Энтузиазм: почему важен в саморазвитии

Энтузиазм приводит к успеху | Неверно направленный энтузиазм | Оглянитесь назад | Сущность духовной жизни | Опасность равнодушия | Признаки успеха | Вопрос/Ответ

Вирактас чентрийа-ратау
Бхакти-йогена бхуйаса
Там нирантара-бхавена
Бхаджетаддха вимуктайе

«Если человек искренне стремится к освобождению, он должен посвятить себя трансцендентному любовному служению и, достигнув высшей стадии экстаза, постоянно пребывать в этом состоянии. Само собой разумеется, что он должен воздерживаться от любых чувственных наслаждений».
Шримад-Бхагаватам 4.8.61.

Энтузиазм приводит к успеху

Изучая врагов ума, мы должны определить, каким образом они нападают и как нам уберечься от их атак. Еще важнее определить, как погасить атаку в корне, когда она еще не началась. Утсаха, энтузиазм, играет важную роль в нашей защите и освобождении от препятствий, которые вредят нашему уму в процессе преданного служения. Рассмотрим эту тему со всех точек зрения, чтобы понять, что пробуждает энтузиазм, что препятствует его развитию, что происходит, когда он есть, и что происходит, когда его нет.

Какой бы успех мы не взяли, будь то духовный или мирской, мы увидим определенную связь между энтузиазмом, терпением, убежденностью и решимостью. Все эти качества, безусловно, духовны по природе. И наоборот, если мы рассмотрим духовную или мирскую неудачу, то заметим там постоянное отсутствие энтузиазма. Великие святые и преданные, такие как Шрила Рупа Госвами, называют энтузиазм одним из первых принципов, которые помогут нам предаться Господу. Почему энтузиазм играет столь важную роль? Ответ напрашивается сам собой, ибо всем нам известно, что происходит, когда нет энтузиазма. Чувства начинают требовать большего, и враги ума, такие как кама (похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (иллюзия), матсарйа (зависть) и мада (безумие) начинают нападать на нас. Но не только эти шесть врагов разрушают нас – их близкие товарищи приходят им на помощь: мана (гордыня), бхайа (страх), шока (сетования) и вишада (депрессии). Каждый из этих врагов может проникнуть в наш ум и захватить наше сознание, особенно когда у нас не хватает энтузиазма. Это должно помочь нам увидеть силу энтузиазма, поскольку энтузиазм укрепляет нашу духовную имунную систему и дает единственную в своем роде защиту. Когда мы горим энтузиазмом, нам легче быть внимательными и благодарными; у нас появляется больше краткосрочных и долгосрочных задач и, что самое важное, у нас развивается мощный внутренний диалог. Когда энтузиазм угасает, нарушается наш душевный покой, поскольку у нас уже нет сил противостоять этим атакам.

Степень нашего энтузиазма будет варьироваться в зависимости от того, что мы ожидаем от будущего. Если нам скажут, что на следующей недели мы получим миллион долларов, мы загоримся небывалым энтузиазмом, поскольку будем предвкушать это событие. Мы наверняка начнем строить планы, как потратить эти деньги, еще не успев их получить. А теперь представьте, с каким энтузиазмом вы встретите новость, что через неделю владелец участка вместе с банком намериваются конфисковать у вас дом за то, что вы не вернули ипотечный кредит? Они не только возьмут дом, но отберут и машину, а вас самих отправят за решетку, поскольку вы нарушили закон. Куда денется ваш энтузиазм тогда? Все верно – наши ожидания в огромной степени влияют на наше сознание. Большинство людей ведет мирской образ жизни, поэтому им сложно представить в своем будущем что-то хорошее; ведь их просто изгонят из их тела и заставят расстаться с накопленными вещами. В момент смерти никто не может заявлять права на собственность. Энтузиазм людей угасает, стоит им только подумать о таких мрачных реалиях жизни.

Неверно направленный энтузиазм

Миллиарды людей во всем мире имеют неверно направленный энтузиазм, но у миллионов людей вообще нет никакого энтузиазма. Кто находится в более незавидном положении – те, у кого есть неверно направленный энтузиазм, или те, у кого его нет вовсе? Кто больше страдает? У тех, у кого нет энтузиазма, нет ни радости, ни вкуса к жизни – ни материальной, ни духовной. У шестнадцати миллионов людей в Америке и ста миллионов людей по всему свету депрессии достигают такой стадии, что человеку нужна бывает амбулаторная помощь. Но это еще не все – депрессии обходятся работодателю в сумму, перед которой блекнут все остальные расходы на сотрудников, – до 43,7 миллиарда долларов в год. В эту сумму включены потери времени из-за прогулов, недостаточная продуктивность, самоубийства, связанные с депрессиями, и медицинское обслуживание. Некоторые люди страдают такими тяжкими формами депрессии, что не могут ни есть, ни мыться, ни встать с постели. У них больше нет увлечений или желания что-либо делать. У них пропадает вкус к жизни и даже вкус к греху. Опустившись до такого состояния, человек вряд ли попытается заниматься духовной деятельностью.

На самом деле, все в конечном итоге хотят ощутить ручи, вкус, несмотря на то, что большинство людей просто гоняется за чапала-сукхой, миражными, временными наслаждениями чувств. К сожалению, такого рода удовольствия оборачиваются продолжительными негативными и неблагоприятными последствиями. Несмотря на то, что они дают моментальное возбуждение, они по сути уносят нашу энергию, сознание и деятельность в неверном направлении. Как часто мы загораемся энтузиазмом, стоит лишь чувственному наслаждению забрежить перед нами, и пытаемся выжать из него максимум чувственных удовольствий, но как дело доходит до преданного служения, мы не знаем, где взять силы на него.

Чтобы прогрессировать на духовном пути, мы должны выяснить, куда направить свой энтузиазм. Мы не хотим направлять свой энтузиазм в сторону грубых и тонких наслаждений чувств, но и не хотим вообще лишиться энтузиазма. У некоторых людей энтузиазм угасает не только для духовной жизни, но и для социальных, политических или финансовых достижений. У них нет энтузиазма, чтобы попытаться познать Бога, и нет энтузиазма, чтобы совершить грех, избежав таким образом служения Господу. Нам нужен энтузиазм, утсаха, но мы хотим направить его в правильное русло. И мы хотим беспрерывного энтузиазма, поскольку лишь такой энтузиазм наполняет наше бытие смыслом и помогает нам согласиться на лечение, способствующее нашему окончательному освобождению и высшему служению. Такой энтузиазм поможет нам остановить врагов, которые постоянно атакуют нас через ум и влияют на всю нашу жизнь.

Оглянитесь назад

Остановитесь на минуту и вспомните времена своего духовного пути, когда у вас было больше всего энтузиазма или воодушевления. Постарайтесь в деталях вспомнить то время, когда вы сильнее всего ощущали присутствие Бога и вас переполняло небывалое до этого чувство преданности. Также вспомните время, когда вы теряли энтузиазм, и снова внимательно изучите свои ощущения. Следующие вопросы могут стать отправными точками ваших размышлений.

  • Воодушевляет ли вас роль слуги Господа?
  • Чувствуете ли вы энтузиазм в следовании основным принципам, которые помогут вам возвысить свое сознание?
  • Вдохновляет ли вас общение со святыми людьми?
  • Чувствуете ли вы воодушевление, когда размышляете о том, что вас ждет в конце пути, когда вы совершенно очиститесь?

Мы должны проследить ход нашей духовной жизни в течении нескольких последних дней, недель и даже лет. Это поможет нам понять, как различные поступки и мысли влияют на нас. Посмотрите, как события нашей жизни зависят от глубины нашей погруженности в процесс бхакти.

Проводя такой анализ, кто-то увидит, как ограничения, накладываемые духовной практикой, помогали им поддерживать энтузиазм, поскольку духовная деятельность направляет сознание по благому пути. Другие отметят, что они чувствовали себя лучше, когда кто-то уважал или хвалил их. Большинство из нас знают, что правильная занятость в служении может помочь нам укрепиться в сознании Бога, а чрезмерная праздность – привести к вялости. Многие знают, как общение с теми, у кого есть энтузиазм, нас самих заражает таким же энтузиазмом. Когда мы повторяем мантру, медитируем или молимся рядом с теми, у кого есть вкус к святому имени, такое общение обязательно окажет на нас благое влияние. Некоторые отметят связь между принятием пищи и уровнем их желания служить. Переедание может превратить человека в нерадивого лентяя.

Также мы можем вспомнить время, когда у нас пропадал душевный покой и одолевали сомнения и страхи. Кто-то может обнаружить себя в постоянной бхога-тьяге, ситуации, в которой человек то и дело мечется между чувственными наслаждениями и отречением. В один день он думает, что падений больше не будет, а уже на следующий – отдается во власть чувств. Такие нескончаемые колебания не помогут нам стать серьезными шуддха-бхактами (чистыми вайшнавами). Мы должны понять, что помогает нам поддерживать энтузиазм, и не гоняться за сиюминутными ощущениями, зыбкой основой которых являются чувства.

Это, конечно, лишь некоторые из идей, которые могут стимулировать ваши размышления. Мы хотим, чтобы вы тщательно разобрались в своей жизни и увидели, что приемлемо для вас, а что нет. Затем привнесите в свои жизни больше позитивной деятельности. Нам надо закрепить за собой власть над своим духовным продвижением. Проанализировав досконально события своей жизни, мы сможем понять, как защищать и орошать лиану нашего преданного служения. Вот почему нам нужно глубже заглянуть в свое прошлое и настоящее. Мы хотим делать то, что поможет улучшить нашу духовную жизнь. Надеемся, что у каждого из вас есть знакомые, которые не теряют энтузиазм большую часть времени или даже все время. К сожалению, нам также встречаются люди, которых, похоже, ничто не радует в жизни.

Сущность духовной жизни

В чем суть всех правил и запретов (видхи-нишедха), упомянутых в священных писаниях? Суть всех разрешающих указаний в том, чтобы всегда помнить о Боге. Если мы способны всегда размышлять о Господе, то сможем в конце концов признать Его своим доброжелателем, самым надежным кормильцем и защитником, который очень великодушно призывает все живые существа вернуться в их изначальный дом в духовном царстве. Поэтому наш энтузиазм и деятельность должны помогать нам в наших попытках всегда размышлять о Боге с ощущением радости и счастья. Сколько бы обязанностей и служения на нас ни лежало, все они должны погружать нас в мысли о Господе. И разумеется, самым главным запретом является указание никогда не забывать о Господе.

Помните, что Господь нисходит ради нашего блага, и Его деяния помогают нам постоянно размышлять о Нем. Кришна и Его шактья-авеша-аватары, наделенные могуществом воплощения, своими деяниями пробуждают в нас энтузиазм, поскольку позволяют нам четче представить себе, что ожидает нас в конце пути. Господь сметает с этого пути все, что крадет наш энтузиазм; для этого Он уничтожает негодяев и восстанавливает истинную религию. Вкратце суть ведической дхармы можно выразить в двух принципах – думать о Господе и никогда не забывать Его. Когда преданный размышляет об основных аспектах прихода Кришны, он переполняется энтузиазмом и ощущает блаженство.

Брахманы, которые дали обет повторять молитвы гаятри, каждый день почитают духовного учителя, Господа Чайтанью и Кришну, видя, как они вдохновляют их возродить свой дремлющий разум и приобщиться к вечной любви. Эти молитвы напоминают им, что нельзя довольствоваться низшим вкусом и опускаться до низших утех, которые не длятся долго и заканчиваются разочарованием. Духовная жизнь исполнена радости; без радости немыслимо духовное путешествие. Все авторитетные писания и прославленные учителя говорят об этом. Духовная жизнь полна приключений, игр и разнообразия. Она открыта для всех. Те прославленные личности, о которых мы упомянули, хотели, чтобы мы сами воочию увидели эту реальность, и потому вдохновляли нас. Они хотели, чтобы мы, находясь в состоянии энтузиазма испытали те же самые ощущения, что и они.

Опасность равнодушия

Мы никогда не должны забывать, что высшая цель исполнена наслаждения, а также мы не должны недооценивать опасность потери энтузиазма. Как только мы чувствуем себя лишенными энтузиазма, сразу в нашем сознании должна включиться своего рода сирена, сигнализирующая о том, что дверь, через которую может проникнуть майа, открыта нараспашку. Мы должны понять, что, как только мы потеряем энтузиазм, майа может беспрепятственно войти и погубить нас. Как только мы обнаружили, что у нас не хватает энтузиазма, нам следует не мешкая выяснить, как и с какой стороны нас атаковали враги ума. Если бы эти враги не напали на нас, мы бы чувствовали большой прилив энтузиазма. Может ли кто-либо гореть энтузиазмом, когда его тянут за волосы, бьют и пинают? Страх, похоть, гнев, зависть, гордыня, безумие и остальные враги пытаются убить нас, нападая порой все вместе.

Степень отсутствия у нас энтузиазма может говорить о серьезности атаки. Это напоминает диагноз у больного раком или гриппом, который доктор ставит на основании проявленных стадий болезни и ее симптомов. Если мы знаем признаки здорового человека, мы можем понять признаки больного. Священные книги и великие ачарьи (учителя) помогают нам разглядеть, что есть признаки духовного здоровья. Первым делом надо спросить, как долго нам удается сосредоточивать свои мысли на Господе. Можем ли мы оставаться равнодушными, если постоянно помним о ком-то, кто любит и защищает нас? Можем ли мы действительно оставаться равнодушными, если знаем, что тот, кто нас любит, является самым красивым, самым умным, самым богатым, самым отреченным, самым славным и самым могущественным? Если мы глубоко поверим в эти священные истины, то враги ума не смогут подобраться к нам и отнять у нас энтузиазм.

Еще одной причиной, по которой мы хотим избежать атак, крадущих у нас энтузиазм, является опасность получить очередное материальное тело. Отсутствие энтузиазма означает, что нам не нравится процесс или мы недостаточно рьяно стремимся к тем высотам, на которые нам надо взобраться. В духовном мире нет равнодушных. Там просто не существует такого понятия. Поэтому, если мы хотим вернуться в духовный мир, нам надо стать такими же, как его обитатели. Мы не можем продвигаться в духовной жизни, если ощущаем скуку, теряем веру или поддаемся депрессиям. Нам не ощутить высшего вкуса, если нас охватывает тревога, страхи, плохое настроение и скорбь, которые могут довести некоторых до самоубийства. Если мы слишком погружаемся в свои беды и тревоги, наша энергия и сознание отвлекутся от бхавы (экстаза) и премы.

Чувства и ум всегда чем-то заняты. Они не могут оставаться без дела. Если мы не направим их на духовные предметы, они увлекутся вредоносной деятельностью. Как известно, нельзя вершить грех и молитву одновременно. В Библии есть подобное предостережение:

«Никто не может служить двум господам; либо будешь ненавидеть одного и любить другого, либо будешь предан первому и презреешь другого. Нельзя служить Богу и мамоне».
Ев. от Матвея 6:24

Так не бывает. Никому не удастся никого обмануть, особенно если принять во внимание, что Кришна – в сердце и видит все. Зачем Кришне звать нас обратно и продолжать устраивать наше возвращение, если Он видит, что мы отнюдь не намерены возвращаться домой? Он дал нам свободу воли. Когда Он замечает, что мы капризно и вяло занимаемся садхана-бхакти, Он и Его слуги заключают, что мы не хотим возвращаться в духовное царство. С другой стороны, если мы с радостью хватаемся за любую возможность стать слугой Господа, Он естественным образом ответит нам с еще большим воодушевлением. Ведь если вы пытаетесь сделать что-то для человека, который даже не обращает внимания на ваши старания, вам уже не захочется делать это для него.

Признаки успеха

Когда преданный достигает стадии бхавы, или экстаза преданности, в его жизни начинают преобладать девять видов деятельности. Эта стадия наступает, когда пройдены все предыдущие стадии, а именно: шраддха (вера), садху-санга (общение с преданными), бхаджана-крийа (практическое преданное служение под руководством духовного учителя), анартха-нивритти (очищение от нежелательных препятствий и оскорблений), ништха (стабильность), ручи (ярко проявленный вкус к духовной деятельности) и асакти (сильная привязанность к Господу). Пройдя через асакти, преданный достигает стадии бхавы, которая предворяет прему, высшую стадию совершенства жизни. Бхава может проявиться только после предыдущих стадий, поскольку она не возникает без стабильности, а стабильность, в свою очередь, не приходит к тому, у кого нет постоянного энтузиазма.

Представьте себе лифт, который везет вас от первого этажа до последнего. Вы проезжаете множество уровней, и вот дверь открывается и вы выходите. Бхаву, экстаз, можно сравнить с этой открытой дверью; этот экстаз разрушит раз и навсегда все оставшиеся у вас преграды и анартхи. На этой стадии преданный проходит через последнее очищение, что позволяет душе вступить в духовную сферу и испытать прему. А теперь мы рассмотрим признаки человека, подошедшего к этой двери, чтобы осознать силу энтузиазма. Арджуна в Бхагавад-гите тоже интересуется этим вопросом и спрашивает Кришну, как человек, преодолевший материальную природу, ходит, разговаривает и ведет себя. Как нам узнать такого человека, и какова внутренняя жизнь такого человека? Вот список признаков, по которым ачарьи определяют человека, преодолевшего материальную природу и звонящего в дверь премы. Про такого человека говорят, что он укрепился в бхаве.

  1. Авьяртха-калатвам. Использование времени в служении Господу. Задумаемся, как мы используем свое время? Если мы тратим его на пустяки, враги ума наверняка станут активнее.
  2. Кшанти. Спокойствие, или способность не терять присутствия духа среди потрясений. Это перекликается со вторым принципом, данным Рупой Госвами, – твердой убежденностью, то есть – уверенностью в действиях.
  3. Виракти. Равнодушие к объектам удовлетворения чувств. Мы не собираемся гасить свой энтузиазм, но мы также не хотим взращивать нездоровый энтузиазм. Следует отказаться от плохого, чтобы достичь хорошего.
  4. Мана-шуньята. Отсутствие гордыни. Гордыня – это серьезный враг, который мешает экстазу. Воспрепятствовать распространению этого врага и более того, не дать ему появиться может антибиотик под названием «Смирение».
  5. Аша-бандха. Надежда на то, что Господь прольет Свою беспричинную милость на нас. Человека, горящего энтузиазмом, не остановят даже те препятствия, которые кажутся непреодолимыми и бесконечными. У такого человека естественным образом развивается оптимизм, и он пытается каждый поворот судьбы использовать для роста и служения. Он находит способы преодолеть препятствия или сложности, и не позволяет себе поддаваться их диктату, который порой проявляется в том, что человек начинает считать себя неудачником.
  6. Самуткантха. Сильное стремление служить Господу. Не имеет значение, где они находятся, с кем живут, какими богатствами обладают или не обладают, – такие преданные всегда стремятся испытать чистую любовь к Богу.
  7. Нама-гане сада ручи. Постоянное влечение к воспеванию святых имен Бога. Преданный на этой ступени бхавы не может прожить ни минуты, не взывая к Господу. Такие преданные постоянно готовят себя к новым ощущениям, и при этом всегда помнят о цели. Они понимают, что, желая достичь цели, нужно поставить себя в такое положение, чтобы быть способным воспринять милость. Они стараются привлечь внимание тех, кто может одарить благословениями и пролить на них свою милость; так они достигают успеха.
  8. Асактис тад-гунакхйане. Привязанность к прославлению Господа и обсуждению Его качеств. Славя лилы, игры Господа, они постепенно поднимаются на уровень, на котором сами могут принять в них участие.
  9. Притис тад-васати стхале. Желание жить в святых местах, где Господь проводил Свои игры. Человек, стоящий у заветной двери, уже прошел все предварительные стадии и заслужил возможность вскоре присоединиться к вечным спутникам Господа в духовном царстве. Такие преданные стремятся жить в святых местах поломничества, ибо готовы к откровениям и не хотят ждать, пока оставят свое материальное тело. Все еще оставаясь в материальном теле, они принимают прибежище в духовной атмосфере, чтобы полностью погрузиться в духовное времяпрепровождение. Так они естественным образом защищают себя от апатии и нежелательного общения. Находясь в духовной обстановке, они путешествуют или остаются на какое-то время в местах, где проходили те или иные игры Господа. Так они обретают право ступить за порог той заветной двери.

Вопрос/Ответ

Вопрос: На определенных этапах нашего духовного роста у нас бывают периоды, когда мы не можем пойти дальше, пока не решим ту или иную проблему. Когда такие периоды наступают, влияют ли эти испытания на наш энтузиазм, и если влияют, то как нам сохранить свой энтузиазм и решимость?
Ответ: Временные приступы сомнений не отбивают энтузиазма у серьезных преданных. Наоборот, такие преданные видят в этих проблемах возможность встретиться лицом к лицу с врагом и одолеть его. Враг проявился – поэтому энтузиазма становится еще больше. Это значит, что нападки ума не могут сбить с толку преданного высшего уровня. Некие потрясения могут случиться, но они не влияют на них коренным образом. Они увидят в них возможность разобраться со своими страхам, ложным эго и вожделением. Такие потрясения подвигнут их на достижение высшего уровня развития. С другой стороны, незадачливый человек или тот, кто страдает от низкой самооценки, столкнувшись с врагом, просто падут от его натиска, поскольку у них нет веры.

Бог прямо и косвенно отвечает за все, что случается с нами. Поэтому, если в нашей жизни есть причины для расстройства, значит у нас недостаточно веры в Верховного Господа. Именно поэтому мы подчеркиваем, как важно совместить активные действия, настойчивость и энтузиазм с терпением. Следует активно исполнять свою часть договоренностей и ждать, пока Господь, в соответствии со Своим планом, исполнит Свою. Мы терпеливы, потому что верим, что Он выполнит свое обещание.

Духовное восхождение не всегда идет гладко, но это не отпугивает тех, кто по-настоящему понял науку самоосознания. Такой человек попробует взглянуть на любое событие, как на проявление милости Господа. Видя, что Господь одарил нас милостью таким необычным способом, мы воспользуемся ею и потратим на свой духовный рост. Если мы будем продолжать действовать с энтузиазмом, то выйдем из любой переделки более мудрыми и сильными. По сути, нет никаких оправданий потере энтузиазма. Даже если с нами случаются ужасные происшествия, у нас есть силы, чтобы действовать с энтузиазмом и учиться. Никаких обоснованных причин для апатии у нас нет и не будет. Так можно вкратце обобщить все, о чем мы говорили.

Вопрос: В начале вы описывали два типа людей – тех, у кого есть неверно направленный энтузиазм, и тех, у кого его вообще нет. А бывает ли неверно направленный энтузиазм у тех, кто живет духовной жизнью.
Ответ: Конечно, бывает. Помните, Рупа Госвами предостерегает нас против чрезмерных усилий в достижении мирских целей, ради которых нужно потратить уйму времени и сил? На духовном пути мы можем порой отвлекаться на ложные цели. Также пратиштха, желание выгоды, признания и славы принуждает преданных служить ради удовлетворения своего ложного эго. Преданный загорается таким необычайным энтузиазмом, но все, чего он хочет,– это почестей и славы. Таковы лишь некоторые примеры неверно направленного энтузиазма. Когда преданный попадает в такие ловушки, Кришна помогает ему или ей, устраивая прямо противоположное. Вместо признания человек навлекает на себя позор и так, в конце концов, осознает, что следует не просто заниматься преданным служением, но и делать это в правильном умонастроении. Однако, если у человека нет необходимого общения и твердой веры, он захочет уйти, стоит лишь Кришне забрать награду. Необходимо достичь уровня безоговорочного и немотивированного преданного служения, если мы хотим когда-нибудь постучаться в дверь премы. Кришна может воодушевить нас, подарив почет и уважение, но когда Он сочтет нас достаточно зрелыми, Он может отобрать это у нас, желая поглядеть, станем ли мы служить так же рьяно без награды.

Возьмем, к примеру, отношения двух возлюбленных. Они дарят свою любовь, служа друг другу, заботясь друг о друге и проявляя внимание друг к другу. Но вдруг один из них перестает служить и заботиться о другом, как раньше. Значит ли это, что его вторая половина также прекращает заботиться о нем? Или все же она продолжит, как и прежде, дарить ему любовь, желая сделать их отношения особенно сладкими? Подобно этому, Кришна в начале может отвечать нам, но когда Он как будто прекращает общаться с нами, Он просто хочет увидеть подлинную глубину нашей любви. Служим ли мы, чтобы добраться до богатств Господа, или действительно хотим развить настоящую любовь? Это главная проблема у тех, кто следует процессам йога-мишра-бхакти, карма-мишра-бхакти или гьяна-мишра-бхакти. Там бхакти смешана с желанием кармической деятельности, стремлением к знаниям или попытками овладеть секретами Йоги; поэтому она не обладает совершенной чистотой.

Вопрос: Может ли энтузиазм стать сам по себе неверно направленным? Если мы служим Господу лишь тогда, когда у нас есть настроение, это может удержать нас в обусловленном состоянии. Похоже, для того, чтобы достичь уровня полного предания себя, мы должны быть способны продолжать свое служение, даже в отсутствие вкуса и энтузиазма.
Ответ: Задайте себе такой вопрос: «Если у нас никогда не может быть обоснованных причин для потери энтузиазма, то зачем тогда Господь дал нам процесс садхана-бхакти?». В начале почти все служат из чувства долга, а не из энтузиазма; человек на первых порах чувствует большую радость, если может трудиться в соответствии со своими наклонностями. Однако тот, кто серьезно намерен продвигаться в духовной жизни, будет находить способы с энтузиазмом выполнять свое служение, даже если эта деятельность ему не по душе.

Можно свою работу направить в такое русло, что наши способности не будут подавлены. Возьмем, к примеру, бизнесмена; он действует, как вайшья, хотя чувствует большую склонность к деятельности брахмана. Если у него достаточно энтузиазма, он сможет проявить свою брахманическую природу, давая семинары по бизнесу, поскольку увидит это как возможность, данную Кришной. Такие люди не загоняют вглубь свои наклонности; напротив, они используют с полной отдачей ситуацию, в которую их поставил Господь. Так человек может применить свои брахманические наклонности даже в сфере бизнеса. Они будут зарабатывать себе на жизнь, проводя семинары и курсы, и поддерживать таким образом свой энтузиазм, хотя на первый взгляд и не занимаются делом, к которому питают природную склонность.

Мы ни в коей мере не хотим сказать, что вы должны заниматься тем, чем в голову взбредет, поскольку зачастую то, что нам взбредает в голову, не имеет ничего общего с духовностью. Господь может поместить нас в ситуацию, которая не соответствует нашим природным данным, однако, если мы не сдаемся, это поможет нам переступить через порог той заветной двери к преме. То, что на первый взгляд является препятствием, может оказаться возможностью приблизиться к Верховной Личности Бога.

Какие бы обязанности на нас ни возлагались, мы будем вкладывать в их исполнение всю свою душу и одновременно с этим молить Господа о возможности предложить свои труды с огромной любовью и отдачей. Таким образом, наша деятельность постепенно станет для нас больше, чем простое исполнение обязанностей. Например, я приехал в общину в Пенсильвании, чтобы помочь возродить ее; это стало моим служением духовному учителю. Я знал, что ему хотелось бы этого. Сам бы я предпочел остаться в городе или основать совершенно новую сельскохозяйственную общину где-нибудь в другом месте. Но, поскольку я принял это служение из чувства долга, я стал искать способы, как сделать это своим кровным интересом. По милости своего духовного учителя этот проект стал для меня родным. Я никогда не думал, что найду себя в деревенской обстановке, особенно в месте, стоящем посреди бескрайних просторов, где на протяжении многих километров не встретишь ни души. А теперь мне не терпится после моих поездок возвратиться сюда. Я объезжаю весь земной шар, но когда путешествия подходят к концу, меня охватывает радость, что скоро я вернусь на эту живописную ферму в 400 акров. Большинство из своих книг я теперь пишу здесь. Вначале я принял это из чувства долга, но затем попытался заинтересованно и полностью войти в исполнение своих обязанностей, взглянув на это, как на возможность сделать подношение Богу и духовному учителю.

Временами какое-то служение может нам не нравиться, и тем не менее мы не должны ограничивать себя служением, которое теперь вдохновляет нас. Мы не должны смиряться с тем, что у нас пропадает энтузиазм. Нужно искать источник энтузиазма в самой ситуации, что позволит нам со временем развить более постоянный и здоровый энтузиазм. Гуны материальной природы существуют не просто так; они покрывают нас и проявляются в многочисленных ликах, чтобы создавать врагов, препятствия, анартхи и застой. Прорваться сквозь такие кордоны мы сможем, лишь взрастив в себе сильное желание делать то, что можно сделать сейчас. Но не надо забывать, что такая интенсивность не придет без твердой убежденности и упорства, что и есть энтузиазм.

Интересно заметить, что некоторые преданные в нашем обществе, отдающие все свои силы на поддержание здоровья, подвергаются самым серьезным болезням. Мы порой вкладываем столько времени и сил в свое здоровье, что упускаем возможность радоваться жизни прямо сейчас. Такая сосредоточенность на недугах может привести и к более серьезным заболеваниям. Это превращается в навязчивую идею. Нам известно, что тело рано или поздно разрушится, но как нелепо доводить себя до отчаяния постоянными размышлениями о своих недомоганиях. Мы, конечно, не закрываем глаза на свои болезни и лечимся, но выздоровление оставляем на волю Господа.

Вопрос: Должны ли мы видеть в ослаблении энтузиазма аскезу ума, которая укрепит нас так, что мы сможем с честью выстоять в этот период нашей жизни? Ведь если мы стремимся лишь к тому, что нам нравится, мы станем избегать аскез ума, которые дают нам силу. Похоже, что надо стоически выдерживать такие периоды, даже если у нас не хватает энтузиазма.
Ответ: Мы не мазохисты и не садисты. Мы не наслаждаемся страданиями и не ищем сознательно бед на свою голову. Бхагавад-гита относит такие аскезы к гуне невежества. Но вы правы – сила приходит благодаря аскезе. Мы видели, как духовные люди, которые пытались получше устроиться в жизни, со временем лишь разочаровывались. Преданные, которые, оказавшись в сложной ситуации, по своей прихоти оставляют служение, в результате начинают ненавидеть себя, ненавидеть других и даже сомневаться в Кришне. Те, кто только и делает, что пытаются выжать какое-нибудь наслаждение из занятий преданным служением и не хотят покидать свои «тихие гавани», так и не познают, что есть подлинная умиротворенность. Экстаз приходит из полной занятости и выхода из обыденности ради достижения необычного. Бог намного выше обыденности.

Вспомните время, когда вы рисковали ради Господа, приезжая на какое-нибудь новое место. Разве вы не лучше сознавали Бога тогда? Некоторые домохозяева скатились до состояния, в котором вся их медитация сводится к сведению концов с концами. Конечно, нам нужно заботится об этом, но многие слишком вязнут в этих делах. Когда такое начинает происходить, отметьте, насколько вам становится скучно жить. Риск подразумевает аскезу. Хорошим примером риска будет малыш, который, попытавшись первый раз встать на ноги, падает в объятия матери. Поскольку родители любят своих малышей, они всегда готовы подхватить их, когда те идут на такой риск. Так и Господь всегда готов помочь нам, когда мы идем на риск, служа Ему. Мы должны бояться лишь одного – сомнений в том, что Верховный Господь подхватит нас, когда мы сделаем свой первый шаг.

Мы не собираемся делать глупости, но мы страстно хотим выйти за пределы обыденности. Все, о чем мы здесь говорили, подчеркивает важность следующих действий: мы должны пользоваться благоприятными возможностями, поддерживать свой энтузиазм и избегать всего, что будет мешать нашему воодушевлению. Это подразумевает добросовестную деятельность, но, в глубине, это более зависит от качества и количества нашей веры. Отсутствие веры есть одна из причин апатии. Когда в нас пробуждается большая вера, естественным образом пробудится и энтузиазм. На самом деле, слишком частые приступы апатии – это не отсутствие энтузиазма, а отсутствие веры. Недостаток веры влечет за собой ментальное оскудение и недостаток правильных действий, что, в свою очередь, лишает нас милости. В действительности, больше милости мы получаем, когда наша вера укрепляется (что укрепляет и наш энтузиазм). В результате мы будем более настойчиво и целеустремленно заниматься благотворной деятельностью. Интересно заметить, что когда мы теряем энтузиазм, нам хочется больше милости, – но милость не приходит таким образом.

Несмотря на то, что нам необходим энтузиазм, мы не должны истязать себя или пытаться искусственно усугублять свое положение. Вместо этого мы должны пристальней взглянуть на то, что нам нужно исправить. Признать, что страдаем, но затем попросить о помощи. Нам хочется выговориться, поскольку у нас сомнения или сложности во взаимоотношениях, но мы должны делать это так, чтобы наш собеседник смог помочь нам развить больше энтузиазма. Именно так мы открываем друг другу свои сердца и мысли.

Вопрос: Как вы сказали, мы не мазохисты и должны понимать важность ухода от крайностей. Но чья это задача – искать такой баланс? Самого человека, старших наставников, гуру, или Кришны, чьего вмешательства мы должны ждать?
Ответ: И тех, и других, и третьих. В наши обязанности входит выполнять служение, следовать духовным принципам, воспевать святое имя, молиться и помогать и служить другим. Наша энергия должна направляться в эти сферы деятельности. Наши старания что-то построить, организовать или чем-то управлять – лишь пол-дела; сущностью духовной жизни является зависимость от милости Кришны, по Чьей воле наши старания могут принести всходы, а могут и кануть в небытие. Сварупа-лакшана, или самый яркий признак вайшнава заключается в том, что он или она всецело уповают на Господа.

Однако зависимость от милости не означает, что нам нужно стать бездеятельными, равнодушными или безмозглыми. Это означает, что мы должны стать взаимозависимыми. Если наша зависимость заключается в том, что мы сидим и ждем, пока перед нами предстанет милость Кришны, мы будем ждать на протяжении всех 8.400.000 видов жизни. Если мы декларируем независимость и сомневаемся в доступности милости, мы потерпим поражение, поскольку не способны победить майю силой только своего разума и своих способностей. Майя обожает, когда кто-то попадается в эту ловушку. Другими словами, твердая вера и неослабное желание делать все, от нас зависящее, должны сочитаться со способностью оставлять исход дел на волю Кришны. Мы делаем все необходимое, чтобы подойти к двери, а затем терпеливо ждем милости и возможности переступить через порог. Кришна сделает Свое дело – откроет дверь и проводит нас внутрь.

Это сложно, но возможно. Вот почему у нас есть садху, шастры и гуру. Когда бы у нас ни появились сомнения, мы должны свериться с каждым из этих авторитетов. Если мы сверились, но затем допускаем ошибку, ответственность ложится на их плечи. Если же мы не сверяемся с садху, шастрами и гуру и доверяем своим мыслительным способностям, мы столкнемся со всеми видами проблем. Более того, если мы недооцениваем силу майи, у нас также будут проблемы. Если садху дают нам необдуманные советы, если шастры разъяснены слишком туманно, а гуру явно дает нам наставления, до которых мы еще не доросли, – ответственность опять же ложится на них. Ответственность лежит на обеих сторонах. И все же, если такие советы, наставления и разъяснения – правильные, Кришна через них пошлет нам Свои благословения, поскольку мы действовали по указанию истинных авторитетов.

Взвешивая все «за» и «против», когда мне надо было приехать на ферму в Пенсильвании, я имел столько оправданий для того, чтобы не брать на себя эту ответственность. У меня были свои планы, и, когда я сверился с садху и шастрами, оправданий оказалось еще больше. Но затем я сложил свои вопросы у стоп моего духовного учителя. Оправданий там не оказалось, поэтому я принял служение. Теперь, даже если ничего особенного я здесь не достигну, я не буду расстраиваться, потому что действую под верным руководством.

Если у нас нет достаточной веры в садху, шастры и гуру, мы наверняка станем действовать без их разрешения, поскольку не воспримем их наставления всерьез. В результате, такое отношение определит некоторые из наших поступков и неудач, что явится причиной утраты энтузиазма и замедлением духовного взросления. В наши дни, особенно с развитием компьютерных технологий, мы можем откопать любую цитату и высказывание из писаний, которое будет говорить в пользу того или иного взгляда. Более того, на свете существует такое множество вайшнавов, и у всех – различные уровни осмысления и устремлений. Что бы вы ни хотели сделать или провозгласить, вам удастся найти группу людей, которые поддержат вас. Таким образом, прийти к какому-то определенному выводу становится все трудней и трудней.

Пока у нас есть свой гуру, мы должны сверяться с ним, и, когда гуру дает нам наставления, мы должны применить свой разум и понять, как с умом следовать ему. Если по каким-либо причинам это наставление окажется неправильным, нам все равно не о чем волноваться. Конечно, если он дает нам наставления, идущие вразрез с проверенными принципами духовной жизни, или сам перестает следовать тем или иным правилам, мы не должны следовать ему. Но, если он соединен с парампарой и верен своему духовному наставнику, нашей обязанностью будет следовать его или ее наставлениям, а обязанностью Кришны будет даровать нам благословения. Иначе Кришна оказался бы лжецом. Если мы следуем процессу, который дал нам Кришна, то Он, как и обещал, окажет нам всестороннюю поддержку.

Все сводится к отношениям Бога и живого существа. Чем больше у нас веры в Всевышнего, тем больше Он проявляется в наших жизнях самым непостижимым образом. Нашему энтузиазму не будет конца. Господь может проявиться даже в словах пьяницы. Наверное, кто-то из нас имел такой опыт, когда из уст пьяницы мы слышали такое, что заставляло нас глубоко задуматься. В Шримад-Бхагаватам рассказывается история об одном авадхуте-брахмане, для которого гуру стали питон, слон, пчелы и другие. Просто наблюдая за муравейником, мы можем научиться сотрудничеству. Мы можем поучиться у коров, павлинов и многих других живых существ. Сложность возникает именно тогда, когда у нас пропадает вера в садху, шастры и гуру. К сожалению, у нас есть проблемы со всеми тремя авторитетами, и Господу известно об этом. Вот почему в Кали-югу Он дал нам этот процесс – сосредоточиться на воспевании святых имен Бога ради очищения нашей внутренней и внешней жизни, чтобы расти, невзирая на сомнения и слабости, и продолжать орошать лиану нашей преданности.

Для этого Рупа Госвами и Вишванатха Чакраварти оставили свои предостережения, чтобы мы могли избежать тех вещей, которые разрушат наш энтузиазм и всю нашу духовную жизнь. В их книгах мы найдем целые списки анартх, сорняков, и апарадх. В своих лекциях я очень много говорю об анартха-нивритти, удалении нежелательных сорняков, вредных привычек и тому подобное, и тот, кто долго слушает кассеты с этими лекциями, не должен пугаться этого. Кому-то, может быть, вообще захочется избегать моего общества, поскольку я только и делаю, что говорю о том, чего следует избегать. Кто-то может спросить, почему я не уделяю большого внимания разговорам о высших духовных эмоциях, но секрет в том, что, когда анартхи искоренятся, не останется ничего, кроме высшего. Именно из-за анартх, сорняков, мы не можем испытать высшего вкуса и эмоций.

Разумеется, мы должны постоянно слушать рассказы о духовном мире и играх Господа, поскольку это дарует энтузиазм. Мы не хотим преуменьшать важность слушания о цели, но мы также должны знать, чего следует избегать. Поскольку гуны материальной природы опутали нас, важнее слушать о том, как выпутаться из них. Именно поэтому Шрила Прабхупада неустанно повторяет основы философии. Опять и опять он заставляет нас вспомнить, что мы – не тело, а духовные существа, которые используют это тело. Просто разговоры о высшем не освободят нас, если нам не ведомо, как избавиться от низшего. Мы не можем прыгнуть сразу от начальной ступени шраддхи к последней ступени – преме. Ачарьи говорят о постепенных шагах, которые мы должны делать, и, как обсуждалось в этой главе, одним из основных принципов является поддержание энтузиазма!

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 5: Превращение ума в своего лучшего друга»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии