Тридцатая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Закройте глаза и прекратите их движение»

Тридцатая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры связана с видением и гласит: «Глаза закрыты, рассматривай свое внутреннее существо в подробностях. Таким образом, увидь свою истинную сущность».

«Глаза закрыты...» Закройте ваши глаза. Но одного закрытия недостаточно. Тотальное закрытие означает, что надо закрыть глаза и прекратить их движение; в противном случае глаза будут продолжать видеть что-то, что не расположено снаружи. Даже с закрытыми глазами вы можете что-то видеть - различные образы. Ничего фактического нет перед вами, но образы, идеи, накопленные воспоминания - все они начнут расцветать. Они тоже идут снаружи, так что ваши глаза все еще не полностью закрыты. Тотально закрытые глаза означают, что вы ничего не должны видеть.

Поймите разницу. Вы можете закрыть свои глаза; это легко, все закрывают их время от времени. Вы закрываете свои глаза ночью, но это не раскроет вам вашу внутреннюю природу. Закройте свои глаза так, чтобы для видения ничего не осталось - никаких внешних объектов, никаких внутренних образов каких-либо внешних объектов, только пустая темнота, как если бы вы внезапно ослепли. Ослепли не только для реальности, но и для сновидений.

[…]

Как медитировать с помощью трансцендентных звуков?

На лекции, прочитанной летом 1969 г. в Бостонском Северо-Восточном университете, Шрила Прабхупада познакомил слушателей с практикой медитации, известной как своей необыкновенной действенностью, так и тем, что ее можно применять практически где угодно и когда угодно. «Если вы просто будете повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, вы сразу достигнете трансцендентного уровня»,- сказал он. И добавил: «Это единственный вид медитации, которым вы можете воспользоваться, когда просто идете по улице».

Дорогие юноши и девушки, благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Мы стараемся расширять Движение сознания Кришны, потому что потребность в этом ощущается повсеместно. Метод, предлагаемый нами, весьма прост, в чем и заключается его преимущество. Прежде всего мы должны понять, что значат слова «трансцендентный уровень». В нынешнем своем состоянии все мы находимся на различных уровнях. Поэтому прежде всего мы должны подняться на трансцендентный уровень, и только после этого может идти речь о трансцендентальной, или трансцендентной, медитации.

В третьей главе «Бхагавад-гиты» вы найдете описание разных уровней материальной жизни. На первом из них живое существо отождествляет себя с телом (индрийани паранй ахух). Все в этом мире находятся под влиянием телесных представлений о жизни. Кто-то думает: «Я индиец». Вы думаете: «Я американец». А кто-нибудь думает: «Я русский». Другие думают о себе иначе. Во всяком случае каждый уверен: «Я есть тело». Этот телесный уровень обусловленного существования называют чувственным уровнем, ибо, пока мы отождествляем себя с телом, мы полагаем, что счастье состоит в удовлетворении наших чувств, и не более того. Этот образ мыслей очень распространен в наше время, да и не только в наше, он берет свое начало с сотворения мира. Отождествление себя с телом - своего рода болезнь. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке. Если мы считаем, что являемся телом, это означает, что мы принимаем себя за кожаный мешок, полный костей. Тело - это не что иное, как кожаный мешок, наполненный костями, кровью, мочой, калом и многими другими столь же привлекательными вещами. Поэтому, когда мы думаем: «Я тело», фактически, мы думаем: «Я кожаный мешок с костями, калом и мочой. В этом моя красота, в этом мое богатство». Поэтому телесные представления о жизни - признак не слишком высокого ума, и совершенствование тела не поможет нам понять свою истинную природу. Тем, кто находится в плену у телесных представлений о жизни, рекомендуется Сядхьяна Йога, или медитация. Так сказано в «Бхагавад-гите». В шестой главе, в тринадцатом и четырнадцатом стихах, Кришна объясняет: «Нужно держать туловище, шею и голову строго вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа. Таким образом, целиком подчинив себе и успокоив ум, избавившись от страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточить свои мысли на Мне и сделать Меня высшей целью жизни».

[…]

Почему Тантра придает телу такое большое значение?

Почему Тантра придает телу такое большое значение?

Вопрос: Большинство техник из Вигьяна Бхайрава Тантры используют тело в качестве инструмента. В чем причина того, что в Тантре такое большое значение придается телу?
Ответ: Здесь следует понять многие основные положения. Прежде всего, вы не являетесь телом. Непосредственно сейчас вы есть ваше тело и больше ничего. Вы можете иметь понятия о душе, об атме и тому подобном,- но это только понятия, только идеи. Прямо сейчас вы действительно являетесь только телом. И не обманывайте себя, что вы являетесь бессмертной душой, вечной атмой. Не идите на обман самих себя. Это просто идея, и эта идея тоже базируется на страхе.

Вы не знаете, существует душа или нет; вы никогда не проникали в то внутреннее ядро, где осознается бессмертие. Вы только слышали о душе, и вы прицепились к этой идее, потому что вы боитесь смерти. Вы знаете, что смерть является реальной, поэтому вы все время желаете и верите в то, что что-то там может быть, что является бессмертным. Это исполнение желания.

Я не утверждаю, что души нет, я не говорю, что не существует ничего, что являлось бы бессмертным. Нет, я не утверждаю этого. Но в той степени, в которой это касается вас, вы являетесь просто телом с идеями о том, что существует душа, которая бессмертна. Эта идея существует только в уме, и это тоже то, что вы собрали благодаря страху. Вот почему, чем слабее вы будете становиться, чем старее вы будете становиться, тем в большей степени вы будете становиться верующими в бессмертную душу и в Бога. Тогда вы станете ходить в церковь, или в храм, или в мечеть. Если вы зайдете в мечеть, или в церковь, или в храм, то вы обнаружите, что там собираются старики, находящиеся на пороге смерти.

[…]

Ум всегда остается больным

Ум всегда остается больным

По воззрениям Тантры человек сам по себе является болезнью. Это не означает, что ваш ум расстроен, сам ум, скорее, является расстройством. Это не означает, что вы напряжены где-то внутри, это, скорее, означает, что вы и есть напряжение. Ясно поймите эту разницу. Если ум болен, то его болезнь можно вылечить, но если сам ум является болезнью, то эту болезнь излечить нельзя. Можно выйти за пределы этой болезни, превзойти ее, трансцендировать, но излечить ее нельзя. Это составляет основную разницу между западной психологией и психологией Тантры и Йоги; это разница между восточными, Тантрой и Йогой и западной психологией.

Западная психология считает, что ум может быть здоровым, что уму, как таковому, можно помочь, можно его излечить - потому что для западного образа мышления не существует трансценденции, выхода за пределы, как будто за пределами ума ничего не существует. Трансценденция возможна только в том случае, когда за пределами ума хоть что-то существует,- в этом случае вы могли бы жить в своем настоящем состоянии и двигаться дальше. Но если за пределами ума нет ничего и ум сам является венцом творения, то трансценденция невозможна.

Если вы считаете, что вы всего лишь тело, то вы не можете осуществить трансценденцию за его пределы - потому что кто и куда будет трансцендировать? Если вы просто тело, то вы не можете выйти за его пределы. Если вы можете выйти за пределы тела, то это означает, что вы не просто тело, а что-то еще сверх этого. Это «сверх» становится измерением для движения внутрь.

[…]

Коан приводит к постижению Дзэна

Коан имеет целью искусственное или систематическое развитие в последователях Дзэна того, что древние учителя открывали в себе непосредственно. Он также позволяет передать опыт Дзэна большому количеству умов, на что, в отсутствие этой системы, учитель Дзэна не мог бы и надеяться. Таким образом, коан стремится к популяризации Дзэна и в то же самое время сделался средством сохранения опыта Дзэна во всей его подлинности. «Аристократический» Дзэн превратился в «демократический», систематизированный и до некоторой степени механизированный Дзэн. Несомненно, это также означало бы его искажение, но без этого нововведения Дзэн, вероятно, уже давно умер бы. По-моему, именно система упражнений коан спасла Дзэн - это уникальное наследие - дальневосточной культуры. Чтобы немного лучше понять те обстоятельства, которые обусловили возникновение системы коан, позвольте мне привести слова одного из двух учителей XI столетия. Они свидетельствуют о том, что в то время было, по крайней мере, две тенденции, разрушающие Дзэн. Одна представляла собой доктрину и практическую школу «абсолютного спокойствия», а другая - привычку умствовать, которая давила Дзэн со всех сторон. «Абсолютное спокойствие», с идеей которого учителя Дзэна неустанно боролись с самого начала истории Дзэна, по ошибке принималась за сущность Дзэна. Эта тенденция почему-то неизбежно преследовала практическую школу Дзэна. Что касается умственного понимания Дзэна, то не только неспециалисты, но также некоторые приверженцы Дзэна постоянно увлекались им вопреки опыту Дзэна. Нет сомнения в том, что здесь скрывается злейший враг Дзэна. Если с ним не покончить, то он, несомненно, будет снова и снова поднимать голову, особенно тогда, когда Дзэн выказывает признаки упадка. Синдзе Кокумон говорит в одной из своих проповедей: «Что касается Дзэна, то первостепенное значение в нем имеет личный опыт. Все, что не основано на нем, находится вне его. Поэтому изучение Дзэна должно непосредственно вытекать из самой жизни, а сатори должно быть глубоким. Если что-либо остается неисчерпанным, то это значит, что вы еще не совсем ограждены от мира злых духов. "Разве не говорил один древний учитель, что множество трупов лежит на гладкой, ровной земле, а также, что они настоящие, что они прошли сквозь колючие заросли?" В наше время многие люди стали жертвой заблуждения и считают, что Дзэн достигает своей кульминации, когда все функции тела и ума прекращаются и имеет место сосредоточение, распространяющееся на одно мгновение настоящего, в котором преобладает состояние "вечности в одном мгновении" - состояние, в котором все существо замирает, подобно пламени лампады в старой придорожной гробнице; это состояние холодной отчужденности. К глубокому сожалению, они не могут понять, что такое состояние сосредоточенности, как бы желательно оно ни было, становится - когда человек привязывается к нему - препятствием к достижению истинного внутреннего просветления или проявления сверхчувственного состояния».

[…]

«О чем мы думаем – того и достигаем»

Каждый из нас обладает самым замечательным компьютером в мире и при этом не подозревает, что такой биокомпьютер настолько сложен, что его бесперебойную работу обеспечивают от 10 до 13 биллионов нейронов, которые постоянно анализируют, интерпретируют, сравнивают, накапливают и передают информацию, поступающую как из внешнего, так и внутреннего мира. Ежесекундно обрабатывается поистине фантастическое количество информации в форме звуков, образов, ощущений, и все эти сигналы непосредственно контролируются мозгом, хотя мы и не сознаем, что и как происходит, потому что все эти процессы происходят в царстве подсознания, благодаря которому нам удается избежать перенапряжения. Если обычный, изобретенный человеком компьютер может ошибаться, и тогда опытный программист способен устранить неисправность, то естественный компьютер, которым наделила нас природа, продолжает работать, как бы не замечая изъяна и следуя по пути ошибочной программы, жалуясь на то, что мы называем судьбой... А между тем мы могли бы избежать «превратностей» судьбы, если бы перепрограммировали свой ум и наполнили свою жизнь большим смыслом. Ум, обогащенный подлинной программой жизни, способен превратить для себя всю вселенную в рай, но ум, лишенный такой возможности, всю вселенную превращает в ад.

Причина нашего несчастья - в нашем менталитете

Наш менталитет вынуждает нас лихорадочно делать деньги, чтобы купить новую и лучшую машину, чтобы добиться высокого положения в обществе и т.д. и т.п. Иными словами, мы пытаемся расширить горизонт своих вожделений, вовлекая других людей в эту орбиту эгоистических импульсов. Каков же результат? - Если кто-то пытается нам противодействовать, мы стараемся помешать им и убрать с дороги. Нами овладевают страх, ненависть, ревность, беспокойство и стресс, наша напряженность возрастает, несмотря на то, что мы, в конце концов, добиваемся того, чего хотели. Итак, с одной стороны - погоня за все большими наслаждениями, а с другой - возрастающая напряженность, которая приводит нас к отчаянию, если мы не достигаем поставленной цели, и тогда мы чувствуем себя очень несчастными, поглощенные тоской... И хотя все то, к чему мы так стремились и чего достигли, не сделало нас счастливыми, мы все же продолжаем гнаться то за одной удачей, то за другой. Почему? Ответ прост: мы следуем программе, которую сами сконструировали для себя. Мы запрограммировали себя на преследование вещей, которые не приносят нам того счастья, о котором мы мечтали. Настало время изменить эту программу, если мы приложим необходимые усилия. Мы можем запрограммировать себя таким образом, чтобы реагировать иным образом на то, что нас окружает. Медитация становится почти невозможной, если мы продолжаем бороться с жизнью и с людьми, и протекает почти спонтанно, если мы находимся в гармонии и с тем, и с другими. Как только мы сможем перепрограммировать свой ум, наше окружение перестанет нас беспокоить и медитация произойдет спонтанно, автоматически, не нужно будет прилагать особых усилий. Наше сознание начнет расширяться, и мы неизбежно станем счастливыми. Счастье следует искать в нашем собственном уме, а не во внешнем окружении, которое мы тщетно пытаемся приспособить к себе. Ищите счастье в себе, а не вне себя. В противном случае, ваши симпатии и антипатии исказят ваше представление об окружающем вас мире и о вас самих. Наш ум взаимодействует только с той информацией, которая совместима с его программой. Так, например, если мы запрограммировали себя на то, что каждый ненавидит нас, наш ум будет откликаться только на ту информацию, которая подтверждает и усиливает именно эту позицию, в то время как другая информация будет подавляться. Точно так же если мы программируем себя на то, что каждый любит нас, наш ум будет отмежевываться от противоположной информации. Таким образом, внешний мир и люди всегда представляются нам не такими, какие они есть в действительности, а такими, какими мы их представляем в соответствии с нашими желаниями, склонностями и привязанностями.

[…]

Двадцать восьмая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вообрази себя теряющим всю энергию»

Двадцать восьмая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вообрази себя теряющим всю энергию»

Двадцать восьмая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вообрази, что у тебя постепенно отнимают силу или знание. В момент утраты выйди за пределы.»

Вы можете проделывать это в реальной или в воображаемой ситуации. Вы, например, можете лечь, расслабиться и постараться почувствовать себя так, как будто ваше тело умирает. Закройте глаза; начните ощущать, что вы умираете. Вскоре вы почувствуете, что ваше тело становится тяжелым. Воображайте: «Я умираю, я умираю, я умираю». Если ощущение будет подлинным, то тело начнет тяжелеть; вы почувствуете себя так, как если бы ваше тело было мертвым. Вы захотите пошевелить рукой, но не сможете - она стала такой тяжелой и мертвой. Продолжайте ощущать, что вы умираете, умираете, умираете, умираете, и когда вы почувствуете, что момент приблизился - еще прыжок и вы будете мертвыми,- тогда, вдруг, забудьте свое тело и трансцендируйте, выходите за пределы.

Когда вы ощущаете, что тело умерло, то, что теперь понимается под трансценденцией? Взгляните на тело. До сих пор вы ощущали, что умираете; теперь тело стало мертвым грузом. Посмотрите на тело. Забудьте, что вы умираете, и будьте теперь наблюдателем. Лежит мертвое тело, а вы смотрите на него. Произойдет трансценденция. Вы выйдете из своего ума, потому что мертвое тело не нуждается ни в каком уме. Мертвое тело настолько расслабляется, что сам процесс функционирования ума прекращается. Вы здесь и тело здесь, но ум отсутствует. Запомните - ум необходим для жизни, а не для смерти.

[…]

В чем выражается мистический смысл слова?

Нет более важного средства возвышения сознания человека и ничего более полезного и значительного на пути духовного достижения, чем повторение правильного слова. Когда мы исследуем старые традиции, мы обнаруживаем, что со времен древних учителей Индии, живших за многие тысячи лет до Христа, практиковалось повторение - повторение священного слова. Во все великие периоды, когда в странах происходили религиозные реформы, сила слова считалась имеющей огромную важность: например, в то время когда была дана иудаистская религия, а также во времена раннего Христианства.

Мистические слова могут использоваться в различных языках, но они не принадлежат какому-то одному языку. Возьмите, к примеру, фразу, используемую в практике Зикра. Сегодня ее можно обнаружить в арабском языке, и можно подумать, что она пришла из Аравии. Но она используется также и в персидском языке, и тот, кто не знает арабского, может подумать, что она происходит из Персии. Она также существует в индийском языке, и кто не знает о ее существовании в других языках, может подумать, что она индусская. Она существует и в иврите. Она состоит из тех же слов, которые повторял сам Христос как свои последние слова.

Те великие души, что приходили на землю до Христа, мистики, чьим источником была древняя школа Египта, также повторяли эту фразу. Существует достаточно доказательств тому факту, что и во времена Авраама, который был посвящен в школе Египта, эти слова уже использовались.

[…]

Вся жизнь зависит от ритма

Мистик, знающий ценность слова, находит это слово сначала в самом себе; потому что все знание, которое человек обретает в мире, будь то мирское или духовное, есть знание себя. Например, музыка исполняется внешне, но где она осознается? Она осознается внутри. Хорошее или плохое слово говорится внешне, но где оно осознается? Оно осознается внутри. Тогда где находится осознавание этого проявления, этого творения, которое предстает перед нами во всех своих аспектах? Это осознавание находится внутри.

В то же время человек продолжает постоянно ошибаться. Вместо того, чтобы искать осознавание внутри, он всегда хочет найти его снаружи. Это подобно человеку, который хочет увидеть луну, но ищет ее на земле. Но если он будет искать ее и тысячу лет, смотря на землю, он никогда ее не увидит. Он должен будет поднять свои глаза и посмотреть на небо. Так и с тем, кто ищет тайну жизни снаружи; он никогда не найдет ее, потому что тайна жизни может быть найдена только внутри. И источник и цель находятся внутри, и именно там ищущий найдет их.

Что есть звук?

Это что-то внешнее или нечто внутреннее? Внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может слышать внешний звук. Сегодня человек настолько привык к внешней жизни, что ему стало сложно даже подумать о том, чтобы посидеть в одиночестве. А когда он один, он занимает себя газетой или чем-нибудь еще. Постоянно занимая себя внешней жизнью, человек теряет свою привязанность к жизни внутренней. Его жизнь становится поверхностной, и в результате приходит разочарование; поскольку в этом мире нет ничего более привлекательного в форме звука, видимого или слышимого, как звук внутри. Это потому, что все, чего касаются чувства или что понятно уму человека, ограничено во времени и воздействии и, таким образом, не оказывает влияния вне своих собственных пределов.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка