Кто такой Кришна?

Кто такой Кришна?

В августе 1973 г. в живописной усадьбе Бхактиведанта Мэнор, расположенной неподалеку от Лондона, несколько тысяч гостей (включая верховного комиссара Индии) слушали лекцию-проповедь Шрилы Прабхупады, в которой он рассказывал о тайне Верховного Господа, Личности Бога, который в древних ведических писаниях Индии предстает не в образе старика с длинной белой бородой, а в образе необыкновенно привлекательного вечного юноши. Ваше превосходительство верховный комиссар, леди и джентльмены, сердечно благодарю вас за то, что вы прибыли сюда, чтобы участвовать в праздновании Джанмаштами, дня явления Кришны. В «Бхагавад-гите» (4.9) Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со 'рджуна

«Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и Моих деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Оставив тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна».

Мы, безусловно, можем разорвать круг рождений и смертей и обрести бессмертие. Но современные люди - великие философы, политики и ученые - ничего об этом не знают. Им неведомо, что человек может достичь положения амритатвам, то есть бессмертия. Мы все амрита, бессмертны, мы не умираем. В «Бхагавад-гите» (2.20) говорится: на джайате мрийате ва кадачит - «Мы, живые существа, никогда не рождаемся и не умираем». Аджо нитйах шашвато 'йам пурано на ханйате ханйамане шарире. Мы все существовали испокон веков, вечно, мы не имеем начала и конца. И в момент смерти нашего тела мы не умираем. Но после того, как наше нынешнее тело прекратит существовать, мы должны будем получить другое тело.

[…]

Почему человек страдает от зависимости и как исцелиться?

Почему человек страдает от зависимости и как исцелиться?

атах кайам имам видван
авидйа-кама-кармабхих
арабдха ити наивасмин
пратибуддхо 'нусаджджате

«Те, того знает, на чем основаны телесные представления о жизни, и понимает природу материального тела, которое порождено невежеством, желаниями и деятельностью, основанными на иллюзорной концепции, избавляются от привязанности к телу».
«Шримад-Бхагаватам», 4.20.5

Эта статья посвящается миллионам, а может быть, и миллиардам людей, страдающих от всевозможных видов зависимости: алкогольной, наркотической, пищевой, сексуальной и т.д. По сути дела, каждое живое существо страдает от сильнейшей зависимости того или иного рода, и, пока мы не достигнем освобождения, мы будем оставаться «наркоманами».

Духовный кризис

Даже далекие от духовности люди постепенно начинают признавать существование такого явления, как духовный кризис. В качестве примера можно привести пробуждение премы, происходящее в ходе занятий Йогой, когда энергия начинает подниматься по позвоночнику. Такой человек неожиданно переходит в более высокое состояние сознания или развивает совершенно иное восприятие мира, и при этом он зачастую не может понять, что с ним происходит. В результате такие люди нередко оказываются в психиатрических больницах. Таким образом, некоторые пациенты психиатрических клиник, а также многие наркоманы пребывают в состоянии духовного кризиса, с которым они не способны справиться.

[…]

Бог не подчиняется никому

Бог не подчиняется никому

«Даже самый современный компьютер нуждается в контроле со стороны квалифицированного оператора. Аналогичным образом, мы всегда должны помнить о том, что эта огромная машина, называемая космическим мирозданием, работает под управлением высшего духа. И этот высший дух - Кришна». В предлагаемой вашему вниманию лекции Шрила Прабхупада призывает задуматься о природе и о могуществе того, кто создает этот удивительный механизм и управляет им.

Цель Движения сознания Кришны - возродить в человеке его изначальное, чистое сознание, которое называется сознанием Кришны. Дождевая вода ничем не загрязнена и практически не отличается от дистиллированной, но стоит ей соприкоснуться с землей, как она становится грязной и мутной. Подобно этому, все мы изначально являемся чистыми вечными душами, неотъемлемыми частицами Кришны, и в своем изначальном естественном состоянии так же чисты, как и Бог. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит:

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати

«Живые существа в материальном мире - Мои вечные частицы. Находясь в обусловленном состоянии, они ведут отчаянную борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится и ум»
Б.-г., 15.7.

[…]

Вопрос-ответ. Какая религия является вечной?

Вопрос-ответ. Какая религия является вечной?

В июне 1976 г. Шрила Прабхупада ответил на вопросы, которые прислала ему редакция «Бхаванс Джорнэл», одного из крупнейших журналов Бомбея, посвященных проблемам культуры и религии.

Ученик. Вот первый вопрос: «Говорят, что главное преимущество Индуизма в его универсальности, то есть широте взглядов, и в этом же его недостаток, потому что, в отличие от других религий, в Индуизме очень мало обрядов, обязательных для всех. Возможно ли определить основной минимум обрядов для всех индусов и стоит ли это сделать?».

Шрила Прабхупада. Что касается ведической религии, то она предназначена не только для индусов, а для всех живых существ. Это первое, что нужно понять. Ведическая религия называется «санатана-дхарма» - «вечной дхармой живого существа». Живое существо - санатана (вечно), Бог тоже санатана, поэтому существует санатана-дхарма. Санатана-дхарма предназначается для всех живых существ, а не только для так называемых индусов. «Индуизм», впрочем, как и любой другой «изм»,- просто недоразумение. Исторически сложилось так, что санатана-дхарму исповедовали в Индии, а мусульмане называли ее жителей индусами. Мусульмане и индийцы жили на противоположных берегах реки Синд, и ее название мусульмане произносили как «Хинд». Поэтому Индию они назвали «Хиндустаном», а живущих там людей - «хинду». Но ни слово «индус», ни так называемая индуистская дхарма не упоминаются в ведических писаниях. Теперь, когда санатана-дхарма, или ведическая дхарма, извращена, когда ее заповедям никто не следует должным образом, ее стали называть «индуизмом». Но это извращенное, ложное понимание. Санатана-дхарму следует изучать в том виде, в каком она описана в «Бхагавад-гите» и других произведениях ведической литературы - только тогда мы сможем понять, что такое ведическая религия.

[…]

Как справиться с депрессией?

сидяч читтам вилийета
четасо грахане 'кшамам
мано наштам тамо гланис
тамас тад упадхарайа

«Когда высшее осознание человека терпит крах и в конце концов исчезает, и он таким образом становится неспособным концентрировать свое внимание, его ум разрушается и проявляет невежество и депрессию. Ты должен расценивать эту ситуацию, как преобладание гуны невежества».
«Шримад-Бхагаватам», 11.25.18

Век Кали

йада майанритам тандра
нидра химса вишаданам
шока-мохау бхайам даинйам
са калис тамасах смритах

«Когда преобладают воровство, ложь, лень, сонливость, насилие, отчаяние, скорбь, заблуждение, страх и бедность,- это время зовется Кали, эпохой гуны невежества».
«Шримад-Бхагаватам», 12.3.30

Век Кали, или эпоха ссор, беспорядков и невежества, упоминается во многих религиозных текстах. Это время тьмы и греха. Резкое увеличение случаев депрессии - признак быстрой деградации цивилизации и огромной разочарованности человечества.

[…]

7 причин депрессии

7 причин депрессии

1. Психосоматические заболевания

В первую очередь, мы хотели бы рассмотреть психосоматические заболевания. Существуют примеры, когда ум буквально заставляет человека заболеть или, наоборот, подавляет признаки определенного заболевания, вплоть до состояния паралича. Психонейроиммунология - это медицинская и психологическая наука, изучающая влияние ума на тело. Какое отношение это имеет к депрессии? Психосоматические заболевания иллюстрируют могущество ума, и нам необходимо знать об этом. В действительности, будучи духовными людьми, мы уже достаточно глубоко понимаем природу ума. В «Бхагавад-гите» Арджуна признает, что умом управлять труднее, чем остановить ветер. Как мы знаем, мысли, чувства и воля предшествуют действию. Если мы постоянно думаем о чем-то, эти мысли в конце концов превратятся в слова и действия.

Основным занятием ума является санкалпа и викалпа, принятие и отвержение. Ум подобен пылесосу, собирающему пыль с ковра. Иногда он вбирает в себя мысли других людей, а иногда - образы окружающего мира. Каждое место обладает определенной атмосферой. Бар, офис, церковь или храм - каждое из этих мест обладает специфической атмосферой, поскольку мысли людей насыщают атмосферу определенными сознательными и подсознательными образами. Побыв в одних местах продолжительное время, мы чувствуем себя опустошенными, а в других - вдохновленными.

Эффект плацебо также помогает понять воздействие ума. Всякий раз, когда врачи испытывают новый препарат, они должны сопоставлять результаты с эффектом плацебо. Это означает, что часть людей, участвующих в эксперименте, принимают таблетки с новым препаратом, а другие - таблетки, не содержащие никакого лекарства. Затем врачи оценивают эффект приема таблеток в обеих группах испытуемых. Интересно, что во многих случаях состояние пациентов, принимавших псевдолекарство, также улучшается. Раньше это приводило врачей в замешательство, однако позднее было установлено, что одним из объяснений является выделение эндорфинов. Эндорфины - это химические вещества, выделение которых организмом вызывает улучшение настроения и снимает боль. Мысли человека могут приводить к выделению этих веществ, что оказывает влияние на все тело. Эффект плацебо - это не просто результат воображения. Поскольку люди считают, что принимают лекарство, ум побуждает тело выделять эндорфины, что действительно приводит к улучшению состояния человека.

[…]

Какие качества позволяют лицезреть Бога?

Какие качества позволяют лицезреть Бога?

Веды не имеют себе равных среди всех священных писаний мира, потому что подробно описывают практический метод очищения сознания, позволяющий воочию узреть Бога. В этой лекции, прочитанной 15 августа 1972 г. в Лос-Анджелесе, Шрила Прабхупада объясняет: «Необходимо испытывать сильное желание увидеть Бога. Нужно настроиться очень решительно и думать: Я уже услышал о Боге, и, раз Бог есть, я должен Его увидеть».

тач чхраддадхана мунайо
джнана-ваирагйа-йуктайа
пашйантй атмани чатманам
бхактйа шрута-грхитайа

«Серьезный и пытливый ученик или мудрец, вооруженный знанием и отрешенностью, осознает эту Абсолютную Истину, занимаясь преданным служением Ей так, как он услышал из веданта-шрути».
Бхаг., 1.2.12.

Иногда люди спрашивают: «Доводилось ли вам видеть Бога?» или «Можете ли вы показать мне Бога?» Время от времени приходится слышать такие вопросы. Я обычно отвечаю: «Да, я вижу Бога. Вы тоже можете видеть Бога. Лицезреть Бога может каждый, но для этого необходимо обладать соответствующими качествами». Представьте себе, что ваш автомобиль неисправен: он не заводится. Это видят все, но автомеханик воспринимает это иначе, чем другие. Как специалист, он смотрит глубже. Он заменяет какую-нибудь деталь, и на машине опять можно ездить. Даже для того, чтобы увидеть неисправность в машине, нужна серьезная подготовка, а мы хотим увидеть Бога без всякой подготовки. Какая глупость! Каким же надо быть глупцом и негодяем, чтобы рассчитывать узреть Бога, ничего для этого не сделав!

[…]

Вопрос-ответ. Как подняться на духовный уровень?

Вопрос-ответ. Как подняться на духовный уровень?

3 октября 1972 г. психолог доктор Джеральд Фрейзер посетил Его Божественную Милость А. Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду во Всемирном центре ИСККОН в Лос-Анджелесе. Ниже публикуется их беседа.

Д-р Фрейзер. Я хотел бы уяснить себе, что вы предпринимаете, когда у кого-то из ваших учеников возникает какая-нибудь физическая или психологическая проблема. Вы помогаете ему решить ее, побуждая его отстраниться от нее, подняться над ней?

Шрила Прабхупада. Да, мы разговариваем только на духовном уровне, не затрагивая телесный уровень или уровень ума и интеллекта. Мы признаем четыре уровня бытия: телесный уровень, или уровень чувственного восприятия, затем выше - уровень ума, еще выше - интеллектуальный уровень и, наконец, уровень духовный. Так, наше непосредственное восприятие находится на уровне чувств. Мы воспринимаем все с помощью органов чувств (индрийани паранй ахух). Вот пример: сейчас я вижу ваш магнитофон воочию. Это - уровень восприятия с помощью органов чувств. Но, если вы станете описывать мне ваш магнитофон, я увижу его на уровне ума. Эти два видения - чувственное и умственное - отличаются одно от другого. А когда специалист по электронной аппаратуре обдумывает, как усовершенствовать этот магнитофон, он рассматривает его на интеллектуальном уровне. Это - другой взгляд. Таким образом, даже в материальной сфере существует три уровня, три видения - чувственное, умственное и интеллектуальное. А выше их всех - духовный уровень. Там находится душа, которая познает мир с помощью материальных чувств, ума и интеллекта. И мы беседуем на духовном уровне. Мы знаем, что, если человек духовно здоров, он также здоров физически, умственно и интеллектуально. Мы исходим из этого. Если у вас есть сто долларов, значит, у вас также есть пятьдесят, двадцать пять и десять долларов. Мы обучаем своих учеников духовной науке. Чтобы понять ее смысл, они должны рано вставать, совершать омовение, есть только кришна-прасад (вегетарианскую пищу, предложенную Кришне), воздерживаться от некоторых вещей. Таким образом, они следуют принципам гигиены, и все их проблемы решаются сами собой. Мы не очень много тратим на врачей. За последние семь лет я ни разу не получал счета от врача. И большинство наших учеников ничем не болеют. На самом деле здоровье зависит от присутствия в теле вечной души. В вашем теле находитесь вы, то есть вечная душа. И благодаря этому ваше тело выглядит здоровым. Но, как только вечная душа покинет ваше тело, оно немедленно начнет разлагаться. В этом разница между живым и мертвым телом. Когда вечная душа находится в теле, его называют живым, но, как только душа уходит из тела, его называют мертвым телом. Поэтому нужно всегда поддерживать свое духовное здоровье. Тогда вы будете здоровы умственно, интеллектуально и физически. Поскольку мы говорим о вечной душе, скажите, есть ли у вас свое представление о ней?

[…]

Почему нужно постараться осознать свое истинное «Я»?

Почему нужно постараться осознать свое истинное «Я»?

«Вы страдаете, потому что в прошлой жизни безудержно предавались чувственным наслаждениям и получили тело в соответствии с вашей кармой»,- сказал Шрила Прабхупада на лекции, прочитанной 15 июня 1976 г. в центре Движения Харе Кришна в Детройте. Далее он объяснил, как освободиться от последствий кармы и испытать истинное счастье.

йатхаджнас тамаса йукта
упасте вйактам эва хи
на веда пурвам апарам
нашта-джанма-смртис татха

«Как спящий отождествляет себя с телом, которое видит во сне, и действует соответствующим образом, так и человек отождествляет себя со своим нынешним телом, которое он получил вследствие совершенных им в прошлом благочестивых или неблагочестивых поступков, и ничего не знает ни о своих прошлых, ни о будущих жизнях»
Бхаг., 6.1.49

[…]

Как вырваться из мучительного цикла рождения и смерти?

Как вырваться из мучительного цикла рождения и смерти?

Воспоминания о наших прошлых жизнях могут быть очень увлекательными, но на самом деле признать, что душа переселяется из тела в тело, необходимо для другого - чтобы вырваться из мучительного цикла рождения и смерти. В своей лекции, прочитанной в августе 1973 г. в Лондоне, Шрила Прабхупада предостерегает: «Это не очень-то приятно - умирать и рождаться вновь. Мы знаем, что, умерев, должны будем вновь войти во чрево матери, а в нынешние времена матери убивают своих детей во чреве».

дехино 'смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати

«Подобно тому как воплощенная душа переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, после смерти одного тела она переходит в другое. Все эти перемены не могут смутить здравомыслящего человека»
Бхагавад-гита, 2.13

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка