Дзэн-Буддизм указывает путь от рабства к свободе

Дзэн является искусством познания высшей природы человека, указывающим путь от рабства к свободе. Заставив нас пить прямо из родника жизни, он освобождает нас от всех оков, которые обычно связывают нас, смертных, в этом мире. Мы можем сказать, что Дзэн активизирует все силы, которыми естественно наделен каждый из нас и которые в обычных условиях подавлены и изуродованы до такой степени, что они не могут найти подходящего канала для своего проявления. Наше тело есть нечто, напоминающее электрическую батарею, в которой потенциально скрыта таинственная сила. Когда эта сила не находит должного применения, она либо грубеет и увядает, либо принимает уродливые формы выражения. Поэтому цель Дзэна - спасти нас от сумасшествия и уродства. Под свободой я подразумеваю свободную игру всех творческих и благородных импульсов, являющихся врожденными свойствами наших сердец. Обычно мы настолько слепы, что не видим того факта, что обладаем всеми необходимыми качествами, чтобы стать счастливыми и любить друг друга. Вся борьба, которую мы видим вокруг себя, является следствием такого неведения. Поэтому Дзэн желает, чтобы мы открыли «третий глаз», как его называют буддисты, и увидели новые горизонты, о которых мы раньше не могли мечтать и которые скрыты от нас вследствие нашего собственного неведения. Когда облако неведения рассеивается, открываются безграничные просторы неба, и мы впервые познаем природу своего собственного существа. Тогда нам становится ясным смысл жизни, она перестает быть слепым проявлением грубых сил. Несмотря на то что нам точно неизвестна конечная цель жизни, в ней появляется нечто такое, что приносит нам безграничное блаженство и совершенный покой на протяжении всей ее эволюции, причем отпадают все вопросы и пессимистические сомнения. Пока мы еще преисполнены жизненной энергии, но при этом не пробуждены для познания жизни, мы не осознаем всей серьезности жизненных конфликтов. Но рано или поздно настанет время, когда мы должны будем заглянуть ей прямо в лицо и решить ее самые неотложные и сложные задачи. Учитель Конфуций говорит: «В пятнадцать лет мой разум был направлен на изучение, а в тридцать знал, где искать истину». Это одно из мудрейших изречений китайского мыслителя. Психологи согласятся с этим утверждением, так как обычно приблизительно в пятнадцать лет юноша начинает серьезно наблюдать жизнь, пытаясь постичь ее. Все духовные силы, ранее скрывавшиеся в тайниках его подсознания, вырываются наружу почти одновременно.

[…]

Философия Йоги тесно связана с жизнью

Философия Йоги тесно связана с жизнью

Хотя Йога является сугубо практической наукой, знание ее философских принципов могут помочь практиканту лучшим образом понять, что он собирается делать в Йоге и каким образом это надо делать, чтобы, в конечном счете, достигнуть цели Йоги - медитативного состояния. Практикующий Йогу обнаружит, что Йога способна помочь каждому индивидуально придти к самореализации. Этим философия Йоги существенно отличается от западных философских традиций, которые предлагают лишь информацию, то или иное словоизвержение, которое используется, как строительный материал для возведения еще одной системы взглядов. Западные философы так пристегнуты к своим терминам, что, похоже, принимают их за олицетворение Абсолютной Истины. По-видимому, им даже не приходит в голову простая мысль, что их концепция - всего лишь модель, план дома, но не сам дом. Восточная философия (Йога, Дзэн и др.) не абсолютизируют свои идеи, а пытаются показать человеку, как он может постичь истину своими собственными усилиями. Так на опыте они убеждаются в том, что одними словами истину не докажешь, - нужны еще дела. Такова и йогическая философия.

Подлинная философия должна быть тесно связана с жизнью и ориентирована на то, чтобы помочь человеку решить как физические, так и духовные проблемы. Будда посвятил этому всю свою жизнь и отказывался отвечать на вопрос, есть ли Бог или нет. Конечно же, Будда мог ответить на подобный вопрос, но не в этом состояла его миссия. До него уже многие отвечали, что Бог есть или Бога нет, но людям не стало от этого легче. Все это слова, слова и слова. Будда жаждал облегчить людям страдание, он хорошо сознавал, что если люди смогут подняться над своими предрассудками и ложными отождествлениями, они сами помогут себе, и тогда им не пришлось бы с тоской взывать к Богу и просить помощи. У Йоги такая же цель: с устранением страданий у человека спонтанно пробуждаются духовные импульсы.

[…]

Язык без слов

Язык без слов

Есть люди, которые знают наперед о пришествии наводнений, приходе дождя или перемене погоды; о всевозможных изменениях в природе. Что помогает им узнавать это? Без сомнения, существуют знаки, становящиеся словами для тех, кто может прочесть их; и по этим знакам они могут понять приближение природных событий. Для таких людей эти знаки являются языком природы; но для тех, кто не понимает их, все это просто тарабарщина.

Как объяснить тот факт, что те, кто знает не только астрономию, но также и астрологию, могут видеть в движениях планет и звезд, соответствующих людям, их прошлое, настоящее и будущее? Просто существуют знаки, указывающие на прошлое, настоящее и будущее так же, как и слова; и по ним они узнают о приближающихся событиях: френологи могут узнавать вещи по форме головы; те, кто понимает физиогномику, могут прочесть по лицу вещи, о которых никто никогда им не говорил. Есть и такие люди, кто знает важную науку хиромантии: здесь знаки рук говорят с ними так же громко, как и форма лица.

Существуют и естественные ситуации, когда, например, мать понимает язык маленького ребенка, который еще не способен говорить. Его слезы и улыбки, его взгляды объясняют матери его настроения, его радости и неудовольствия, его стремления и желания. Сердце любящего знает радость, горечь и перемену настроения возлюбленного и без слов. Есть врачи, которые благодаря своему жизненному опыту стали столь искусны, что, прежде чем пациент произнесет хоть одно слово, они уже знают, в чем дело. Есть бизнесмены, в которых бизнес так въелся, что как только человек приходит в их магазин, они уже знают, будет ли он покупать или уйдет, не купив ничего. О чем это говорит нам? О том, что каков бы ни был наш жизненный путь, наша профессия, наш бизнес или род занятий, помимо всего этого существует некое чувство внутри нас, которое может понять язык, выражаемый без слов.

[…]

Каковы психические основы йогической физиологии?

Каковы психические основы йогической физиологии?

Природа психики, как правило, вызывает у среднего читателя и обывателя чувство смущения, ибо здесь он сталкивается с тем, что относится к иной области, к чему-то такому, что нельзя определенно узнать или определить с научной точки зрения. К счастью, в настоящее время наиболее выдающиеся ученые совершили в своих исследованиях психических феноменов определенный прорыв и сформулировали термины, при помощи которых можно описать и определить эти феномены. Недалек тот день, когда психическая вселенная будет исследоваться так же, как материальная вселенная, и знание непознанных явлений психического мира станет достоянием всего человечества. Многие передовые исследовательские институты мира уже широко используют приборы и технические приспособления для наблюдения над психическими явлениями.

Ученые постепенно приходят к выводу, что психический мир представляет органичную часть вселенной, ее тонкий уровень. Они уже утверждают, что каждый объект или сущность, проявленные на физическом плане, имеют соответствующую форму на более тонком плане, что психическая природа состоит из частичек неизмеримо более тонких, чем протоны, электроны и нейтроны, и обладают вибрацией большей скорости, чем скорость света. Более того, ученые утверждают, что помимо психических существуют планы еще более тонкие, но их пока невозможно определить в терминах современной физической науки. Йогической традиции, однако, известно, что здесь речь идет о таких двух планах, как ментальный и каузальный (или причинный), которые йогины способны прочувствовать в процессе медитации и самадхи.

[…]

Почему человек страдает от зависимости и как исцелиться?

Почему человек страдает от зависимости и как исцелиться?

атах кайам имам видван
авидйа-кама-кармабхих
арабдха ити наивасмин
пратибуддхо 'нусаджджате

«Те, того знает, на чем основаны телесные представления о жизни, и понимает природу материального тела, которое порождено невежеством, желаниями и деятельностью, основанными на иллюзорной концепции, избавляются от привязанности к телу».
«Шримад-Бхагаватам», 4.20.5

Эта статья посвящается миллионам, а может быть, и миллиардам людей, страдающих от всевозможных видов зависимости: алкогольной, наркотической, пищевой, сексуальной и т.д. По сути дела, каждое живое существо страдает от сильнейшей зависимости того или иного рода, и, пока мы не достигнем освобождения, мы будем оставаться «наркоманами».

Духовный кризис

Даже далекие от духовности люди постепенно начинают признавать существование такого явления, как духовный кризис. В качестве примера можно привести пробуждение премы, происходящее в ходе занятий Йогой, когда энергия начинает подниматься по позвоночнику. Такой человек неожиданно переходит в более высокое состояние сознания или развивает совершенно иное восприятие мира, и при этом он зачастую не может понять, что с ним происходит. В результате такие люди нередко оказываются в психиатрических больницах. Таким образом, некоторые пациенты психиатрических клиник, а также многие наркоманы пребывают в состоянии духовного кризиса, с которым они не способны справиться.

[…]

Почему Буддизм считает просветление самой важной целью в жизни?

Почему Буддизм считает просветление самой важной целью в жизни?

Как ни странно, ученые, изучающие Буддизм, уделяют слишком много внимания тому, что, по их мнению, составляет учение Будды и тому, что его последователи излагают под названием «дхармы», и совершенно игнорируют при этом сам духовный опыт Будды. Мне кажется, однако, что первое, с чего мы должны начинать изучение буддийского образа мысли, это со стремления постичь природу того личного опыта Будды, который, как известно, он получил во время своего просветления (самбодхи) и который связан с самой сокровенной глубиной человеческого сознания. То, чему Будда учил своих учеников, было лишь сознательной умственной интерпретацией того, что он сам видел и постиг, и имело целью помочь им достичь того же самого. Но умственное объяснение, каким бы философским оно ни было, вовсе не передает внутренней сущности самого просветления Будды. Поэтому, если мы хотим постичь сущность Буддизма, которая неразрывно связана с просветлением, мы должны понять значение опыта его основоположника, опыта, который сделал его Буддой и основателем религии, носящей его имя.

Здесь мы сталкиваемся с самым важным в истории Буддизма вопросом. Что же было в опыте Будды такого, что позволило ему преодолеть неведение (авидья) и совершенно освободиться от всех пороков (ашрава)? Что представляло собой то недоступное уму видение природы вещей? Что такое доктрина всеобщего страдания, вызванного тем, что люди жаждут жизни (тришна) и цепляются за нее (упадана)? В чем смысл теории «причины и следствия», утверждающей, что источником всякого страдания является неведение?

[…]

Как Будда помогает каждому достичь просветления?

Насколько я понимаю Буддизм, он сосредоточивает основное внимание на просветлении, которого достиг Будда. «Будда» означает «просветленный». Просветление еще называют также «бодхи». «Будда» и «бодхи» происходят от одного и того же корня «будх», что означает «будить» или «осознать что-либо». «Будда» - это пробужденный от сна относительной, условной жизни. То, чему он учит, есть «бодхи», «просветление», или «самбодхи», иными словами,- «совершенное просветление, не знающее себе равного».

Доктрина Будды основана на его просветлении. Она ставит себе целью помочь каждому из нас достичь этого просветления, так как Буддизм не есть нечто, находящееся вне нас и не относящееся к нам лично. Будда был последовательным «индивидуалистом» и настоятельно требовал от своих последователей, чтобы они ценили свой собственный опыт, а не просто полагались на авторитет более высокоразвитой личности. От них требовалась самостоятельность, во имя их же собственного освобождения.

[…]

Если есть Бог, то почему есть зло в этом мире?

Если есть Бог, то почему есть зло в этом мире?

На страницах «Шримад-Бхагаватам» рассказывается о собрании мудрецов, желавших дать определение Абсолютной Истины и узнать о том, что является высшим духовным благом для всего человечества. Когда мудрецы задали этот вопрос, они узнали, что юга-дхарма, или высшее духовное предназначение и деятельность для этого века,- это чистая, ничем необусловленная любовь и служение Богу. Такая любовь не зависит от внешних обстоятельств или каких-то ритуалов, но основывается на сознании.

Желание быть с Богом

В конечном итоге, все мы ищем связи с Богом. В нашей повседневной деятельности, так же как и в духовной жизни, мы ищем определенную расу, или вкус взаимоотношений. Раса может проявляться по-разному. Например, раса между друзьями отличается от расы между родителями и детьми, и тем более отличается от расы между возлюбленными. В материальном мире такие связи являются не чем иным, как бледным отражением глубоких любовных взаимоотношений, или расы, которые мы можем иметь с Господом. Чем более искренне мы любим, принимая свою божественную природу и связь с Богом как самое важное в своей жизни, тем более прочными будут наши отношения с Ним, намного превосходящими все, что мы могли познать в этой жизни.

[…]

Почему Дзэн – основа восточной культуры?

В процессе своего развития Буддизм вылился в форму, которая так сильно отличается от первоначальной, или «примитивной», что мы имеем право подчеркнуть его историческое разделение на 2 школы: хинаяна («малый путь спасения») и махаяна («великий путь спасения»). Фактически махаяна во всем своем разнообразии форм представляет собою не что иное, как видоизмененную форму Буддизма и восходит в оригинале к своему индийскому основателю, великому Будде Шакьямуни. Когда эта видоизмененная форма Буддизма появилась в Китае, а затем в Японии, то она получила в этих странах свое дальнейшее развитие. Этим успехом она; несомненно, обязана китайским и японским жрецам, которые знали, как применить принципы своей веры к вечно изменяющимся условиям жизни и религиозным потребностям народа. Такое усовершенствование и приспособление еще больше углубили существующую пропасть между махаяной и хинаяной. Точнее следует сказать, что основные идеи махаяны изложены в буддийской литературе класса «Праджняпарамита». Самая ранняя литература этого класса появилась, вероятно, не позднее, чем через 300 лет после смерти Будды. Зародыши этих идей, несомненно, обнаруживаются и в литературе так называемого «примитивного» Буддизма, однако их развитие, то есть сознательное постижение наиболее существенного в учении Будды, не могло бы быть успешным, если бы его последователи не воплотили этого учения в жизнь и не сообразовали бы его с ее изменяющимися условиями. Таким образом, индийские буддисты, обогащенные опытом и достигшие зрелости в размышлении, создали махаяну, в отличие от примитивной, или первоначальной, формы Буддизма. В Индии известны 2 школы махаяны: мадхьямика Нагарджуны и виджняптиматра, или йогачара, Асанги и Васубандху. В Китае возникло больше направлений: тэндай (тянь-тай), кэгон (хун-ян), дзодо (цзин-ту), дзэн (чань) и т.д. В Японии, кроме этого, у нас есть: хоккэ, сингон, син, дзи и т.д. Все эти школы или секты принадлежат к ветви Буддизма, называемой «махаяна», и являются более примитивной формой Буддизма. Можно сказать, что в настоящее время махаяна уже не обнаруживает (с первого взгляда, по крайней мере) черт, наиболее характерных для раннего Буддизма.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка