Сатори: 4 примера от мастеров

[Дзэн] Сатори: 4 примера от мастеров

В статье мы исследуем несколько классических примеров сатори, зарегистрированных в анналах Дзэне. Мы естественно, должны предположить наличие глубоких психологических предпосылок, которые в данной ситуации неожиданно достигают зрелости. Каковы эти предпосылки?

Читать далее

Сатори: что это и 8 выводов

[Дзэн] Сатори: что это и 8 выводов

Сатори составляет сущность Дзэна и, являясь величайшим событием в жизни человека, открывает новый мир: даже самый тривиальный случай в повседневной жизни может явиться толчком для него. В статье представлены несколько общих выводов относительно переживания, известного в Буддизме как сатори.

Читать далее

4 метода Эно, которые демонстрируют истину Дзэна

4 метода Эно, которые демонстрируют истину Дзэна

Некоторые проповеди Шестого патриарха сохранились в книге, известной под названием «Сутра помоста о сокровище закона» (Фа-бао-тань-цын). Название «сутра» обычно давалось трудам, приписываемым Будде или тем, кто тем или иным образом был лично связан с ним, и тот факт, что собрание проповедей Хуэй-нэна так высоко ценилось, показывает, какую большую роль он сыграл в истории китайского Буддизма. «Сутра помоста» своим названием обязана знаменитому помосту для посвящения сооруженному Гунабхадрой, первым переводчиком Ланкаватары (династия Лю-сун, 420-479 г.). Во времена династии Лиан, когда сооружался этот помост, а также и в более позднее время, Тияку (согласно другим авторитетам – Парамартха) предсказал, что через несколько лет Бодхидхари-саттва во плоти будет посвящен в духовный сан на этом помосте и прочтет проповедь о «духовной печати» Будды. Таким образом, «Сутра помоста» означает ортодоксальное учение Дзэн, переданное с этого помоста.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Начало карьеры Эно, учителя Дзэн

Начало карьеры Эно, учителя Дзэн

Гунин умер в 675 г, через 4 года (различные авторы, однако, по-разному определяют этот срок – от пяти до пятнадцати лет) после того, как дхарма была передана Эно. Но Эно не приступал к выполнению своей миссии, пока не прошло несколько лет, так как по совету своего учителя он жил в горах жизнью отшельника. И вот однажды он решил, что настало время появиться в миру. Ему было тогда 39 лет, и это было на первом году И-фэна (676 г.) во времена династии Тан.

Эно пришел в храм Фа-син в провинции Гуан, где ученый священник Инею комментировал Нирвану-сутру. Он увидел, как несколько монахов спорили, собравшись у трепещущего флага. Один из них сказал:
– Флаг является неодушевленным предметом, и не что иное, как ветер заставляет его колыхаться.
– И флаг и ветер – неодушевленные вещи, а колыхание вообще невозможно,- возразил другой монах.
– Колыхание вызвано определенным сочетанием причин и следствий,- протестовал третий.
– В конце концов, нет колышущегося флага, это просто ветер сам собою движется, – предложил следующую версию четвертый.

Спор разгорался, но Эно прервал его замечанием:
– Ни ветер, ни флаг, а ваш разум колышется.

Горячий спор моментально прекратился. Ученый священник Инсю был потрясен утверждением Эно, таким убедительным и авторитетным.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Эно - Шестой патриарх Дзэн

Эно – Шестой патриарх Дзэн

Эно (638-713) был родом из Синь-чжоу на юге Китая. Он потерял отца, будучи еще подростком, и содержал мать, занимаясь продажей древесины в городе. Однажды, выйдя из дома, в который он приносил дрова для продажи, он услышал, как какой-то человек читает буддийскую сутру. То, что он услышал, тронуло его до глубины души. Узнав название сутры, а также где ее можно достать, он испытал страстное желание изучить ее под руководством учителя. Это была «Бриллиантовая сутра» (Ваджраччедика-сутра), а учителем был Пятый патриарх, живший у горы Желтая Олива в Ци-чжоу. Он с трудом достал денег для престарелой матери, чтобы обеспечить ее материально на время своего отсутствия.

Ему понадобился целый месяц, чтобы добраться до места, где он, наконец, познакомился с Гунином, наставником монастыря, насчитывавшего 500 монахов (некоторые даже утверждают, что их было 700 или даже 1000).

(далее…)

Это может быть вам интересно

Дзэн после Бодхидхармы

[Дзэн] Дзэн после Бодхидхармы

После Бодхидхармы главой дзэн-буддийского движения стал Эка (487-593). Уже до того, как он пришел к учителю за наставлением, он был эрудированным ученым, знакомым не только с китайской классикой; но и с буддийским учением. Однако никакое знание не удовлетворяло его. Ему казалось, что он уже достиг своего рода просветления на своем пути и хотел, чтобы Бодхидхарма подтвердил его достижение.

Читать далее

История Дзэна начинается с Бодхидхармы

История Дзэна начинается с Бодхидхармы

История Дзэна начинается с приходом Бодхидхармы (Бодайдарума) с запада в 520 г. н.э. Он явился в Китай с особым посланием, сформулированным в следующих стихах:

«Особая форма передачи истины, не связанная с какими-либо трактатами,
Независимость от всякого рода буквы.
Прямой контакт с духовной сущностью человека.
Проникновение в глубины внутренней природы человека
И достижение совершенства Будды»
.

Эти 4 высказывания, определяющие основные принципы учения Дзэн, в отличие от уже существующих ранее китайских школ Буддизма, появились позже и не принадлежали самому Бодхидхарме. Мы не можем точно сказать, кто был их действительным автором, так как не располагаем какими-либо определенными данным. Один историк, Сокан, который, по утверждению школы тяньтай, написал в 1237 г. книгу по истории Буддизма, озаглавленную «Точная родословная доктрины шакьи», приписывает их Нансэну Фугвану. Не исключена возможность, что вышеупомянутые высказывания родились в те дни, когда Басе, Хякудзе, Обаку, Сэкито и Якусан пользовались большой популярностью в провинциях «Запад реки» и «Юг озера». Принято считать, что именно тогда эти китайские буддисты, вдохновленные Бодхидхармой, создали школу Дзэн. До этого они, с одной стороны, предавались в какой-то степени философствованию, а с другой – созерцанию, и были не знакомы с прямым методом Дзэна, который ведет непосредственно к просветлению и совершенству Будды, минуя все многочисленные подготовительные стадии, о которых говорят ученые.

(далее…)

Это может быть вам интересно

С чего начинался Дзэн-Буддизм?

С чего начинался Дзэн-Буддизм?

Из того, что мы можем прочесть в литературе о происхождении Дзэна в Индии до его появления в Китае, очень многое настолько перемешано с легендами, что установить какие-либо действительные факты вообще невозможно. Ничего другого нельзя было и ожидать, потому что в те далекие времена еще не было критического подхода к изучению чего бы то ни было, а все, что было связано с религией, принималось большинством людей на веру. Теперь, вероятно, уже слишком поздно пытаться разгадать тайны происхождения Дзэна в Индии, разве что ограничиться простыми логическими выводами из уже известных исторических фактов, касающихся развития махаяна-буддизма. Фактически Дзэн-Буддизм, как уже говорилось, является продуктом китайского ума или, скорее, развитием доктрины просветления. Поэтому, если мы хотим передать историю Дзэна, нам, может быть, не следует, исходя из некоторых соображений, отправляться в Индию, а лучше остаться в Китае и изучить психологию и философию его народа, а также окружающие условия, позволившие Дзэну достичь такого расцвета в Поднебесной, при этом мы всегда должны помнить, что Дзэн – это практическая интерпретация доктрины просветления.

Некоторые ученые могут, однако, отвергать такой подход к вопросу на том основании, что Дзэн – если таковой вообще может быть назван некоей формой Буддизма или даже, по утверждению его последователей, сущностью последнего – не может стоять в стороне от основной истории индийского Буддизма. Это абсолютно верно, но что касается действительных фактов, то Дзэн, как таковой, в Индии не существовал, то есть не существовал в той форме, какую он имеет теперь.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Просветление - самая важная цель в жизни

[Дзэн] Просветление – самая важная цель в жизни

Просветление – это состояние ума, в котором отсутствует всякое «разграничение» (пратикальпа или викальпа). Для достижения такого состояния «единомыслия» требуется огромное умственное усилие. Наше сознание слишком обременено аналитическим мышлением. В стремлении понять реальные факты мы разлагаем их на части, но когда потом снова пытаемся воссоздать целое, собирая их воедино, обнаруживаем, что каждая из них слишком ярко выделяется, чтобы составить одно единое и неделимое целое.

Читать далее