О хитрости, об обманщиках и обманутых, об умении найти выход из затруднительного положения. 387, 388, 389

387. Мулла Насреддин и черт

Все были уверены, что Муллу Насреддина нельзя провести. Но черт взялся его надуть...

- Куда тебе со мной тягаться! - сказал Мулла Насреддин черту.- Тебя всякий обманет. Хочешь, я поведу тебя к речке и приведу назад, не дав тебе напиться?

Черт согласился, и они направились к речке. Когда они подошли к берегу, Мулла Насреддин обернулся и спросил:
- А где же свидетели?
- Какие свидетели?
- Как какие? Ты будешь говорить, что напился воды, а я буду утверждать, что нет. Какой же из этого толк?
- Ну, так пойдем за свидетелями,- сказал черт, и они отправились обратно.
- Мы были у речки? - спросил Мулла Насреддин черта, когда они вернулись.
- Были,- отвечает черт.
- Напился ты воды?
- Нет...
- Так чего же тебе еще нужно!

И черт признал себя побежденным.

388. Ложь ходжи Настрадина

Зашел как-то утром ходжа Настрадин на постоялый двор. Ему там сказали:
- Добро пожаловать, ходжа. Расскажи-ка нам какую-нибудь небылицу.

Ходжа ответил:
- До небылиц ли мне, когда сегодня утром умер мой отец!

И заплакал.

Люди посочувствовали ему и решили помочь. Собрали кто по пять левов, кто по два и отдали ходже. А вскоре мимо прошел отец Настрадина. Все начали говорить друг другу: «Смотрите-ка, этот человек нам солгал» - и решили спросить ходжу, зачем он так поступил.

А тот ответил:

- Вы же сами хотели услышать небылицу, за это и заплатили мне деньги.

389. Как Насреддин с богатеями воевал

В пору, когда Насреддин был еще сравнительно молод и жил с матерыо, он враждовал с богатеями села. Надо сказать, что Насреддин, хотя и был один против всех, не давал никому спуску. Однажды пошел он на мельницу молоть зерно, которое добыл неустанным трудом. Пришел туда, высыпал зерно в ящик и стал выгребать муку из-под жернова. Смотрит - что такое, муки получается в два раза меньше, чем было зерна. А мельница эта принадлежала самому богатому из богачей аула. Догадался Насреддин, что этот обирала устроил второй, потайной выход для муки. Взял лом, открыл тайник да и выгреб всю муку, которая нашлась там.

Когда хозяин увидел это, он решил отомстить Насреддину. Собрал всех богатеев села и сказал им:
- Этот злодей покушается на добро, добытое нами потом и кровью (Насреддин сказал бы: чужой).- Надо его убить.

И вот ночью, когда Насреддин и его мать спали, они забрались к нему на крышу и сбросили вниз огромный камень. Камень этот упал на мать Насреддина и убил ее, сам же Насреддин остался невредим. Наутро Насреддин встал, поплакал над телом матери и с трупом на плече отправился вон из аула, проклиная всех богачей села. А те смотрели, как он уходил, и говорили злорадно:
- Таскать тебе, не перетаскать. Жаль, что сам ты остался в живых. Ну, да ничего, дойдет и до тебя очередь.

Насреддин шел все дальше и дальше, придумывая планы мести, один страшнее другого.

И вот дошел он до соседнего села, выбрал самый богатый дом и зашел туда. А труп матери он поставил на лестнице, подперев его палкой.

Это оказался дом муллы. Вскоре перед Насреддином положили хинкал, и он стал есть: один вареник ест, другой за пазуху прячет. Хозяин дома, увидев это, удивился и спросил Насреддина:
- Зачем ты это делаешь? Ведь если не хватит, тебе положат еще и на дорогу дадут тоже.
- У меня на лестнице осталась мать, это я для нее запасаю,- ответил Насреддин.

Тогда хозяин послал свою дочь, чтобы она пригласила мать гостя. Девушка стала звать старуху, но та, разумеется, не откликалась.

Пришла дочь к отцу и говорит, что старуха не отвечает.

- Она у меня глухая, нужно потянуть ее за рукав,- сказал Насреддин.

Дочь хозяина опять пошла, потянула старуху за рукав, и та сразу же упала с лестницы. Девушка с плачем кинулась домой. Насреддин выбежал, посмотрел на труп матери и принялся плакать, причитать и проклинать этот дом. Хозяин перепугался, ему очень не хотелось, чтобы народ узнал о том, что в его доме - доме муллы - убили старуху, мать беззащитного странника. Он стал упрашивать Насреддина, чтобы тот не поднимал шума. За это он обещал ему хурджин золота и дочь. Насреддин вначале сделал вид, что возмущен таким предложением, но потом дал себя уговорить и женился на девушке, а мать похоронил по адату на кладбище.

И вот через несколько дней смотрят односельчане - едет на подводе Насреддин, и с ним сидит красивая девушка, которая оказалась его женой.

Удивились богатеи и спрашивают, откуда у него такая жена.

- А в их селе дают за трупы старух молодых девушек да золото в придачу,- отвечает Насреддин.

И тогда все богатеи, ненасытные в своей жадности, бросились по домам и стали убивать своих матерей-старух и, обгоняя друг друга, пустились в то село. Стали они ходить по селу и предлагать трупы в обмен на девушек и золото, но их высмеяли и прогнали из села, заявив, что у них и своих старух хватает.

Кипя от злости, вернулись богатеи в аул и в отместку тут же сожгли дом Насреддина. Погоревал Насреддин у пепелища, поплакал, а потом взял два мешка, запихал в их углы по нескольку кусочков золота, затем наполнил доверху углем и отправился вон из села. Прибыл он в аул, стоявший на берегу реки, увидел купавшихся ребят и подошел к реке. Снял он с осла мешки с углем и тоже пошел купаться. А ребята решили подшутить над ним и, взяв его мешки, вытряхнули их в реку. Вернулся Насреддин, поднял страшный шум, стал кричать, что в этом ауле, оказывается, живут разбойники. На его крик сбежались жители аула и стали спрашивать его, почему он так разгневался.

- А чего же вы хотите? Чтобы я радовался? - возмущенно отвечал Насреддин.- Ваши отпрыски, да накажет их Аллах, выбросили мое золото, и я теперь стал нищим. Погодите, я всему миру расскажу об этом разбое!

Дети стали говорить своим родителям, что в мешках был уголь.

- А мы сейчас проверим,- сказал один из стариков,- ведь должно же хоть что-то остаться в мешках.

Стали они вытряхивать мешки, и оттуда посыпалось золото.

Делать нечего, пришлось жителям аула собрать со всех дворов золото и отдать чужеземцу, чтобы он не ославил их аул.

И Насреддин вернулся в свой аул с двумя мешками золота. Как узнали об этом богачи, все побежали к нему и спрашивают, где он достал золото. А Насреддин им сказал, что в таком-то селе золото дают за уголь.

Обрадовались богатеи, сожгли свои дома и, нагрузив подводы мешками с углем, отправились в то село да еще похвалялись по дороге:
- Из его конуры только два мешка вышло, а вот мы привезем по целой подводе золота.

Пришли они в то село, стали предлагать уголь в обмен на золото, но жители села страшно рассердились и со словами: «Да вы что, издеваться пришли»,- избили их и прогнали вон. Разъяренные, прибыли богачи в аул и решили тут же утопить Насреддина.

Схватили они его, посадили в мешок и потащили. А он из мешка стал говорить:
- О Аллах, сделай так, чтобы золото, которое я припрятал там-то и там-то, попало в руки хорошему человеку, который сотворил бы по мне молитву.

Как услышали это его палачи, бросили они мешок и пустились наперегонки к названным им местам. А в это время мимо проходил чабан с отарой овец. Удивился он и спрашивает:
- Скажи мне, добрый человек, за что тебя посадили в мешок и подвергают таким мучениям?
- Да вот они заставляют меня стать старостой, а я не хочу - отвечал Насреддин.
- Так я хочу стать старостой, нельзя ли нам поменяться? - спросил чабан.
- Можно,- отвечал Насреддин.

Чабан развязал мешок, выпустил из него Насреддина и залез туда сам. Насреддин завязал мешок, взял в руки ярлыгу, велел, чтобы чабан кричал «Хочу! Буду!», когда за ними придут, а сам ушел. Вскоре вернулись обманутые богатеи, готовые растерзать его, и потащили мешок, пиная его ногами. Бедный чабан кричал «Хочу! Буду!», а они еще больше возмущались и, восклицая «Так ты еще будешь!», снова били его. Так дотащили они его до моря и кинули вниз с обрыва. Когда они, довольные, что избавились от своего врага, подходили к селу, они увидели Насреддина. Удивились и перепугались они до смерти и спрашивают его:
- Откуда ты появился, да еще с овцами. Ведь мы слышали, как ты пузыри пускал.

А Насреддин засмеялся и говорит:
- Так это я овец считал, надо же было отобрать. Там только тысячами дают. Можете и вы пойти. На всех хватит.

Побежали они к морю и стали бросаться с обрыва, опережая друг друга. Если кто-нибудь из прыгнувших раньше долго пускал пузыри и булькал, оставшиеся говорили: «Он уже вторую тысячу считает»,- и торопились прыгнуть сами, чтобы не отстать.

Так и попрыгали все они в воду и захлебнулись.

Вернулся Насреддин в аул, а жены богатеев решили отомстить ему за смерть мужей и схватили его, чтобы убить. Привязали они его к столбу и стали было бить, но рукам больно стало. И тогда они пошли в лес за палками. В это время в село пришел один балхарец с большой партией кувшинов. Идет он и видит привязанного к столбу человека. Подивился, подошел к Насреддину и спрашивает:
- За что тебя привязали, добрый человек, в чем твоя вина?
- Да вот,- отвечает Насреддин,- меня привязали женщины-вдовы. Они потеряли своих мужей и теперь хотят, чтобы я женился на них.
- Ради Аллаха,- говорит ему балхарец,- давай поменяемся: ты возьми моих коней и уходи, а я стану на твое место.

Насреддин согласился, взял коней балхарца, нагруженных кувшинами, а балхарец остался.

Вскоре прибежали из лесу с палками женщины. Подбежали они к нему и принялись бить, а тот кричит:
- Женюсь я на вас, женюсь!

А женщины еще больше разъярились:
- Каков наглец, погубил наших мужей да еще издевается над нами, на нашу честь покушается! - и забили беднягу насмерть.

А Насреддин, расправившись таким образом со всеми богатеями и обзаведясь еще золотом, лошадьми и овцами, счастливо зажил со своей молодой женой.

Комментарии (1)

  • Анна

    Знавала я одного такого хожду Насреддина. Его звали Неджат. В супремаркете он торговался с кассиром. хотел подешевле купить морковь. этим он давал мне урок хитрости и экономии по его мнению. восточная мудрость на то она и восточная. ничего общего с европейской бытовой действительностью не имеет даже аллегорически к сожалению

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка