Руководство к поведению человека: джяма и нияма

[Йога] Руководство к поведению человека: джяма и нияма

Нравственность – основа садханы (духовной практики). Необходимо, однако, помнить, что нравственность или хорошее поведение – не конечная точка духовного продвижения. Один моралист может показывать пример другим моралистам, но для садхака (духовного искателя) это даже не предмет, заслуживающий особого упоминания, поскольку это и так само собой разумеется. Садхана с самого начала требует душевного равновесия. Это состояние душевной гармонии может также быть названо нравственностью.

Читать далее

3 тантрические техники, связанные с глазами

[Вигьяна-бхайрава-тантра] 3 тантрические техники, связанные с глазами

Эти 3 тантрические техники связаны с практикой смотрения. Прежде, чем обратиться к этим техникам, следует кое-что понять относительно глаз. Первое: глаза являются наиболее бестелесной частью человеческого тела, наименее телесной. Если материя может стать не материей, то это относится к глазам. Глаза являются материальными, но, в то же время, они и нематериальны. Глаза являются точкой вашего соприкосновения с вашим телом. Ни в какой другой точке тела это соприкосновение не является таким близким.

Читать далее

Душа не укладывается в рамки науки

Душа не укладывается в рамки науки

Примирение науки и религии необходимо, это вопрос жизни и смерти для нашей цивилизации. Примирение это исполнимо лишь на основе взаимных уступок и отказе от догматизма. Подобное примирение возможно лишь в спиритизме и только благодаря ему, как бы оскорбительно ни звучало это на первых порах для слуха служителей механического знания и охранителей сектантского культа.

Сегодня не будет преувеличением сказать: засилье вздорной наукообразности и ложной науки привело к тому, что нынешняя думающая часть человечества охотно и вполне серьезно изучает такие вопросы, как катары желудка у инфузорий или профилактика перелома ног у тараканов и блох, и предпочитает эти «исследования» размышлению о глубоких тайнах души человеческой. В итоге нынешняя интеллигенция даже не знает, есть ли вообще у человека душа, и склоняется к бездумному утверждению того, что ее нет, и потому с достойной последовательностью изучает всякий недостойный вздор и предается унизительной глупости. Кризис духовного сознания человека XX века хорошо выражают слова А. Тарковского: «Мы так мало знаем о душе, в этом отношении мы похожи на бродячих собак. Мы хорошо себя чувствуем, когда говорим о политике, искусстве, спорте, женщинах, любви, но когда речь заходит о духовности – мы блуждаем. Нет у нас образованности в этой области. Мы не подготовлены к этому…»

Но в «Агрушада-Парикшай» («Индийской Книге Духов») сказано: «Первейшая из наук – это наука о человеке; человек же есть душа, а тело его – лишь средство сообщения с земною материей; изученье души ведет к познанию всех зримых и незримых сил природы, к познанию великого целого».

(далее…)

Это может быть вам интересно

[Аюрведа] Низкое половое влечение

[Аюрведа] Низкое половое влечение

Согласно Аюрведе, сила полового влечения (либидо) зависит от шукра дхату и артава дхату – соответственно мужской и женской репродуктивных тканей. При слабости мужской или женской репродуктивной ткани либидо низкое.

Снижение полового влечения – симптом, нередко встречающийся у людей в среднем возрасте или даже раньше. Основными причинами пониженного полового влечения наряду со слабостью репродуктивной ткани могут быть эмоциональные факторы и сильный стресс. Аюрведические методы лечения направлены на уменьшение стресса и укрепление репродуктивной системы.

Но как всегда, возникает вопрос: каков полный контекст наблюдаемой ситуации? Низкое либидо может создавать проблемы в семейной жизни и в неформальных партнерских отношениях либо может быть обусловлено такими проблемами. С другой стороны, иногда пониженное сексуальное влечение может быть здоровой реакцией организма, его стремлением пресечь излишние потери дарующей здоровье жизненной энергии. С этой точки зрения низкое либидо можно рассматривать как проявление разума тела.

Намеренное половое воздержание (целибат) отличается от низкого либидо. При воздержании человек обладает невероятной сексуальной силой, однако сознательно ограничивает трату своей сексуальной энергии, преобразуя ее ради высшего блаженства или высшего разума.

(далее…)
Это может быть вам интересно

Расстройства питания: 4 вида и 7 рекомендаций

[Аюрведа] Расстройства питания: 4 вида и 7 рекомендаций

Аюрведические рекомендации в статье могут помочь вам избавиться от вредных привычек в питании и эффективно справляться с расстройствами питания, но в ряде случаев, возможно, потребуется консультация у психиатра или психотерапевта.

Читать далее

Как встать на Путь Йоги?

Как встать на Путь Йоги?

Как правило, Йогу считают неким комплексом физических упражнений. Но в лекции, прочитанной 15 ноября 1966 г. в Нью-Йорке, Шрила Прабхупада раскрывает глубинный смысл и природу истинной Йоги, которой обучают и которую практикуют в Индии на протяжении столетий. Он объясняет, как искушенные йоги могут с помощью подвижничества достичь любой планеты во вселенной. В заключение он говорит, что самые лучшие йоги после смерти могут перенестись в «духовный мир, на Кришналоку, планету Кришны, и наслаждаться общением с Кришной».

сарва-дварани-самйамйа
мано хрди нирудхйа ча
мурдхнй адхайатманах пранам
астхито йога-дхаранам

«Практиковать Йогу означает отрешиться от всякой чувственной деятельности. Чтобы утвердиться в Йоге, человек должен закрыть все двери чувств, сосредоточить ум на сердце и жизненный воздух – в верхней части головы».
Б.-г., 8.12

(далее…)

Это может быть вам интересно

Переедание: 11 способов справиться

[Аюрведа] Переедание: 11 способов справиться

Тем, кто занимается тяжелой работой, особенно тяжелым физическим трудом, или испытывает холодовые нагрузки, для восполнения энергетических затрат приходится потреблять большое количество пищи, и случается, что время от времени они переедают. Однако чаще всего переедание является результатом действия эмоциональных факторов, и именно такой случай мы и будем здесь рассматривать.

Читать далее

Расстройства памяти: 12 рекомендаций

[Аюрведа] Расстройства памяти: 12 рекомендаций

В статье даются рекомендации, которые помогут вам улучшить память и избавиться от забывчивости. Согласно Аюрведе, память записывается на «чувствительной пленке» нервных клеток мозга, имеющих природу капхи. Посредством ваты воспоминания оживают и возвращаются в сознание в нужное время. Большинство расстройств памяти обусловлены либо застоем капхи, либо возбуждением ваты, поэтому, чтобы улучшить память, нужно ограничивать и уравновешивать вату и капху. Что же касается питты, то, будучи острой и проникающей, она способствует хорошей памяти.

Читать далее

Как медитировать с помощью трансцендентных звуков?

Как медитировать с помощью трансцендентных звуков?

На лекции, прочитанной летом 1969 г. в Бостонском Северо-Восточном университете, Шрила Прабхупада познакомил слушателей с практикой медитации, известной как своей необыкновенной действенностью, так и тем, что ее можно применять практически где угодно и когда угодно. «Если вы просто будете повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, вы сразу достигнете трансцендентного уровня»,- сказал он. И добавил: «Это единственный вид медитации, которым вы можете воспользоваться, когда просто идете по улице».

Дорогие юноши и девушки, благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Мы стараемся расширять Движение сознания Кришны, потому что потребность в этом ощущается повсеместно. Метод, предлагаемый нами, весьма прост, в чем и заключается его преимущество. Прежде всего мы должны понять, что значат слова «трансцендентный уровень». В нынешнем своем состоянии все мы находимся на различных уровнях. Поэтому прежде всего мы должны подняться на трансцендентный уровень, и только после этого может идти речь о трансцендентальной, или трансцендентной, медитации.

В третьей главе «Бхагавад-гиты» вы найдете описание разных уровней материальной жизни. На первом из них живое существо отождествляет себя с телом (индрийани паранй ахух). Все в этом мире находятся под влиянием телесных представлений о жизни. Кто-то думает: «Я индиец». Вы думаете: «Я американец». А кто-нибудь думает: «Я русский». Другие думают о себе иначе. Во всяком случае каждый уверен: «Я есть тело». Этот телесный уровень обусловленного существования называют чувственным уровнем, ибо, пока мы отождествляем себя с телом, мы полагаем, что счастье состоит в удовлетворении наших чувств, и не более того. Этот образ мыслей очень распространен в наше время, да и не только в наше, он берет свое начало с сотворения мира. Отождествление себя с телом – своего рода болезнь. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке. Если мы считаем, что являемся телом, это означает, что мы принимаем себя за кожаный мешок, полный костей. Тело – это не что иное, как кожаный мешок, наполненный костями, кровью, мочой, калом и многими другими столь же привлекательными вещами. Поэтому, когда мы думаем: «Я тело», фактически, мы думаем: «Я кожаный мешок с костями, калом и мочой. В этом моя красота, в этом мое богатство». Поэтому телесные представления о жизни – признак не слишком высокого ума, и совершенствование тела не поможет нам понять свою истинную природу. Тем, кто находится в плену у телесных представлений о жизни, рекомендуется Сядхьяна Йога, или медитация. Так сказано в «Бхагавад-гите». В шестой главе, в тринадцатом и четырнадцатом стихах, Кришна объясняет: «Нужно держать туловище, шею и голову строго вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа. Таким образом, целиком подчинив себе и успокоив ум, избавившись от страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточить свои мысли на Мне и сделать Меня высшей целью жизни».

(далее…)

Это может быть вам интересно