Противоглистные и антипаразитарные травы в Аюрведе (крумигна карма)

Противоглистные и антипаразитарные травы в Аюрведе (крумигна карма)

Противоглистные травы помогают уничтожать и изгонять глистов. В Аюрведе понятие «круми», часто трактуемое как «глисты», имеет более широкое значение. Оно включает в себя все паразитарные, бактериальные, грибковые и дрожжевые инфекции, видимые тонким зрением йогов. Противоглистные травы полезны во всех этих случаях. В частности, они эффективны при лечении кандидамикоза – широко распространенной инфекции, вызываевой дрожжевым грибком (Candida albicans), – и связанных с ним пищевых аллергий.

Паразитарные инфекции рассматриваются как состояния амы, поскольку непереваренная пища, застаиваясь, в конце концов вызывает появление каких-нибудь паразитов. Они лечатся путем детоксицирующей терапии: тонизирующая терапия будет лишь подпитывать инвазию. Противоглистные травы истощают организм и ослабляют ткани. Они могут уменьшить и количество спермы, истощить жизненную силу. В Аюрведе сперма по отношению к другим тканям рассматривается как своего рода червь (круми). Противоглистные травы следует использовать лишь при определенных симптомах и с осторожностью, особенно если пациент уже ослаблен или истощен.

[…]

Как очищаться от токсинов?

Как очищаться от токсинов?

Ама – скопление токсинов, непереваренной пищи или отходов жизнедеятельности организма – усложняет лечение трех дош. В общем виде ама имеет те же характеристики, что и капха: она тяжелая, плотная, холодная, вязкая и состоит главным образом из скоплений слизи. Но в то же время она может соединяться с любой из трех дош.

Доши, соединенные с амой, именуются «сама». Вата может скапливаться в толстом кишечнике в виде газов, распространяться в тонкий кишечник и препятствовать действию пищеварительной силы (агни), порождая аму. Капха может скапливаться в желудке в виде слизи и также распространяться в тонкий кишечник, подавляя агни и порождая аму. Питта может скапливаться в тонком кишечнике в виде желчи и, хотя она горячая, своими жидкими и маслянистыми свойствами она может блокировать агни и порождать аму. Такие состояния называются соответственно «самавата», «самакапха» и «самапитта».

По своим свойствам ама и агни противоположны друг другу. Ама – холодная, влажная, тяжелая, мутная, грязная и с плохим запахом. Агни – горячий, сухой, легкий, чистый и с приятным запахом. Для лечения состояний амы необходимо усилить агни.

[…]

Как управлять ватой?

Вата, состоящая главным образом из элемента воздуха, в основе своей – холодная, сухая, легкая и подвижная. Поэтому ее лечат через согревание, увлажнение, увеличение веса и снижение повышенной двигательной активности. Уменьшают вату сладкий, кислый и соленый вкусы; все они – увлажняющие и питательные по своему действию.

Уменьшать вату могут и травы с острым вкусом. Фактически для этого можно использовать большинство острых трав, причем некоторые из них уменьшают вату даже очень сильно. Острый вкус возбуждает вату лишь когда он используется в избытке.

Следует различать 2 типа нарушений ваты. Это «недостаточность, вызванная ватой» и «преграждающая вата». Термин «недостаточность, вызванная ватой» (дхату-кшая) обозначает истощение ткани вследствие осушающего и облегчающего действия ваты. Большинство случаев истощения, обезвоживания и недостаточности жизненных соков в организме относится именно к этому виду нарушения ваты. Термин «преграждающая вата» обозначает нарушение, вызванное закупоркой каналов (маргава-родха) скоплениями ваты, которая может накапливаться также вместе с амой, капхой и питтой. Сюда входят такие болезни, как артрит и ревматизм, а также многие проблемы, связанные с пищеварением (вздутие живота, образование газов и запоры). Закупорка каналов ватой может привести к тучности или к тому, что называют «анаболической ватой».

[…]

Как управлять питтой?

Как управлять питтой?

Питта, состоящая в основном из элемента огня, является по своим свойствам горячей, поэтому ее лечат посредством охлаждающей терапии или терапии, устраняющей жар. Она также влажная, легкая и подвижная, поэтому благоприятное воздействие на нее оказывают осушающие, питательные и успокаивающие методы терапии. Однако во всех случаях лечения питты в первую очередь должна применяться охлаждающая терапия.

Все вкусы, воздействующие на питту,- сладкий, вяжущий и горький,- по своей природе являются охлаждающими. Горький вкус, самый холодный и самый осушающий из всех вкусов, в наибольшей степени уменьшает питту.

Лечение питты неразрывно связано с лечением крови (ракта) – ткани-элемента тела, соотносимого с питтой. При жаропонижающей терапии наряду с питтой обычно охлаждается и кровь. В большинстве своем проблемы, связанные с жаром крови, попаданием токсинов в кровь и кровотечениями, относятся к питте.

[…]

Как управлять капхой?

Капха, поскольку в ней преобладает элемент воды,- холодная, влажная, медленная и тяжелая. Поэтому она лечится согревающей, осушающей, облегчающей и стимулирующей терапией. Вкусы, которые излечивают капху, – острый, горький и вяжущий; все они являются осушающими и облегчающими, обладают катаболическим действием. Острый вкус, будучи сухим и согревающим, представляет собой прямую противоположность капхе, поэтому он особенно подходит для ее лечения.

Методы терапии, которые лечат капху, оказывают уменьшающее действие. Обычно их сочетают с голоданием или легкой диетой. Их действие направлено на уменьшение веса, через уменьшение в теле элемента земли и рассеивание воды.

Воду можно вывести из тела различными путями. Самый прямой – через почки, посредством мочеиспускания (диурез). Поэтому мочегонная терапия, стимулирующая функцию почек, считается главной для капхи. Она помогает устранить отеки, застой воды в теле и излишний жир, который также относится к элементу воды. Однако мочегонные травы не затрагивают сам корень нарушений, связанных с капхой. Основным местом скопления капхи в организме являются легкие и желудок, а диуретики, воздействуя на почки, не могут оказать на них непосредственного влияния.

[…]

Как управлять своей конституцией?

В Аюрведе пациенты получают лечение в соответствии со своей конституцией. Аюрведическое лечение не является симптоматическим, оно проникает в глубины физиологической и психической сущности человека. Целью Аюрведы является не лечение определенной болезни, а восстановление природной гармонии внутри человека. Такой подход проникает в самую суть всех проявившихся у человека заболеваний, в отличие от обычного «лечения болезни», при котором врач применяет ко всем пациентам один и тот же общий симптоматический подход.

Знание конституции человека служит ключом для целостного подхода к лечению и первоосновой всякой профилактики. Рассматривая болезни в зависимости от конституции, мы приходим к пониманию того, почему различные травы воздействуют на одну и ту же болезнь и как одна трава может излечивать многие заболевания.

Согласно Аюрведе, мы воздействуем на преобладающую в индивидуальной конституции дошу с помощью трав и методов лечения, обычно имеющих природу, противоположную ее качествам. Согревающие и осушающие методы терапии применяются для конституции капхи, имеющей тенденцию к холоду и влажности. Согревающие и увлажняющие методы используются для ваты, которая тяготеет к холоду и сухости. Охлаждающие и осушающие методы используются для питты, обладающей горячими и влажными свойствами.

[…]

Описание шести вкусов в Аюрведе

Описание шести вкусов в Аюрведе

(Цитаты из «Чарак Самхиты» XVI. 43)

I. Сладкий

«Сладкий вкус имеет ту же природу, что и человеческое тело, ткани которого имеют сладкий вкус, и поэтому способствует росту всех тканей тела и оджаса. Помогая достичь долголетия, он действует успокаивающе на пять органов чувств и ум, дает силу и хороший цвет лица. Сладкий вкус ослабляет питту, вату и действие ядов. Он уменьшает жажду и ощущение жжения, способствует здоровью, росту волос и кожи, благоприятно воздействует на голос и энергетику человека.

Сладкий вкус питателен, действует оживляюще, вызывает чувство удовлетворения, укрепляет тело и увеличивает его вес. Устраняет слабость и истощение, помогает преодолеть болезнь. Действует освежающе на носовую и ротовую полости, горло, губы и язык, облегчает приступы и обмороки. Любимый вкус насекомых, особенно пчел и муравьев, этот вкус влажен, прохладен и тяжел.

Однако если его использовать в избытке, сладкий вкус вызывает ожирение, вялость, лень, сонливость, чувство тяжести, потерю аппетита, ослабление пищеварения, нарушает нормальное развитие мышц горла и рта, затрудняет дыхание и мочеиспускание, вызывает кашель, тормозит кишечную активность, способствует проявлению лихорадки, вызванной холодом, вызывает вздутие живота, чрезмерное слюноотделение, потерю чувствительности и голоса, зоб, опухание лимфатических узлов, ног и шеи, различные отложения в мочевом пузыре и кровеносных сосудах, слизистые образования в горле и глазах, а также другие болезненные состояния, обусловленные капхой».

[…]

Энергетика растений: раса, вирья, випак, прабхава

Энергетика растений: раса, вирья, випак, прабхава

Аюрведа подходит к растениям с позиций энергетики. Свойства растений рассматриваются системно, с учетом присущих им элементов, вкусов, оказываемого ими согревающего либо охлаждающего действия, воздействия на организм после переваривания и других особых качеств, которыми они могут обладать. В отличие от сложного химического анализа, при котором можно потеряться в лабиринте многочисленных деталей, эта простая энергетическая система проясняет основные качества растений. Она построена таким образом, что с ее помощью можно легко определять и понимать действие растений, благодаря чему они могут использоваться применительно к индивидуальной конституции и конкретным условиям.

Система энергетики является стержнем аюрведического учения о травах. Подобный же подход, основанный на систематизации по вкусу и энергии, лежит и в основе китайского траволечения. Отсутствие такой системы в западной фитотерапии является ее существенным недостатком.

Понимание принципов энергетики весьма важно в процессе лечения.

Вкус (Раса)

Аюрведа утверждает, что вкус каждой травы не является чем-то случайным, а отражает ее свойства. Разные вкусы оказывают разное воздействие.

Обычно мы не связываем вкус с терапевтическими свойствами. В продуктах питания мы рассматриваем вкус лишь с точки зрения наслаждения. В западной системе траволечения мы отмечаем вкус травы скорее для ее правильного распознавания, нежели для того, чтобы понять ее действие.

Хотя известно, например, что пряные, острые травы действуют согревающе и стимулирующе, а горькие травы уменьшают лихорадку, это не стало основанием для классификации трав по вкусу.

[…]

Растения, агни и ама

Аюрведа рассматривает здоровье тела как следствие действия управляющего обменом веществ биологического огня. Он именуется «агни». Агни – это не просто символ пищеварительной функции, в более широком смысле это – созидательный огонь, лежащий в основе всей жизни, созидающий всю Вселенную путем поэтапного раскрытия самого себя и, таким образом, содержащий в себе ключ ко всем преобразованиям.

Агни присутствует не только в человеческих существах, но и во всей природе. Например, в растениях агни проявляется в процессе фотосинтеза.

При сильном агни пища переваривается хорошо, а при слабом – различного рода токсины, образующиеся главным образом из непереваренных пищевых частиц и именуемые в Аюрведе «амой», постепенно накапливаются и вызывают болезнь.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка