Буддизм о поедании мяса в Китае и Японии

Согласно «Энциклопедии Буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось… постепенно оно прекратилось (около V века н. э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище – «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

Когда во время правления династии Хан (206 г. н. э. – 220 г. н. э.) Буддизм проник в Китай, там уже процветали Конфуцианство и Даосизм. В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приема пищи и сложнейшими религиозными церемониями. Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские или квазивегетарианские обычаи.

Буддизм быстро проник в Японию и, начиная с VI века, стал играть там доминирующую роль. Исторический момент благоприятствовал: к этому времени японский двор перенял многие черты китайской культуры. Классический китайский язык стал литературным в Японии, и традиционные китайские религии – в том числе Буддизм – также привились на японской культурной почве.

Исконная религия Японии – синто – была также стара, как и сама страна, и пантеистична в своем поклонении природе. Китайский Буддизм легко укладывался в мировоззрение синто, и некий сплав синто с Буддизмом уцелел в Японии наших дней. Фактически, тот Буддизм, с которым знакомо большинство наших современников, основан скорее на этом сплаве, чем на изначальной индийской версии Буддизма. Однако именно эта индийская версия наиболее последовательно проповедует вегетарианство и доброе отношение ко всем живым существам.

Тем не менее, и в учениях синто можно найти следы вегетарианской философии. Например, источник всего сущего и основа вселенной называется «kami», и чтобы достичь понимания этой высшей реальности, необходимо и духовное, и физическое очищение. Тело нужно очистить от загрязняющих его элементов, и употреблять в пищу можно только sattvik, «чистые» блюда (преимущественно вегетарианские). Сегодня во время церемонии благодарения в святилищах синто раздается особое угощение: рис, рисовые лепешки, сакэ, овощи, рыба и мясо птиц. Но в прежние времена мясная пища при обрядах синто не предлагалась, поскольку проливать кровь в священной местности, где стоит храм, было строжайше запрещено.

Вот еще одно свидетельство того, что в древности религии призывали воздерживаться от убийства животных и поедания их плоти. Как и в случае со многими другими религиями, позднейшие истолкования учений синто смягчили приказ о милосердии и сострадании.

Несмотря на то, что теперь японцы часто едят мясо и особенно рыбу, глубоко верующие люди все же считают мясоедение недостойным занятием, а любители мяса до сих пор кое-где считаются отщепенцами. Например, в дзен-буддистских монастырях никогда не едят рыбы, ни мяса, и монахи по-прежнему славятся строгой самодисциплиной и непоколебимой верностью древним законам.

Современные буддистские организации, как, например, Буддистское движение в защиту прав животных, также заинтересованы в восстановлении вегетарианских принципов религии. А такие ответвления Буддизма, например, как секта Као Даи, зародившаяся в Южном Вьетнаме, сегодня насчитывают около 2 млн приверженцев, среди которых все без исключения – вегетарианцы.

Если мы изучим исконные формы индийского Буддизма и те обстоятельства, при которых он был принят в Китае и Японии, то получим следующую картину: изначально Буддизм учил состраданию ко всем живым существам и отвращению к любым проявлениям жестокости. Как и другие религии Востока, Буддизм недвусмысленно призывал верующих принять вегетарианство как важнейший шаг к духовному пробуждению. Мы видели также, что уступки в отношении мясной пищи в буддистской традиции объясняются позднейшим приоритетом «намерений» над «поступками» и, кроме того, теми сложностями, которые возникли при переносе религии в другие культуры и земли. Тем не менее, принцип ахимсы неизменно служил опорой для всех форм религиозной мысли Востока, особенно Буддизма.

Автор: Стивен Роузен
Источник: книга «Вегетарианство в мировых религиях»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии