Астея - не брать того, что принадлежит другим

«Парадравьяпахаранотьяго стеям»

Здесь речь идет о том, чтобы не воровать. Воровство может быть 4 видов:

  1. Физическая кража материальных ценностей. Обычно те люди, которые крадут материальные ценности, называются ворами. Но воры – это не только те, кто убегает с украденными вещами после совершения вооруженного грабежа. Неважно, как забирается имущество – грубой силой, силой оружия или силой интеллекта; не имеет значения, деньги это или вещи, и каковы размеры кражи, за такими действиями стоит намерение обманом забрать чужую собственность. Однако обмен урожая, золота и т.п. на деньги должным образом не является воровством.
  2. Мысленная кража. В этом случае вы не отбираете материальные ценности, но вы планируете это в уме. Это также называется кражей, потому что мысленно вы украли. Только страх перед законом или строгим осуждением останавливает вас от действительного совершения кражи.
  3. Физическое лишение других причитающегося им. Даже если вы не берете имущества, принадлежащего другим, но лишаете их того, что им причитается, вы становитесь ответственными за потерю. Это также воровство.
  4. Мысленное лишение других причитающегося им. Если вы на самом деле не лишаете другого причитающегося ему по закону, но планируете это, ситуация также равнозначна краже.

Здесь необходимы некоторые пояснения, касающиеся третьего и четвертого видов кражи. Вы могли видеть, что многие образованные люди ездят в поезде без билетов. Они не крадут деньги непосредственно у администрации железной дороги, но они лишают ее ей причитающегося. Немного подумав, можно сообразить, что существуют отношения купли-продажи между пассажирами и администрацией железной дороги и, следовательно, безбилетный проезд равнозначен краже третьего и четвертого вида. Путешествующий поездом получил услуги от администрации железной дороги. Покупая билеты, он полностью оплачивает эти услуги, и, следовательно, администрация железной дороги не может требовать особого уважения к себе за предоставление социальных услуг. Если железная дорога не предоставляет свободного проезда, не платить за проезд означает воровать.

Представим себе на минуту, какие люди совершают подобную кражу всего лишь из-за нескольких рупий!? Зачастую такие люди любят высокие рассуждения, свободно критикуют политических лидеров и обвиняют их в коррупции и семейственности. Если им указывают на этот недостаток, они оправдываются: «Трудно жить в мире с такой строгой нравственностью. Люди, которые ведут дела на железной дороге таким образом, заслуживают этого. Подобное воровство оправдано». Миссионеры или аскеты, проповедующие Слово Божие, или политические лидеры, из благородных побуждений делающие добро своей стране, оказывается, часто ездят без билетов. Это случается ежедневно. Подкуп правительственных чиновников с целью уклонения от подоходного или других налогов или требование оплаты проезда первым классом, когда на самом деле едешь в третьем классе, – все это не о иное, как обман. Это не только воровство, но также и мелочность.

Подобные воровские наклонности противоречат кодексу астеи. Во многих случаях даже образованные люди сознательно действуют против принципа астеи, или они не хотят понять, что мелкое воровство противоречит этому принципу. Однажды знакомый служащий железной дороги спросил автора, почему он купил полный билет для своего тринадцатилетнего племянника, тогда как можно было купить и детский билет (детский билет разрешен только до двенадцати лет).

Есть некоторые моралисты, которые не хотят обманывать никого конкретно, но не видят ничего дурного в обмане богатых или правительства.

Многие лавочники имеют обыкновение продавать своим покупателям поддельные товары, но снабжают своих друзей или гостей подлинными. Необходимо помнить, что все действия с такой психологической подоплекой противоречат астее. Как и в случае со всеми остальными принципами Джямы и Ниямы, проще всего следовать астее посредством самовнушения. Если человек с самого детства помнит эти правила и напоминает себе, что правильно, а что нет, он не собьется с пути, даже окруженный соблазнами. Когда он станет взрослым, то будет способен сохранять возвышенность мышления и силу характера.

Автор: Шри Шри Анандамурти
Источник: книга «Руководство к поведению человека»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии