Рамадан: пост - лучшее лекарство

Пост – старейший из известных методов естественного целительства | Рамадан | Дни поста у суфиев

«Все дела сына Адамового – для него, кроме поста. Пост же творится ради Меня, и дам Я за это награду по Своему усмотрению».
Аллах, Величественный и Всевышний

Пост – старейший из известных методов естественного целительства

Его формы варьируются от воздержания от определенного вида пищи на короткий срок до полного отказа от всякой пищи и питья на продолжительный период времени.

Многим людям, которые никогда не постились, сама эта идея кажется странной, а некоторым – даже опасной. Эти представления нельзя назвать совершенно необоснованными, поскольку неправильно совершаемый пост может привести к тяжелым нарушениям функций тела и даже к смерти.

Для правильного соблюдения поста нужно учитывать фазы луны, планет и многие другие факторы. Фактически пост – это отражение естественного образа жизни, и польза от него не ограничивается поддержанием тела и восстановлением здоровья.

Прежде, чем начинать любой пост, важно понять обоснование этого действия. Жители Запада постятся в большинстве случаев для того, чтобы очистить тело и поправить свое здоровье. Однако приступать к посту с такими намерениями неправильно.

Суфии, вероятно, наработали гораздо больший опыт совершения постов, чем любая другая группа людей. Существует масса описаний того, как суфийские шейхи постились в продолжение различных периодов времени и нередко добивались при этом чудесных результатов. Как уже было отмечено, любые оздоровительные физические процедуры, совершаемые суфиями, преследуют единственную цель: доставить радость Высочайшему нашему Господу.

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он был предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны».
Святой Коран (2:183)

Все творения, кроме человека, следуют указаниям Бога, данным нам в законах природы. Животных не нужно удерживать от переедания и неправильного питания. Но что касается людей, то их любовь к материальным благам и подверженность искушениям страстей нередко становятся причиной их болезней. И потому Добрейший Аллах дал нам путь усмирения и преодоления этих телесных влечений – механизм поста.

В Коране сказано, что человек, чьи низшие страсти не укрощены, не получит спасения:

«А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, рай – это его прибежище».
Коран

Практика воздержания от обычных законных и дозволенных вещей исключительно ради Аллаха развивает в нас нравственность и способность к самоконтролю и углубляет нашу связь с Богом. Именно это и отличает пост в Исламе и Суфизме от обычного поста ради укрепления здоровья.

Рамадан

Главный обязательный пост называется у мусульман «рамадан». Рамадан – это один из месяцев исламского календаря: в этот месяц Аллах ниспослал нам Коран, а также Тору, Псалмы Давидовы и Новый Завет.

Об исключительном значении поста говорят нам 2 высказывания Пророка:

  1. «Так угодно Тому, в чьих руках моя жизнь, что аромат губ постящегося милее Аллаху, чем аромат мускуса».
  2. «Есть в раю ворота под названием Райаан. И никто, кроме постящегося, не войдет в рай через эти ворота».

Аллах обещал, что наградой за пост будет возможность узреть Его.

Слово «рамадан» не означает собственно «пост». Пост обозначается специальным термином «сийаам», происходящим от слова «отдыхать». Воздерживаясь от пищи, питья и половых сношений, человек дает соответствующим функциям отдых и возможность возобновить силы.

Общий пост в месяц рамадан предписан всем людям на свете, и те, кто следует этому предписанию, – мусульмане. Многие люди, поддерживающие тесные отношения с мусульманами, тоже присоединяются к посту в рамадан, и это в какой-то степени идет им на пользу. Но для того, чтобы пост имел полную силу, нужно соблюдать ряд правил.

Во-первых, человек должен четко высказать намерение поститься. Поскольку Аллах говорил, что мы будем судимы именно по нашим намерениям, то человек не извлечет пользы из благого дела, если оно совершено абсолютно случайно. Например, если человек остался без пищи, заблудившись в пустыне, то это нельзя считать настоящим постом, ибо, если бы у него была возможность, он ел бы. Это формальное заявление о намерении совершить то или иное действие называется «нийат». Лучше всего высказывать его на арабском языке, однако можно и на любом другом. Достаточно просто заявить: «Сегодня я намерен поститься ради Аллаха и только ради Аллаха».

Если человек, дав Аллаху этот формальный обет, намеренно прервет пост в продолжение им же определенного срока, то ему позволено компенсировать это позже, одним или несколькими днями поста.

  • Для совершения поста необходимо выполнять следующие условия:
  1. Нужно вслух или про себя высказать намерение поститься, иными словами, совершить нийат.
  2. Пост должен начинаться непосредственно перед рассветом (фаджр) и заканчиваться сразу после заката (марриб).
  3. Во время поста необходимо полное воздержание от следующего: пища, питье (включая воду), курение и употребление табака, половые сношения, злословие и любое негативное поведение.
  4. Нельзя намеренно вызывать у себя извержение семени или рвоту.
  5. Беременные или кормящие матери, серьезно больные, старые и пожилые люди освобождаются от поста, но в некоторых случаях на них накладывается обязанность наверстать упущенные дни позже. Женщины прекращают пост с началом менструации и возобновляют после ее окончания. Потом они должны наверстать упущенное. Дети до двенадцати лет в общем-то не обязаны соблюдать пост, но могут поститься неполный день или в некоторые дни.
  6. Пост прерывается после заката фиником или стаканом воды, затем можно совершить умеренную трапезу.

У постящегося человека могут возникнуть десятки вопросов и затруднительных положений, и в каждом таком случае следует обращаться за советом к мусульманскому шейху.

Особенность поста состоит в том, что он пробуждает в человеке воздержанность и жертвенность. Пост совершается главным образом в сознании, так что он скрыт от людских глаз и открыт лишь для Ока Божиего: это тайное деяние.

В промежуток времени от полуночи до начала поста Пророк имел обыкновение съедать блюдо под названием «сахуур». Это блюдо может состоять из любых дозволенных законом продуктов. Обычно пост прерывают одним или несколькими финиками и водой, и употребить их нужно до рассветной (марриб) молитвы. Хотя чистка зубов – вещь дозволенная, благочестивые люди избегают делать это после полудня.

И, в дополнение к этим предписаниям, следует еще как можно больше читать про себя и вслух Святой Коран и раздавать столько милостыни, сколько вы только можете.

Таковы минимальные требования к постящемуся.

Тут речь идет о посте для всех людей, от которых требуется воздержание от пищи, питья и половых страстей. Более же высокая разновидность поста состоит (вдобавок к этому) еще и в воздержании от неправедных действий рук, ног, глаз и других членов и органов человеческого тела.

Святые же совершают наивысшую разновидность поста: пост ума. Иными словами, эти люди не думают ни о чем, кроме Аллаха. Они видят в своем существовании в этом мире лишь семя, способное прорасти в иной мир. Во время такого поста следует ограждать глаза от любого распутного зрелища, избегать бесполезной болтовни, неправды, злословия, непристойностей и лицемерия. Короче говоря, постящиеся хранят молчание, а если говорят, то лишь для того, чтобы напомнить себе и другим о Боге. Этот пост настолько строг, что нельзя даже слушать запрещенные речи из уст других. И если какие-то люди задевают запретные темы, нужно немедленно покинуть их общество.

Более того, когда суфии прерывают пост, то они съедают лишь минимальное количество пищи, едва притупляя голод. Если совершать этот пост по всем правилам, то пища должна ограничиваться рационом беднейших представителей общества, в котором живет постящийся.

В дополнение к обязательному посту во время священного месяца суфии совершают различные необязательные посты, называемые постами «нафил». Некоторые из них совершаются ежегодно, некоторые – ежемесячно, некоторые – еженедельно. Ниже приведены все виды постов, которых придерживаются суфии.

Хотя главная цель и ожидаемый результат поста принадлежит царству души и ее эволюции, тем не менее нельзя отрицать факт, что большинство людей извлекают из него пользу и на физическом уровне.

Болезни нередко становятся результатом неполного переваривания пищи на одном или нескольких этапах пищеварения. Во время поста обычная нагрузка пищеварительных органов значительно сокращается и тело может удалить накопившиеся в нем ненужные вещества и исправить вред, причиненный неправильным питанием.

И в этих случаях тело ведет себя совершенно определенным образом. Первое, что оно делает, когда ему представляют эту возможность, генерирует странное тепло или лихорадку. Это особое тепло вызывает ускоренную переработку («переваривание») всех избыточных веществ, независимо от их природы. И вот эти вещества перерабатываются до такого состояния, что уже могут быть выведены из тела. Их удаление совершается одним (или более) из пяти способов, которые называются «пятью разновидностями кризиса исцеления»: кровотечение из носа, рвота, диарея, потение и мочеиспускание.

Определяя такие процессы как кризис исцеления, я имею в виду, что в этих случаях тело выводит избыточные, часто вредные и токсичные, побочные продукты нарушенного или недостаточного пищеварения. Мочеиспускание в ходе кризиса исцеления это не то же самое, что нормальное мочеиспускание. На несколько часов оно становится обильным и частым (5 и более раз в час). Диарея в ходе кризиса исцеления может давать 15 и более позывов за несколько часов.

Дни поста у суфиев

Рамадан: обязательный для всех мусульман 30-дневный пост.

  • Другие ежегодные посты:
    • дни Арафаат (в месяц Зул-Хиджах);
    • дни Аршурах;
    • первые 10 дней Зул-Хиджах;
    • первые 10 дней месяца Мохаррам;
    • как можно больше дней месяца Шабаан.
  • Ежемесячные посты: лучшие дни для поста в любом месяце – первый, средний и последний. Кроме того, посты совершаются в айаам байаад – 13-й, 14-й и 15-й дни лунного цикла.
  • Посты по дням: посты лучше всего совершать в четверг, пятницу и понедельник, ибо это – дни совершенства.
  • Ежедневные посты: Пророк запретил поститься каждый день. Наилучшая возможность поститься как можно больше – делать это через день.

«Мне были предложены сокровища мира. Я отказался от них со словами: “Один день я буду вкушать пищу, а на другой день – не буду. Вкушая пищу, я буду возносить Тебе хвалу, а оставаясь голодным, буду уповать, что Ты наделишь меня смирением, – сказав это, Пророк добавил: – Нет лучшего поста, чем этот”».
Пророк

  • Примечание:

Не дозволено поститься в последние 3 дня перед Рамаданом, а также в дни праздников Иид ал-Фитр и Иид ал-Азаа).

Как ни странно, западная медицина склонна видеть в таком кризисе исцеления не что иное, как заболевание. Принимаются меры по насильственному подавлению этих естественных очистительных функций организма, и эффективнейшие врожденные оздоровительные механизмы человеческого тела преждевременно прекращают свою работу!

Я перечислил тут все эти формы кризиса исцеления потому, что одна из них, почти наверняка, проявится на третий или четвертый день поста, а может быть, даже через несколько часов (особенно, если прежде человек никогда не постился). Пульсирующая головная боль, возможно, небольшое повышение температуры или лихорадка, потение и подобные признаки говорят о том, что ваше тело настраивается на режим самокоррекции. Когда у человека, непривычного к этим благотворным результатам поста, начинается диарея или рвота, он склонен предположить, что «ослабев» от поста, он подхватил грипп или какое-то респираторное заболевание.

Многие люди, не желая терпеть ни малейшего дискомфорта или неприятных ощущений, спешат прибегнуть к различным химическим препаратам, и тем самым, к сожалению, тут же обрывают любую оздоровительную деятельность тела. Возможно, это позволяет человеку поскорее вернуться к своей работе или важной общественной деятельности. Но с годами подавление этих очистительных функций приводит к накоплению в теле токсинов; в результате у человека отказывают органы, и вот уже принести исцеление могут разве что какие-нибудь радикальные меры. Да и тогда все это очень трудно и страшно.

Для того чтобы полностью совершить надлежащий пост, требуются немалые усилия и самодисциплина. Людям, не имеющим опыта, я посоветовал бы начать с одного дня или даже с неполного дня; постепенно увеличивая продолжительность воздержания, они смогут в конце концов поститься как следует. У мусульман в этом отношении есть особое преимущество, ибо совершать ежегодный тридцатидневный пост им помогает сам Аллах. Говорят, один из великих суфиев последние 40 лет своей жизни совершал много добавочных постов. Кроме того, когда он все-таки ел и вдруг замечал, что пища доставляет ему хоть малейшее удовольствие, то немедленно выплевывал ее, так и не дожевав. Он дожил до 96 лет.

Всемогущий Аллах обещал постящимся бесчисленные награды. Одна из них достается счастливчикам в последние 10 дней Рамадана. Речь идет о Лайат ал-Кадр (Ночь Силы). К человеку, соблюдавшему пост безупречно и в соответствии со строжайшими требованиями, Аллах посылает ангела с личным приветствием; этот человек может загадать любое желание, и оно будет исполнено. Йаа Хайу! Йа Каайуум!

Пост завещан Всевышним Господом как величайшее благословение для Его людей. Ему, Творцу тела человеческого, известны наилучшие оздоровительные практики и упражнения. А пост – это не просто самый лучший и надежный способ сохранения физического здоровья, он также нам сулит колоссальные духовные дары.

Автор: Шейх Хаким Моинуддин Чишти
Источник: книга «Суфийское целительство»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии