Прана-шакти: формы, энергетические поля и мандала

Прана движется в теле не беспорядочно, но определенным образом, создавая вибрации различных частот. Эти различные вибрации образуют физическое тело, так же как и тонкие органы. Как на физическом уровне мы можем видеть отдельные органы и их составляющие, так на более тонком уровне можно легко ощущать органы энергии и их составляющие. Согласно Тантре и Йоге, они известны как чакры, нади, кундалини-шакти, читта-шакти, прана-вайю и панча-таттва.

Прана есть макрокосм и микрокосм, и субстрат жизни. Без праны мы были бы подобны разлагающимся трупам, не имея возможности видеть, двигаться, слышать и т.д. Это иллюстрирует очаровательная история из Прашнопанишады:

  • История из Прашнопанишады

Однажды все индрии, или чувства, и прана вступили в спор. Индрии начали доказывать одна за другой, что существование дживы полностью зависит от них, так как если они прекратят функционировать, то она погибнет. Уши сказали: «Если я заберу слух, человек наверняка не сможет жить». Глаза сказали: «Без зрения человек погружен во тьму; он не сможет жить, если я уйду». Так каждый превозносил свои собственные достоинства.

Наконец прана, выслушав их спокойно, сказала: «Ну, вы самоуверенные малые. Ведь, если я сейчас уйду, ни у кого из вас не будет силы и способности действовать». С этими словами прана начала уходить сначала из ушей, затем из глаз, из носа и т.д. Теряя свое положение в теле, чувства начали дрожать от страха и, осознав роль праны, сразу отказались от своего заблуждения и упросили ее вернуться.

Эта история показывает, что без праны мы не можем даже моргнуть веком, не говоря о выполнении всех тех задач, которые ставит перед нами наша жизнь. Прана играет очень существенную роль в творении, и, хотя мы можем действовать только за счет праны, большинство из нас до сих пор не способно использовать ее полный потенциал. У большинства людей настолько неразвитая прана, что они не могут провести ни дня без чувства усталости, не говоря о том, чтобы производить дополнительную прану для раскрытия внутреннего духовного опыта.

Формы прана-шакти

Кундалини представляет в теле индивидуума космическое проявление праны или «махапраны». Весь космический опыт от сотворения до уничтожения запечатлен в кольцах кундалини. Отсюда она известна как «атма-шакти», или «пара-шакти», или вселенская энергия. Во всех живых существах божественное сознание проявляется в первую очередь как прана, или энергия, и поэтому кундалини, являясь хранилищем этого огромного количества энергии, известна также как «прана-шакти».

«Кундалини» происходит от слова «кунда», которое означает «яма» или «впадина». Кундалини есть изначальная энергия, содержащаяся в муладхара чакре, дремлющем центре, расположенном в области промежности. Когда полный потенциал этой энергии высвобождается, она поднимается вверх через центральную нервную систему физического тела, или сушумна-нади пранического тела.

В основном, однако, прана-шакти только частично высвобождается из муладхара-чакры через связующие каналы – ида- и питала-нади. Ида и питала способны проводить только низкий заряд энергии; они оживляют ум и тело, но не в полную мощь. Только полная сила кундалини-шакти, или прана-шакти, или атма-шакти, может пробудить все сознательные и жизненные функции. Питала-нади также проводит прана-шакти, но мы не должны смешивать эти 2 значения слов прана-шакти. На одном уровне это «пара» в форме кундалини-шакти; на другом это «пинда» (микрокосмический) в форме прана-шакти, которая направляется через пингалу.

Прана-шакти также проявляется как 6 основных центров, или чакр, или хранилищ праны, которые располагаются вдоль позвоночного столба.

  • Низшая чакра в энергетической цепи, муладхара, располагается в промежности у мужчин и в матке у женщин. Она связана с копчиковым сплетением.
  • Следующая чакра, свадхисхана, располагается на 2 пальца выше муладхары и соответствует крестцовому сплетению.
  • Выше свадхистаны, позади пупка, находится манипура, которая соответствует солнечному сплетению.
  • В позвоночном столбе в области сердца находится анахата, которая соответствует сердечному сплетению.
  • В середине шеи – вишудхи, которая соответствует шейному сплетению.
  • В самом верху позвоночного канала, в продолговатом мозге, находится аджна, которая связана с шишковидной железой в физическом теле.

Каждая чакра образована одним основным элементом:

  • в муладхаре – притхви-таттва;
  • в свадхистхане – апас-таттва;
  • в манипуре – агни-таттва;
  • в анахате – вайю-таттва;
  • в вишудхи – акаша-таттва.

Определенный элемент, управляющий каждой чакрой, указывает уровень, на котором чакра вибрирует и действует.

Вся сфера сознания, мыслей и действий определяется деятельностью этих чакр. Энергию чакрам передает питала-нади. Восхождение кундалини полностью активизирует их. До тех пор, пока это не произошло, мы ограничены в каждом своем действии и переживании. В таттва-шуддхи-садхане непосредственное влияние на эти чакры оказывает концентрация на каждой таттве.

Прана-шакти как энергетические поля

Для управления функциями тела прана-шакти также проявляется, как 5 основных прана-вайу:

  • прана
  • апана
  • самана
  • удана
  • вьяна

Кроме них, существует еще 5 упапран или дополнительных пран. Вместе эти 10 пран контролируют все процессы человеческого тела, такие как пищеварение, испражнение, чихание, моргание, речь, движение, дыхание.

Из них самыми влиятельными являются прана и апана:

  • Прана есть внутренняя движущая сила, которая создает поле, двигаясь вверх от пупка к горлу.
  • Апана есть внешняя движущая сила, которая создает поле, двигаясь вниз от пупка к анусу.

Прана и апана движутся в теле стихийно, но контролируются тантрической и йогической практикой. В Упанишадах сказано, что определенный метод необходим для того, чтобы изменить направления движения этих противоположных движущих сил праны и апаны, с целью их соединения с саманой в пупочном центре, результатом чего является пробуждение кундалини. Через всю эту систему физического, тонкого и космического проявлений праны, прана-шакти создает, поддерживает и в конечном итоге разрушает в человеческих существах идею индивидуального существования.

Прана-шакти как Деви

Шакти в сфере трансцендентального выходит за пределы понятий пола. Однако, в сфере имманентного шакти изображается как богиня «Деви». Само слово «шакти» указывает на женский принцип, и из этой концепции возникло целое собрание богинь, каждая из которых представляет верховную шакти в полном проявлении как «Пурна-Шакти», либо в частичном проявлении, как «амса-рупини».

Каждый из существующих видов шакти представляет тот или иной аспект или энергию в индивидууме:

  • Пурна-Шакти – это Кали, Дурга, Лакшми, Сарасвати и Парвати;
  • Амса-рупини множество, некоторые из них – это Дакини, Ракини, Лакини, Какини, Шакини и Хакини.

В человеческом теле аспекты Пурны-Шакти представлены восходящей кундалини, и аспекты амса-рупини представлены открывающимися чакрами. Подобно тому, как поливание растений вызывает через некоторое время их цветение, так кундалини шакти в пробужденном состоянии обеспечивает амса-рупини энергией и поддержкой для раскрытия их полного потенциала.

Мандала праны-шакти

Кундалини как прана-шакти символически изображается в виде прекрасной богини. Традиция символического изображения каждого аспекта человеческого существования в виде мандалы является неотъемлемой частью Тантры. Эти мандалы представляют собой нечто большее, чем просто символы; они олицетворяют неизвестное бессознательное и подсознательное в человеке. Считается, что концентрация на этих формах взрывает самскары и архетипы, которые скрывают творческие способности и гений человека.

Для содействия этому процессу в таттва-шуддхи создана мандала праны-шакти. Различные аспекты ее формы представлены не случайно; скорее, они были тщательно подобраны, чтобы выразить определенные уровни сознания.

  • «Красный, как восходящее солнце» цвет ее кожи означает ее способность наделять благами. Медитация на Деви в красном осуществляется для преодоления низшего «я» и всех сил, которые держат человека в тисках самскар или мирской жизни. Красный является основным цветом, передающим качество динамизма «раджогуны». Поскольку прана является жизненной силой, побуждающей к действию все живые существа, красный цвет также говорит о ее динамических тенденциях.
  • Ее 6 рук подразумевают высокую эффективность всех ее действий. Каждый из предметов в ее 6-ти руках символизирует победу над различными аспектами человеческого существования:
    • Стрекало является символом искоренения «двеши» (враждебности).
    • Петля символизирует победу над различными формами раги, или желания.
    • Лук изображает ум в состоянии совершенной целеустремленности и концентрации, а 5 стрел представляют 5 танматр, 5 таттв, 5 гьянендрий и 5 кармендрий, которые находятся под контролем концентрированного ума.
    • Трезубец служит символом 3-х гун в состоянии равновесия и покоя.
    • Череп с капающей кровью является символом растворения и уничтожения эго.
  • Ее улыбка и доброжелательное выражение лица изображают прану-шакти как ту, кто охотно одаряет благами, обеспечивая успех медитации (дхьяны), совершаемой на ее форму. Ее 3 открытых глаза символизируют видение всех сфер, и третий глаз, в особенности, говорит о ее космическом видении.
  • Лотос, на котором она восседает, означает раскрытие всех божественных сил, или «сиддх».

Практика таттва-шуддхи имеет дело с праной-шакти в ее разнообразных аспектах. Кроме того, поскольку таттвы творятся разночастотными вибрациями праны, мы выражаем почтение пране-шакти, которая играет существенную роль в нашей эволюции от сознания к материи и от материи к сознанию. Медитация на прану-шакти есть высшая точка в практике таттва-шуддхи.

Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии