще можно сравнить с почтальоном. Когда почтальон вручает вам крупную сумму денег, это не его деньги. Они посланы кем-то другим, но он честно доставляет их адресату: «Вот ваши деньги. Получите их». Вы довольны им, хотя это и не его собственные деньги. Если вы нуждаетесь в деньгах, и вдруг почтальон приносит вам перевод от отца или от кого-то еще, то, конечно, вы очень обрадуетесь.

Итак, мы все страдаем в пылающем огне материального бытия. Но духовный учитель приносит нам послание Верховного Господа, и если мы примем это послание, то станем счастливы. В этом суть миссии духовного учителя.

самсара-даванала-лидха-лока
транайа карунйа-гханагханатвам
праптасйа калйана-гунарнавасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«О мой господин, ты принес мне милость Верховного Господа, поэтому я в неоплатном долгу перед тобой. Ты пришел, чтобы спасти меня, и я склоняюсь к твоим стопам».

Таков смысл этого стиха: главный отличительный признак духовного учителя, или гуру, в том, что он несет нам послание, которое погасит пылающий в нашем сердце огонь. Именно эта способность отличает его от всех. У каждого из нас сердце сгорает в огне – жгучем огне тревоги. Такова природа материального мира. Каждый из нас всегда пребывает в беспокойстве – нет никого, кто не испытывал бы его. Даже самая маленькая птичка не свободна от этого чувства. Если вы дадите ей несколько зернышек, она будет клевать их и при этом все время оглядываться по сторонам: «Не собирается ли кто-нибудь меня убить?» Такова жизнь в материальном мире. Даже президент Никсон, не говоря уже о других, постоянно пребывает в тревоге. А в нашей стране даже Ганди на знал покоя. Все политики живут в непрестанном беспокойстве. Они могут занимать очень высокие посты, но и там беспокойство – эта болезнь материального бытия – не покидает их. Если вы хотите избавиться от всех тревог, то должны принять покровительство гуру, духовного учителя. Если его наставления помогут вам избавиться от беспокойств, это и будет лучшим доказательством того, что он имеет право называться гуру. Вот истинный критерий. Не ищите гуру, который пользуется дешевой популярностью. Не идите на поводу у моды. У некоторых есть такая слабость – заводить себе собак модной породы. Если вы ищете учителя, только чтобы следовать моде, чтобы с гордостью заявлять: «У меня есть гуру», – это вам не поможет. Вы должны выбрать себе такого гуру, который сможет погасить в вашем сердце пламя тревоги. Это первый признак настоящего гуру.

Второй признак гуру

О втором признаке говорится так:

Махапрабхох киртана-нртйа-гита вадитра-мадйан-манасо расена

Истинный гуру всегда поет славу Господу Чайтанье Махапрабху, и это его главное занятие – махапрабхох киртана-нртйа-гита. Духовный учитель поет святое имя Господа и танцует, потому что таково лекарство от всех невзгод материального бытия. В наше время никто не способен медитировать. Так называемая медитация, популярная сейчас на Западе, – просто самообман. В этот беспокойный век Кали (век раздоров и лицемерия) медитировать очень трудно. Поэтому в шастрах (священных писаниях) говорится: крте йад дхйайато вишнум.

  • В Сатья-югу (эпоху истины), когда люди жили по сто тысяч лет, Вальмики Муни достиг совершенства благодаря медитации в течение 60 тысяч лет. Но в наше время у нас нет никакой гарантии, что мы проживем каких-нибудь 60 лет или даже 60 часов. Поэтому медитировать в наше время невозможно.
  • В следующую за Сатья-югой эпоху (Трета-югу) люди совершали обряды, предписанные ведическими шастрами. Третайам йаджато макхаих: слово «макхаих» означает «великие жертвоприношения», они требуют огромных средств. В нынешний век люди очень бедны и не могут совершать такие жертвоприношения.
  • Двапаре паричарйайам: в Двапара-югу (эпоху, следующую за Трета-югой) можно было приносить Божеству в храме богатые дары, но в наши дни, в Кали-югу, и это невозможно. Поэтому всем рекомендуется иной метод: калау тад дхари-киртанат – в эпоху Кали можно достичь высочайшего совершенства, просто повторяя святое имя Господа. И Движение сознания Кришны призвано распространить пение святого имени Господа. Начало этому Движению, все участники которого поют и танцуют, положил Шри Чайтанья Махапрабху. Так что оно существует уже 500 лет. В Индии оно очень популярно, а на Запад мы принесли его несколько лет назад. Теперь и в этих странах люди присоединяются к нему и становятся счастливыми. Это единственный метод духовного развития в нашу эпоху. Вот почему гуру всегда поет святые имена. Махапрабхох киртана-нртйа-гита – он поет и танцует. Если он сам не будет петь и танцевать, то как же он сможет научить этому своих учеников?

Итак, первый признак истинного гуру – он дает наставления, сразу избавляющие от всех тревог; второй признак – он всегда поет святое имя Господа и танцует. Махапрабхох киртана-нртйа-гита вадитра-мадйан-манасо расена: когда духовный учитель танцует и поет святые имена, он наслаждается трансцендентным блаженством. Если вы не ощущаете блаженства, вы не сможете танцевать. Заставить себя танцевать невозможно. Когда танцуют преданные Господа, это происходит естественно. Они танцуют потому, что ощущают трансцендентное блаженство. Это не танец дрессированных собачек. Нет. Они танцуют под влиянием духовной энергии. Романча-кампашру-таранга-бхаджах. Сам облик преданных говорит о том, что они испытывают духовные переживания – иногда они плачут, иногда волосы у них на теле поднимаются. Есть много подобных симптомов, и все они естественны. Их нельзя имитировать, но у человека, достигшего высокого духовного уровня, они становятся заметны сами собой.

Третий признак гуру

Третий признак истинного гуру таков:

шри-виграхарадхана-нитйа-нана-
шрнгара-тан-мандира-марджанадау
йуктасйа бхактамш ча нийунджато ‘пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Долг духовного учителя – научить учеников поклоняться Божеству, шри-виграхе. Во всех наших центрах (число которых уже достигло ста) мы поклоняемся Божествам. Здесь, в Стокгольме, мы пока еще не начали поклоняться Божествам, но мы уже поклоняемся изображениям Господа Чайтаньи и гуру. В других же наших центрах, например в Англии и Америке, преданные поклоняются Божествам по всем правилам. Шри-виграхарадхана-нитйа-нана шрнгара-тан мандира-марджанадау. Служение Божествам – это и облачение Божеств в красивые одеяния, и тщательная уборка храма, и подношение Божеству различных яств, и следующая за этим трапеза, во время которой мы вкушаем остатки этих яств. Таков наш метод поклонения Божеству. Гуру служит Божеству сам, а также привлекает к этому учеников. Вот третий признак гуру.

Четвертый признак гуру

Четвертый признак таков:

чатур-видха-шри-бхагават-прасада-
свадв-анна-трптан хари-бхакта-сангхан
кртваива трптим бхаджатах садаива
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Духовный учитель поощряет раздачу прасада (пищи, предложенной Кришне) всем людям. Наше учение дает людям не только философию, и люди не просто слушают нас и расходятся по домам. Нет. Мы раздаем прасад, вкуснейшую пищу. В каждом храме мы предлагаем прасад всем гостям. И в каждом храме у нас уже живет от пятидесяти до двухсот преданных, заходят и люди посторонние и тоже берут прасад.

Итак, раздача прасада – еще один признак истинного духовного учителя. Если вы будете есть бхагават-прасад, то постепенно вся ваша жизнь будет одухотворяться: таково свойство этой пищи. Поэтому и говорят, что осознание Бога начинается с языка. Севонмукхе хи джихвадау: если вы будете использовать свой язык в служении Господу, то обязательно постигнете Бога. Итак, чем же должен быть занят ваш язык? Вы должны петь и повторять святое имя Господа и есть прасад, остатки предложенной Господу пищи. Так с помощью двух этих методов вы придете к осознанию своей духовной природы и к осознанию Господа. Чтобы постичь Бога, вовсе не нужно быть эрудитом, философом, ученым или богатым человеком. Вы постигнете Господа, если будете искренне служить Ему своим языком. Это очень просто. Здесь нет ничего сложного. Поэтому гуру, духовный учитель, организует раздачу прасада.

Свадв-анна-трптан хари-бхакта-сангхан

Слова хари-бхакта-сангхан означают «в обществе преданных Господа». Без преданных это невозможно. Кртваива трптим бхаджатах садаива: когда гуру полностью удовлетворен тем, как идет раздача прасада, он начинает танцевать и прославлять Господа, повторяя Его имена. Это четвертый признак гуру.

Пятый признак гуру

Пятый признак:

шри-радхика-мадхавайор апара-
мадхурйа-лила-гуна-рупа-намнам
пратикшанасвадана-лолупасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Духовный учитель всегда думает о том, как Кришна проводит время с Шримати Радхарани (Своей вечной супругой) и с гопи. Иногда он думает об играх Кришны с пастушками. Это означает, что он всегда медитирует на игры Кришны. Пратикшанасвадана-лолупасйа: пратикшана означает, что он думает об этом круглые сутки. Это и есть сознание Кришны. Необходимо постоянно думать о Кришне. Вы должны поставить перед собой такую цель. Мы, во всяком случае, стремимся именно к этому: все юноши и девушки в Движении сознания Кришны думают о Кришне круглые сутки, а не формально, не раз в неделю предаваясь медитации или посещая какой-нибудь храм. Нет, они погружены в мысли о Кришне всегда.

Шестой признак гуру

Шестой признак таков:

никунджа-йуно рати-кели-сиддхйаи
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Высшая цель, к которой стремится духовный учитель, – перенестись на планету Кришны, где он сможет помогать гопи служить Кришне. Одни духовные учители хотят стать помощниками гопи, другие – помощниками пастушков, третьи – помощниками Нанды и Яшоды, а некоторые – личными слугами Господа. Есть и такие, кто хочет стать цветущим деревом, плодовым деревом, теленком или коровой во Вриндаване.

Есть 5 трас:

  • шанта (почитание)
  • дасья (служение)
  • сакхья (дружба)
  • ватсалья (родительское отношение)
  • имадхурья (отношения влюбленных)

В духовном мире есть все – чинтамани-пракара-садмасу. Там даже земля духовна. Деревья, плоды, цветы, вода, слуги, друзья, матери, отцы, Сам Господь и Его приближенные – все духовно. Все там абсолютно и в то же время исполнено разнообразия. В материальном мире это духовное разнообразие отражается, подобно прибрежным деревьям в речной воде. Как дерево отражается в воде? В перевернутом виде. Аналогично этому, материальный мир является отражением мира духовного, но отражением искаженным. В духовном мире существует любовь между Радхой и Кришной. Кришна всегда юн – нава-яувана. И Радхарани всегда юна, потому что Она – энергия наслаждения Кришны. Шри-радхика-мадхавайор апара. Джайа радха-мадхава. Мы поклоняемся не одному Кришне, а Кришне с Его вечной супругой, Шримати Радхарани. Любовь Радхарани и Кришны вечна.

Поэтому «Веданта-сутра» гласит:

Джанмадй асйа йатах

«Абсолютная Истина – это то, из чего все исходит».

В этом мире мы видим взаимную любовь матери и сына, жены и мужа, хозяина и слуги, двух друзей, хозяина и его собаки, кошки или коровы. Но это лишь отражения мира духовного. Кришна тоже очень любит животных, например телят и коров. Здесь, в этом мире, мы любим собак и кошек, а там Кришна любит коров и телят. Вы можете видеть это на картинах, изображающих Кришну. Стало быть, потребность любить всех, включая животных, существует и в духовном мире. Иначе как эта любовь могла бы отражаться здесь? Этот мир – просто отражение. Если в реальности нет чего-то, откуда возьмется отражение? Значит, в духовном мире есть все. Но чтобы постичь эту изначальную любовь, вы должны встать на путь сознания Кришны. Здесь, в этом мире, мы обречены на разочарование. Здесь тоже есть любовь – мужчина любит женщину, или женщина мужчину, – но все это заканчивается разочарованием. Люди вступают в брак, но вскоре разводятся, потому что их любовь – лишь искаженное отражение настоящей любви. В этом мире нет истинной любви. Есть только вожделение. Истинная любовь в духовном мире – это любовь Радхи и Кришны. Истинная любовь связывает Кришну и гопи. Истинная любовь пронизывает дружбу Кришны и Его пастушков. Истинная любовь связывает Кришну с Его коровами и телятами. Истинная любовь существует между Кришной и деревьями, цветами и водой. В духовном мире все есть любовь. Но в материальном мире мы довольствуемся лишь отражением того, что происходит в мире духовном. Поэтому теперь, когда мы воплотились в человеческом теле, нам надо постичь Кришну. Давайте же воспользуемся этой возможностью и обретем сознание Кришны. В «Бхагавад-гите» (5.9) говорится:

Джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах

Кришну следует понять во всей полноте, а не поверхностно. Изучайте же науку о Кришне. И еще один совет – просто постарайтесь полюбить Кришну. Путь к этому таков: поклоняться Божеству, принимать прасад, повторять святые имена Кришны и следовать наставлениям духовного учителя. Таким образом вы научитесь понимать Кришну, и ваша жизнь увенчается успехом. В этом суть нашего Движения сознания Кришны.

Автор: Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада
Источник: книга «Путешествие вглубь себя»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии