8 основных качеств духовного учителя

8 основных качеств духовного учителя

«Духовный учитель никогда не скажет: "Я Бог". Духовный учитель говорит: "Я слуга Бога"». В выступлении перед студентами Стокгольмского университета в сентябре 1973 г. Шрила Прабхупада описывает 8 основных качеств, которыми, согласно ведическим писаниям, должен обладать истинный духовный учитель. Знакомство с ними позволит нам отличить святых от шарлатанов.

Чтобы встать на путь духовной жизни, необходимы два условия. Как учил Шри Чайтанья Махапрабху, мы нуждаемся, с одной стороны, в милости Верховного Господа, а с другой - в милости духовного учителя:

брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кршна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа

Живые существа скитаются по вселенной, меняя свои тела, переселяясь из одного тела в другое, из одного места в другое, с одной планеты на другую. Брахманда бхрамите: они движутся по кругу в материальной вселенной. Наука о том, как вечная душа переселяется из одного тела в другое и как переносится с одной планеты на другую, неизвестна современным просветителям. Но мы объясняем ее в нашей книге «Легкое путешествие на другие планеты». Если у вас есть гуру, он сможет вам помочь перенестись с этой планеты прямо в духовное небо, Вайкунтхалоку, где находится бесчисленное множество духовных планет. Высшая планета в духовном небе - это планета Кришны, называемая Голокой Вриндаваной. И Движение сознания Кришны учит, как можно перенестись прямо на планету Голока Вриндавана, на Кришналоку. Это наша цель. В чем разница между материальным миром и духовным? В том, что в материальном мире, хотя вы сами вечны, вам приходится менять свое тело.

Аджо нитйах шашвато 'йам пурано на ханйате ханйамане шарире.

[…]

Почему так важны краткосрочные цели на пути саморазвития?

Почему так важны краткосрочные цели на пути саморазвития?

Ударах сарва эвайте
Гьяни тв атмайва ме матам
Астхитах са хи юктатма
Ма эвануттамам гатим

«Все эти преданные, без сомнения, возвышенные души, но того из них, кто постиг Меня, Я считаю во всем подобным Себе. Служа Мне с трансцендентной любовью, он непременно придет ко Мне, высшей и самой заветной цели».
Бхагавад-гита 7.18.

Постепенное продвижение к цели

Хотя мы понимаем, что заветная мечта каждого преданного – вернуться в духовный мир, став чистым слугой Кришны (Бога), мы должны также обратить свое внимание на важность краткосрочных целей, которые мы ставим на пути постепенного продвижения к высшей цели. В Бхагавад-гите (глава девятая, стих 34) Верховный Господь называет нам эту высшую цель, которая включает в себя постоянное помятование о Нем:

Ман-мана бхава мад-бхакто
Мад-яджи мам намаскуру
Мам эвайшйаси юктвайвам
Атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне».

Господь ясно называет нам высшую цель нашего бытия. Он хочет, чтобы мы всегда думали о Нем, никогда не забывали Его и действовали на радость Ему. Этот возвышенный уровень - среда обитания нитья-сиддх, вечно освобожденных существ, чьи мысли всегда находятся в совершенной гармонии с Богом.

[…]

Как обрести высшее блаженство?

Как обрести высшее блаженство?

Все призывают: «Наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены. Пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены. Читая и объясняя строфы бенгальской песни, написанной несколько столетий назад великим духовным учителем, проповедовавшим философию сознания Кришны, Шрила Прабхупада указывает, что есть наслаждение более высокое, чем сексуальное, и советует нам, каким образом его обрести.

Нароттама дас Тхакур, который написал эту песню, был знаменитым ачарьей (духовным учителем), и все его песни почитаются наравне с Ведами. В этой песне он изображает себя обычным человеком, таким же, как любой из нас. Взывая к Хари, Господу Кришне, он сетует: хари хари бипхале джанама гонаину - «О мой Господь, жизнь моя прошла впустую, ибо я не поклонялся Тебе».

Люди даже не подозревают, что впустую проживают свою жизнь. Они думают: «У меня роскошная квартира, шикарный автомобиль, красивая жена, солидный доход и высокое положение в обществе». Все эти материальные блага заставляют нас забыть, что цель нашей жизни - поклоняться Кришне.

[…]

Служение - естественное состояние человека

Служение – естественное состояние человека

В лекции, прочитанной осенью 1968 г. в Сиэтле, Шрила Прабхупада сказал: «Может ли кто-нибудь в этой аудитории утверждать, что никому и ничему не служит? Нет, потому что служить - наше естественное состояние». Затем он высказал мысль, новую для большинства слушателей: «Согласившись стать слугой Кришны, вы постепенно убедитесь, что Кришна тоже служит вам». И далее Шрила Прабхупада объяснил, каким образом, доставляя радость Кришне, душа может обрести безграничное счастье.

Здесь, в материальном мире, все стремятся найти счастье и избавиться, хоть на время, от страданий. Есть 3 вида страданий, которые причиняет нам материальная природа: адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика. Адхьятмика - это страдания, причиняемые нашим телом и умом. К примеру, если в нашем теле нарушается обмен веществ, у нас поднимается температура или мы чувствуем боль. Другой род адхьятмики причиняет нам наш ум. Допустим, я потерял дорогого мне человека. Мой ум лишится покоя. Это тоже мучительно. Итак, адхьятмика - это болезни тела или беспокойство ума.

Есть также страдания, называемые «адхибхаутика»: их причина - другие живые существа. К примеру, люди ежедневно посылают на убой миллионы несчастных животных. Животные не могут выразить, что они чувствуют, но они испытывают адские муки. И мы тоже страдаем по вине других живых существ.

[…]

Как войти в духовный мир?

Как войти в духовный мир?

«Все в духовном мире неизменно и подлинно. Материальный мир - всего лишь его подобие. Он похож на кино, где мы видим лишь тень реальности». В этой лекции, прочитанной 18 ноября 1966 г. в Нью-Йорке, Шрила Прабхупада удивительно наглядно описывает природу духовного мира и объясняет, как достичь этого мира в конце полного опасностей жизненного пути.

парас тасмат ту бхаво 'нйо
'вйакто 'вйактат санатанах
йах са сарвешу бхутешу
нашйатсу на винашйати

«Но существует иная непроявленная природа, вечная и трансцендентная по отношению к проявленной и непроявленной материи. Эта высшая природа неуничтожима. Когда все в мире уничтожается, она остается нетронутой».
(Б.-г., 8.20)

Мы не можем определить размеры даже одной нашей вселенной, но в материальном небе находятся миллионы и миллионы подобных вселенных. А над материальным небом есть еще и другое небо, духовное. Там все планеты вечны, и жизнь тоже вечна. Мы не можем получить эту информацию из материальных источников и потому должны воспользоваться сведениями, содержащимися в «Бхагавад-гите».

[…]

Вопрос-ответ. Что такое крийяман карма?

Крийяман карма создается нами прямо сейчас или, другими словами, в этой жизни. К ней относятся те результаты наших поступков, которые нам придется отрабатывать в этой жизни, а также то, что перенесется на будущую жизнь.

Так как крийяман карма создается нами в этой жизни, то у нас есть большая свобода выбора, какой она будет - хорошей или плохой. Совершая всевозможные поступки, мы являемся вершителями своей судьбы.

5 видов мотиваций поступков

1. Духовные мотивации - возникают в результате духовного порыва или озарения. Они освобождают от всех видов кармы и ведут в духовный мир.
2. Чистые благоприятные - возникают в результате правильного, основанного на священных писаниях, понимания счастья. Они ведут человека только к хорошей судьбе.
3. Чистые неблагоприятные - возникают в результате правильного понимания счастья, но неправильного (без учета рекомендаций писании) следования самому процессу достижения счастья. Подобная деятельность ведет человека к разочарованию. Но, в конечном счете, если он настойчиво стремится к истине, то, приняв авторитет писаний, он встает на правильный путь.
4. Нечистые благоприятные - иногда бывает так, что какой-то плохой поступок, мотивированный плохими желаниями, приводит человека к страданиям. По стечению обстоятельств эти страдания могут дать ему способность раскаяться. В результате раскаяния появляется стимул к правильному пониманию вещей, что приводит человека на истинный путь.
5. Нечистые неблагоприятные - всегда ведут только к будущей деградации.

[…]

Ежедневная медитация - пища для души

Ежедневная медитация – пища для души

Свидание с Богом

Если вы серьезно относитесь к своей духовной жизни, вы должны медитировать, по крайней мере, один раз в день. Если у вас много энтузиазма, вы можете медитировать 3 раза в день - рано утром, в полдень или во время обеденного перерыва и вечером. Утренняя и вечерняя медитации могут быть более продолжительными: 15 минут или полчаса, тогда как дневная медитация может продолжаться всего 5 или 10 минут. Если невозможно кормить вашу душу трижды в день, то, пожалуйста, накормите ее хотя бы один раз. Почувствуйте, что душа - это маленький божественный ребенок. Если вы не кормите божественного ребенка внутри вас, он не сможет вырасти и проявить ваши внутренние божественные качества и возможности вашей души.

Лучше медитировать хорошо всего 1 раз в день, утром, чем 5 или 6 раз в день сидеть с закрытыми глазами и просто плывущими в голове приятными мыслями. Каждый раз, когда вы медитируете, вы должны чувствовать, что вы предлагаете дыхание своей жизни Всевышнему и выносите на передний план свет вашей души. Только тогда ваша медитация чего-то стоит. Если вы чувствуете, что можете медитировать с душой всего 1 раз, рано утром, то этого достаточно. Вы должны видеть свои реальные возможности, искренность, готовность и радость. Если есть вдохновение, то это значит, что вы получили одобрение Всевышнего, и вы побежите очень быстро. Некоторые люди медитируют во время обеденного перерыва или когда у них в офисе пьют кофе. Это прекрасно. Но, пожалуйста, начинайте свой день утренней медитацией. Если вы действуете правильно с раннего утра, тогда вы будете воодушевлены целый день.

[…]

Смех - мощный способ избавиться от беспокойства, страха, гнева, скорби и депрессии

Смех – мощный способ избавиться от беспокойства, страха, гнева, скорби и депрессии

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
сомах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне».
«Бхагавад-гита», 18.54

Смех как противоядие

Беспокойство, страх, гнев, скорбь и депрессия - заклятые враги ума. Они постоянно ищут возможности вторгнуться в наше сознание, но до тех пор, пока мы сами не позволим, они не смогут этого сделать. Им нужно прибежище. Если по ошибке, невнимательности или из-за неблагоприятного стечения обстоятельств мы впустили их, нужно побыстрее выпроводить их на улицу как непрошеных гостей. Смех - один из мощных способов избавиться от такого рода гостей. Врагам ума не нравятся веселые люди, потому что в их обществе они чувствуют дискомфорт. Когда они слышат смех, то сразу торопятся уйти к кому-нибудь другому.

[…]

Кто такой Кришна?

Кто такой Кришна?

В августе 1973 г. в живописной усадьбе Бхактиведанта Мэнор, расположенной неподалеку от Лондона, несколько тысяч гостей (включая верховного комиссара Индии) слушали лекцию-проповедь Шрилы Прабхупады, в которой он рассказывал о тайне Верховного Господа, Личности Бога, который в древних ведических писаниях Индии предстает не в образе старика с длинной белой бородой, а в образе необыкновенно привлекательного вечного юноши. Ваше превосходительство верховный комиссар, леди и джентльмены, сердечно благодарю вас за то, что вы прибыли сюда, чтобы участвовать в праздновании Джанмаштами, дня явления Кришны. В «Бхагавад-гите» (4.9) Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со 'рджуна

«Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и Моих деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Оставив тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна».

Мы, безусловно, можем разорвать круг рождений и смертей и обрести бессмертие. Но современные люди - великие философы, политики и ученые - ничего об этом не знают. Им неведомо, что человек может достичь положения амритатвам, то есть бессмертия. Мы все амрита, бессмертны, мы не умираем. В «Бхагавад-гите» (2.20) говорится: на джайате мрийате ва кадачит - «Мы, живые существа, никогда не рождаемся и не умираем». Аджо нитйах шашвато 'йам пурано на ханйате ханйамане шарире. Мы все существовали испокон веков, вечно, мы не имеем начала и конца. И в момент смерти нашего тела мы не умираем. Но после того, как наше нынешнее тело прекратит существовать, мы должны будем получить другое тело.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка