Бандхи в йогической практике

Бандхи в йогической практике

Бандхи – это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определенных зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо. Без знания мудр и бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать.

Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдете квалифицированного руководителя.

Мула-бандха

«Мула-бандха» означает «корневой замок». Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула-бандха стимулирует работу муладхара-чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара-чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, ее тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения.

(далее…)

Мудры в йогической практике

Мудры – это психофизические позиции, широко применяемые в йогической практике для контролирования психических состояний и связанных с ними явлений. Существует большое разнообразие мудр, начиная от простых позиций рук и пальцев и кончая сложными методами и тонкими техниками концентрации ума.

Большинство мудр обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением мудр или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдете квалифицированного руководителя.

Гьян-мудра

Сядьте в медитативную асану. Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы своими ногтями они уперлись к внутренним сторонам больших пальцев. Вытяните остальные три пальца каждой руки так, чтобы они были слегка расставлены. Поместите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы все пальцы указывали на пол перед коленями.

(далее…)

Сороковая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Слушайте умолкающий звук»

Сороковая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Слушайте умолкающий звук»

Сороковая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры, использующая звуки, гласит: «В начале и при постепенном утончении звука любой буквы, проснись».

Некоторые учителя часто используют эту технику. У них есть свои гениальные способы. Если, например, вы войдете в хижину мастера Дзэна, то он может внезапно издать вопль. Вы можете испугаться, но если вы знаете, почему он сделал это, вы будете понимать, что он сделал это только для того, чтобы разбудить вас. Любой внезапный случай может разбудить вас. Любой внезапный звук может разбудить вас.

Внезапность прерывает ваш сон, а обычно вы спите. Если не происходит чего-либо необычного, вы не выходите из сна, вы продолжаете все делать во сне. Вот почему мы никогда не чувствуем свой сон. Вы отправляетесь в свое учреждение, вы управляете автомобилем, вы возвращаетесь домой, вы любите своих детей, вы говорите со своей женой, поэтому вам кажется, что вы совсем не спите. Как вы можете все это делать во сне? Вы думаете, что это невозможно, но знаете ли вы что-либо о лунатиках – о тех, кто ходит во сне? Их глаза открыты, они спят и могут многое делать при этом. Но по утрам они не помнят, что они делали ночью.

(далее…)

Нужно ли контролировать свои инстинкты?

Нужно ли контролировать свои инстинкты?

Вопрос: Вы сказали, что бессознательные инстинкты являются наследием животного этапа эволюции человека. Тогда разве не хорошо было бы направлять в нужную сторону и контролировать их в соответствии с интеллектом, пристрастиями и образом жизни, являющимися завоеваниями сознательного ума?
Ответ: Человек – это животное, но не только животное: он также и нечто большее. Но это «большее» не отрицает животного, оно поглощает его. Человек – больше, чем животное, но отрицать его животную сущность нельзя. Эта сущность должна быть творчески поглощена. Вы не можете ее отбросить, она в самих ваших корнях; вы должны ее творчески использовать. Так что первое, что необходимо запомнить, это то, что не следует относиться отрицательно к своему животному наследию. Если вы начнете думать в терминах отрицательности, то вы станете разрушителем самого себя, потому что вы на 99% животное.

Если вы создаете разделение, то вы принимаете участие в проигранной битве; вы не можете победить. Результатом вашей битвы будет нечто совершенно противоположное, потому что ваши 99% являются животным. Сознательным является только 1% ума, и этот 1% не может победить остальные 99%. Он будет побежден. Вот почему в этом так много разочарований,- потому что всех побеждает их собственное животное. Вы никогда не добьетесь успеха. Вы обязательно обречены на неудачу, потому что 1% не может победить 99%. Он не может быть даже отделен от этих 99%.

(далее…)

Шроты - энергетические каналы в Аюрведе

Шроты – энергетические каналы в Аюрведе

Аюрведа рассматривает человеческое тело как состоящее из бесчисленного множества каналов. Они поддерживают обмен веществ в различных тканях, управляют процессами усвоения и выделения. Болезнь с этой точки зрения представляет собой нарушение течения энергии в каналах: избыточное или недостаточное течение, течение в неверном направлении или не по тому каналу, препятствия течению.

Основным болезнетворным фактором являются препятствия течению энергии по каналам. Они могут быть созданы биологическими соками, принадлежащими соответствующим дошам, или скоплением токсинов – амой. Поддержание непрерывного течения энергии в каналах очень важно для сохранения здоровья и предотвращения болезней.

(далее…)

Может ли человек «смешанного типа» выполнять несколько тантрических техник?

Может ли человек «смешанного типа» выполнять несколько тантрических техник?

Вопрос: Я чувствую, что я не являюсь ни человеком целиком чувствительного типа, ни человеком интеллектуального типа. Я – человек смешанного типа. Должен ли я выполнять два различных типа тантрических техник попеременно? Пожалуйста, направьте меня.
Ответ: Это важный вопрос. В связи с ним многое нужно будет понять. Первое: когда вы чувствуете, что вы не являетесь ни интеллектуальным, ни эмоциональным типом, то твердо знайте, что вы принадлежите к интеллектуальному типу, потому что смешение и является признаком этого типа. Эмоциональный тип никогда не смешивает различные вещи. Тот, кто принадлежит к эмоциональному типу, никогда не будет испытывать такой неразберихи. Эмоция всегда тотальна и целостна, интеллект всегда фрагментарен, разделен, запутан. В этом сама природа интеллекта. Почему? Потому что интеллект опирается на сомнения, а эмоции опираются на веру. Там, где есть сомнение, там будет и разделение, сомнение никогда не может быть тотальным. Как оно может быть тотальным? По своей природе сомнение должно сомневаться. Вы не можете сомневаться в чем-либо тотально. Если вы тотально в чем-то сомневаетесь, то это тотальное сомнение становится верой.

Сомнение – это всегда смешение, неразбериха, и обычно, когда вы сомневаетесь, вы сомневаетесь и в своем сомнении. Вы не можете быть уверенными в нем. Сомневающийся ум не может быть уверенным даже в своем сомнении. Так что там должны быть слои смешения, и каждый слой будет опираться на другой слой сомнений и смешений.

Интеллектуальный тип всегда воспринимает себя таким образом. У него всегда будет ощущение вроде этого: «Я – нигде, я не принадлежу ничему», или: «Иногда я здесь, иногда я там, иногда я это, иногда я то». А эмоциональный тип чувствует себя с самим собой непринужденно. Поскольку основой является доверие, то эмоциональный тип не разделяется, он является цельным, он обладает индивидуальностью. Таким образом, если у вас есть какие-либо сомнения, если вы не можете почувствовать с определенностью, к какому типу вы принадлежите, то знайте твердо – вы принадлежите к интеллектуальному типу. Тогда практикуйте техники, предназначенные для интеллектуального типа. Если вы не ощущаете никакого смешения, то только тогда вы принадлежите эмоциональному типу, чувствующему типу.

(далее…)

В чем разница между физиологическими и умственными процессами в глазах?

Вопрос: Быстрые движения глаз свидетельствуют о мыслительных процессах и что если движения глаз остановлены, то мыслительные процессы также останавливаются. Но подобное физиологическое управление умственными процессами, подобная остановка движения глаз создает, кажется, такое же психическое напряжение, как это бывает в тех случаях, когда наши глаза долгое время находятся под повязкой.
Ответ: Прежде всего, как считает Тантра, ваш ум и ваше тело не являются двумя различными сущностями. Помните это всегда. Не говорите о «физиологических процессах» и «умственных процессах». Это не различные явления – это две части одного целого явления. Все, что бы вы ни делали физиологического, влияет на ум. Все, что бы вы ни делали психологического, влияет на тело. Это не две сущности, а одна.

Можно сказать, что тело является твердым состоянием некоторой энергии, а ум является жидким состоянием той же самой энергии. Поэтому не имеет значения, что вы делаете физиологически, не думайте, что это всего лишь физиологическое. Не удивляйтесь тому, что оно производит некоторые трансформации в вашем уме. Что происходит с вашим умом, если вы принимаете спиртное? Алкоголь вводится в тело, а не в ум, но что происходит с умом? Если вы принимаете наркотик LSD, то он идет в тело, а не в ум, но что происходит с умом?

Или если вы поститесь, то голодание относится к телу, но что происходит с умом? Или, с другой стороны: если у вас сексуальные мысли, то, что происходит с вашим телом? Тело немедленно реагирует. В уме вы думаете об объекте сексуального желания, а ваше тело начинает готовиться.

Существует теория Вильяма Джеймса. В первой половине XX века она казалась очень абсурдной, но, в некотором смысле, она является правильной. Он и еще один ученый, Ланге, предложили эту теорию, которая сейчас называется теорией Джеймса-Ланге.

(далее…)

Как сделать ум своим другом?

Как сделать ум своим другом?

Является ли ум высшим источником человеческих способностей? Или же есть источник знания более великий, чем ум? В лекции, прочитанной в феврале 1969 г. в Лос-Анджелесе, Шрила Прабхупада объясняет, почему ум нужно подчинить духовной энергии. Он отталкивается от знаменитого стиха из наиболее читаемого и чтимого священного текста Индии – «Бхагавад-гиты».

бандхур атматманас тасйа
йенатмаиватмана джитах
анатманас ту шатрутве
вартетатмаива шатруват

«Для того, кто победил ум, он лучший друг, но для того, кто не смог этого сделать, ум будет злейшим врагом».
Б.-г., 6.6

Цель всей системы Йоги – превратить ум в нашего друга

Ум, находящийся в контакте с материальной энергией,- наш враг, он подобен уму пьяного. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 20.117) говорится: кршна бхули’ сеи джива анади – бахирмукха атаэва майа таре дейа самсара-духкха«Живое существо, забывающее Кришну, с незапамятных времен находится в плену внешней энергии. Вот почему иллюзорная энергия (майя) обрушивает на него, ведущего материальное существование, всевозможные беды». Я – вечная душа, неотъемлемая частица Верховного Господа, но, как только моего ума касается скверна, я поднимаю бунт, потому что мне дана некоторая независимость. «Чего ради я должен служить Кришне, Богу? Я сам – Бог». Когда ум внушает мне эту мысль, мое положение коренным образом меняется. Я оказываюсь в плену у ложных представлений, иллюзии, и вся моя жизнь становится напрасной. Мы пытаемся покорить целые империи, но не можем справиться со своим умом, а не обуздав свой ум, мы потерпим поражение, даже если завоюем целую империю. Наш ум станет самым грозным нашим врагом.

(далее…)

Почему нужно держать в секрете достижения в духовных практиках?

Почему нужно держать в секрете достижения в духовных практиках?

Так что кажется вероятным, что человек внезапно появился на Земле. Он, должно быть, пришел с какой-то другой планеты. Сейчас, например, мы можем путешествовать в космосе, и если мы найдем какую-то планету, на которой стоит жить, мы заселим ее; тогда там внезапно появится человек.

Я читал одну книгу о таком предположении, в которой автор находит много доказательств в пользу этой гипотезы. Есть одна вещь, которую я хотел бы рассказать вам в связи с этим вопросом о техниках. Автор книги нашел один череп в Мексике и один – в Тибете. Оба этих черепа имеют отверстия на месте третьего глаза, причем отверстия таковы, что они могли быть проделаны только ружейной пулей. Черепа имеют возраст от полумиллиона до миллиона лет. Если бы отверстия были сделаны стрелой, то они не могли бы быть круглыми. Они такие круглые, что они не могли быть сделаны стрелой; только пуля может сделать такие отверстия. На основании этого автор пытается доказать, что миллион лет назад существовали пули. Как, в противном случае, могли быть убиты эти два человека?

На самом деле, это ничего не доказывает относительно пуль. Такое отверстие может появиться, когда третий глаз полностью заблокирован, и внезапно начинает двигаться энергия. Эта энергия подобна пуле, вылетающей изнутри. Это концентрированное пламя; оно может сделать отверстие. Эти два черепа с отверстиями демонстрируют не то, что эти люди были убиты пулями, а что имели место явления, связанные с третьим глазом. Третий глаз был полностью заблокирован; энергия стала концентрированной. Глаза были полностью остановлены; энергия не могла больше двигаться и образовалось пламя. Затем произошел взрыв. Как раз для того, чтобы таких случаев не происходило, на Тибете были открыты и просто для того, чтобы влиять на кого-то, оказать на кого-то впечатление или подавить кого-то. Их глаза будут испытывать напряжение, потому что они наполнены энергией, большим количеством энергии, чем это допустимо. Их глаза будут красными, напряженными, и если вы посмотрите на них, вы почувствуете внезапный трепет: они используют свои глаза для осуществления своей политики. Если они смотрят на вас, то они посылают свою энергию, чтобы подавить вас. При помощи глаз очень легко управлять человеком.

(далее…)

Как тантрические техники, связанные с глазами, воздействуют на третий глаз?

Вопрос: Объясните, пожалуйста, взаимоотношения между двумя глазами и третьим глазом. Каким образом техники, связанные с видением, воздействуют на третий глаз?
Ответ: Прежде всего, следует понять два момента. Во-первых, энергия третьего глаза является, в действительности, той же самой энергией, которая движется через два обычных глаза – это та же самая энергия. Она начинает двигаться в новый центр. Третий глаз уже здесь, но он не функционирует, он не может видеть до тех пор, пока обычные глаза не станут невидящими.

В него должна двигаться та же самая энергия. Когда энергия не движется в два обычных глаза, она может двигаться в третий глаз, и когда она движется в этот третий глаз, два других глаза становятся невидящими. Они будут присутствовать, но вы не сможете видеть через них. Та энергия, которая смотрит через них, будет отсутствовать; она будет двигаться через новый центр. Этот центр расположен между этими двумя глазами. Он уже здесь, он уже сформирован; в любой момент он может начать функционировать. Но для функционирования он нуждается в энергии, та же самая энергия должна быть направлена в другую сторону.

Во-вторых, когда вы смотрите через два глаза, вы смотрите через физическое тело. Третий глаз же не является частью физического тела. Он является частью второго тела, невидимого – тонкого тела, сукшма шарир. Он имеет соответствующее место в физическом теле, но он не является частью его. Вот почему психологи не могут поверить, что существует третий глаз или что-то подобное ему, поскольку вы можете исследовать свой череп, проникнуть в него, просветить рентгеновскими лучами, и вы не найдете там никакого места, никакой физической сущности, о котором можно было бы сказать, что это третий глаз. Третий глаз является частью тонкого тела, сукшма шарир.

(далее…)