Одна дзэнская притча: Мастер Дзэн и вор

[Притча] Мастер Дзэн и вор

Однажды вечером, когда дзэнский мастер Ситиро Кодзюн читал сутры, ворвался вор с острым мечом и стал требовать или деньги, или жизнь. Ситиро сказал ему:
— Не мешай мне, можешь взять немного денег в этом ящике.

И он продолжил свое чтение. Через некоторое время он остановился и попросил вора:
— Не забирай все. Мне нужно немного денег, чтобы заплатить завтра налоги.

Незваный гость забрал большую часть денег и собрался уходить.

(далее…)

Одна дзэнская притча: Мастер и губернатор

[Притча] Мастер и губернатор

Дзэнский мастер Кейчу возглавлял главный храм в Киото. Однажды послушник принес ему визитную карточку и сказал, что этот человек хочет видеть его. На карточке было написано: «Китагаки, Губернатор Киото». Кейчу посмотрел на визитку и проговорил:
— Скажи, что я не могу принять его.

(далее…)

Одна дзэнская притча: Император и художник

[Притча] Император и художник

Одного художника император попросил написать Гималаи на стенах его дворца. Художник был мастером Дзэн; он сказал, что ему нужно для этого три года жить в Гималаях. Император спросил:
— Это займет у тебя три года?
— Я прошу минимум времени, потому что, пока я не стану частью Гималаев, я не смогу написать их,- ответил художник.- Мне нужно пойти туда и раствориться в них.

(далее…)

Одна дзэнская притча: Великий воин Нобунага и судьба

[Притча] Великий воин Нобунага и судьба

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но его солдаты сомневались. По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
— После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел — мы победим, если решка — проиграем. Судьба держит нас в руках.

(далее…)

Одна дзэнская притча: Как прожить без привязанностей?

[Притча] Как прожить без привязанностей?

Китано Гелеко, аббату из храма Эйхей, было 92 года, когда в 1933 году он умер. Всю жизнь он старался прожить без привязанностей. Странствующим нищим, когда ему было 20 лет, он встретился с путником, курящим табак. Они вместе шли по горной дороге, а затем остановились отдохнуть под деревом. Путник предложил Китано закурить, и тот согласился, так как был голоден:
— Как приятно курить,- заметил он.

Путник дал ему лишнюю трубку и табак, и они закурили вместе. Китано почувствовал: «Такое удовольствие может разрушить медитацию. Пока это не зашло далеко, надо остановиться». И он выбросил трубку и табак.

(далее…)

[Притча] О том как старый мастер Дзэн научил принца быть бдительным

К одному очень старому мастеру Дзэн пришел принц и сказал:
— Меня послал отец. Он стар и не проживет долго. Он послал к вам со срочной просьбой — подготовить меня, пока он жив. Ему хотелось бы увидеть меня с вашими рекомендациями. Я прекрасно владею многими боевыми искусствами: был на войне, имею награды. Я окончил университет с отличием. Когда я вернулся к отцу и сказал: «Я готов», он ответил: «Нет, ты еще не готов, потому что упущена основная вещь. Ты должен пойти к одному учителю, чтобы научиться у него медитации. Это даст возможность объединить всю твою предыдущую подготовку. Пока ты не преуспеешь в этом, я не могу доверить тебе государство». И он назвал ваше имя.

(далее…)

Одна дзэнская притча: Гуду и пьяница

[Притча] Гуду и пьяница

Гуду был в свое время наставником императора. Несмотря на это, он имел обыкновение путешествовать в одиночку, как простой бродячий монах. Направляясь однажды в Эдо, культурный и политический центр сегуната, он пришел в небольшое селение, называвшееся Такэнака.

Был вечер, лил сильный дождь, Гуду насквозь промок. Его соломенные сандалии развалились. В окне дома, стоявшего у края селения, он заметил висевшие четыре или пять пар сандалий и решил купить себе сухие.

(далее…)

[Притча] Риндзай и неизвестный мастер на вершине горы

В японских воинах воспитывают бдительность и осознанность. Это является основой обучения, все остальное — второстепенно. Искусство фехтования, искусство стрельбы из лука — лишь способы развить бдительность.

О великом мастере Риндзае рассказывают, что он не всегда добивался успеха в стрельбе из лука. Его стрелы часто пролетали мимо цели. А он был известен, как один из величайших лучников. Когда спрашивали:
— Почему Риндзай считается великим лучником?
— Это не конечная цель, это начало,- отвечали его ученики.- Мы не имеем отношения к стреле, достигающей цели, мы имеем отношение к стреле, начинающей свой путь.

(далее…)