6 принципов, мешающих энтузиазму и  6 принципов, приводящих к энтузиазму Духовная жизнь зиждется на девяти столпах: это шраванам (слушание), киртанам (воспевание), смаранам (помятование о Господе), пада-севанам (служение лотосным стопам Господа), арчанам (поклонение Господу), ванданам (возношение молитв Господу), дасьям (желание стать Его слугой), сакхьям (стремление подружиться с Господом) и атма-ниведанам (принесение всего, что у нас есть, к Его стопам). Невозможно заниматься ни одним из этих методов, не настроив должным образом свое сознание на преданность. Можете не сомневаться, каждый из вышеупомянутых методов превратится в трудоемкую задачу. Нет и разговора об атма-ниведане, полном предании себя, если мы потеряли энтузиазм или позволяем себе небрежность в своем служении. Чтобы пробиться сквозь три гуны материальной природы, мы должны двигаться с большой интенсивностью. Чтобы усилить вкус, нам потребуется дридха-врата, сильная вера, и лаулья, духовная жажда. Вкус увеличится после того, как мы попробуем хотя бы одну только каплю, что заставит нас захотеть еще. Если у нас недостаточно вкуса, мы не станем желать большего. Мы можем даже начать сомневаться, а достижимо ли это вообще.

6 видов деятельности, пагубных для преданного служения

К застою в духовной жизни ведут многочисленные препятствия, такие как анартхи (сорняки) и враги ума. Шрила Рупа Госвами объясняет (книга «Нектар наставлений», текст 2):

Атьяхарах прайасаш ча
Праджалпо нийамаграхах
Джана-сангас ча лаулйам ча
Садбхир бхактир винашйати

Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек:
1. Ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег;
2. Прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей;
3. Ведет пустые разговоры на мирские темы;
4. Выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, как ему заблагорассудится;
5. Общается с людьми мирского склада, не проявляющими интереса к Божественному сознанию;
6. Жаждет мирских успехов.

Как мы видим, определенные поступки приводят к винашьяти, падению, и все эти виды деятельности имеют ту или иную связь со всеми врагами ума. Возьмем, к примеру, атьяхару, что значит «переедание» или «сверхнакопление». Человек берется накапливать больше, чем ему нужно, из зависти к богатству своих сослуживцев. Он будет злиться и думать, что заслужил больше, чем у него есть, наивно полагая, что материальные вещи полностью удовлетворят его. Такие страсти и жадность приведут к тому, что человек начнет покупать больше, чем ему необходимо, и в конце концов сойдет с ума, поскольку, чем больше он покупает, тем больше разочаровывается сам и разочаровывает других. Никто еще не стал счастливым, окружая себя вещами, которым суждено кануть в лету. Точно также и остальные пять категорий зиждутся на шести врагах. Каждый может сам проанализировать их и понять, каким образом враги ума порождают и поддерживают эти виды деятельности.

Прервите свое чтение минут на двадцать и поразмышляйте над тем, как враги ума порождают и питают каждую из этих видов деятельности. Изучите их одного за другим, взяв в качестве примера сначала себя самого, а потом своих знакомых.

6 принципов, мешающих проявлению энтузиазма

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своей книге «Мадхурья-кадамбини» тоже приводит шесть причин, по которым энтузиазм не развивается должным образом. Здесь он описывает стадии неустойчивого преданного служения. И снова мы хотим применить это знание на практике, чтобы обрести стабильность и энтузиазм в духовной жизни.

1. Утсаха-майи, внезапный энтузиазм. Такое происходит с неофитами, когда новизна духовного пути окрыляет их. Поскольку преданные становятся частью нового процесса, он или она начинают считать себя особенными и раздуваться от гордости, что зажигает в них энтузиазм. Но надолго такого энтузиазма не хватает. Большинству из нас, когда мы встали на путь бхакти, или, другими словами, отправились в духовное путешествие, Кришна дает испытать особые ощущения и вкусы, чтобы у нас был энтузиазм, но такой энтузиазм неустойчив. Шрила Вишванатха Чакраварти объясняет причину утсахи-майи, чтобы мы могли упорно добиваться энтузиазма и поддерживать его, пройдя эту начальную стадию. Мы должны сделать энтузиазм неотъемлимой частью нашего бытия, а не оставлять его в качестве короткой эмоции, основанной на гордыне или самовлюбленности.
2. Гхана-тарала. Это значит, что человек то чувствует приливы энтузиазма, то погружается в спячку. Качество нашего служения (слушания, воспевания, памятования и т.д.) будет разниться в зависимости от того, в каком из состояний мы сейчас пребываем. Когда нас охватит энтузиазм, мы почувствуем, как сильна наша вера и будем совершать меньше апарадх (оскорблений); соответственно враги ума не будут так докучать нам. Но стоит нам поддаться сонливости, как враги ума безжалостно поработят нас.
3. Вьюдха-викалпа. Стадия, на которой сомнения лишают нас сил. Несмотря на то, что человек может до какой-то степени верить в то или иное философское положение, сомнения в основном оказываются сильней его убежденности. Преданный может давать какие-то обязательства или принимать определенные решения, но в последнюю секунду он побоится сделать решающий шаг из-за тяжких сомнений, одолевающих его. Человек ставит под вопрос все свои решения и постепенно утрачивает способность приходить к какому бы то ни было выводу. У него или у нее появляются такие вопросы: «Могу ли я действительно поверить, что Кришна желает мне добра?», «А что, если Бога вообще нет?», «А вдруг этот процесс не работает?». Такие вопросы увеличивают сомнения, а не веру.
4. Вишайа-сангара. Стадия, на которой преданный выходит на тропу войны против материальных чувственных удовольствий. Вера уже победила сомнения, но человек все еще попадает под жернова бхоги-тьяги, постоянного выбора между наслаждением и отречением. Привязанность к наслаждению чувств по-прежнему сильна. На прошлых стадиях привязанность также существовала, но она не причиняла особых беспокойств, потому что сомнения заполоняли все наше бытие. Теперь мы изучили и осмыслили большую часть философии, но чувства и греховные желания все еще берут над нами верх. Несмотря на то, что преданный на этой стадии способен отличить хорошее от плохого, страсти ведут его к запретным поступкам.
5. Нийама-кшама. Это стадия незрелой бхакти. Сомнения и привязанности почти исчезли, однако у человека не хватает воли, чтобы усилить и улучшить свое преданное служение. Ради совершенствования они дают обеты и принимают на себя обязательства, но в последний момент им не хватает сил, чтобы довести начатое до конца. Им не хватает зрелой преданности.
6. Таранга-рангини. У преданного еще сохраняется привязанность к богатству, почету и признанию. Взойдя на эту ступень, человек уже почти подошел к цели. Он уже не находится на уровне неофита; он оставил бхога-тьягу, почти не подвержен сомнениям и поднялся над незрелой преданностью. Такие люди обладают всеми возвышенными качествами, однако часто становятся добычей пратиштхи, гордыни. Благодаря их возвышенным качествам и высокому уровню преданности к ним сами собой приходят деньги, слава и высокое положение в обществе. К несчастью, такие побочные продукты их служения мешают им испытать высшие проявления энтузиазма и любви к Богу.

6 принципов, соблюдение которых приводит к энтузиазму

Рупа Госвами дает нам шесть принципов, соблюдение которых приведет нас к зрелой бхакти и непременно наградит высшим энтузиазмом. В списке этих принципов утсаха стоит первой:

Утсахан нишчайад дхарйат
Тат-тат-карма-правартанат
Санга-тйагат сато вриттех
Шадбхир бхактих прасидхйати

«Существует шесть принципов, следование которым способствует прогрессу в чистом преданном служении. Человек должен: 1) действовать с энтузиазмом, 2) быть уверенным в своих действиях, 3) проявлять терпение, 4) следовать регулирующим принципам (таким, как шраванам киртанам вишнох смаранам - слушание повествований о Кришне, воспевание Его и памятование о Нем), 5) отказаться от общения с непреданными, 6) идти по стопам великих ачарьев прошлого. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении».
Книга «Нектар наставлений», текст 3.

1. Действовать с энтузиазмом. Если мы не проявляем рвения в своей деятельности, то можем готовится к еще одному материальному телу, поскольку недостаток рвения указывает на порабощение нас врагом. Вопрос состоит в следующем – позволим ли мы врагу, который напал на нас, полностью уничтожить нас или сделаем все необходимое, чтобы уничтожить его?
2. Быть уверенным. Если мы неуверенны, мы не станем с готовностью и верой следовать за гуру, садху и шастрами. Это приведет к тому, что мы начнем выдумывать что-то свое и в конце концов сойдем с пути.
3. Проявлять терпение. Энтузиазм и устремленность указывают на то, что мы радостно предвкушаем свое будущее, но вместе с тем мы должны проявлять терпение. Каким образом эти два состояния уживаются вместе? С одной стороны, если у нас не хватает терпения, и мы просто прокладываем себе путь одним своим энтузиазмом, мы забудем о том, что Кришна – Высший Управляющий. Вместо того, чтобы признать за Кришной право устраивать все по Его воле, мы будем злиться, когда желаемое не будет исполняться согласно нашему плану. С другой стороны, если мы прекратим действовать с энтузиазмом и будем просто сидеть и ждать от Господа милости, то наше сознание ослабнет и будет открыто для врагов ума. Мы начнем сомневаться, а стоит ли вообще стремиться к нашей цели. В действительности, мы должны испытывать энтузиазм и духовную жажду, оставаясь в то же самое время терпеливым. Мы должны с пылом браться за служение, как будто от этого зависит сама наша жизнь, но не позволять себе забывать, что Кршина и Его слуги сделают все для нас в соответствии со временем, местом и обстоятельствами. Как например, на работе – служащий трудится, не покладая рук, с уверенностью, что начальник ответит на его старания соответствующей зарплатой. Он знает, что обещанный чек будет выдан, стоит ему лишь упорно работать. Этот пример поможет нам решить кажущееся противоречие между энтузиазмом и терпением.
4. Следовать регулирующим принципам. Регулирующие принципы – это наше лекарство. Если больному поставили верный диагноз, то соответствующие лекарства и режим будут играть первостепенную роль в его выздоровлении. Регулирующие принципы предписаны нашими ачарьями и играют важнейшую роль в нашем благополучии.
5. Отказ от общения с непреданными. Стремительно продвигаясь по духовному пути, мы должны обращать особое внимание на то, как влияют на нас люди, поддавшиеся депрессии, подавленности, чувству вины, гневу, тревогам и еще многим последствиям деятельности врагов ума. Если во время войны ваш сослуживец стал трусом или предателем, сможете ли вы беззаботно общаться с ним и раскрывать ему свое сердце и душу? Этот человек превратился в пособника врага. Подобным же образом, если вы находитесь рядом с тем, кто болен заразной болезнью, вы должны соблюдать особые меры предосторожности. Вот почему это наставление (отказ от общения с непреданными) является просто практическим соображением. Если мы хотим достичь цели, мы должны тщательно выбирать круг общения.
6. Следовать по стопам предыдущих ачарий. Нам нужно изучить жизни своих предшественников, которые достигли успеха на пути бхакти. Мы хотим следовать им, но не подражать.

Все эти шесть принципов пробудят в нас чистые духовные эмоции, обогащенные культурой бхакти. Неверно направленный энтузиазм приведет человека к неприятностям, в то время как верно направленный энтузиазм поможет нам обуздать свой ум и чувства, а не служить им, подобно бесправному рабу. Вот что сказано в комментариях к этому тексту из «Нектара наставлений»: «Нам следует отнестись к возможности вернуться домой, обратно к Богу, с огромным энтузиазмом. Без энтузиазма невозможно добиться успеха. Даже в материальном мире энтузиазм является залогом успеха в любом деле. Энтузиазм необходим студенту, бизнесмену, художнику – каждому, кто стремится преуспеть на своем поприще. Не менее важен энтузиазм и в преданном служении. Энтузиазм подразумевает деятельность - но ради кого? Ответ таков: действовать следует только для Кришны.

Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании Кришны. Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении Господу абсолютно все (нирбандха кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате). Преданное служение – это не пассивная медитация, но практическая деятельность, лежащая в основе духовной жизни».

Мы не сможем следовать остальным принципам, если у нас нет энтузиазма. Уровень энтузиазма будет своего рода барометром, по которому мы можем сверять свой прогресс.

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка