За время работы в «Отечественных записках» (1839-1846) Белинский напечатал большое число статей, рецензий и заметок. Самыми замечательными статьями являются следующие: «Русская литература в 1840 году», «Стихотворения М. Лермонтова», «Герой нашего времени», «Русская литература в 1841 году», «Русская литература в 1842 году», «Русская литература в 1843 году», «Русская литература в 1844 году», «Сочинения Александра Пушкина».

Характерной чертой личности и творчества Белинского было его стремление к широким обобщениям, живой интерес к разнообразным вопросам, волновавшим людей его времени. Он никогда не замыкался в рамках чисто литературной критики, то есть не разбирал только художественную сторону произведения, но всегда обсуждал в своих статьях вопросы общественной и частной жизни, о которых говорил писатель в своем произведении. Белинский проверял литературу жизнью, а в жизни судил с точки зрения тех высоких идеалов, к которым призывала передовая русская литература. Отмечая эту особенность критики Белинского, Герцен писал: «Разбираемая книга служила по большей части материальной точкой отправления, на полдороге он бросал ее и впивался в какой-нибудь вопрос. Ему достаточен стих "Родные люди вот какие" в "Онегине", чтобы вызвать к суду семейную жизнь и разобрать до нитки отношения родства».

Критика Белинского стремится не только научить читателя правильно понимать, но и воспитать в нем «гражданина, сына своего общества и своей эпохи. Дорогой читатель в наше время может не только найти какое либо произведение Белинского, но и скачать сочинение по литературе в Интернет.

Белинский горячо любил свою родину, народ: «Я люблю русского человека и верю великой будущности России». Тургенев писал: «Он (Белинский) изнывал за границей от скуки, его так и тянуло назад, в Россию. Уж очень он был русский человек, и вне России замирал, как рыба на воздухе... Благо родины, ее величие, ее слава ждали в сто сердце глубокие и сильные отзывы».

Белинский страстно желал видеть русский народ стоящим во главе цивилизованного мира, но не для того, чтобы господствовать, а для того, чтобы служить человечеству. «Завидуем внукам и правнукам нашим, - писал он, - которым суждено увидеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества».

Необходимым условием для этого Белинский считал теснейшую связь с мировой культурой, овладение всем тем человеческим, что есть в культуре народа. Патриотизм Белинского гармонически сочетался с интернационализмом.

Национальные черты проявились и в таких качествах, присущих Белинскому, как ясность ума, стойкость характера и принципиальность. «Если дело дойдет до того, что мне скажут,- писал Белинский,- независимость и самобытность убеждений или голодная смерть,- у меня достанет сил скорее издохнуть, как собака, нежели живому отдаваться на позорное съедение псам. Что делать - я так создан».

Ничто не могло заставить Белинского отказаться от своих убеждений или пойти на сделку со своей совестью. Он был требователен к другим, но не щадил и самого себя, всегда прямо и честно признавал свои ошибки и промахи. «В собственных промахах,- говорил Тургенев, - Белинский признавался без всякой задней мысли: мелкого самолюбия в нем и следа не было». Прекрасные качества души, свой исключительный талант, все свои силы Белинский отдал на служение народу.

Литература должна быть выражением жизни общества, и общество ей, а не она обществу дает жизнь - заявлял Белинский. «Искусство есть только одно из бесчисленных проявлении жизни»,- в другом месте говорит критик. Содержание искусству и литературе дает жизнь: «Искусство есть воспроизведение действительности».

Отличие искусства от науки Белинский видел только в форме обработки материала. «Философ говорит силлогизмами (суждениями),- пишет Белинский,- поэт образами и картинами, а говорят они оба одно и то же.

Идейное содержание произведения, по Белинскому, имеет решающее значение для определения его ценности. Только содержание может быть истинным мерилом всякого поэта - и гениального и просто даровитого... чтобы стих был поэтический, не только мало гладкости и звучности, но недостаточно и одного чувства: нужна мысль, которая и составляет истинное содержание всякой поэзии...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка