Как умер Будда: от мяса или грибов?

Как умер Будда: от мяса или грибов?

По мере распространению Буддизма, вместе с ним по миру расходились ошибочные толкования касательно Буддизма и вегетарианства. Ярким примером могут служить обстоятельства смерти Будды. По одной из версий считается, что Будда умер, съев кусок тухлого мяса. Но такие версии не учитывают существования буддистских Писаний, однозначно поддерживающих вегетарианство. Исследования, проведенные в XIX веке, открыли, что в данном случае имелось в виду не мясо, а ядовитый трюфель (разновидность гриба), и что именно он стал причиной смерти Просветленного. Есть немало свидетельств в пользу такой гипотезы. В оригинале на языке пали в писании употребляется понятие «sukara-maddava», которое часто ошибочно переводится как «мясо» или, в узком смысле, «свинина». Тем не менее, исследователи уже давно обнаружили, что «мясо свиньи» на языке пали обозначалось бы словом «sukara-mamsa», а слово «sukara-maddava», возникающее в связи со смертью Будды, означает «свиное лакомство». Трюфели, или их местная разновидность, известная как «свиной каштан», признаются сегодня тем блюдом, которое стало последним блюдом в жизни Будды.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Будда и ведические тексты

Будда и ведические тексты

Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьясадеве, составителю Вед и автору их классического толкования, «Веданта Сутры». «Шримад-Бхагаватам» содержит свод всех воплощений Бога; «Бхагаватам» перечисляет все Его воплощения – прошлые, настоящие и будущие, вместе с их ярчайшими характерными чертами и целью их появления в этом мире. Относительно Будды это текст, которому уже пять тысяч лет, гласит:

татах калау самправитте
саммохая сура-двишам
буддхо наманаджана-сутах
кикатешу бхавишьяти

«В начале Кали-юги воплощение Господа явится в области Гайя под именем Господа Будды, сына Анджаны, чтобы поразить демонов, которые враждебно относятся к последователям религии.»
Бхаг., 1.3.24

Следовательно, тексты подтверждают, что Будда по справедливости считается воплощением (аватарой) Верховного Господа. Далее особенно значимо слово «бхавишьяти», «появляется», поскольку оно указывает, что данное событие произойдет в будущем. Будда действительно явился в мир как сын Анджаны приблизительно две с половиной тысячи лет спустя.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Будда: «Я никому не дозволял есть мяса, не дозволял и никогда не дозволю»

Будда: «Я никому не дозволял есть мяса, не дозволял и никогда не дозволю»

Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло».

Интересно, что в том же столетии, когда Будда создал свое учение о созерцании и мирной жизни, те же самые идеи проповедовали Конфуций в Китае, Зороастр в Персии, Пифагор в Греции, Исайя в Иерусалиме, Махавира в другой части Индии.

В то время как на юге полуострова Индостан процветал Буддизм, на севере развивался Джайнизм, учение Махавиры. Джайны так строго придерживались закона о неприкосновенности любой жизни, что тщательно осматривали всю свою пищу, боясь случайно проглотить червя или насекомое,- не ради собственного здоровья, а ради безопасности этих существ. И джайнистские, и буддийские монахи, прежде чем пить процеживали воду, чтобы не проглотить какое-нибудь маленькое создание вместе с питьем.

Вообще джайны традиционно более строго, чем буддисты, придерживаются принципа ахимсы и непричинения зла живым существам; однако нужно знать, каким образом в буддийской традиции появились послабления на этот счет. После физической смерти Будды его первые последователи решили, что в учении важнее «намерения», а не «поступки». Практические исследования этого решения зашли очень далеко. Согласно этой трактовке, убежденный буддист может, к примеру, поесть мяса, если убил животное кто-то другой. Тем не менее, сам Будда недвусмысленно осуждал мясоедение,- его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд» (trishna).

(далее…)

Это может быть вам интересно

Веды: вселенская ахимса

[Вегетарианство] Веды: вселенская ахимса

«Веды» учат, что всякая жизнь должна быть почитаема, ибо тело – только внешняя оболочка для духа, заключенного в нем. Это философское представление красной нитью проходит через большинство религий Востока. Тем не менее, Веды признают, что одни тела стоят на более высокой ступени развития, чем другие.

Читать далее

Зороастризм, Сикхизм и Джайнизм придерживаются учения ахимсы

Зороастризм, Сикхизм и Джайнизм придерживаются учения ахимсы

Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать Зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее. Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения Ислама, в VII веке н.э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники – индийские парсы. 200000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни.

Сикхизм – направление, основанное гуру Нанаком (1469-1538),- интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений Сикхизма не возводит вегетарианства в принцип. Тем не менее, по словам исследователя Сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времен гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни. Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать». Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены секты Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Ахимса - высочайший долг любого человека

Ахимса – высочайший долг любого человека

«Ахимса есть высочайший долг».
Падма Пурана, 1.31.27

Учение об ахимсе (непричинении вреда чувствующим существам) впервые было провозглашено в «Ведах», древнейших санскритских священных текстах, записанных на санскрите. Ахимса – неотъемлемая часть большинства восточных религий, в которых она считается одним из важнейших религиозных учений; вегетарианство, в свою очередь, считается основным следствием этого учения.

Чтобы понять ахимсу и ее роль в религиозной жизни Востока, следует обратиться к писаниям, которые излагают ее принципы, и к традиции, которая ее породила. Гипотезы о том, когда именно были составлены Веды, несколько противоречивы. Тем не менее, традиционно они датируются началом III тысячелетия до нашей эры – датировка, которой придерживаются Арнольд Тойнби и другие увлеченные исследователи религий Востока. До того, как быть записанными, Веды передавались устно от учителя к ученику, начиная, как говорит традиция, со времени сотворения Вселенной.

Ведическая литература была написана на санскрите – прародителе индоевропейских языков, например, латыни, греческого, немецкого, английского. Объем этих санскритских текстов очень велик. В одной только «Ригведе» насчитывается 1017 гимнов; «Махабхарата» (в которую входит знаменитая «Бхагават-гита») состоит из 110000 стихов. «Пураны», или ведические летописи, содержат сотни тысяч стихов; кроме этого, существует 108 Упанишад – текстов, которые суммируют философские учения Вед.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Сострадание и милосердие в Исламе

Сострадание и милосердие в Исламе

Сам Коран превозносит всеобщее сострадание и милосердие. Фактически, все 114 глав Корана, кроме одной, начинаются словами: «Bismillahir-rahmanir-rahim», то есть «Аллах милостив и милосерден». Нужно также отметить, что самое частое упоминаемое из имен Бога в Коране – Аль-Рахим, «сострадающий». Следующее по частоте – Аль-Рахам, «всемилостивый». Еще Аллах назван Архам Аль-Рахимин, «милосерднейший из милосердных». Везде подчеркивается всеобъемлющий характер Господней милости. Недостаток милосердия к низшим живым существам не соответствовал бы этой всеобщей любви. Как мы знаем, Магомет при жизни проявлял такое же милосердие. Тот, кто, в подражание Магомету, стал бы придерживаться этого же принципа, и был бы его истинным последователе, вегетарианство стало бы ощутимым сдвигом в этом направлении.

Если основывать наше представление об Исламе в Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учения Магомета, становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным. Это – известные переводы из арабских Хадисов (буквально «учений», текстов, столь же авторитетных, как сам Коран), собранные ученым-мусульманином М. Хафиз Сиедом:

  • Пророк проходил мимо учеников, которые стреляли в барана, и вознегодовал, и сказал: «Не калечьте бессловесных тварей».
  • Пророк вытирал морду коня полой своего одеяния, и, когда его увидели и спросили, почему он так делает, ответил: «Во сне я получил от Господа приказание заботиться о моем коне».
  • Однажды некий человек украл из птичьего гнезда несколько яиц, а Пророк вернул их туда. «Чтите Бога в этих неразумных тварях,- сказал Пророк.- Ездите на них, пока у них есть силы, и слезайте, когда они устали».
  • «Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?»- спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу).
  • (далее…)

    Это может быть вам интересно

    Цель «курбана» - сократить убийства

    [Вегетарианство] Цель «курбана» – сократить убийства

    «Курбан», способ забоя скота, предписанный мусульманам, кроме обычного, известного значения, имеет еще одно, тайное. Хотя внешне курбан относится только к мусульманским законам о пище (которые совпадают с иудейскими), у него есть внутренняя символика. Он требует, чтобы человек пожертвовал собой ради служения Господу, и чтобы вместо жизни животного мы принесли в жертву зверей, живущих в нашем сердце.

    Читать далее