Основы философии и физиологические концепции: пракрити, тригуна, бхута и таттва

Пракрити и тригуна | Махабхута | Ум и планы бытия | Бхуты и таттвы

Учение Йоги – истинная жемчужина в океане ведического знания. Традиционно Йогу практикуют для достижения просветления и обретения абсолютного знания, однако в основе высшего развития человеческого сознания, согласно учению Йоги, не может не лежать гармоничное совершенствование всех низших аспектов человеческого существа и компенсация их возрастной деградации, именуемая «реставрацией».

Невозможно построить корректную систему лечения, не обладая точным знанием принципов устройства организма. Для постижения же последних требуется знание устройства мира в целом.

Принятые в Йоге космогонические концепции изложены в основных йогических трактатах, в частности в «Йога-Даршане» Патанджали, в «Гхеранда-Самхите» и в «Шива-Самхите», а также в работах многочисленных комментаторов этих трактатов.

Пракрити и тригуна

Изначальная праматерия именуется «пракрити», то есть то, из чего непроявленное Единое творит внутри себя Бытие. Исходная природа Единого, являющегося абсолютным интегральным осознанием, суть Пустота, в которой отсутствует даже пространство, ибо все взаимно уравновешено, целостно и полноценно. Побуждение к дифференциальному самоосознанию в проявленных творениях есть тот первоначальный импульс, которым Единое заставляет себя создать в себе Изначальную Силу и нарушить собственное внутреннее равновесие Пустоты, разделив Ее на абсолютно подвижное и абсолютно инертное, то есть 2 первичных потока Бытия.

За счет этого возникает пространство мира (пракрити), вихреобразные неоднородности которого становятся материей, сотканной вибрационными полями. Таким образом побуждение Единого к самоосознанию образует 2 принципа состояния изначальной силы – 2 гуны:

  • абсолютная активность, именуемая раджо-гуна, или раджас;
  • абсолютная инертность – тамо-гуна, или тамас.

Будучи слитыми в непроявленном Едином, они взаимно уничтожаются изначальной целостностью и полнотой. Когда же они проявлены, их равновесие в сотворенном Бытии есть некое новое, более высокое по сравнению с ними качество упорядоченности (в отличие от изначального Хаоса), именуемое саттво-гуной или просто саттва.

3 гуны создают из пракрити мир творения. 3 гуны упорядочивают абсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно Воле Единого.

  • Саттво-гуна в проявленном самодостаточна, поскольку является принципом уравновешивания, не уничтожающего, но гармонично организующего побудительную силу раджо-гуны и обездвиживающую инертность тамо-гуны.
  • Тамас, или тамо-гуна, есть принцип или качество инерции (или инертности), обеспечивающий возможность создания и сохранения формы – результирующего состояния побудительной силы в действии. Тамас также является тем аспектом Изначальной Силы, которым обусловлено образование 5-ти стихий, или 5-ти элементов, – 5-ти качественных субстанциональных проявлений: земли, воды, огня, воздуха и эфира.

Махабхута

В отличие от гуны, потенциальной тенденции динамического осуществления бытия, великий элемент – махабхута, или стихия «таттва» (буквально «суть, сущность») есть исходное качество субстанции мира, соответствующее определенному первичному состоянию пространства как изначальной праматерии Универсума. Маха-бхут, или таттв, 5:

  • Земля. Наиболее грубая сущность материи как твердого вещества – притхви (стихия земли);
  • Вода. Сущность жидкого состояния – апас (стихия воды);
  • Огонь. сущность состояния, переходного между объемно ограниченным состоянием вещества и газообразной фазой – теджас или агни (стихия огня);
  • Воздух. Сущность газообразного состояния – вайю, или вата (стихия воздуха);
  • Эфир. Сущность тонкого – невещественного состояния материи – акаша (стихия эфира), соответствующая как собственно пространственно-временному континууму, так и различным полям, существующим в нем в виде обусловленных наличием праны – качества энергии или эфирного дыхания (акаша-вайю) – первичных вихреобразных неоднородностей, уплотнение и дифференциация которых собственно и есть источник образующих первичные элементы трансформаций качественных состояний материи друг в друга.

Эфир Вселенной (акаша) – главнейшая из 5-ти стихий. Дыхание эфира (акаша-вайю) создает из эфира стихию воздуха. Элементы эфира, воздуха и огня в сочетании образуют стихию воды. И если стихия воздуха суть первооснова дыхания жизни, то вода содержит в себе в зародышевом состоянии все объекты мира проявленных творений. За счет комбинации стихий эфира, воздуха, огня и воды формируется стихия земли – первооснова вещественности материальных объектов. Таким образом, предметный мир во всем его непостижимом многообразии есть результат естественного взаимодействия 5-ти стихий (панча-танматра).

На некотором этапе развития своего взаимодействия 5 изначальных стихий формируют материальный мир 5-ти физических элементов (панча-бхута), из которых состоят все необозримые мириады туманностей, каждая из которых содержит в себе несчетное количество звезд и звездных систем (стихии или тонкие составляющие первоэлементов есть их организующие принципы – сообразные им качественные аспекты праны – энергии. Грубые составляющие первоэлементов – физические элементы – есть реализация организующих принципов в соответствующим образом сформированном ими пространстве).

Магическая сила управляемого 3-мя гунами взаимодействия 5-ти стихий проявляется как в образовании мельчайших вихрей сверхслабых вибрационных полей, так и в создании гигантских конгломератов грубой материи.

Ум и планы бытия

Люди, обладавшие при жизни светлым умом и блестящим интеллектом, зачастую минуют переходный план бхува-локи и после смерти попадают прямо в сва-локу. Там они наслаждаются ощущением счастья, которое порождается их устремлением к осмыслению сложных абстрактных идей и склонностью к пребыванию в устойчивом состоянии глубокого размышления либо реализованными в процессе жизни добродетелями, а затем входят в состояние глубокого покоя – сна без сновидений. Большинство обычных людей также имеет шанс войти в сва-локу и оставаться там некоторое время, в зависимости от большей или меньшей степени осознания божественности своей собственной природы – свойства, которым человеческие существа обладают от рождения. Однако затем душе придется возвращаться в мир смертных бху-локу, воплотившись в рожденном существе для достижения более высокого уровня развития интеллекта и сферы эмоций.

В пределе уровень организации человеческого существа вследствие его развития становится достаточным для обретения им собственно человеческого свойства сознания – начальной мудрости. Дальнейшее развитие человека и трансформация его в тот или иной тип сверхчеловеческого существа происходит посредством постепенного «функционального замещения» инструмента животного уровня, интеллекта, инструментом чисто человеческим, мудростью, не ограниченной громоздкими и негибкими интеллектуальными конструкциями, предназначенными для логической обработки информации трехмерного континуума.

Мы можем отчасти проникнуть в тайну души – инструмента ума. Но для досконального ее изучения человеку необходимо добиться осознанного пробуждения высшей разумности, или интуиции (буддхи), того уровня ума, который управляет процессами трансформации и совершенствования интеллекта. Мир буддхи начинается с уровня обители великих полубогов (маха-лока) – сферы ощущений. В маха-локе выделенный и рафинированный интеллект совмещен с интуицией (буддхи), формируя качественно новое образование – мудрость. 3 наивысших мира объединяются под одним названием урдхва-трилока – 3 высочайших плана, которые также относятся к сфере интуиции (буддхи). Они находятся вне пределов досягаемости интеллекта и прочих низших функциональных инструментов ума.

Для того чтобы проникнуть в урдхва-трилоку, человеку необходимо прежде всего преодолеть в своем сознании 5 пороков: похоть, алчность, неведение (незнание принципов устройства мира и истинного смысла жизни), гордыню эгоцентризма и злобность.

В случае подавляющего большинства человеческих существ под наличием 5-ти пороков (или некоторых из них) вовсе не следует понимать ярко выраженные доминирующие состояния сознания, безусловно и активно определяющие проявления человека в его действиях, поступках, отношениях. Столь однозначные воплощения пороков достаточно редки и свойственны либо неким особым личностям, либо проявлениям обычных людей в пограничных ситуациях, когда потаенное и скрытое в глубинах сознания всплывает на поверхность, делаясь явным. В обычных же условиях пороки выражаются скорее как эмоциональные тенденции реакции сознания. Это делает их трудноуловимыми и практически недоступными интеллектуальному инструментарию само осознания. «Соринка» в чужом глазу потому и заметнее «бревна» в своем собственном, что находится во внешней сфере, восприятие и интерпретации которой осуществляются в значительной степени с помощью интеллекта. Собственное же «бревно» принадлежит собственной эмоциональной сфере – более глубокой, чем сфера интеллекта, и потому контролю интеллекта фактически недоступной. Явления, локализующиеся в сфере эмоций, подлежат адекватному осознанию лишь при углублении самоосознания в сферы, являющиеся по отношению к эмоциональной более внутренними и потому способными ею управлять. Таковой, например, оказывается сфера личной воли. Тогда интеллект может быть осознанно использован в качестве инструмента оценки и обработки информации о наличии в эмоциональной сфере скрытых проявлений каких-либо из 5-ти пороков. Таким образом, легкое, едва заметное сожаление, которое человек испытывает где-то глубоко-глубоко внутри, расставаясь с чем-то, что, как он считает, ему принадлежит, есть алчность, хотя никаких явных проявлений данного порока при этом не отметил бы даже самый пристальный наблюдатель. Точно так же оттенок бесконтрольного раздражения, ощущаемый нами при общении с некоторыми людьми, есть проявление злобности. Тем не менее мы совершенно искренне можем вести себя при этом предельно корректно и благожелательно. Самые серьезные и труднопреодолимые препятствия всегда находятся внутри нас, и чем они тоньше и тщательнее замаскированы, чем неохотнее мы их замечаем и признаемся самим себе в их наличии, тем нашему осознанию труднее их преодолеть. Поэтому в битве за высшее знание так важна честность, прежде всего – честность в отношениях с самим собой.

Вслед за этой победой над желаниями и страстями обретается свобода от привязанностей к объектам и явлениям материального мира – мира формальных проявлений, которая дает право войти в урдхва-трилоку. Самоосознание существа, пребывающего в сфере урдхва-трилоки характеризуется отсутствием каких бы то ни было негативных моментов. Высшее наслаждение и высшее знание становятся основными свойствами состояния ума, необходимость возвращаться к страданиям и боли новых воплощений исчезает.

Необходимость воплощения диктуется кармой – совокупностью «открытых вопросов» – незавершенных вибрационных структур осознания, обусловленных незнанием отдельных аспектов мира формальных проявлений. Существо, достигшее высшего знания, соответствующего урдхва-трилоке, автоматически «закрывает» для себя все подобного рода вопросы, так как знает сущность стоящих за ними проявлений. Тем самым карма оказывается исчерпанной, а структура осознания гармонично завершенной.

Итак, человеческая эволюция не ограничивается планом земного существования – миром смертных, а продолжается в более высоких мирах – сферах истинного бессмертия, которые не могут быть постигнуты разумом в его ограниченной форме обычного человеческого интеллекта.

Человек остается вовлеченным в эволюционный процесс до тех пор, пока не осознает истинную сущность своей божественной природы. Прохождение человеческим существом эволюционной последовательности воплощений именуется линией эволюции личной, или индивидуальной души. Состояние ума подавляющего большинства воплощенных человеческих существ нынешней эпохи суть неведение – авидья. Это значит, что превеликое множество людей в современном мире не осознает своей истинной природы. Потому для достижения полноты самоосознания человек должен развить в себе качества Бога до того уровня, когда они могут быть осознаны. За счет этого человеческое существо превратит себя в реальное воплощение истинного знания. И тогда ограниченность личной воли, скованной законами безрадостного бытия земной сферы, сменится свободой универсальной воли мира Божественного Вдохновения.

Осознав идентичность высшего личного «Я» и «Я» Единого, существо обретает также осознание тождественности личной воли воле универсальной.

Животные в человеческом облике, вовлеченные ныне в демоническую драму ненависти, пороков и войн, могут тем самым преобразовать себя в высшие существа и играть надлежащую роль в небесной драме. Единое – Божественный Творец объектного мира – имеет бесконечно могущественное намерение отрешенно узреть себя в наилучшем из своих творений. Намерению этому суждено исполниться в земном мире лишь тогда, когда величие Творца полноценно проявится в человеке – Его собственном концентрированном воплощении.

Животные не являются таким же концентрированным воплощением. Высшее самоосознание у каждого вида животных – одно на всех. Люди принципиально отличаются от всех животных – даже самых разумных и обладающих мощнейшим интеллектом – тем, что самоосознание человека обладает индивидуализированным проявлением на тех планах бытия, где индивидуальность животных уже отсутствует.

К настоящему времени в деле решения грандиозной задачи реализации в человеке Бога сделан лишь первый шаг, растянувшийся на последние 10 000 лет развития человеческой цивилизации.

Изложенные выше построения, касающиеся устройства мира и множественности планов бытия, не являются ни абстрактными теориями, ни умозрительными заключениями, основанными на отдельных догадках авторов древних священных писаний. Это трактовки практических результатов, достигнутых йогинами (йогин (санскр.) – тот, кто полноценно практикует Йогу) в ходе экспериментальных исследований других миров с целью постижения высшей истины. Будучи воплощенным в физическом теле, смертном человеческом теле, образованном самой грубой формой плотной материи, йогин, тем не менее, обладает способностью посещать высшие планы или другие миры в тонких телах. За счет этого он обретает непосредственный опыт постижения высшей истины – тайны, скрытой за внешней видимостью творения.

Согласно мировоззрению Йоги, элементы, которые обнаруживаются в составе макрокосма, обширной вселенной адхо-трилоки, не могут не присутствовать и в теле человека, ибо оно являет собой микрокосм, отображая устройство Вселенной в миниатюре.

Бхуты и таттвы

  • Главным из 5-ти элементов является акаша-бхута – пространственно-временной континуум. Существование Вселенной обусловлено взаимодействием акаша-бхуты и саттва-гуны. Подобным же образом акаша-бхута обеспечивает существование миниатюрной Вселенной нашего тела. Специфической характеристикой акаши является звук. Потому считается, что проявления акаша-бхуты человек воспринимает посредством органа слуха. Все пустоты или отверстия в теле, например поры кожи, внутренние полости сосудов, костей и органов, суть образования акаша-таттвы.
  • Взаимодействие саттва-гуны и раджо-гуны с акаша-бхутой порождает вайю-таттву и вайю-бхуту – стихию и элемент воздуха. Прямое восприятие вайю-таттвы осуществляется посредством осязания, опосредованное – посредством слуха. Проявляясь в теле человека, вайю-бхута генерирует в органах осязания стремление к приятным ощущениям. Этот же элемент суть жизненная сила – созидающий принцип тела, ответственный за управление процессом постоянного обновления органов и систем на клеточном уровне, а также за поддержание в должном состоянии их функциональной активности.
  • Сила собственно раджаса воплощается в теджо-бхуте или агни-таттве, которая суть основной огонь. Его особое свойство – цвет. Прямое восприятие теджо-бхуты осуществляется с помощью зрения – способности визуального определения пространственных форм, опосредованное – с помощью слуха и осязания. Агни-таттва (стихия огня) отвечает за наличие в человеческом теле функциональной энергии. В виде пищеварительного огня агни осуществляет переработку питательных веществ, тем самым обеспечивая организм энергией более грубого уровня, необходимой для реализации функций всех систем и органов.
  • Джала-бхута или апо-таттва (стихия воды) есть результат взаимодействия акаши с сочетанием раджо- и тамо-гун. Главное свойство элемента воды есть вкус. Опосредованное восприятие ее осуществляется органами слуха, осязания и зрения. Основной зоной функционального проявления стихии воды в физическом теле человека является ротовая полость, поскольку именно здесь сосредоточены вкусовые рецепторы. Все жидкие субстанции тела: кровь, лимфа, выделения желез внутренней секреции и прочие – в основе своей имеют элемент воды (джала-бхута).
  • Притхви-бхута (элемент земли), или притхви-таттва (стихия земли), порождается взаимодействием акаши с тамо-гуной. Особое свойство стихии земли есть запах. Опосредованное ее восприятие осуществляется органами слуха, осязания, зрения и вкуса. Основная зона функционального проявления притхви-таттвы в физическом теле человека – орган обоняния. Элемент земли лежит в основе построения всех плотных тканей тела: костей, мышц, мозга, плоти внутренних органов, желез и т.д.

Согласно «Йога-шастре» правящий Бог сферы проявленного бытия есть Индра. Именно он своим намерением инициирует 5 грубых элементов, сообщая им активность действия. В пространстве мира имеются неисчислимые мириады глаз, принадлежащих телу Индры. Они призваны наблюдать за всем многообразием явлений мира, что позволяет Индре поддерживать в трансформациях творения строгий порядок и дисциплину проявлений. Именно поэтому Индру изображают в виде тысячеглазого бога.

Отрешенный внутренний наблюдатель – точка, вокруг которой формируется осознание каждого воплощенного существа, и есть глаз Индры – действующего аспекта Единого, – отрешенно созерцающего самое себя в процессе эволюции творения – процессе Его самоосознания. Потому там, в этой центральной точке, абсолютность покоя отрешенности, и там же постижение великой тождественности – осознание Единства – состояние Йоги.

Проявления акаши в мире плотных форм органами чувств физического тела человека непосредственно не воспринимаются (cлышание «внутренним» слухом и различные варианты видения «энергетических полей» осуществляются органами не плотного, а энергетического тела).

Вайю не столь тонок. Поэтому прикосновения его ощутимы органами осязания. Агни (огонь) состоит из раскаленных частиц вещества. Он грубее эфира и воздуха, но все же не столь плотен, как вода или земля. Мы способны воспринять зрительно все формы проявления агни: собственно огонь, молния и т.д. Таким образом, по своей конституции агни занимает промежуточное положение между грубым (стхула) и тонким (сукшма).

Вода (джала-бхута), или апо-бхута, менее плотна, чем земля, потому ее следует рассматривать как своего рода «полуплотную» субстанцию. Самым плотным из элементов, в природе которого преобладает тенденция твердости или оформленности (тамо-гуна) является земля (притхви-бхута). Притхви-таттва ответственна за фиксацию любых энергий и пространственных формаций в жесткой структуре твердого вещества.

Именно стихия земли лишает пространство текучести, придавая ему инертность формы. Благодаря этому твердое вещество является таковым в наших ощущениях. Формы, однако, обладают тенденцией изменяться и преобразовываться друг в друга под действием стихий более тонких. Бытие этого мира подобно буре, в которой пыль, капли дождя, тучи и вспышки молний сплетаются в единую ткань потоками ветра. И в макрокосме нашего тела все твердые вещественные формы находятся в состоянии перманентной трансформации под действием вайю-, агни- и джала-таттв.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии