Мирный образ жизни и вегетарианство

Мирный образ жизни и вегетарианство

То, что вегетарианство всегда было широко распространено в Индии, явствует из первых ведических текстов. Это подтверждает также наблюдение древнего путешественника Мегасфена и китайского монаха-буддиста Фа-хсина, который в V столетии нашей эры отправился в Индию за оригиналами Священный Писаний.

Эти писания недвусмысленно призывают к отказу от мясной пищи. В «Махабхарате», к примеру, великий воин Бхишма объясняет Юдхиштхире, старшему из царевичей Пандавов, что мясо животных - то же самое, что плоть собственных детей человека, и что те безумцы, которые едят мясо, должны быть признаны худшими из всех людей. В «Махабхарате» это подчеркивается неоднократно. Здесь сказано: есть «нечистую» пищу не так преступно, как есть мясо (нужно помнить, что древнеиндийские брахманы превозносили чистоту как религиозный принцип).

Точно так же, в «Манусмрити» говорится, что человек должен «воздерживаться от поедания любого мяса», ибо мясоедение влечет за собой убийства и ведет к кармическому рабству (бандха).

Еще в одном ведическом тексте приводятся слова последнего из великих царей эпохи Вед, Махараджи Парикшита, сказавшего: «только убийца животных не может внять посланию Великой Истины». Таким образом, Веды сообщают нам: чтобы достичь духовной мудрости, нужно начать с вегетарианства.

[…]

Почему нужно защищать коров?

Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь. Родные матери кормят нас молоком один-два года и ждут, что мы будем служить им, когда вырастем. Мать-корова не ждет от нас ничего, кроме зерна и травы. Наши матери часто болеют и ожидают от нас заботы и ухода. Мать-корова болеет редко. Когда наши матери умирают, они ждут от нас затрат на похороны и кремацию. Мать-корова и мертвая полезна нам как живая».

Традиционно корова также считается любимицей Господа Кришны, который прославляется в ведических и постведических текстах как Верховный Господь. Вайшнавизм, или поклонение Вишну или Кришне,- изначальная религия Вед, и любовь Кришны к коровам превозносится во всех ведических текстах. Поэтому неудивительно, что в ранних текстах ведического канона постоянно подчеркивается важность ахимсы и особенно защиты коров.

[…]

«Сарва-бхута-хита» - стремление делать добро всем существам

«Сарва-бхута-хита» – стремление делать добро всем существам

Несмотря на то, что в стихах древних текстов Индуизма содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах разрешалось приносить в жертву животных. Будда, как мы помним, реформировал Индуизм и осудил такие жертвоприношения. Эти жертвы должны были привлечь любителей мяса к более праведному образу жизни, заставляя их следовать предписанным правилам и законам. В отличие от других мировых религий, смягчавшихся в отношение мясной пищи, ведические учения настаивают на том, что кровавые жертвы – это низшая форма поклонения.

В некоторых ведических текстах можно найти описания ритуалов и церемоний, в ходе которых на особой площадке в жертву Богу приносилась лошадь. Этот обряд не имел целью освятить поедание конины. Скорее это делалось для того, чтобы доказать эффективность ведических мантр (мистических вибраций звука).

Старую лошадь возводили на жертвенный костер, опытные брахманы (жрецы) читали священные мантры, и лошадь выходила из костра с омоложенным телом. Животному не причиняли ни малейшего вреда, только омолаживали его. Сегодня, конечно, уже не существует достаточно искусных жрецов, которые могли бы совершить такое сложное мистическое жертвоприношение, да и сами Веды подчеркивают, что эти обряды могли быть выполнены только в древние времена.

[…]

Цитаты из Индуизма о вегетарианстве

Цитаты из Индуизма о вегетарианстве

«Учитывая происхождение мясных блюд и жестокость пленения и убийства живых существ, человеку лучше полностью отказаться от поедания животной плоти».
Манусмрити, 5.49

Азия - континент, где все самое: самая большая площадь суши, самые высокие горы, самое большое количество обитателей, самые древние цивилизации, письменность, сельское хозяйство; самые первые города и самые древние религии в мире. Индуизм, патриарх азиатских вероучений, раньше и активнее всех начал проповедовать вегетарианство.

Основатели главных мировых религий известны всем; корни Индуизма уходят в такую глубокую древность, что назвать имена тех, кто стоял у истоков, невозможно. И все же Индуизм, несомненно, берет начало в ведических Писаниях. Слово «хинди» (индусы), впрочем, в ведических трактатах не встречается. Это название пошло от мусульман из приграничных областей: Афганистана, Белуджистана и Персии. Оно обозначало народы, жившие за рекой Синдху, отделяющей северо-западные индийские провинции от мусульманских территорий. Жившие там исламские народы произносили «с» как «х». Вот почему «синдхи» превратились в «хинди». Название реки со временем стало звучать как «Инд».

[…]

Буддизм в Китае и Японии

Буддизм о поедании мяса в Китае и Японии

Согласно «Энциклопедии Буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось... постепенно оно прекратилось (около V века н.э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище - «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!»

Когда во время правления династии Хан (206 г. н.э. - 220 г. н.э.) Буддизм проник в Китай, там уже процветали Конфуцианство и Даосизм. В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приема пищи и сложнейшими религиозными церемониями. Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские или квазивегетарианские обычаи.

Буддизм быстро проник в Японию и, начиная с VI века, стал играть там доминирующую роль. Исторический момент благоприятствовал: к этому времени японский двор перенял многие черты китайской культуры. Классический китайский язык стал литературным в Японии, и традиционные китайские религии - в том числе Буддизм - также привились на японской культурной почве.

[…]

Как умер Будда: от мяса или грибов?

Как умер Будда: от мяса или грибов?

По мере распространению Буддизма, вместе с ним по миру расходились ошибочные толкования касательно Буддизма и вегетарианства. Ярким примером могут служить обстоятельства смерти Будды. По одной из версий считается, что Будда умер, съев кусок тухлого мяса. Но такие версии не учитывают существования буддистских Писаний, однозначно поддерживающих вегетарианство. Исследования, проведенные в XIX веке, открыли, что в данном случае имелось в виду не мясо, а ядовитый трюфель (разновидность гриба), и что именно он стал причиной смерти Просветленного. Есть немало свидетельств в пользу такой гипотезы. В оригинале на языке пали в писании употребляется понятие «sukara-maddava», которое часто ошибочно переводится как «мясо» или, в узком смысле, «свинина». Тем не менее, исследователи уже давно обнаружили, что «мясо свиньи» на языке пали обозначалось бы словом «sukara-mamsa», а слово «sukara-maddava», возникающее в связи со смертью Будды, означает «свиное лакомство». Трюфели, или их местная разновидность, известная как «свиной каштан», признаются сегодня тем блюдом, которое стало последним блюдом в жизни Будды.

[…]

Будда: «Я никому не дозволял есть мяса, не дозволял и никогда не дозволю»

Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло».

Интересно, что в том же столетии, когда Будда создал свое учение о созерцании и мирной жизни, те же самые идеи проповедовали Конфуций в Китае, Зороастр в Персии, Пифагор в Греции, Исайя в Иерусалиме, Махавира в другой части Индии.

В то время как на юге полуострова Индостан процветал Буддизм, на севере развивался Джайнизм, учение Махавиры. Джайны так строго придерживались закона о неприкосновенности любой жизни, что тщательно осматривали всю свою пищу, боясь случайно проглотить червя или насекомое,- не ради собственного здоровья, а ради безопасности этих существ. И джайнистские, и буддийские монахи, прежде чем пить процеживали воду, чтобы не проглотить какое-нибудь маленькое создание вместе с питьем.

Вообще джайны традиционно более строго, чем буддисты, придерживаются принципа ахимсы и непричинения зла живым существам; однако нужно знать, каким образом в буддийской традиции появились послабления на этот счет. После физической смерти Будды его первые последователи решили, что в учении важнее «намерения», а не «поступки». Практические исследования этого решения зашли очень далеко. Согласно этой трактовке, убежденный буддист может, к примеру, поесть мяса, если убил животное кто-то другой. Тем не менее, сам Будда недвусмысленно осуждал мясоедение,- его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд» (trishna).

[…]

Будда учил вегетарианскому образу жизни

Будда учил вегетарианскому образу жизни

«Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».
Махапаринирвана Сутра

Современный Буддизм - система воззрений и обрядов выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563-483 до н.э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня, что значит «знать», «осознать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».

Нынешние буддисты нередко занимают разные позиции по отношению к учениям Будды; как и Христос, он ничего не записывал сам. Но ученики запоминали его слова и передавали другим людям. Многие аспекты его учения все еще вызывают споры в сообществе буддистов, но есть 2 постулата, безоговорочно принятых всеми: Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа.

Покойный Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность Буддизма» пояснил: «грандиозное здание Буддизма покоится на двух столпах: "великой мудрости" (махапраджна) и "великом сострадании" (махакаруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание - из мудрости, ибо они двое едины». Вероятно, именно доктор Судзуки имел в виду, когда писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям - сострадание есть основа их религии...» Сама жизнь Будды служит олицетворенным примером этого великого сострадания, и вегетарианский образ жизни был существенной частью той мудрости, которой учил Будда.

[…]

Зороастризм, Сикхизм и Джайнизм придерживаются учения ахимсы

Зороастризм, Сикхизм и Джайнизм придерживаются учения ахимсы

Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы, можно назвать Зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее. Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения Ислама, в VII веке н.э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники - индийские парсы. 200000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни.

Сикхизм - направление, основанное гуру Нанаком (1469-1538),- интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений Сикхизма не возводит вегетарианства в принцип. Тем не менее, по словам исследователя Сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времен гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни. Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать». Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены секты Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна.

[…]

Сострадание и милосердие в Исламе

Сострадание и милосердие в Исламе

Сам Коран превозносит всеобщее сострадание и милосердие. Фактически, все 114 глав Корана, кроме одной, начинаются словами: «Bismillahir-rahmanir-rahim», то есть «Аллах милостив и милосерден». Нужно также отметить, что самое частое упоминаемое из имен Бога в Коране – Аль-Рахим, «сострадающий». Следующее по частоте - Аль-Рахам, «всемилостивый». Еще Аллах назван Архам Аль-Рахимин, «милосерднейший из милосердных». Везде подчеркивается всеобъемлющий характер Господней милости. Недостаток милосердия к низшим живым существам не соответствовал бы этой всеобщей любви. Как мы знаем, Магомет при жизни проявлял такое же милосердие. Тот, кто, в подражание Магомету, стал бы придерживаться этого же принципа, и был бы его истинным последователе, вегетарианство стало бы ощутимым сдвигом в этом направлении.

Если основывать наше представление об Исламе в Коране, исламской мистической традиции и особенно на житии и учения Магомета, становится ясно огромное значение вегетарианства и доброго отношения к животным. Это - известные переводы из арабских Хадисов (буквально «учений», текстов, столь же авторитетных, как сам Коран), собранные ученым-мусульманином М. Хафиз Сиедом:

  • Пророк проходил мимо учеников, которые стреляли в барана, и вознегодовал, и сказал: «Не калечьте бессловесных тварей».
  • Пророк вытирал морду коня полой своего одеяния, и, когда его увидели и спросили, почему он так делает, ответил: «Во сне я получил от Господа приказание заботиться о моем коне».
  • Однажды некий человек украл из птичьего гнезда несколько яиц, а Пророк вернул их туда. «Чтите Бога в этих неразумных тварях,- сказал Пророк.- Ездите на них, пока у них есть силы, и слезайте, когда они устали».
  • «Воистину, будет ли нам награда за нашу доброту к четвероногим и за то, что мы поим их?»- спросили ученики. Пророк ответил: «Вам будет награда за доброту к любому животному, у которого влажная печень (то есть к любому живому существу).
  • […]

    О проекте

    Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

    Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

    Подписка