Диагностика: различие между подходом современной медицины и Аюрведой

«Объективность» подхода современной медицины к проблеме здоровья и болезни наглядно проявляется в методах диагностики. Химическое тестирование и компьютерное моделирование почти повсеместно затмили собой традиционный подход «симптомов и синдромов», делая диагностику все более механистичной. Объективные тесты основаны на понятии нормы. Однако отклонение от нормы может быть вызвано как патологией, так и индивидуальными особенностями. Любой здоровый человек имеет большие шансы получить хотя бы одно «ненормальное» показание, если у него берется много
различных анализов, поскольку большинство людей, даже будучи в здоровом состоянии, не всегда точно укладываются в установленные медициной представления о норме. Когда такие тесты используются для обследования больших групп людей, эти «ненормальные» показания могут привести к ненужному и, возможно, опасному лечению. Некоторые врачи буквально изводят своих пациентов различными анализами ради того, чтобы казаться бдительными и пресечь возможные обвинения в неправильном лечении. Многие пациенты, со своей стороны, сами настаивают на проведении дополнительных анализов.

В Аюрведе диагностические тесты, будучи более субъективными, интерпретируются лишь в контексте тестируемого пациента, который рассматривается как целое существо. Эти тесты исследуют его состояние, характер взаимосвязи между органами и каналами, и вовсе не являются изучением какого-то одного, «первостепенно важного» органа, канала, ткани, мармы или чакры. Состояние человека – это сумма того, кем он был, кто он есть сейчас и куда он движется на всех уровнях существования. Вдовство – это состояние, так же как и бедность, брак и им подобные жизненные обстоятельства. Текущая форма существования, являясь обобщением прошлого опыта, определяет возможные будущие состояния. Аюрведическая диагностика не ограничивается вопросом «что у вас не в порядке?», но скорее является выражением того, где человек находится сейчас, как быстро и в каком направлении он меняется, какие силы влияют на это изменение и как сделать так, чтобы состояние его стало гармоничным, а жизненные импульсы не выпадали из общего ритма.

Аюрведическая диагностика начинается со знакомства с тем, «что у вас в порядке», а именно – правильно ли питаются ткани, хорош ли их тонус, в «цветущем» ли они состоянии и так далее. По состоянию кожи можно определить состояние расы. Маслянистая, гладкая, мягкая, чистая, тонкая кожа с глянцевым отливом, с короткими, прочно укорененными тонкими волосками говорит о благополучии, удаче, энергии, удовольствии, проницательности, здоровье, бодрости и долголетии. Когда с питанием расы все в порядке, она преданно выполняет и физические, и психические функции, создавая гармонию в микрокосме, что в макрокосме проявляется в виде преуспевания в жизни. Не случайно люди с конституцией питта-капха или капха-питта легче других достигают жизненного благополучия: их сознание более созвучно с идеей процветания.

Каждая ткань имеет свой собственный признак процветания. Несущая животворную силу кровь обычно изучается через посредство кожи. Состояние мускульной ткани, жира и костей очевидно для опытного врача, а о процветании костного мозга можно судить, например, по блеску глаз. Люди, имеющие превосходную шукру (семя), по словам Чараки, «нежны и обладают нежным светом в глазах, которые кажутся наполненными молоком, а в действительности наполнены бодростью. У них маслянистые, округлые, крепкие, плотно посаженные, ровные зубы, ясный, приятный цвет лица и голос, широкие бедра, тело их сияет. Эти люди – желанный источник радости для женщин, они сильны и наделены удачей, силой, здоровьем, благополучием, честью и многочисленным потомством». Женщины, чья артава (женский репродуктивный «сок») находится в превосходном состоянии, обладают схожими качествами. Хорошая шукра, как правило, производит хороший оджас – вещество, дающее силу иммунной системе, создающее мощную ауру, которая привлекает других людей, как благоухающий цветок привлекает пчел.

Те немногочисленные счастливцы, у которых все элементы находятся в превосходном состоянии и хорошо отлажены, – сильны, способны переносить трудности, самодостаточны во всех начинаниях и преданы благородным целям. У них крепкое, хорошо сложенное тело, твердая походка и насыщенный голос. Они счастливы, энергичны, благополучны, почитаемы и вкушают все прелести жизни. И сами они, и их потомство медленно поддаются возрастным изменениям и болезням, жизнь их продолжительна. Таких людей сопровождают «счастливые обстоятельства», они – истинные получатели того бесценного дара, который именуется «добрым здоровьем». Радость от здорового метаболизма, которую испытывает каждая из их клеток, перетекает в окружающее их пространство и наполняет здоровьем и его. Здоровье и душевный покой других людей улучшаются от простого пребывания в ауре этих людей. Такие уравновешенные, выдающиеся личности улучшают жизнедеятельность любого сообщества, частью которого они становятся.

Эти превосходные качества служат хорошей мерой жизненных сил. Легко обмануться внешностью тела, если не обратить внимания на эти внутренние совершенства. Серьезные болезни могут казаться
незначительными у людей, которые обладают «богатством тела, духа и жизненной силы», тогда как мелкие недуги будут казаться крайне опасными у людей, которым больше подходит слово «бедность» по отношению к указанным вещам. Дюжие молодцы с крупным телосложением не обязательно сильны, некоторые великаны надуты, как воздушные шарики, наполненные ватой, и как воздушные шары готовы лопнуть в любой момент от прикосновения булавки. Люди тощие или маленькие не обязательно слабы, они могут быть подобны муравьям, которые способны тащить груз, во много раз превышающий их собственные размеры. Вообще, во всех вещах важен не столько размер, сколько пропорция.

«Долголетие, крепость, жизненная сила, счастье, энергия, благополучие и прочие желанные качества зависят от надлежащих пропорций тела».
Чарака

О превосходном состоянии ума свидетельствуют твердая память, преданность своему делу, благодарность, мудрость, чистота, энергичность, мастерство, мужество, стойкость в битве, свобода от печали, твердость походки, проницательность и яркий характер. Такие люди полны благородных стремлений, даже если их тела и не отличаются совершенным здоровьем.

  • Люди с сильным умом, даже имея слабое тело, не кажутся больными, когда серьезно заболевают.
  • Люди средней умственной силы, заболевая, утешают себя, сравнивая себя с другими, и ищут утешения со стороны других, чтобы успокоить себя.
  • Слабые умы не находят успокоения ни в себе, ни в других.

Даже крепкие телом, но ментально слабые люди не способны стоически выдержать самый легкий недуг, двери их умов моментально сносит с петель, если они подвергаются страху, грусти, искушению, обману, обиде или шокирующему зрелищу, такому как вид мяса и крови. Чем стабильней ум человека, тем больше вероятность того, что он сумеет «переварить» подобные впечатления и выйти из переделки еще сильнее, чем прежде.

Автор: Роберт Свобода
Источник: книга «Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии