День преподобного Максима Грека

Максим Грек (в миру Михаил Триволис; родился в 1470 году, Арта, Греция – умер 21 января 1556 года в Троицком монастыре, Сергиев Посад) – русский писатель и переводчик, религиозный публицист. Этнический грек.

Канонизирован в лике преподобных Русской православной церковью, память совершается 21 января (3 февраля) и 21 июня (4 июля) по юлианскому календарю.

3 февраля отмечают День преподобного Максима Грека.

Жизнеописание

Ранние годы
Преподобный Максим Грек родился в обеспеченной семье сановника в 1470 году в городе Арте (Албания). Аристократическое происхождение позволило ему получить прекрасное образование. В двадцатилетнем возрасте осуществил попытку баллотироваться в местный совет острова Корфу, однако потерпел неудачу и после этого отправился в Италию.

В Италии Максим Грек изучал языки и науки древних греков. Бывал в Падуе, Милане, много во Флоренции. Поддерживал знакомство с известными гуманистами. Учился «книжному делу» у Альда Мануция, греческому языку – у Константина Ласкариса (с 1503 года). На Максима Грека очень повлияла деятельность доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, настоятеля монастыря Сан-Марко во Флоренции. После казни монаха примерно в 1505 году Грек вернулся на родину и принял иночество в Ватопедском монастыре, расположенном на острове Афон.

Максим Грек много времени уделял изучению древнегреческих рукописей. В 1515 году Великий князь Василий III попросил прислать в Москву монаха Савву, чтобы помочь в переводе духовных книг своей матери, Софии Палеолог. Однако ввиду внушительного возраста игумена, Константинопольский патриарх отправил энергичного инока Максима Грека. В Москве он был принят со всеми почестями, несмотря на то, что не говорил по-русски.

Миссия в Москве
По приезду Максиму Греку доверили перевод Псалтири на славянский язык совместно с русскими писцами-переводчиками Власом Игнатовым и Дмитрием Герасимовым, а затем книги Деяний Апостолов и Богослужебных книг. Несмотря на недочеты в переводе, вызванные незнанием языка, он заслужил похвалу Митрополита Московского Варлаама. Не получив от князя Василия III разрешения вернуться на родину, преподобный Максим продолжил работу и с течением времени создал княжескую библиотеку.

Борьба
Положение преподобного Максима изменилось, когда престол занял митрополит Даниил. На требование нового митрополита перевести церковную историю блаженного Феодорита Максим Грек ответил отказом, так как «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Отношения между митрополитом и Максимом Греком после этого испортились.

Максим Грек критиковал власть, поскольку считал, что жизнь русского человека несправедлива и требует изменений. После того, как преподобный Максим выбрал сторону Нила Сорского и его «нестяжателей», он стал одним из главных врагов иосифлян, поддерживающих право монастырей на землю. Единомышленниками Максима Грека были Вассиан Патрикеев, Иван Берсень-Беклемишев, а также преподобный поддерживал отношения с турецким послом Скиндером. Максим Грек был ярым критиком как политики России, так и образа жизни «стяжателей» (части русского духовенства), осуждал местную власть и «дойку» крестьян.

Великий князь Василий обратился к Максиму Греку с вопросом о возможности расторжения брака между ним и его супругой Соломонией, которую считали неспособной к деторождению. Максим Грек осудил намерения князя Василия, сославшись на «Главы поучительные к начальствующим правоверных», которые ясно доказывали, что князь не должен покоряться животным страстям. После этого судьба преподобного была решена.

Этот период жизни преподобного Максима можно по праву назвать самым тяжелым и многострадальным. На Соборе 1525 года его обвинили в сношении с турецким правительством, его отлучили от причастия и заключен в Иосифо-Волоцкий монастырь. Условия заточения в темнице были чрезвычайно суровы.

Несмотря на все испытания, Максим Грек даже в темнице продолжил свою деятельность и написал углем на стене канон Святому Духу: «Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну…». Этот канон используется Церковью до сих пор.

В 1531 году из-за неточностей в переводе его обвинили в умышленной порче богослужебных книг и его сослали в Тверской Отроч монастырь под надзор епископа Акакия, который очень уважительно относился к невинно пострадавшему («яко и на трапезу ему седети вкупе со Святителем и ясти с единаго блюда») и разрешал читать и писать; но только в 1541 году Максиму Греку вновь было разрешено причащаться Святых Тайн.

После многочисленный просьб как Восточных патриархов, так и митрополита Макария, в 1551 (или 1547 году) преподобного Максима перевели в Троице-Сергиев монастырь. Его поучения внесли в Великие Четьи-Минеи (всего сочинений Максима около 365). Несмотря на внушительный возраст (преподобному было около 70 лет), гонения и лишения, Максим Грек не переставал трудиться. Физически он пострадал, но был бодр духом. В стенах монастыря совместно со своим учеником Нилом Максим Грек занимался переводом Псалтири с греческого на славянский.

Кончина и мощи

В день памяти преподобного Максима Исповедника, 3 февраля 1556 года, Максим Грек скончался в Троицком монастыре, где был и погребен, у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Прославлен в лике преподобных в 1988 году на Поместном Соборе.

24 июня 1996 года начались раскопки на месте захоронения преподобного Максима.

3 июля 1996 года его мощи были помещены в Свято-Духовской церкви Лавры. В настоящее время мощи находятся в Трапезном храме.

Канонизирован Русской церковью в лик святых.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии