Одна дзэнская притча: Священник и дзэнский мастер

Одна дзэнская притча: Священник и дзэнский мастер

Беседы мастера Банкея посещали не только ученики Дзэн, но и вообще лица всякого звания и разных сект. Он никогда не цитировал сутр, не вступал в схоластические обсуждения. Но слова шли прямо из его сердца в сердца слушателей.

Его многолюдные собрания очень раздражали священника секты Нитирэн, последователи которой также ходили слушать о Дзэн. Самолюбивый священник пришел в храм, решив поспорить с Банкеем.
- Эй, дзэнский учитель!- позвал он,- подожди-ка минутку. Всякий, кто тебя уважает, будет повиноваться твоим словам, но вот если человек вроде меня, тебя не уважает, сможешь ли ты заставить его подчиниться?
- Подойди ко мне, и я это покажу,- сказал Банкей. Священник принялся горделиво расталкивать толпу, пробиваясь к учителю.

[…]

Одна суфийская притча: Человек и собака

Одна суфийская притча: Человек и собака

Один человек в суфийской одежде шел однажды по дороге и, увидев на дороге собаку, сильно ударил ее своим посохом. Завизжав от боли, пес побежал к великому мудрецу Абу Саиду. Он кинулся ему в ноги и, продемонстрировав пораненную ногу, все ему рассказал и попросил быть судьей между ним и тем суфием, который обошелся с ним столь жестоко. Мудрец призвал к себе их обоих и сказал суфию:
- О безголовый! Как посмел ты так поступить с бессловесной тварью?! Посмотри, что ты натворил!
- Я тут не причем,- возразил суфий.- Собака сама виновата во всем. Я ударил ее вовсе не из прихоти, а потому, что она запачкала мою одежду.

[…]

Одна дзэнская притча: Повар

Одна дзэнская притча: Повар

Мастер Дзэн решил послать ученика основать новый монастырь и объявил, что назначен будет тот, кто лучше всех ответит на вопрос. Поставив на землю вазу с водой, он спросил:
- Кто сможет сказать что это, не называя его?

Старший из учеников сказал:
- Никто не может сказать, что это - деревянный башмак.

[…]

Одна суфийская притча: Знание и способность обучать

Однажды, давным-давно, один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Этого человека звали Нур. Нур решил поделиться с людьми своим открытием и для этого стал путешествовать от общины к общине. Он передал свой секрет многим группам людей. Некоторые воспользовались этим знанием. Другие, не дав себе труда подумать, каким полезным оно могло бы оказаться для них, поняли только то, что Нур опасен для них и прогнали его. В конце концов, люди какого-то племени, перед которыми он продемонстрировал свое искусство, пришли в дикую панику и убили его, видя в нем исчадие ада.

Прошли века. В одной общине, в которой Нур некогда обучал людей добыванию огня, это знание сохранилось только у особых жрецов, пользующихся властью, богатством и теплом, в то время как остальные люди замерзали от холода. Другая община начисто забыла искусство Нура и стала поклоняться орудиям добывания огня. Люди третьей общины поклонялись образу самого Нура, так как именно он был их учителем. В четвертой общине сохранилась история открытия огня в легендах и преданиях - одни верили в них, другие нет. Пятая община действительно использовала огонь, и это позволяло им находиться в тепле, готовить пищу и производить разные полезные предметы.

И вот спустя много-много лет один мудрец с небольшой группой учеников путешествовал по землям этих племен. Ученики пришли в изумление при виде такого множества различных ритуалов, с которыми они здесь столкнулись.

- Но ведь все эти действия относятся всего лишь к добыванию огня и ни к чему больше,- сказали они учителю.- Наш долг открыть этим людям правду.
- Что ж, я согласен,- ответил учитель.- Мы повторим наше путешествие, и, благодаря этой новой цели, те из вас, кто уцелеет к его концу, узнают, каковы реальные проблемы и как их решать.

[…]

Одна дзэнская притча: Дровосек и мастер

Одна дзэнская притча: Дровосек и мастер

Император, желая повидать Нан-Ина, мастера Дзэн, приехал в монастырь. Встретив там дровосека, коловшего дрова, он спросил:
- Монастырь большой, где я могу найти Учителя Нан-Ина?

Человек подумал несколько мгновений с закрытыми глазами и сказал:
- Прямо сейчас вы не можете найти его.
- Почему я не могу найти его сейчас?- сказал император.- Он уехал?
- Нет, он здесь,- ответил дровосек.
- Он что, занят каким-то срочным делом?- спросил император.- Какой-нибудь церемонией? Или уединился?
- Он сейчас перед вами рубит дрова,- сказал дровосек.- А когда я рублю дрова, я - дровосек. Учителя Нан-Ина сейчас нет, вам придется подождать. Пройдите, пожалуйста, в помещение.

[…]

Одна суфийская притча: Судьба царевны и воля султана

Одна суфийская притча: Судьба царевны и воля султана

Некогда жил-был один султан. Все, чему его научили с детства и во что он верил, было для него несомненной истиной. Но сам он был ограниченным и недалеким человеком, хотя во многом был справедлив.

У него было три дочери.

Однажды он призвал их к себе и сказал:
- Все, чем я владею, принадлежит или будет принадлежать вам. От меня вы получили жизнь. Только от меня зависит ваше будущее, а, значит, и ваша судьба.

Две старшие дочери, полные признательности и доверия к его словам, согласились с ним.

[…]

Одна дзэнская притча: «Первооснова»

Одна дзэнская притча: «Первооснова»

Каждый приходящий в храм Обаку в Киото видит вырезанную на воротах надпись: «Первооснова». Необычно большие иероглифы надписи всегда восхищают ценителей каллиграфии. Эти иероглифы двести лет назад нарисовал Косэн.

Мастер изобразил иероглифы на бумаге, а резчик их увеличил и вырезал на дереве. Косэн рисовал в присутствии ученика, который сделал несколько галлонов чернил для каллиграфии и был настолько смел, что никогда не упускал случая покритиковать работу мастера.

- Нехорошо,- сказал он Косэну после первого рисунка.
- А как вот это?
- Плохо. Еще хуже прежнего.

[…]

Одна суфийская притча: Река, ветер и песок

Одна суфийская притча: Река, ветер и песок

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла, наконец, песков пустыни. Подобно тому, как она преодолевала все преграды, река пыталась было одолеть и эту, но вскоре убедилась, что по мере ее продвижения вглубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше. И хотя не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: «Ветер пересекает пустыню, и это может совершить поток». Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

- Тебе не перебраться через пустыню привычными испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.
- Но как это может произойти?
- Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя.

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь, в конце концов, никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

[…]

Одна дзэнская притча: «Открой свою сокровищницу»

Одна дзэнская притча: «Открой свою сокровищницу»

Дайдзю навестил учителя Басе в Китае. Басе спросил:
- Чего ты ищешь?
- Просветления,- ответил Дайдзю.
- У тебя есть собственная сокровищница. Почему ты ищешь на стороне?- спросил Басе.
- Где же моя сокровищница?
- То, что ты спрашиваешь, и есть твоя сокровищница.

[…]

Одна суфийская притча: Райская пища

Одна суфийская притча: Райская пища

Юнус, сын Адама, решил однажды не взвешивать больше свою жизнь на весах судьбы, и узнать, как и почему необходимые вещи приходят к человеку.

«Я,- сказал он себе,- человек и, как таковой, я ежедневно получаю свою долю от всех вещей мира. Доля эта приходит ко мне, благодаря моим собственным усилиям вместе с усилиями других. Упростив этот процесс, я найду способ, которым пища достигает людей, и узнаю кое-что о том, "как и почему". Итак, я стану на путь религии, который предсказывает человеку в целях поддержания самого себя полагаться на всемогущего Бога. Чем жить беспорядочно в мире, где пища и прочие вещи явно проходят через посредство общества, отдам я себя непосредственной поддержке Силы, управляющей всем. Ведь даже нищие зависят от посредников - от милосердия: люди подают пищу или деньги потому, что их научили так делать. Не стану я принимать таких опосредованных деяний». Сказав так, он вышел за город и отдал себя поддержке невидимых сил с той же решительностью, с какой принимал поддержку сил видимых, будучи школьным учителем. С наступлением ночи Юнус улегся прямо на землю с верой, что Аллах всецело позаботится о его интересах - так же, как птицы и звери получают свою долю заботы в его царстве.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка