Зачем принимать науку о внимательности ближе к сердцу?

Мне хотелось бы поделиться несколькими строками из моей книги «Нищий», части второй, озаглавленной «Хорошо, мой милый, хорошо». Этим я хочу помочь вам принять науку о внимательности ближе к сердцу. Мы хотим теснее связаться с трансцендентным, чтобы нарастающая деградация и противоречия в мировых сообществах не так сильно беспокоили нас. Внимательность – это мощное оружие, которым мы хотим поделиться с вами; оно поможет вам выжить духовно и даже обеспечит материальную стабильность.

В этих молитвенных историях повествуется, как преданный старается быть внимательным и в награду слышит слова одобрения от объекта своей любви. Когда те, кто дорог нам, делают что-то хорошее, мы хотим, чтобы они увидели свои заслуги. Нам радостно, что своими поступками они делают свою жизнь светлей, что, в свою очередь, помогает нам стать частью их победы. Если кто-то нам безразличен, мы можем даже не заметить их замечательных дел и долго еще не решимся выразить свое восхищение. Но когда нам не все равно, мы порадуемся, что поступки наших любимых в конечном итоге благоприятно скажутся на их собственном благополучии. Мы чувствуем своего рода удовлетворение, зная, что их поведение принесет благоприятный результат.

Сегодня я старался внимательно дышать. Вдыхая, я представлял, что вместе с воздухом в меня входят любовь, безмятежность, знание и блаженство. Вместе с выдыхаемым воздухом я отпускал похоть, гнев, страх и печаль. Когда я возвратился в храм и взглянул на Твое изображение, я увидел, как Ты улыбнулся мне, и услышал Твои слова: «Хорошо, мой милый, хорошо».

[…]

4 истории из ведических писаний о проявлении энтузиазма

В писаниях приводится множество историй о великих людях, познавших 9 стадии экстаза. Они могли постоянно испытывать духовный энтузиазм благодаря випраламбхе (чувству разлуки) и самбхоге (чувству, испытываемому при встрече). Эти чувства находят свое высшее выражение в природной деятельности души, когда душа с энтузиазмом вовлекается во всевозможные приключения, встречи и переживания. Духовная жизнь немыслима без счастья и энтузиазма. В царстве Бога нет места тоске, подавленности, тревогам или унынию. Если мы по-прежнему испытываем все эти переживания, навязанные нам врагами ума, следует понимать, что мы еще не готовы постучаться в дверь премы. Ключом к этой двери будет бхава, поскольку она исполнена энтузиазма и экстаза, причиной которых становится освобождение от всех нежелательных анартх. В таком состоянии человек наконец может ощущать свое изначальное «Я». Сейчас мы расскажем несколько историй из ведических писаний, в которых говорится о проявлении энтузиазма.

1. Самое вкусное угощение

Видура, один из чистых преданных Господа, пригласил Кришну, направляющегося в Хастинапур, отдохнуть в его маленькой хижине. Господь с радостью согласился пожить в небольшом доме Своего дорогого преданного, хотя Духшасана предлагал Ему свой огромный дворец. Усадив Кришну, Видура почувствовал такое воодушевление и радость от того, что Кришна здесь, рядом с ним, что стал вместо очищенных бананов кормить Кришну кожурой от них. Он просто забылся в любви и экстазе и не заметил своей ошибки. Что же сделал Кришна? Он стал жадно поедать кожуру и нахваливать угощение, так Он был поражен столь сильным проявлением любви Видуры и его желанием послужить Ему. Он с энтузиазмом принял подношение своего шуддха-бхакты, чистого преданного. Когда у нас будет такой уровень энтузиазма, Кришна ответит нам тем же. Даже если наше подношение не будет самым правильным или совершенным, мы достигнем успеха - в силу нашей любви.

[…]

Почему так важен энтузиазм в саморазвитии?

Почему так важен энтузиазм в саморазвитии?

Вирактас чентрийа-ратау
Бхакти-йогена бхуйаса
Там нирантара-бхавена
Бхаджетаддха вимуктайе

«Если человек искренне стремится к освобождению, он должен посвятить себя трансцендентному любовному служению и, достигнув высшей стадии экстаза, постоянно пребывать в этом состоянии. Само собой разумеется, что он должен воздерживаться от любых чувственных наслаждений».
Шримад-Бхагаватам 4.8.61.

Энтузиазм приводит к успеху

Изучая врагов ума, мы должны определить, каким образом они нападают и как нам уберечься от их атак. Еще важнее определить, как погасить атаку в корне, когда она еще не началась. Утсаха, энтузиазм, играет важную роль в нашей защите и освобождении от препятствий, которые вредят нашему уму в процессе преданного служения. Рассмотрим эту тему со всех точек зрения, чтобы понять, что пробуждает энтузиазм, что препятствует его развитию, что происходит, когда он есть, и что происходит, когда его нет.

Какой бы успех мы не взяли, будь то духовный или мирской, мы увидим определенную связь между энтузиазмом, терпением, убежденностью и решимостью. Все эти качества, безусловно, духовны по природе. И наоборот, если мы рассмотрим духовную или мирскую неудачу, то заметим там постоянное отсутствие энтузиазма. Великие святые и преданные, такие как Шрила Рупа Госвами, называют энтузиазм одним из первых принципов, которые помогут нам предаться Господу. Почему энтузиазм играет столь важную роль? Ответ напрашивается сам собой, ибо всем нам известно, что происходит, когда нет энтузиазма. Чувства начинают требовать большего, и враги ума, такие как кама (похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (иллюзия), матсарйа (зависть) и мада (безумие) начинают нападать на нас. Но не только эти шесть врагов разрушают нас – их близкие товарищи приходят им на помощь: мана (гордыня), бхайа (страх), шока (сетования) и вишада (депрессии). Каждый из этих врагов может проникнуть в наш ум и захватить наше сознание, особенно когда у нас не хватает энтузиазма. Это должно помочь нам увидеть силу энтузиазма, поскольку энтузиазм укрепляет нашу духовную имунную систему и дает единственную в своем роде защиту. Когда мы горим энтузиазмом, нам легче быть внимательными и благодарными; у нас появляется больше краткосрочных и долгосрочных задач и, что самое важное, у нас развивается мощный внутренний диалог. Когда энтузиазм угасает, нарушается наш душевный покой, поскольку у нас уже нет сил противостоять этим атакам.

[…]

В чем сущность Буддизма?

В чем сущность Буддизма?

Прежде чем говорить о Буддизме, я хочу несколько слов сказать о религии вообще, так как Буддизм - это религия, и как все религии, его часто рассматривают как нечто, не имеющее прямого контакта с самой жизнью. Многие считают, что они могут великолепно обойтись без религии. Некоторые идут дальше и заявляют, что это сущий предрассудок и что их совершенно не беспокоит, существуют ли рай и ад, или нет. Другие идут еще дальше и называют религию опиумом для масс, средством, которым пользуются капиталисты и бюрократы с целью превращения народа в слепое орудие своей воли. Если так думать о Буддизме как о религии, то невозможно понять той роли, которую религия играет или должна играть в нашей повседневной жизни. Ведя обычный образ жизни, большинство из нас имеют смутное представление о том, что существует мир чувств и разума и мир духа и что мир, в котором мы в действительности живем, представляет собой первое, а не второе. Поэтому мы считаем, что реальнее всего и ближе нам первый мир, тогда как второй - это нечто воображаемое, если оно вообще существует. Мир духа, таким образом, предается забвению, хотя мы можем допустить, что он существует. Он становится сферой деятельности воображения поэтов, провидцев и так называемых «спиритуалистов», но, с точки зрения истинной религии, мир чувств есть умственное или концептуальное осознание того, что непосредственно раскрывается самому духу. Поэтому духовный мир более реален, чем мир чувственный. Эта истина нам открывается после трудных и отчаянных умственных поисков, то есть после многих тщетных попыток достичь высшей реальности, которую мы не можем обнаружить в мире чувств. Чувственный мир - это царство множественности, где все подвержено постоянному изменению, которое нас всегда не удовлетворяет. Мы хотим каким-то образом вырваться за пределы вечно изменяющегося мира. Так называемая «реальность» и «близость» чувственного мира, кажется, постоянно удаляет нас от него, вместо того, чтобы привлекать к нему, так как он не отвечает нашим внутренним чаяниям, которые, очевидно, порождаются так называемыми «фантастическими видениями» мира, совершенно скрытого от наших чувств. То, что считается фантастическим, нельзя, в конце концов, назвать фантастическим: это самая конкретная, реальная и осязаемая вещь, и именно ее, и ничего иного, мы так страстно жаждем. Чувственный мир - это поле действия умственного анализа, или, наоборот, можно сказать, что не что иное, как разум создает чувственный мир.

[…]

Вопрос-ответ. Как постепенно преодолеть плохую карму?

Вопрос-ответ. Как постепенно преодолеть плохую карму?

Вся деятельность по очищению сознания от грехов и постепенного преодоления груза плохой кармы должна проводится в полном понимании того, как правильно это делать. Некоторые люди придумывают свои методы очищения сознания, однако лучше воспользоваться теми, которые уже есть и благодаря которым многие люди достигли совершенства.

Чтобы осознать свою духовную природу, «Шримад-Бхагаватам», 3.32.34-36 указывает нам, как человек может, занимаясь различными практиками самоосознания, переходя от одного метода к другому, постепенно очищать свое понимание истины. Изучая, как правильно очищать свое сознание, человек, хорошо прочувствовавший самый высший вкус счастья, приходит к самому возвышенному методу, рекомендуемому Ведами в нашу эпоху - преданному служению Верховному Господу: «Занимаясь регламентированной кармической деятельностью, совершая жертвоприношения, раздавая милостыню, совершая аскезы и изучая священные писания, проводя философские изыскания, обуздывая ум и чувства, ведя отреченный образ жизни и исполняя предписанные обязанности, занимаясь различными формами йогической практики и Бхакти Йогой, идя путем преданного служения, который приводит к развитию привязанности к Богу и отрешенности, постигнув науку самоосознания и отрекшись от всего материального, человек, который в совершенстве овладел различными методами самоосознания, постигает Верховного Господа таким, каким Он являет Себя в материальном мире и в духовной обители».

[…]

Бхакти Йога – Высшая Йога

В этой лекции, прочитанной в 1969 г., Шрила Прабхупада подробно описывает высшую форму Йоги. Как учат древние ведические писания, Йога начинается с Хатха Йоги, пранаямы (физических и дыхательных упражнений) и Карма Йоги и находит свое высшее выражение в Бхакти Йоге, Йоге преданного служения Личности Бога. «Если кому-то посчастливилось достичь Бхакти Йоги, это означает, что он превзошел все другие ступени Йоги»,- говорит Шрила Прабхупада.

йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме йуктатамо матах

«Из всех йогов тот, кто всегда с великой верой пребывает во Мне, думает обо Мне и преданно служит Мне с трансцендентной любовью,- тот связан со Мной в Йоге самыми тесными узами и стоит выше всех остальных. Таково Мое мнение».
Б.-г., 6.47

Здесь ясно сказано, что из всех йогов: аштанга-йогов, хатха-йогов, гьяна-йогов, карма-йогов и бхакти-йогов - на высшей ступени находятся бхакти-йоги. Кришна говорит прямо: «Из всех йогов тот, что всегда с великой верой пребывает во Мне - связан со Мной в Йоге самыми тесными узами и стоит выше всех остальных». Поскольку это говорит Кришна, слова «во Мне» означают «в Кришне». Другими словами, если кто-нибудь хочет стать совершенным, достигшим самого высокого уровня йогом, он должен обрести сознание Кришны.

[…]

Вопрос-ответ. Что такое акарма?

Вопрос-ответ. Что такое акарма?

Акарма - это деятельность, направленная на постижение души, Бога и их вечных взаимоотношений. Она не несет никаких материальных последствий, освобождает человека от влияния трех гун и дает ему только лишь духовные блага. Человек, который достиг способности действовать на духовном плане, уже никому в этом мире ничего не должен. Поэтому, если он будет совершать одну лишь деятельность внутри себя (медитировать на Сверхдушу или думать о Верховной Личности Бога, поклоняясь Ему в уме), то никаких грехов он не совершит. Это подтверждается в «Бхагавад-гите», 3-17: «Но для того, кто черпает удовольствие в самом себе (своей духовной природе), чья человеческая жизнь направлена на самоосознание, и кто находит полное удовлетворение в себе самом и только в себе самом - для того не существует обязанностей».

Из этого стиха «Бхагавад-гиты» мы можем сделать вывод, что, находясь в человеческом теле, мы можем совершать духовную деятельность, которая имеет духовные результаты и потому никак не связана с материальной кармой.

Вопрос: А не является ли эгоистом человек, который ничего не хочет делать для других?
Ответ: Эгоист - это тот, кто хочет жить за счет других и при этом старается для них ничего не делать. В этом же случае человек, полностью избавившись от ложного эго и находясь на платформе истинного эгоизма, каждую секунду посвящает свою жизнь служению Богу. Внешне кажется, что он ничего не делает, но, на самом деле, внутри него происходит бескорыстный труд с любовью во Имя Бога и всех живых существ. Поэтому его деятельность не несет в себе никаких материальных последствий.

[…]

Почему умственная ограниченность материалистов не может признать существование души?

Почему умственная ограниченность материалистов не может признать существование души?

Философия не так уж часто отвечает своему названию, ибо когда знакомишься со многими ее детенышами, то невольно поражаешься прозорливости авторов, которые, как то им кажется, обсуждают вопросы весьма важные, но человеку беспартийному, к сожалению, столь часто напоминающие содержимое выеденного яйца. И тогда видишь, что все это вовсе не «я люблю мудрость», но обычно и чаще всего - «я люблю глупость». Так, в частности, авторы, занимающиеся пописыванием «философских» сочинений, имеют сегодня твердую внутреннюю убежденность в том, будто человек - просто мыслящий кусок недоброкачественного мяса, и, исходя из этой убежденности, они строят столь же ценные дальнейшие свои теории. Им и невдомек, что будь он таковым, то ему было б не под силу произвести даже и эту кретинскую идею.

Камилл Фламмарион говорит: «Если души не существует, если способность мыслить всего лишь свойство мозга, то мы не имеем больше права говорить, будто мы имеем тело, потому что тогда наше тело, наш мозг имеют нас». Понимаете ли вы это?

Ничем непоколебимая уверенность большинства нынешних людей в том, что человек есть тело, наивна, как семь смертных грехов, и так же безобразна, как и они. Она вполне соответствует уровню самосознания животных, но совершенно неуместна у человека и недостойна его. Вся современная партийно-официальная «философия» (да и не только партийно-официальная), по своим масштабам и значимости,- какая-то гипертрофированная гибель амебы.

[…]

Что мешает развитию чувства благодарности и что развивает благодарность?

Что мешает развитию чувства благодарности и что развивает благодарность?

Что мешает развитию чувства благодарности?

Враги ума
Враги ума, такие, как страх, тревога, гнев, жадность, депрессия, иллюзия, зависть и ревность будут сами по себе мешать развитию чувства благодарности, поскольку заставят нас думать только о своих проблемах и капризах. Страх указывает на то, что мы не ценим свое настоящее и прошлое, и слишком беспокоимся о будущем. А если мы позволяем иллюзии поработить себя, то не увидим и не ощутим божественного присутствия вокруг нас. Ложное эго, в свою очередь, зачастую обращает наши помыслы на нас самих, и развитие такой мании величия не позволяет человеку согласиться с тем, что Бог есть самая великая личность. С другой стороны, наша неуверенность или комплекс неполноценности также могут помешать нам ощущать благодарность. Мы видели столько добра от других и от Бога, но нам и в голову не придет благодарить их, потому что низкая самооценка не позволит нам поверить, что все это могло быть сделано для нас. Другими словами, мы перестанем замечать мир вокруг нас и в результате не будем способны на признательность.

Бывает так, что те, кому вы служили или помогали, никогда вам не скажут и слова благодарности. В наши дни люди не говорят даже «спасибо». Они думают, что заслужили то, что получили, или даже считают, что получили мало,- поэтому из их уст вы никогда не услышите слова «спасибо». Есть и такие, кто не выражает свою благодарность, поскольку не замечает ваших стараний и стараний других людей. Они не могут быть признательными и почитать то, что получили, поскольку их низкая самооценка не позволяет им допустить мысль, что кто-то может относиться к ним по-доброму.

[…]

Чувство благодарности излечивает физические, ментальные и духовные недуги

Чувство благодарности излечивает физические, ментальные и духовные недуги

Там сукхарадхйам рджубхир
Ананйа-шаранайр трибхих
Критагьах ко на севета
Дурарадхйам асадхубхих

«Какая благодарная душа откажется с любовью и преданностью служить такому великому господину, как Личность Бога? Чистым преданным, которые ищут только Его покровительства, нетрудно угодить Господу, но грешникам практически невозможно заслужить Его благосклонность».
Шримад Бхагаватам 3.19.36.

Все покоится на Господе

Когда нас охватывает уныние и страх, когда мы забываем, что Верховный Господь прямо или косвенно имеет отношение ко всему происходящему, мы теряем нашу способность к духовному росту, а также слабеем физически и умственно. Такое нездоровое состояние ума может сделать из нас неудачника и превратить нашу жизнь в сплошную череду несчастий. Поэтому мы хотим рассказать вам об искусстве быть благодарным, поскольку это поможет вам противостоять подобным разрушительным умонастроениям. Чувство благодарности развивается вместе с пониманием, что все покоится на Господе.

Маттха паратарам нанйат
Кинчид асти дхананджайа
Майи сарвам идам проктам
Сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
Бхагавад-гита 7.7.

Если мы действительно поймем, что все покоится на Нем (т.е. зависит от Верховной Личности Бога), то любое обстоятельство своей жизни мы станем использовать для духовного роста. Мы попытаемся узреть в любой ситуации урок или испытание, которое нам необходимо пройти. Так нам будет легче улучшать свое служение или глубже понимать других людей, окружение и самого себя. Также это поможет нам по достоинству оценить силу и милость Господа и увидеть, каким образом майа влияет на нас, и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти препятствия. Чувство благодарности - драгоценное лекарство, излечивающее наши физические, ментальные и духовные недуги.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка