Развитие спиритизма в XIX веке

Прошло уже пятнадцать столетий с той поры, как почитаемые некогда предки превратились в докучливых привидений. И вот 11 декабря 1847 года, на ферме Гайдсвилль, что возле Нью-Йорка, две девочки – Маргарет и Кэти Фокс – возобновляют диалог с тенями, прерванный искаженным Христианством.

Призрак, проявившийся с помощью стуков и щелчков, раздававшихся в стенах и предметах обстановки, нисколько их не испугал, а совсем наоборот. Желая его поддразнить, младшая из сестер – Кэти – также принялась стучать, на что незримый собеседник ответил равным числом ударов. И тогда по какому-то наитию девочка сказала ему: «Кто ты? Если ты человек, то стукни один раз; а если – дух, то два». Тут же прозвучали два сухих удара, положивших начало той азбуке, которой стали пользоваться сестры Фокс, а вслед за ними и спириты всего мира.

Весть об этом событии быстро разлетелась по миру, и явление повторялось так часто, что стало совершенно привычным. Общение с этим духом не замедлило повлечь за собой исключение семьи Фокс из лона методистской церкви. И семья переехала в Рочестер, куда ее сопроводило и стучащее привидение, которое согласилось выступать даже на публичных сеансах, демонстрирующих медиумические способности обеих девочек. Их старшая сестра, Лия Фокс, устраивает им триумфальное турне, вслед за которым по маршруту их следования вспыхивает настоящая эпидемия медиумического подражания.

Семью годами позже, в 1854 году, в США насчитывалось уже 10000 медиумов и около 3 миллионов сторонников нового движения. Тем временем первый спиритический конгресс, собравшийся в Кливленде, решает послать миссионеров сначала в Англию, затем в Германию, откуда новое движение дошло наконец до Франции, в которой в самых различных кругах привлекло немало сторонников.

А спиритические феномены все множатся и разнообразятся: к стукам добавились автоматическое писание, телепатия, телекинез, левитация, эктоплазмические материализации. Такой широкий спектр возможностей естественным образом дал еще более широкий спектр результатов: от левитации столов и людей до написания на бумаге длинных посланий, трактующих самые сложные и тонкие вопросы философии, теологии, морали, науки и т.п. Из посланий со временем составилось настоящее нравственное учение, каковое мистические чаяния сторонников преобразовывают в религию.

У всякой религии должен быть свой пророк, первая задача которого – начертать скрижали законов. С этой задачей и выступил во Франции Аллан Кардек (псевдоним маркиза Ипполита-Леона-Денизара Ривайля (1804-1869), ученика Песталоцци), дело которого в новых исторических условиях продолжил Леон Дени (1847-1927). С той поры всякий разговор о спиритизме без благодарного упоминания имен этих двух французских мыслителей представляет собой всего лишь некомпетентное, дилетантское умствование, ибо именно им обоим обязаны мы тем, что бесчисленные, разрозненные факты и идеи составились в стройное, гармоничное, всеобъемлющее мировоззрение – карденизм. Игнорировать проделанную ими работу – это все равно, что обсуждать проблемы математики, не зная, кто такие Пифагор, Эвклид, Фалес, Ньютон, Эйлер, Гаусс, Лобачевский и что сделано ими. Скажем же несколько слов об Аллане Кардеке и Леоне Дени, этих двух воистину светлых гениях человечества.

В 1858 году Аллан Кардек основывает «Парижское Общество спиритических исследований» с собственным программным уставом и «Спиритское Обозрение». «Revue Spirite» – журнал, выходивший многие годы. Спиритизму Кардек предпослал особую нравственную концепцию и оформил его как «учение, основывающееся на существовании, проявлениях и наставлениях, данных духами». Все это нашло достойное выражение в главной его работе – «Книге Духов», которая была продиктована ему духами высокого ранга в ходе сеансов автоматического письма (1857).

«Книга Духов» так же мало нуждается в рекомендациях, как и «Библия», как и «Бхагавад-гита», как «Веды» или «Упанишады». Она посвящена самой загадочной и важной проблеме, волнующей человечество на протяжении всей его истории: есть ли жизнь после смерти? И если да, то какова она и что тогда такое смерть? Для чего вообще мы здесь? Эти вопросы и многие другие подобные волнуют каждого нормального человека, мимо них нельзя пройти, от них нельзя отмахнуться, от них никуда не укрыться, они касаются и затрагивают всех и каждого. Ответы на эти вопросы можно найти, читая «Книгу Духов» Аллана Кардека и другие его работы.

«Книга Медиумов, или Руководство для Медиумов и Вызывателей Духов» была издана в 1861 г. За ней последовали другие: «Спиритизм в самом простом его выражении» (1863), «Евангелие в разъяснении Спиритизма» (1864), «Рай и Ад, или Божественная Справедливость в объяснении Спиритизма» (1865), «Книга Бытия, чудеса и предсказания в объяснении Спиритизма» (1868) и иные.

Истинная гуманность и самая высокая духовность выражаются во всех творениях Кардека. Они пролили новый свет на вопрос о бессмертии души и о посмертном существовании. При этом на стороне Кардека (и в этом отличие его работ от книг иных оккультистов) то неоспоримое преимущество, которое дают простота и ясность изложения, строгая логика, стройность замысла, изящество исполнения, чувство меры и отменный стиль.

Влияние его идей на умы современников и последующих поколений было огромно. Последователи учения Кардека имелись во всех странах мира, включая и Россию. В годы советской власти само имя ученого и философа находилось под запретом: столь серьезную и реальную опасность для большевицко-коммунистического режима представляла его философия.

«Книга Медиумов» является самым авторитетным руководством в области практического спиритизма. Спиритические феномены (полтергейст, аппорт, левитация, автоматическое писание, материализация и т.п.), их причины и условия нашли себе здесь наиболее полное освещение. Эта классическая работа со времени ее написания выдержала десятки изданий во Франции и была переведена практически на все культурные языки мира, на каковых также множество раз переиздавалась.

Перу Леона Дени принадлежат такие труды, как «После Смерти», «Христианство и спиритизм», «Человек и Судьба его, в мире этом и ином», «Правда о Жанне д’Арк» и ряд других.

Французскому писателю Александру Геппу принадлежат такие слова: «Есть человек, написавший самую прекрасную, самую благородную и драгоценную книгу, какую я когда-либо читал. Зовут этого человека Леон Дени, а книга его называется “После Смерти”. Читайте ее и все другие его книги – и вы узнаете великую, освободительную и плодотворную радость, которая явится вам чрез все излиянья нашей скорби, сквозь наш страх смерти и великий траур по тем, кого мы считаем “умершими”».

Леон Дени, благоговейно названный учениками и последователями «апостолом спиритизма», в новых исторических условиях – в первой четверти XX века – продолжил развитие философии, основы которой были заложены Алланом Кардеком. Его труды, как и труды его предшественника, переведены на все основные языки мира и десятки раз переиздавались во Франции. Леон Дени – не только тонкий мыслитель, но и прекрасный художник слова. Поэзия и проникновенный лиризм сочетаются в его творчестве с тонким философским анализом и несгибаемой логикой. Артур Конан-Дойль, переведший на английский язык его книгу «Правда о Жанне д’Арк», сказал: «Работа над переводом этой книги была для меня почетной миссией».

На страницах книг Леона Дени читатель найдет всю правду о жизни и смерти и уразумеет тогда, что смерти нет, а есть только бессмертие и жизнь вечная. Это не книги дурной и невнятной мистики, но книги великой радости и правды, которые заставят человека посмотреть на мир совершенно другими глазами. Прочтя их, он станет духовно богаче и внутренне преобразится. Невозможно не поддаться тайному очарованию великого мастера, задушевно и просто говорящего о сложнейших проблемах человеческого и космического бытия.

Автор: Йог Раманантата
Источник: книга «Упражнения Йоги для развития памяти»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии