Каким образом скорбь помогает работать над собой?

на йавад этан мана атма-лингам
самсара-тапавапанам джанасйа
йачуас чхока-мохамайа-рага-лобха-
ваиранубандхам манатам видхатте

«Итак, ложное "я" обусловленной души - ее ум - является причиной всех ее несчастий в материальном мире. Пока душа не поймет этого, ей придется и дальше блуждать по вселенной и страдать, получая все новые и новые материальные тела. В уме коренятся болезни, скорбь, иллюзия, привязанность, жадность, вражда и из-за этого душа томится в плену материи и ошибочно считает себя частью этого мира».
«Шримад-Бхагаватам», 5.11.16

Скорбь может помочь нам работать над собой, а также помогает другим людям в периоды кризисов. Чем лучше мы разберемся в этом вопросе, тем больше утешения сможем принести другим. Это также поможет нам в семейной и общественной жизни и увеличит нашу способность противостоять негативным влияниям, бомбардирующим планету.

Как ни странно, люди, занимающиеся духовной практикой, спиритуалисты, зачастую испытывают более глубокие состояния скорби, чем материалисты. Почему же те, кто обладает высшим пониманием жизни, скорбят больше, чем материалисты или атеисты? Это происходит потому, что спиритуалисты часто считают скорбь чем-то плохим, чем-то, что лишь осложняет ситуацию, в которой они оказались. Поэтому они сожалеют не только о травме или потере, но и о низком уровне своего сознания. Порой человек не в состоянии следовать своим обетам; поэтому он скорбит не только из-за постигшей его трагедии, но и из-за низкого уровня своего сознания и поведения. Спиритуалисты могут испытывать больше беспокойств, поскольку обладают знанием, но не всегда могут действовать в соответствии с ним.

Например, очень знающий адвокат может знать все законы и в совершенстве владеть искусством презентации, но все равно проиграть процесс. Такой адвокат будет страдать гораздо сильнее, чем проигравший дело новичок, поскольку, несмотря на все свои знания и усилия, он не смог добиться желаемого результата. Новичок может проиграть процесс из-за собственной ошибки или недостатка знаний, и потому постарается извлечь из этого урок, чтобы не повторить ту же ошибку в будущем. Он будет меньше страдать, чем опытный адвокат, обладающий всеми необходимыми знаниями и навыками, но не сумевший ими воспользоваться. Так и спиритуалист может испытывать более глубокую депрессию из-за сложности ситуации в материальном мире. Практика духовной жизни в материальной атмосфере осложняется многими противоречиями, поэтому людям, вовлеченным в эту практику, необходимо более тщательно подходить к событиям, происходящим в их жизнях, семьях и общинах.

Чтобы детально изучить данную проблему, мы разобьем ее на 5 разделов. Во-первых, мы рассмотрим глубинные причины скорби. Затем мы изучим различные стадии, через которые проходит скорбящий человек. Третьим шагом будет рассмотрение различных признаков, сопровождающих скорбь. Четвертым - попытка понять, почему некоторые люди стремятся избежать скорби. Наконец, мы перейдем к поиску путей решения этой проблемы, для чего нам могут потребоваться различные подходы, умонастроения и терапевтические методы.

Причины скорби

Вследствие доступности информации в последние годы у людей появилось больше причин для скорби, поскольку они слышат о бедствиях и катастрофах по всему миру. Каждый человек или семья может немедленно перенести эти проблемы в свой дом посредством телевидения, радио, Интернета и т.д. Рост иллюзий также усиливает скорбь. Современная реклама обрушивает на людей такое количество лживой пропаганды, что им становится трудно иметь дело с суровой реальностью жизни. Не находя этим иллюзиям места в окружающей реальности, люди приходят в замешательство. Так, например, они переживают из-за проблем на рынке занятости. Существует огромная нестабильность в сфере занятости, даже среди людей, преданных своей профессии и имеющих научные степени. Они испытывают сильное беспокойство и тоску, когда их, казалось бы, стабильные организации разваливаются. Естественно, развод и особенно смерть неизбежно порождают скорбь. Еще один вид скорби возникает, когда человек с решимостью встает на духовный путь. Он может осознанно или неосознанно сожалеть об утрате дружеских и общественных связей.

В каком-то смысле любая скорбь является проявлением смерти, поскольку связана с утратой, замешательством и разочарованностью. Причиной скорби может быть смерть друга или «смерть» работы. Развод - это смерть взаимоотношений. Иногда нам приходится смириться со смертью определенных представлений, создававших нам чувство комфортности и защищенности. Многие скорбят даже об утрате юности и красоты. Люди скорбят о том, что их мыслительные способности постепенно ухудшаются. Все эти перемены порождают печаль и подавленность, а постоянная подавленность может перерасти в острую или даже хроническую депрессию.

В писаниях также говорится о том, что у страданий и разочарований может быть бесчисленное множество причин. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (3.28.32) рассказывается о том, как страдания материального мира приводят к сильному разочарованию: «Вся вселенная является юдолью скорби и страданий. Обитатели материального мира беспрестанно льют потоки слез, которые сливаются в великий океан. Но для тех, кто припадает к лотосным стопам Личности Бога, океан слез тотчас высыхает. Для этого им достаточно увидеть пленительную улыбку Верховного Господа. Иначе говоря, увидев пленительную улыбку Господа, человек мгновенно избавляется от скорби, сопутствующей материальному существованию».

И все же, несмотря на страдания и разочарования, порождающие скорбь и страх, если нам удастся обрести прибежище удивительной любви и красоты Господа, двойственность материального мира не будет так сильно влиять на нас.

Во второй главе «Бхагавад-гиты» Арджуна впал в состояние такого замешательства, что буквально заплакал. Братоубийственная война, в которой он должен был сражаться, стала источником его скорби. Когда Кришна вывел колесницу на поле битвы, Арджуна увидел там таких великих преданных, как Бхишмадева и Дроначарья, своих учителей и наставников. Но поскольку он был кшатрием, воином, он должен был сражаться. Ему выпало страшное испытание - биться в смертельной схватке со своими учителями. Никакой исход сражения не кажется Арджуне благоприятным. Если он победит, убив членов своей семьи, это не принесет ему никакого счастья. С другой стороны, если он уклонится от сражения и станет жить подаянием, это приведет лишь к бесчестью. Он предпочел бы лишиться райского царства и материальных богатств, чем жить в горе, страдая от последствий войны. Поэтому Арджуна говорит в «Бхагавад-гите» (2.8):

на хи прапашйами мамапанудйад
йач чхокам уччошанам индрийанам
авапйа бхумав асапатнам риддхам
раджйам суранам апи чадхипатйам

«Я не знаю, как совладать с оглушающей меня скорбью. Я не смогу избавиться от нее, даже если завоюю цветущее царство, которому не будут грозить никакие враги, и обрету власть, какой обладают небожители».

Итак, охваченный скорбью, Арджуна не находит выхода. В состоянии замешательства он не понимает, как война с членами собственной семьи может быть этичной или нравственной. Вся «Бхагавад-гита» начинается с этой дилеммы. Арджуна не знает, как поступить, ибо любой исход сражения неприемлем для него. Несколькими стихами позже Господь скажет Арджуне:

ашочйан анвашочас твам
прагйа-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча
нанушочанти пандитах

«Произнося ученые речи, ты сокрушаешься о том, что недостойно скорби. Настоящие мудрецы не скорбят ни о мертвых, ни о живых».
«Бхагавад-гита», 2.11

Даже человек, обладающий духовным знанием и зрелым разумом, сталкивается со множеством дилемм. Мы всегда будем сталкиваться с проблемами, однако мудрый человек не бывает этим обеспокоен. В этом стихе Кришна по существу спрашивает Арджуну: «Ты действительно разумен?» Хотя Арджуна и произносит красивые и глубокие слова, они не свидетельствуют об истинной мудрости. Поскольку такого рода скорбь попадает в категорию невежества, Кришна напоминает ему об истинном знании. Господь объясняет, что обладающий высшим знанием не скорбит, ибо знание это помогает человеку понять, почему в жизни происходят те или иные события и как на них реагировать.

В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (4.26.1-3) говорится еще об одной причине скорби.

«Живое существо может находиться только в одном месте. Оно попадает в рабство по двум причинам, которыми являются скорбь и иллюзия. В материальном мире живое существо вечно жаждет того, чего никогда не может получить. Поэтому оно пребывает в иллюзии. Это, в свою очередь, приводит к тому, что живое существо постоянно о чем-то скорбит. Вот почему скорбь и иллюзия названы в этом стихе дви-кубара, двумя дышлами, на которых держатся путы живого существа».

Развитие способности сопереживания

Люди часто не способны достичь более глубоких уровней сознания и научиться понимать других, пока сами не испытают боль, скорбь или травму. Именно благодаря такому опыту жизнь человека может стать богаче, если он успешно пройдет через него. Во многих случаях оказывается, что единственный способ справиться с болью - это пройти через нее. Нам нужно распознать ее в себе, дать ей название, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее. Как и в случае с гневом, мы должны распознать проблему и ясно сформулировать ее, прежде чем начать решать ее. Тот же самый подход применяется при разрешении конфликтов. Если мы не распознаем проблему, она уйдет в подсознание и проявится позже. Чтобы избавиться от нее, необходимо столкнуться с ней лицом к лицу. Очень полезно пройти через все эти стадии и выйти с другой стороны новым человеком, обогатившись более глубоким опытом и чувством сострадания. Такой человек в большей мере способен помочь тем, кто застрял на одной из начальных стадий.

Признаки скорби

В состоянии скорби люди проявляют разнообразные эмоции и признаки. Они могут пребывать в состоянии крайней разочарованности, испытывать гнев, тоску, физическую усталость и изнеможение, а также нежелание общаться с другими. Разнообразие видов реакции на скорбь поистине безгранично - на каждого человека она влияет по-разному. Скорбь создает ощущение удаленности от Бога.

Когда мы скорбим, нам зачастую кажется, что Бог поступил с нами несправедливо. Мы не можем понять, почему Кришна позволил этому произойти с нами: «Почему со мной, когда в мире есть миллионы других людей? Почему умер мой ребенок (или супруг)? Почему именно я потерял работу, а не кто-то другой?» Мы обращаемся с этими вопросами к Богу, поскольку в конечном счете всем управляет Он. Мы недоумеваем, как милосердный и добрый Бог мог допустить такую ужасную вещь. К сожалению, некоторые люди просто становятся атеистами. Вместе с тем беда или травма могут, напротив, также и приблизить человека к Богу и побудить глубже задуматься над своей духовной природой. И все-таки чаще всего кажущиеся неблагоприятными события заставляют человека усомниться в справедливости Бога.

Ощущение безнадежности - еще один признак скорби. У каждого бывали небольшие периоды разочарования и безнадежности, но у некоторых эти периоды не заканчиваются, но продолжают терзать человека из года в год. В таких случаях люди нередко утрачивают всякое желание какого бы то ни было общения. Более того, под влиянием скорби человеку становится все труднее выкарабкаться из этого состояния, поскольку скорбь порождает состояние, диаметрально противоположное тому, что помогает преодолеть подобные трудности. Например, если кто-то сомневается в Боге или в Его милосердии, ему нужно обратиться с этим к Самому Господу. Однако пребывающий в состоянии сильной скорби делает прямо противоположное и тем только усугубляет ситуацию. Человек, испытывающий неприязнь к общению, может как раз больше всего нуждаться в хорошем общении, чтобы преодолеть свои страдания. Ему может помочь общение с теми, кто поддержит его и даст возможность выплакаться и поделиться своими проблемами. Это может вывести человека из состояния тоски, но он зачастую стремится уйти от общения.

Скорбь иссушает наше рвение и энтузиазм. В этом случае нам необходима цель или проект, который вдохновит нас сделать следующий шаг. К сожалению, обычно мы избегаем как раз того, что действительно может нам помочь, и продолжаем предаваться скорби. В таком состоянии человек чувствует себя эмоционально и физически опустошенным.

Скорбь приводит к тому, что человек начинает испытывать страх и жалость к самому себе; он живет в прошлом и боится будущего. Но чтобы сойти с мертвой точки, ему как раз необходимо принять будущее и уважать его. Часто у людей проявляется гнев или чувство одиночества. Они могут начать пренебрегать гигиеной, страдать бессонницей и потерей аппетита.

Однажды я стал свидетелем собственной реакции на глупую и досадную ошибку моего секретаря. Когда он попытался отправить агенту бюро путешествий по факсу мой билет на самолет, аппарат просто разорвал билет пополам. Вначале я почувствовал гнев, поскольку это было связано с деньгами Кришны, а также со временем, которое придется потратить на решение проблемы. Я не мог понять, почему мой секретарь не смог как следует выполнить такую простую задачу, уделив больше внимания своему служению. Позже, размышляя об этом, я осознал, что гнев был вызван обыкновенным сожалением и в действительности был способом справиться с этим чувством. Я пришел в уныние, наблюдая за тем, как билет в Англию стоимостью пятьсот долларов прекращал свое существование. Теперь мне придется снова заниматься вопросом оформления билета. Если бы я отправлял факс сам, то сразу бы пришел в уныние, минуя гнев, но поскольку факс отправлял мой секретарь, я испытал гнев. Если бы билет разорвал я, то и ответственность за это лежала бы на мне. Позже я бы даже стал размышлять о том, как можно было избежать ошибки. Мы по-разному реагируем на ситуацию, в зависимости от влияния различных факторов. Всякий раз, когда что-то случается в нашей общине, семье или с нами самими, мы реагируем по-разному. Чтобы глубже вникнуть в проблему скорби, нам придется покинуть свою зону комфорта и принять во внимание нужды других людей. Наша цель - найти наилучшее решение, способное принести подлинное утешение.

Почему люди избегают скорби?

Когда людям недостает некоторого количества здоровой скорби, они могут заболеть физически или психически. Может возникнуть множество проблем. Если человек не знает, как обращаться со скорбью, она будет продолжать преследовать его снова и снова. Она не уйдет просто так. Она может проявиться, когда человек меньше всего ожидает этого, и в таком случае с ней будет гораздо труднее справиться. Лучше распознать ее, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее, если вы хотите действительно освободиться от скорби и приобрести ценный опыт.

Некоторые люди заявляют, что не хотят проходить через этот процесс, чтобы не погрязнуть в страданиях. В некоторых культурах людей, которые плачут или проявляют слишком много эмоций, считают слабохарактерными. Скорбь зачастую ограничена культурными нормами и традициями. Люди хотят выглядеть сильными и боятся проявлять эмоции. Бывает также, что человек считает, что если он просто забудет о трагическом событии, то боль уйдет сама собой. Кроме того, люди просто не хотят обращать на себя внимание. Они считают, что если открыто проявят скорбь, это привлечет к ним слишком большое внимание. Однако в этом кроется определенная опасность, поскольку они упускают возможность облегчить свою боль и приобрести опыт, делясь своими переживаниями с окружающими.

Образ жизни современных людей не предусматривает времени для опыта здоровой скорби. Если у человека есть работа и семья, то все время уходит на работу и детей. Когда они приходят вечером домой и смотрят новости, на них обрушивается шквал новых трагедий, и они просто не в состоянии выделить время на что-то еще. Некоторые люди просто не выжили бы, если бы стали уделять внимание скорби, ибо она наступает на них со всех сторон. И поскольку они хотят сохранить равновесие и какое-то ощущение стабильности, они думают, что смогут избежать проблем, просто не вникая в них слишком глубоко. Кое-кто понимает, что причиной является гордость и неспособность смириться с тем, что вы испытываете боль. Им не хотелось бы, чтобы другие заметили их уныние и стали считать слабаками.

Есть также люди, которым просто недостает сострадания или просто сочувственного интереса к жизни других людей. Некоторых просто ничего не волнует вследствие поверхностности их жизни и потому, казалось бы, болезненные ситуации не затрагивают их психики. Им просто не присуще состояние пара-духкха-духкхи-крипам-буддхи, в котором человек чувствует как боль, так и радость других людей. Они не чувствуют никакой связи с другими, поэтому у них нет и причин для скорби. Они либо не имеют отношения к проблеме, либо не хотят испытывать боли. У таких людей неизбежны различные проблемы и даже болезни, поскольку эмоции должны иметь какой-то выход.

Большинство преданных не считают скорбь частью духовной жизни. Даже Кришна говорит в «Бхагавад-гите» Арджуне, что мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. Поэтому преданные избегают скорби, ибо хотят действовать на высочайшем уровне сознания Бога. Некоторые преданные считают, что пребывающий в сознании Кришны не должен скорбеть, поскольку мы не являемся телами. Писания рекомендуют развивать отречение, а скорбь, похоже, указывает на привязанность. Поэтому человек предпочитает страдать, что называется, про себя, отрицая проблему и не думая о том, что позже она может проявиться еще более неблагоприятным образом. Бывает, что неприятие реальности, потрясение или гнев настолько захлестывают нас, что нежелание иметь дело с проблемой становится частью неприятия реальности. Ум может пытаться не придавать значения проблеме, но в результате мы просто подавляем свои чувства, постоянно бывая в смятении. Позже это все равно скажется на нашем характере и поведении.

И все же некоторые утверждения писаний, похоже, указывают на нежелательность скорби:

санджайа увача там татха крипайа иштам
ашру-пурнакулекшанам
вишидантам идам вакйам
увача маадхусуданах

Санджая сказал: «Увидев, что Арджуна охвачен состраданием и скорбью, а глаза его полны слез, Мадхусудана, Кришна, произнес такие слова».
«Бхагавад-гита», 2.1

В комментарии Шрила Прабхупада пишет: «Мирское сострадание, скорбь и слезы выдают человека, забывшего свою истинную, духовную природу. Тот, кто сознает свою духовную природу, проявляет сострадание к вечной душе. В этом стихе примечательно слово "Мадхусудана". Некогда Господь Кришна убил демона Мадху, и теперь Арджуна хочет, чтобы Кришна уничтожил демона сомнений, который завладел Арджуной и мешает ему исполнять долг. Люди не знают, на что следует направлять свое сострадание. Какой смысл сострадать одежде утопающего? Человека, тонущего в океане неведения, нельзя спасти, пытаясь вытащить его одежду, то есть спасая его материальное тело. Того, кто не знает об этом и скорбит об одежде, называют "шудрой" - человеком, который скорбит напрасно». («Бхагавад-гита», 2.1, комментарий).

Когда преданные слышат этот стих, они могут подумать, что всякая скорбь означает телесные представления о жизни. Однако этот стих не указывает на то, что все виды скорби должны быть отнесены к категории майи, иллюзии.

Вопрос/Ответ

Вопрос: Мы знаем, что под влиянием утраты и скорби у некоторых преданных развиваются суицидальные наклонности. В этой песне Нароттам дас Тхакур выражает желание покончить с жизнью. Как научиться проводить различие между этими двумя видами скорби?
Ответ: Как говорит Шрила Прабхупада в комментарии, Нароттам дас Тхакур в действительности не скорбит; скорее, он показывает нам, что делать с отчаянием. Нужно сожалеть о своих слабостях, но использовать эти чувства необходимо для того, чтобы выйти из тупика. Человек должен думать: «Зачем я живу? Зачем мне продолжать жить со всеми этими слабостями?» Но эти эмоции нужно использовать для того, чтобы измениться. Если же позволить суицидальным наклонностям сохраняться, можно погрязнуть в гневе и чувстве вины. Не следует думать, что проблема решится сама собой; если не уделить ей должного внимания, она уйдет в подсознание и позже снова будет нас преследовать. Неблагоприятно также, распознав проблему, позволять ей оказывать на нас негативное воздействие и усугублять ситуацию. Лучше всего, распознав проблему, использовать ее для работы над собой. Обычно у людей развиваются суицидальные наклонности, если они направляют свой гнев вовнутрь. Депрессию можно рассматривать как гнев по отношению к самому себе. Этот гнев бывает вызван разочарованностью и каким-то аспектом смерти - физической смертью или смертью чего-то важного в жизни человека (потерей работы или престижа).

Однако нам необходимо понять, что неудача не означает полного краха. Даже если у человека есть определенная проблема, это еще не характеризует сущность человека.

Вопрос: Узнав недавно об уходе одного из духовных наставников, мне кажется, я прошел через все эти стадии. В какой-то момент я понял, что скорблю не только о нем, но и о его учениках. Через три дня я смирился с этой скорбью и, задумавшись над своим положением, стал думать о Вас как о своем духовном наставнике. Что, если бы это случилось с Вами?

Сегодня утром я осознал, что, если ко мне неожиданно придет смерть, я не уверен, что смогу помнить о Кришне. Тогда я прочитал в Интернете несколько стихов из восьмой главы «Бхагавад-гиты», в которых рассказывается о том, как йог должен оставлять тело. Но ведь тому, кто пребывает в полном сознании Бога, не нужно об этом беспокоиться. Я не чувствую, что достиг достаточно высокого уровня сознания Кришны. Однако если вам 75 лет, смерть действительно может придти в любой момент, а я не чувствую, что готов к этому. Я размышлял над этими вопросами последние несколько дней, но так и не смог понять, на каком уровне нахожусь после стольких лет духовной практики. Все-таки я чувствую, что меняюсь. Я хочу сохранить эту силу, независимо от того, что может случиться с Вами или с другими преданными, но мне кажется, что мне предстоит еще долгий путь. Не могли бы Вы помочь мне в этой внутренней борьбе?

Ответ: В Вашем возрасте естественно более реалистично смотреть на смену тела не только как на теорию. Мы видим, что Господь дает ряд обещаний. В «Бхагавад-гите» (18.66) Кришна призывает нас не беспокоиться, не колебаться и не бояться:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах.

«Оставь все виды религиозных обязанностей и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

В «Бхагавад-гите» Господь много говорит о различных видах знания и различных формах дхармы, или религии, однако в конце Он говорит нам, что нужно оставить все виды религии. Смысл в том, что Он не хочет, чтобы мы просто оставили религию; Он хочет, чтобы мы глубоко проникли в самую суть.

Всевышний Господь говорит в «Бхагавад-гите» (4.11):

йе йатха мам прападйанте томе татхаива баджамй ахам
мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи».

Господь подчеркивает, что Он отвечает Своим преданным в соответствии с их преданностью. Им не нужно испытывать страх или тревожиться. В главе «Бхагавад-гиты», которую вы упоминали, особенно в 23 и 24 стихах, подробно описывается время, когда йоги оставляют тело. Для йога все эти детали очень важны, но для преданного это не столь важно, ибо Кришна обещает ему Свое покровительство. Насколько мы предаемся, настолько и Кришна, пребывающий в нашем сердце, открывает нам доступ к садху, шастрам и гуру. Главным образом Он помогает нам через гуру.

В момент смерти взаимоотношения между гуру и учеником имеют наибольшее значение. Преданность и служение ученика побуждают гуру помочь ему в это время. Например, молодой бизнесмен может пытаться достичь успеха в мире бизнеса, не обладая большим капиталом. Благодаря этим усилиям на него может обратить внимание богатый человек, который решит помочь ему. Этот богатый человек действует как спонсор или адвокат. Аналогичным образом, преданный может достичь наивысшей цели, даже не достигнув уровня совершенной чистоты. Например, некоторые ученики возвышенных учителей, даже не будучи абсолютно чистыми, оставляя тело, отправляются обратно в духовный мир благодаря своей преданности и серьезности. Духовный учитель берет такого ученика и возвращает его домой. По своей милости первоклассный духовный наставник восполнит недостающие ресурсы. Духовный учитель подобен богатому человеку, дающему необходимые деньги или оказывающему юридическую поддержку,- он помогает своему преданному ученику достичь полного совершенства.

Иными словами, нам необходимо осознать важность связи с парампарой, авторитетной цепью чистых и могущественных духовных наставников. Более того, как духовные учителя, мы должны развивать духовную силу, чтобы быть способными выполнять служение на любых уровнях. Однако если преданный следует наставлениям писаний, общается с преданными и с преданностью служит гуру, то даже если гуру не обладает достаточной силой или чистотой, чтобы вернуть ученика в духовный мир, Кришна сделает это Сам. Или же Его милость проявится через духовного учителя, который просто придет и заберет ученика в духовный мир. Иногда случается и так, что ученик возвращает гуру в духовный мир. Ученик может достичь такой чистоты, что вернется в духовный мир раньше гуру и заберет гуру с собой. И Кришна, несомненно, даст приют такому преданному.

В этом проявляется красота и динамизм отношений между гуру и учеником. Мы знаем, что одним из путей возвращения в духовный мир является благословение чистого преданного. Не следует умалять значение общества преданных. Также нужно искать и уметь распознавать возвышенных преданных и служить им. Даже прасад, остатки пищи чистого преданного, обладают огромной силой. Нарада Муни, существо из категории ангелов, в прошлом совершил большое продвижение, просто общаясь с возвышенными душами, служа им и питаясь остатками их пищи. Господь помогает нам всеми возможными способами, но, как ни странно, мы часто теряем мужество и избегаем самой благоприятной деятельности.

Нужно продолжать духовную практику без всякого страха и колебаний, поскольку Кришна дал нам эти обещания и позаботится о том, чтобы исполнить их. Не следует развивать сектантское настроение, думая, что гуру - это только то или иное тело. Такие ученики способны следовать лишь наставлениям на физическом плане и слишком привязаны к телесной оболочке. Мы принимаем духовного наставника, чтобы обрести Кришну, и Кришна поможет нам в этом. Поэтому, если гуру какого-то преданного падает, мы вдохновляем этого преданного продолжать следовать по духовному пути, ибо гуру - это просто дверь к Богу. Господь следит за всем, что происходит, и Он поможет такому преданному, открыв для него дополнительные двери.

К сожалению, в большинстве случаев, когда гуру падает или испытывает трудности, ученики тоже начинают испытывать трудности, слабеют или даже уходят. Прежде всего это говорит о том, что они по-настоящему не поняли процесса. Мы следуем этому процессу, чтобы достичь Кришны. Например, в Библии блудный сын хочет вернуться к Отцу, и Отец посылает другого сына, чтобы помочь ему. Но при этом Отец Сам продолжает наблюдать за ситуацией, и если вдруг Его представитель не справляется с этой задачей, Он пошлет кого-то другого. Отец хочет вернуть сына домой, так как сын сам готов к этому. Аналогично, если преданный хочет вернуться домой, Господь устроит это. Кришна помогает нам настолько, насколько мы искренни. Мы просто должны постараться отбросить всякое беспокойство и сохранять верность нашим ачарьям и истинным учителям.

Этот метод очень могуществен, но также и опасен. В большинстве религий не делается акцент на взаимоотношениях между наставником и учеником. Из-за того, что существует так много обманщиков, многие духовные люди принижают роль заботливого и могущественного духовного наставника. По этой причине Всевышний Господь дает нам также писания, святых и учителей. Если мы искренне следуем тем наставлениям, которые Бог дал нам, мы будем духовно расти, меняться и непременно вернемся в духовный мир. Наша практика состоит в развитии любви, веры, ответственности, преданности и бескорыстия, поскольку эти качества являются неотъемлемой частью нашей истинной природы. Возродив в себе эту природу, мы сможем вырваться из тюрьмы материального мира и вернуться в свое вечное и исполненное любви состояние.

Кришна следит за нашим духовным развитием. Он либо помогает нашему духовному наставнику исполнить свой долг и возвратить нас к Нему, либо, если духовный учитель не справляется со своей задачей, но ученик сохраняет преданность Господу, Кришна вмешивается лично. Он или посылает Своего представителя, или Сам принимает облик гуру, чтобы забрать этого преданного к Себе. В истории Махараджи Бали, когда гуру царя пал, Кришна пришел как Ваманадева, чтобы благословить Махараджу Бали за его непоколебимую преданность. Таково величие преданного служения.

Что касается смерти, то мы не слишком скорбим, если преданный оставляет тело, особенно если он служил с верой и преданностью. Мы счастливы, что человек добился успеха и отправился в духовное царство. Это должно вдохновлять нас лучше выполнять свое служение, чтобы впоследствии присоединиться к нему. Мы можем одновременно молиться, чтобы он помог нам в наших усилиях вернуться домой и чтобы мы смогли встретиться с ним в его истинном облике в служении Богу.

Вопрос: Когда нам причиняют боль, из-за ложной гордости мы зачастую скрываем свою ранимость, и это мешает нам доверять Господу и преданным. Но ведь мы должны верить в то, что Он никогда не пошлет нам больших трудностей, чем те, с которыми мы способны справиться.
Ответ: Кришна не посылает нам испытаний, которые мы не способны вынести. Ошибочно думать, что в нашей жизни есть вещи, с которыми мы не в состоянии справиться, или что наши трудности не являются результатом нашей кармы. Именно поэтому нам необходима здоровая скорбь, ибо она помогает нам оценить положение Бога как Верховного Повелителя. Он не делает ошибок; каждое событие в нашей жизни имеет смысл и цель. Это происходит с нами, а не с кем-то другим по конкретной причине.

Всегда есть возможность глубже задуматься над происходящим и попытаться установить связь с Господом, а не гневаться на Него. Если мы осознаем, что эти трудности составляют наш опыт, то будем со всей решимостью практиковать девять видов преданного служения. Но хотя эта практика является самым важным в нашей жизни, мы не сможем по-настоящему заниматься ею, если в нашем подсознании слишком много вины, гнева, страха, неприятия или шока. Мы уважаем скорбь и одновременно стараемся возвыситься над нею.

Автор: Бхакти Тиртха Свами
Источник: книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка