fbpx

Основные принципы: тригуна, тридоша и 5 элементов

Духовный аспект развития | Тригуна | 5 элементов | Тридоша

Духовный аспект развития

Для того чтобы понять аюрведический подход к растениям, следует усвоить основные принципы Аюрведы, являющейся законченной и совершенной наукой исцеления, которая охватывает физический, психический и духовный аспекты жизни.

Древние провидцы Индии описали 2 фундаментальных принципа, лежащих в основе существования:

  • Пуруша – Изначальный Дух, принцип чувствительности сознания.
  • Пракрити – Великая Природа, принцип творения.

Соединяясь, эти 2 принципа, Дух и Материя, дают рождение всему сущему.

Эти 2 принципа являются также одним, исконным Два-в-Одном, что означает сознание и его творящую, исполнительную силу – Шиву и Шакти. Во всем сущем присутствует Пуруша – индивидуальность, сознание, сущность. Во всем сущем присутствует также Пракрити – сила проявления, потенциал творческого развития.

Из этих 2-х великих сил в их изначальном единении рождается Космический Разум – Махат, который содержит в себе семена всего проявленного мира и все законы природы.

Космический Разум присутствует в человеке в виде интеллекта, Буддхи. Это средство пробуждения, достигающее полного развития, когда человек становится просветленным, Буддой. Буддхи – это наша способность к восприятию, наше умение отличать реальное от нереального.

Однако этот интеллект в процессе своей эволюции в материальные формы может породить ощущение обособленного Я, эго, или Ахамкару. Это – принцип разделения, поскольку наше ощущение обособленности отделяет нас от единства жизни.

В свою очередь, эго порождает обусловленный ум или обусловленное сознание, именуемое Манас, которое, будучи нашим самоосознанием, создает вокруг нас защитное мысле-поле, в котором мы оказываемся ограниченными и связанными. Это приводит к нашему соединению с коллективным бессознательным, Читтой, являющейся хранилищем мыслей всех ограниченных форм интеллекта. Из-за связи с Читтой мы остаемся под влиянием скрытых тенденции, побуждении и импульсов ранних стадии эволюции – животного царства и того, что было до него.

Цель Аюрведы – чтобы человек жил в полной гармонии с Космическим Разумом, благодаря чему его собственный интеллект совершенствуется так, что он возвращается к единству с природой, а через природу – к своему истинному Я, Пуруше. Такова духовная основа Аюрведы, которая идентична духовной основе Йоги. Это одновременно и основа аюрведической психологии.

Для достижения этой цели необходимо пробудить интеллект, Буддхи, с помощью которого мы сможем выйти за рамки влияния эго. В основе любого отклонения от природы лежит эго. Здоровье естественно – это природа, Пракрити. Болезнь же неестественна – Викрити. Таким образом, все заболевания, за исключением тех, которые обусловлены течением времени, происходят от психологического дисбаланса, вызываемого ненужным ощущением обособленности Я.

Тригуна

Пракрити обладает 3-мя основными качествами, 3-мя главными свойствами, именуемыми на санскрите гунами:

  • Саттва – принцип света, восприятия, разума и гармонии.
  • Раджас – принцип энергии, активности, эмоциональности, беспокойства.
  • Тамас – принцип инертности, темноты, тупости и противодействия.

Хотя в природе каждое из этих 3-х качеств необходимо, Саттва есть должное качество ума, в то время как Раджас и Тамас, появляясь в уме, становятся загрязнениями, ослабляющими силу нашего восприятия.

  • Индивидуумы, у которых преобладает Саттва, ценят истину, честность, смирение и всеобщее благо.
  • Те, в ком наиболее силен Раджас, ценят силу, престиж, авторитет и власть.
  • Те, в ком преобладает Тамас, пребывают в западне страха, неведения, раболепия и сил разрушения.

Поэтому важно вести преимущественно саттвичный образ жизни. Поскольку в природе присутствуют все эти 3 качества, важно использовать продукты и травы, в природе которых преобладает саттвичностъ. В свете этих понятий Аюрведа классифицирует травы в соответствии с 3-мя гунами.

Это не значит, что не должны использоваться травы, имеющие раджастичную или тамастичную природу. Поскольку Саттва являет собой также равновесие Раджаса и Тамаса, раджастичные травы можно использовать для коррекции тамастичных состояний, и наоборот. Но саттвичные травы ценны сами по себе, поскольку они способствуют развитию ума.

Космическая эволюция
Космическая эволюция

5 элементов

3 гуны дают рождение 5-ти элементам:

  • Из Саттвы, состоящей из ясности, возникает эфир.
  • Из Раджаса, состоящего из активности, возникает огонь.
  • Из Тамаса, состоящего из инертности, возникает земля.
  • Между Саттвой и Раджасом возникает тонкий, но подвижный элемент – воздух.
  • А между Раджасом и Тамасом возникает вода, сочетающая в себе подвижность и инертность.

Эти элементы являют собой 5 состояний материи: твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Они отражают 5 уровней плотности всякой субстанции, всей видимой и невидимой материи во Вселенной. В психологическом аспекте им соответствуют состояния ума и эмоциональные состояния.

5 частей растения в Аюрведе – панчагам – отражают соответствие структуры растения 5-ти элементам:

  • Корень соотносится с землей, поскольку, будучи самой плотной и нижней частью, соединяется с нею.
  • Стебель и ветви соотносятся с водой, поскольку по ним движутся вода и сок растения.
  • Цветы соответствуют огню, проявляющемуся в свете и цвете.
  • Листья соответствуют воздуху, так как через них ветер движет растением.
  • Плод соотносится с эфиром – тонкой сущностью растения.
  • Семя же содержит все 5 элементов, заключая в себе потенциал всего растения.

Тридоша

Ядром Аюрведы является концепция 3-х дош и 3-х основных типов конституции человека:

  • Из эфира и воздуха происходит Вата.
  • Из огня и воды – Питта.
  • Из воды и земли – Капха.

По элементам и дошам мы определяем основную природу человека и назначаем индивидуальное лечение.

3 доши можно распознать по их характерным свойствам:

  • Вата – сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая, шершавая, изменчивая и ясная. Это самая сильная из всех дош, сильная, как сама жизнь. Но она обладает и наибольшим потенциалом порождения болезни. Вата управляет всеми движениями и переносит питту и капху. Вата в своем естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдоха, выдоха, движения, импульсов, равновесие в тканях, остроту чувств. Ее возбуждение вызывает сухость, темные пятна на коже, зябкость, тремор, вздутие живота, запоры, упадок сил, бессонницу, потерю остроты чувств, бессвязность речи и ощущение изнуренности.
  • Питта – горячая, легкая, текучая, тонкая, острая, вонючая, мягкая и ясная. Она управляет теплом, температурой и всеми химическими реакциями. Питта в своем нормальном состоянии отвечает за пищеварение, тепло, зрительное восприятие, голод, жажду, блеск кожи, интеллект, решительность, смелость и мягкость тела. При ее возбуждении моча, кал, глаза и кожа приобретают желтоватый цвет. Могут возникнуть нарушения сна, ощущения голода, жажды, жжения.
  • Капха – холодная, влажная, тяжелая, медленная, тупая, неподвижная, гладкая, плотная и мутная. Она поддерживает субстанцию, вес и все связи в теле. Капха в своем нормальном состоянии отвечает за прочность и устойчивость, поддержание баланса жидкостей в теле, смазку суставов и такие положительные эмоции, как покой, любовь и всепрощение. При ее возбуждении ослабевают пищеварительные функции, накапливаются мокрота и слизь, появляется изнеможение, возникают ощущения тяжести и холода, бледность, слабость в конечностях, затрудненное дыхание, кашель и чрезмерная сонливость.

3 доши пребывают в следующих частях тела:

  • Вата пребывает в толстой кишке, в области таза, в бедрах, ушах, костях и в органах осязания. Основным ее местонахождением является толстая кишка, где она накапливается и вызывает болезнь и откуда ее можно изгнать из тела.
  • Питта пребывает в тонком кишечнике, желудке, поте, крови, секрете сальных желез, плазме и в органах зрения. Ее основное местонахождение – тонкий кишечник, где она накапливается и откуда ее можно изгнать из тела.
  • Капха пребывает в груди, горле, голове, поджелудочной железе, ребрах, желудке, плазме, жире, в носу и в языке. Основным ее местонахождением является желудок, где она накапливается и вызывает болезнь и откуда ее можно изгнать из тела.

Авторы: Васант Лад, Дэвид Фроули
Источник: книга «Травы и специи»

Это может быть вам интересно
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии