Акарма: что это и как не запутаться в сетях кармической деятельности

[Аюрведа] Акарма: что это и как не запутаться в сетях кармической деятельности

Акарма – это деятельность, направленная на постижение души, Бога и их вечных взаимоотношений. Она не несет никаких материальных последствий, освобождает человека от влияния 3-х гун и дает ему только лишь духовные блага. Человек, который достиг способности действовать на духовном плане, уже никому в этом мире ничего не должен. Поэтому, если он будет совершать одну лишь деятельность внутри себя (медитировать на Сверхдушу или думать о Верховной Личности Бога, поклоняясь Ему в уме), то никаких грехов он не совершит.

Читать далее

Энтузиазм: 6 мешающих принципов и 6 помогающих принципов

[Духовность] Энтузиазм: 6 мешающих принципов и 6 помогающих принципов

В статье рассмотрены 6 видов деятельности, пагубных для преданного служения и 6 принципов, мешающих проявлению энтузиазма, знание которых поможет на практике обрести стабильность и энтузиазм в духовной жизни.

Читать далее

Как сделать ум своим другом?

Как сделать ум своим другом?

Является ли ум высшим источником человеческих способностей? Или же есть источник знания более великий, чем ум? В лекции, прочитанной в феврале 1969 г. в Лос-Анджелесе, Шрила Прабхупада объясняет, почему ум нужно подчинить духовной энергии. Он отталкивается от знаменитого стиха из наиболее читаемого и чтимого священного текста Индии – «Бхагавад-гиты».

бандхур атматманас тасйа
йенатмаиватмана джитах
анатманас ту шатрутве
вартетатмаива шатруват

«Для того, кто победил ум, он лучший друг, но для того, кто не смог этого сделать, ум будет злейшим врагом».
Б.-г., 6.6

Цель всей системы Йоги – превратить ум в нашего друга

Ум, находящийся в контакте с материальной энергией,- наш враг, он подобен уму пьяного. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 20.117) говорится: кршна бхули’ сеи джива анади – бахирмукха атаэва майа таре дейа самсара-духкха«Живое существо, забывающее Кришну, с незапамятных времен находится в плену внешней энергии. Вот почему иллюзорная энергия (майя) обрушивает на него, ведущего материальное существование, всевозможные беды». Я – вечная душа, неотъемлемая частица Верховного Господа, но, как только моего ума касается скверна, я поднимаю бунт, потому что мне дана некоторая независимость. «Чего ради я должен служить Кришне, Богу? Я сам – Бог». Когда ум внушает мне эту мысль, мое положение коренным образом меняется. Я оказываюсь в плену у ложных представлений, иллюзии, и вся моя жизнь становится напрасной. Мы пытаемся покорить целые империи, но не можем справиться со своим умом, а не обуздав свой ум, мы потерпим поражение, даже если завоюем целую империю. Наш ум станет самым грозным нашим врагом.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Викарма: что это и 4 типа

[Аюрведа] Викарма: что это и 4 типа

Викарма – это деятельность, совершенная из корыстных побуждений, не соответствующая указаниям священных писаний. В результате такой деятельности человек копит свои грехи и сначала находится под влиянием гуны страсти, а затем, постепенно, переходит под влияние гуны невежества.

Читать далее

Карма: 5 видов кармы для избавления от грехов

[Аюрведа] Карма: 5 видов кармы для избавления от грехов

Все эти 5 видов деятельности (кармы) люди могут выполнять, находясь в благости, страсти и невежестве. Только те действия, которые выполняются в соответствии со священными писаниями, являются благостными и несут в себе очищение от грехов. Попытки очистить себя в страсти и невежестве не принесут ни счастья, ни облегчения от страданий и, больше того, могут дать увеличение проблем.

Читать далее

Психические расстройства: причины и что делать

[Аюрведа] Психические расстройства: причины и что делать

Аюрведа, будучи холистической системой, включает в себя и лечение всевозможных психических расстройств – от последствий стрессов до умопомешательства и других тяжелых расстройств. Методы, которые используются в Аюрведе, направлены на укрепление как физического, так и психического здоровья. Для оздоровления ума в Аюрведе используются методы йогической и духовной терапии, к числу которых относятся медитация, пранаяма, повторение мантр, визуализация, а также ритуалы, называемые «Дайва чикитса» (духовная терапия). В совокупности они составляют обширную область знания, в статье же будут изложены лишь основные принципы.

Читать далее

Вопрос-ответ. Какие 2 типа действий человека существуют?

[Аюрведа] Какие 2 типа действий человека существуют?

Намеренное действие согласно чужим планам

Подобные поступки бывают в трех гунах.

Гуна благости. Ученик или послушник намеренно действует не так, как ему хочется, ставя своей целью служить своему наставнику и таким образом обрести мудрость его взглядов на жизнь. Подобным образом может поступать послушный и бескорыстный подчиненный, верящий своему руководителю или солдат, который, понимая, что он сражается за правое дело, идет в атаку, даже внутренне того не желая. Все эти типы поступков находятся в благости и ведут к счастью. Иметь возможность помогать или служить возвышенной личности – это результат благочестивой прарабдха кармы. Другими словами, это значит, что в прошлом мы сами несли людям знание и во всем помогали им.

Гуна страсти. Из страха перед увольнением с работы и жаждой наживы человек может намеренно действовать согласно планам своего босса, хотя часто ему этого не хочется. Часто дети из страха перед родителями намеренно выполняют то, о чем их просят. То же самое можно сказать о руководителе, который, не желая отдавать деньги, все же намеренно платит налоги государству. Вся подобная деятельность находится под влиянием силы страсти, но только в том случае, если она за собой не влечет дурных последствий для общества. Результатом подобных поступков является увеличение внутреннего протеста и конфликтного настроения. Подобная деятельность формируется в результате влияния на нас плодов прошлых жизней, находящихся в страсти. Она указывает на то, что мы сами ставили других людей в неловкое или вынужденное положение.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Бог не подчиняется никому

Бог не подчиняется никому

«Даже самый современный компьютер нуждается в контроле со стороны квалифицированного оператора. Аналогичным образом, мы всегда должны помнить о том, что эта огромная машина, называемая космическим мирозданием, работает под управлением высшего духа. И этот высший дух – Кришна». В предлагаемой вашему вниманию лекции Шрила Прабхупада призывает задуматься о природе и о могуществе того, кто создает этот удивительный механизм и управляет им.

Цель Движения сознания Кришны – возродить в человеке его изначальное, чистое сознание, которое называется сознанием Кришны. Дождевая вода ничем не загрязнена и практически не отличается от дистиллированной, но стоит ей соприкоснуться с землей, как она становится грязной и мутной. Подобно этому, все мы изначально являемся чистыми вечными душами, неотъемлемыми частицами Кришны, и в своем изначальном естественном состоянии так же чисты, как и Бог. В «Бхагавад-гите» Шри Кришна говорит:

мамаивамшо джива-локе
джива-бхутах санатанах
манах шаштханиндрийани
пракрти-стхани каршати

«Живые существа в материальном мире – Мои вечные частицы. Находясь в обусловленном состоянии, они ведут отчаянную борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится и ум»
Б.-г., 15.7.

(далее…)

Это может быть вам интересно

Вопрос-ответ. Какие 2 типа побуждений человека существуют?

[Аюрведа] Какие 2 типа побуждений человека существуют?

  1. Намеренное действие согласно своим планам;
  2. Ненамеренное действие согласно своим планам.

Намеренное действие согласно своим планам

Эти действия бывают трех типов:

  1. Если человек имеет возвышенные планы и действует согласно им, соблюдая святой закон, то он находится под влиянием гуны благости.
  2. Если планы человека связаны с наживой, и он, осуществляя их, соблюдает законы, принятые в его стране, то он находится в гуне страсти.
  3. Если все действия не санкционированы ни писаниями, ни законодательством страны, то он поступает в гуне невежестве.

Прарабдха карма, состоящая из зрелых плодов наших прошлых поступков, готова помешать осуществлению наших планов в любой момент. Что же нужно для того, чтобы мы осуществили свои планы и действовали согласно своему решению? Для этого необходимо, чтобы неожиданные побуждения, идущие из активизированного прошлыми событиями ума, были или не очень сильными, или соответствовали нашим планам. Например, я решил вставать до 6:00. Если мое решение сильное, а это зависит от силы разума и его вкуса к раннему вставанию, а также от благоприятного внешнего социального окружения, то вряд ли что-то может мне помешать это сделать. Однако бывает и так, что прарабдха карма приносит в наш ум очень сильный импульс, мешающий осуществлению наших планов. Так, если рано утром в ум пришло сильное побуждение спать, возникшее из-за моих прошлых поступков, то внутри меня начнется сражение между умом и разумом. Разум будет говорить: «Вставай, иначе весь день пройдет в страсти или невежестве». Ум же скажет: «Спи, ведь ты больной и уставший. Ты исключение из общего правила раннего вставания, и вообще такого правила нет».

(далее…)

Это может быть вам интересно