Дзесю о «совершенном Пути»

Дзесю о «совершенном Пути»

Один дзэнский монах, который поспорил со своим учителем Дзесю о проблеме «совершенного Пути». Он сказал:
– Совершенный Путь не сложен, просто на нем нет отбора и выбора. Не есть ли это излюбленным убежищем некоторых учителей, узниками которого они, однако, становятся?
– Меня однажды спросили об этом пять лет назад, и с тех пор я не могу на это ответить,- ответил Дзесю.

Это мондо заставляет нас кое о чем подумать. Мы должны раз и навсегда понять, что каких бы заявлений мы ни делали относительно «совершенного Пути», высшей реальности или абсолютного принципа, они неизбежно будут страдать неточностью, ибо это – описание вещи, а не сама вещь. Как бы красочно и детально мы не описывали яблоко, никакое описание никогда не может уйти за пределы описания, так как оно не может быть фактом.

Когда палец, указывающий на луну, путают с луной, то ошибка более чем комична. Если учитель находит убежище в утверждении «совершенный Путь не сложен» и не знает, что с ним делать дальше, он копает себе могилу, и заживо хоронит себя в ней. Абсолютное утверждение должно быть динамичным, а не статичным и поэтому не мертвым: оно должно распуститься, как прекрасный цветок среди сорной травы. Оно должно быть жизненным и творческим: поющий дракон должен танцуя выйти из мертвого леса. «Отбор и выбор» должен быть прямым следствием состояния, в котором они отсутствуют, то есть прозрачной пустоты. «Бедо соку сябэцу» и «сябэцу соку бедо» должны быть живым фактом, а не простым словесным, бессодержательным утверждением. «Совершенный Путь» учителей не состоит в том, чтобы прятаться за него с умным видом. Если человек вообще претендует на звание адепта Дзэна, он должен знать, как, избегая множества слов, делать дело. Вопрос монаха очень серьезен. Если бы он был задан кому-нибудь другому, то он бы очень озадачил последнего, но человек, стоящий перед ним, был сам Дзесю, один из величайших учителей Дзэна, особенно славившийся точностью употребления слов. Эно справедливо замечает, что если бы это не был такой великий, опытный адепт, как Дзесю, то было бы действительно очень трудно принять такой вызов. Посмотрите, однако, как легко Дзесю минует ловушку, так хитро устроенную. Его наивный ответ, внешне походящий на своего рода защитительное признание, заставляет монаха вовсе замолчать. «Меня об этом спросили пять лет назад, и с тех пор я не знаю, как ответить». Извинение это, признание или уклонение от ответа? Если нет, то что это может быть такое? Что заставило этого дерзкого монаха замолчать? Именно поэтому некоторые люди говорят, что Дзэн трудно понять. Это действительно так.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Одна восточная притча: Царь и овцы

[Притча] Царь и овцы

У одного царя было в достатке, как и у всех царей. Но вдруг начали беды обрушиваться на него и его царство. Наступила страшная засуха, соседний царь воспользовался этим, напал на столицу и осадил ее. Началась эпидемия, в которой погибла вся семья и половина жителей столицы несчастного царя. Когда войско ослабело, враг штурмом овладел городом и уничтожил оставшихся в живых. Царю удалось бежать. Он отправился к своему другу царю-союзнику, с которым они вместе выросли, но по дороге его захватила в плен шайка разбойников и продала в рабство. Три долгих и мучительных года он провел на дальних плантациях и, наконец, бежал. Когда же он достиг столицы своего друга, то его просто не пустили во дворец, так как стража не поверила, что он царь, увидев его лохмотья. Тогда ему пришлось устроиться на работу в городе, и целый год он трудился, чтобы заработать себе на приличную одежду.

Только потом он предстал перед своим другом. Тот с состраданием и пониманием отнесся к рассказу гостя и, подумав, сказал:
– Я помогу тебе. Дайте ему стадо овец в сто голов, пусть пасет,- приказал он.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Чем является музыка?

Чем является музыка?

Природа творения – это удвоение одного

И именно этот удваивающий аспект является причиной всего дуализма жизни; одна часть – положительна, другая – отрицательна; одна – выразительная, другая – реагирующая. Следовательно, дух и природа в этом дуалистическом творении стоят лицом к лицу. Существуют 2 аспекта в природе: первый есть звук, а второй есть свет. В этих природных, или реагирующих, аспектах сначала действует только свет; но если углубляться в творение, то там существует звук. В природе, стоящей лицом к лицу с духом, первично выраженное есть свет, или то, на что вначале реагирует человек, есть свет; а то, на что человек реагирует затем, что глубже трогает человека, есть звук.

Человеческое тело является повозкой духа, совершенным проводником, переживающим различные аспекты творения. Это не означает, что все остальные формы и имена, существующие в этом мире,- некоторые как предметы, другие как существа,- не реагируют на выражение духа. В реальности каждый предмет реагирует на дух и на действие духа, активное во всех аспектах, именах и формах вселенной. В поэме Руми «Маснави» читаем, что земля, вода, огонь и воздух перед человеком есть предметы, но перед Богом они есть живые существа. Они действуют по Его приказу, как человек понимал бы живых существ, работающих по команде хозяина. Если творение может быть объяснено, то оно является фазами звука или вибраций, проявляющимися в различной степени во всем многообразии форм жизни. Даже то, что мы называем материей, или веществом, и все, что не кажется говорящим или звучащим, в действительности есть вибрации. Красота всего творения заключается в том, что оно действует двумя способами. Одним оно проявляет волю, а другим делает себя реагирующей матрицей. Например, существует вещество, материя, которой касаются, а также существует чувство, ощущение прикосновения. Существует звук, и в то же время существуют уши, которые могут слышать звук. Существует свет, существует форма, существуют цвета; и одновременно существуют глаза, чтобы видеть их. И то, что человек называет красотой, есть гармония всего, что он испытывает.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Гипертония, гипотония и артериосклероз: что делать

[Аюрведа] Гипертония, гипотония и артериосклероз: что делать

Гипертония – повышение артериального давления – является самым распространенным осложнением и в то же время причиной сердечных заболеваний. Проявления и методы лечения гипертонии в основном соответствуют таковым при болезнях сердца. Наряду с этим применяются травы, оказывающие более выраженное действие на нервную систему: брами, аир, валериана, шлемник и джатамамси.

Читать далее

Как Мара искушал Будду

[Притча] Как Мара искушал Будду

Мара предложил Будде господство над всей Землей за отказ от своего призвания, он искушал Великого своими дочерьми (имена их: вожделение, тревога, похоть), ибо Мара воздействует на тщеславие и плотские стремления человека.

Читать далее

Шива Свародайя. 89-149

[Шива Свародая] 89-149

Исполнение желаний

89. После утреннего пробуждения коснитесь лица активной свары, и вы получите то, к чему стремитесь.
90. Перед поездкой используйте ту же самую руку или ногу, как активную свару.
91. Тот, кто следует этой системе, ничего не теряет: его не беспокоят неприятные люди и он всегда спокоен и доволен.
92. Если вы хотите отблагодарить вашего гуру, друга, правителя или министра, придерживайтесь течения свары.
93. Если вы хотите сокрушить врага, наказать вора, должника и т.д., держите их на стороне неактивной свары. Чтобы преодолеть все и получить удовлетворение, действуйте таким образом.
94. Мудрые говорят, что если вам предстоит долгое путешествие, начинайте его с лунной свары. Для короткой поездки выбирайте солнечную свару.
95. Все эти описания об извлечении пользы действуют эффективно лишь тогда, когда сопровождаются соответствующей сварой, от которой зависит успех.
96. Согласно этим описаниям, если вы действуете противоположным образом, то есть если вы манипулируете закрытой нади вместо того, чтобы использовать активную, отрицательный результат не заставит долго ждать. Это подтвердит тот, кто сведущ.
97. Когда ваша свара полностью заблокирована, встреча со злодеем или лжецом, врагом или вором не сулит вам ничего хорошего, и вы будете уязвимы.
98. Для долгого странствия лунная свара более благоприятна, ибо наделяет сиддхами (совершенства), но после возвращения домой более благоприятна солнечная нади.
99. Если человек не осведомлен, как действуют нади в противоположном ключе, он будет привязан к тому, что знает и совершать ошибки. Поэтому нужно действовать согласно сваре.
100. В период активной лунной свары вам нужно держаться подальше от яда, а в период активной солнечной свары вы можете управлять человеком. Во время шунья свары (сушумна) вы можете достичь мокши. Таким образом, свара функционирует тремя различными способами.
101. В течение дня или ночи, когда каждый хочет совершать благоприятные или вредные действия, необходимо следовать за потоком нади.

(далее…)
Это может быть вам интересно

Одна христианская притча: Когда нет сил идти дальше

[Притча] Когда нет сил идти дальше

Как-то раз одному человеку, глубоко верующего в Бога, приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена в его жизни.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Выражать или подавлять свои чувства?

Выражать или подавлять свои чувства?

Вопрос: В тантрической технике «Наблюдай за своим настроением» говорится, что когда возникает положительное или отрицательное чувство к кому-то, то его не следует направлять на соответствующий объект, а оставаться центрированным. Но, применяя эту технику по отношению к нашему гневу, ненависти и тому подобному, мы чувствуем, что подавляем свои эмоции и это превращается в комплекс подавления, насилия. Объясните, пожалуйста, как практиковать эту технику, не приобретая комплекс подавления.
Ответ: Выражение и подавление являются двумя сторонами одной монеты. Они противоположны друг другу, но, вообще говоря, это не различные вещи. И в выражении, и в подавлении центром является другой. Я сержусь – я подавляю гнев. Я собираюсь излить свой гнев на вас; теперь я подавляю свой гнев по отношению к вам. Но гнев все равно проецируется на вас, независимо от того, выражается он или подавляется. Эта техника не предназначена для подавления. Эта техника изменяет саму основу и выражения, и подавления.

Эта техника требует не проецировать свои чувства на других, она утверждает, что источником являетесь вы. Независимо от того, выражаете вы чувства, или подавляете их, источником являетесь вы. Упор делается на знание того, где возникает гнев. Вы должны двигаться к центру, к тому источнику, где возникает гнев, ненависть и любовь. Если вы подавляете чувство, вы не движетесь к центру, вы боретесь с выражением этого чувства.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Головная боль: типы и лечение

[Аюрведа] Головная боль: типы и лечение

Головные боли могут быть и вата-, и питта-, и капха-типа. У людей с вата-конституцией тревога, страх, нервозность, различные стрессы, запоры, чрезмерная физическая активность и т.д. могут возбуждать вату, провоцируя ее распространение за пределы толстой кишки в скелетную, мышечную или нервную системы, и вызывать головные боли. Вызванная возбужденной ватой головная боль, как правило, локализуется в затылочной области или же с левой стороны.

Читать далее