Сорок первая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вслушивайся в звук струнного инструмента»

Сорок первая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Вслушивайся в звук струнного инструмента»

Сорок первая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры, опирающаяся на звук: «Слушая звучание струнных инструментов, услышь их составной центральный звук; таким образом, вездесущность».

Вы слушаете музыкальный инструмент – ситару или что-либо подобное. В ее звучании много тонов. Будьте бдительными и вслушивайтесь в центральное ядро, в спинной хребет, вокруг которого группируются все тона, в самое глубокое течение, которое держит вместе все тона – в то, что является центральным, как ваш позвоночник. Позвоночник держит все тело. Вслушивайтесь в музыку, будьте бдительными, проникайте в музыку, найдите основу ее – центральную ось ее, текущую вместе с музыкой, собирающую все тона вместе. Тона приходят, уходят и исчезают, а центральная часть продолжает течь. Осознайте это.

Первоначально музыка использовалась в основном для медитации; индийская музыка, в частности, создавалась как метод медитации, индийские танцы создавались как метод медитации. Это было глубокой медитацией для исполнителя, это было глубокой медитацией также и для слушающих или смотрящих. Танцор или музыкант может быть мастером своего дела, профессионалом. Если в нем нет медитации, он просто профессионал. Он может быть великим мастером своего дела, но в нем не будет души, будет только тело. Душа появляется только тогда, когда музыкант входит в глубокую медитацию.

[…]

Истине нет дела до материализма

Большинство людей предпочитает то, что попроще и погрубее – бесперспективную философию материализма – философию пессимизма, отчаяния, одиночества, телесных наслаждений и забвения души. Но истине до этого нет дела; она нисколько не страдает от того, если ее кто-то не признает, пусть даже это целый мир; для нее, как сказал Дидро, достаточный триумф, когда ее принимают немногие, но достойные: быть угодной всем не ее удел. Но она всякое мгновение торжествует над заблуждением, а заблуждающийся обманывает лишь самого себя. И настанет пора, а к ней идет все движение, все развитие, когда истина, скромно выписанная на страницах книг великими мыслителями, восторжествует в «этом безумном, безумном, безумном мире» окончательно, безраздельно и всеобъемлюще!

А пока эта пора не настала, не станем пытаться кого-либо убедить или переубедить и скажем вместе с Лабрюйером: «Нужно стремиться лишь к тому, чтобы мыслить и говорить согласно истине, без всякого желания привить наши вкусы и убеждения другим: предприятие сие и без того достаточно грандиозно».

Солнце мудрости никогда не уходит за горизонт. Главное, чтобы мы не прятались от лучей его в тени. Сколь бы ни был непрогляден кругом нас мрак, будем помнить, что «с тех пор, как стоит мир, за ночью всегда следует заря, и не было еще случая, чтобы солнце, уйдя за горизонт, не появилось вновь».

[…]

«Халасана» - поза плуга

«Халасана» – поза плуга

Техника выполнения. Лечь спину, руки положить по бокам туловища ладонями на пол. В процессе выполнения упражнения руки являются опорой – мягко отталкиваясь ими от пола, мы помогаем себе выполнить движение. Расстояние между ступнями – около одной длины одной ступни (примерно 20-30 см).

Глубоко вдохнуть, обозначить легкую Мула-бандху и, не соединяя ступней, с выдохом медленно поднять прямые ноги вверх до угла в 30 градусов, остановить подъем, медленно вдохнуть и с мягким ненапряженным выдохом продолжить подъем до угла в 60 градусов.

Сделать еще одну остановку для вдоха. С выдохом поднять ноги до вертикального положения. Выполнить еще один вдох и опустить ноги к голове, стараясь их пальцами коснуться пола за головой. Движение позвоночника – прочь от плеч – вытягивание вверх по дуге, а не «накатывание» таза в сторону головы (рис. 1).

«Халасана» - поза плуга

Рис. 1

[…]

Бандхи в йогической практике

Бандхи в йогической практике

Бандхи – это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания пранической или психической энергии внутри определенных зон тела для того, чтобы спресованная сила могла быть направлена и использована по назначению там и тогда, где и когда это необходимо. Без знания мудр и бандх ученик будет действовать в очень ограниченном диапазоне медитативной технологии и не сможет прогрессировать.

Большинство бандх обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением бандх или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдете квалифицированного руководителя.

Мула-бандха

«Мула-бандха» означает «корневой замок». Техника замыкает психическую энергию в высшей сфере психического тела и не позволяет ей опускаться в низшие области. Мула-бандха стимулирует работу муладхара-чакры ментальным (воображаемым) сокращением, пробуждающим кундалини. Поначалу ученику предлагают сократить мышцы, связанные с муладхара-чакрой, но позже, однако, точное местонахождение муладхары будет установлено самим практикующим и, когда мышечного сокращения уже не потребуется, ученик сможет просто мысленно прикасаться к требуемой точке своим осознанием. Если техника доведена до совершенства, ее тонкое воздействие оказывается намного более эффективным, чем физическое сокращение мышц. Однако на первых стадиях ученикам предлагается освоить мышечные сокращения.

[…]

Мудры в йогической практике

Мудры – это психофизические позиции, широко применяемые в йогической практике для контролирования психических состояний и связанных с ними явлений. Существует большое разнообразие мудр, начиная от простых позиций рук и пальцев и кончая сложными методами и тонкими техниками концентрации ума.

Большинство мудр обладают мощной силой и поэтому их следует осваивать постепенно и осторожно, внимательно наблюдая за их действием, чтобы не навредить телу или уму. Если во время практики возникает какая-то проблема с выполнением мудр или малейший физический дискомфорт, необходимо прервать практику до тех пор, пока не найдете квалифицированного руководителя.

Гьян-мудра

Сядьте в медитативную асану. Согните указательные пальцы обеих рук так, чтобы своими ногтями они уперлись к внутренним сторонам больших пальцев. Вытяните остальные три пальца каждой руки так, чтобы они были слегка расставлены. Поместите руки на колени ладонями вниз таким образом, чтобы все пальцы указывали на пол перед коленями.

[…]

11 основных поположений Учения Духов

11 основных поположений Учения Духов

1. Божественный Разум правит мирами. С ним отождествляется закон, и пребывающий в самом себе, вечный, всенаправляющий закон, которому подчиняются все живые существа и неодушевленные предметы.

2. Подобно тому как человек, под своей материальной, непрестанно обновляющейся оболочкой, сохраняет свою духовную тождественность, это неразрушимое «я», это сознание, в коем он узнает себя и собой обладает, так и Вселенная, под своими изменчивыми обликами, владеет собой и отражает себя в некой живой целостности, которая есть ее «Я». «Я» Вселенной это и есть Бог, высшая целостность, к Коей стремятся и сводятся и в Коей гармонизуются все отношения, необъятный, безмерный, могучий очаг света и совершенства, из которого излучаются и распространяются на все космические человечества справедливость, мудрость, любовь!

3. Все развивается во Вселенной и стремится к высшему состоянию. Все преобразуется и совершенствуется. Поначалу смутная, неясная, нерешительная, жизнь поднимается из недр бездн, одушевляя бесчисленное множество все более совершенных форм, и наконец расцветает в полную силу в человеке, в каковом она обретает сознание, разум, волю и составляет душу, или дух.

[…]

Сороковая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Слушайте умолкающий звук»

Сороковая сутра из Вигьяна Бхайрава Тантры: «Слушайте умолкающий звук»

Сороковая техника из ста двенадцати методов Вигьяна Бхайрава Тантры, использующая звуки, гласит: «В начале и при постепенном утончении звука любой буквы, проснись».

Некоторые учителя часто используют эту технику. У них есть свои гениальные способы. Если, например, вы войдете в хижину мастера Дзэна, то он может внезапно издать вопль. Вы можете испугаться, но если вы знаете, почему он сделал это, вы будете понимать, что он сделал это только для того, чтобы разбудить вас. Любой внезапный случай может разбудить вас. Любой внезапный звук может разбудить вас.

Внезапность прерывает ваш сон, а обычно вы спите. Если не происходит чего-либо необычного, вы не выходите из сна, вы продолжаете все делать во сне. Вот почему мы никогда не чувствуем свой сон. Вы отправляетесь в свое учреждение, вы управляете автомобилем, вы возвращаетесь домой, вы любите своих детей, вы говорите со своей женой, поэтому вам кажется, что вы совсем не спите. Как вы можете все это делать во сне? Вы думаете, что это невозможно, но знаете ли вы что-либо о лунатиках – о тех, кто ходит во сне? Их глаза открыты, они спят и могут многое делать при этом. Но по утрам они не помнят, что они делали ночью.

[…]

«Гомукхасана» - поза «коровья морда»

«Гомукхасана» – поза «коровья морда»

Техника выполнения. Встать на колени, опереться на руки и скрестить ноги в бедрах – правая впереди (рис. 1).

«Гомукхасана» - поза «коровья морда»

Рис. 1

Опуститься на пятки. Завести левую руку за спину, согнуть ее. Завести правую руку за плечо и соединить руки в замок (рис. 2 и 3).

«Гомукхасана» - поза «коровья морда»

Рис. 2

[…]

Медитативные позы Йоги

Медитативные позы Йоги

Главная цель всех медитативных поз – обеспечить практикующему возможность сидеть совершенно спокойно в течение продолжительного времени. Когда медитативная стадия достигает более высокого уровня, в одной и той же позиции необходимо оставаться в течение нескольких часов, не испытывая физического дискомфорта. Погрузиться в более глубокую медитацию возможно лишь при условии, когда тело устойчиво и спокойно. Здесь подобраны позы, которые при продолжительной практике дадут возможность сохранять тело без напряжений и дискомфорта на протяжении долгого времени. Эти позы, или асаны, поддерживают прямой позвоночник в устойчивой позиции без сознательных усилий, что является основным условием и предпосылкой для глубокой медитации.

Начинающие могут начинать с сукхасаны, но впоследствии они должны все-таки усвоить такие классические медитативные асаны, как падмасана и сиддхасана. Другие, у кого есть проблемы, связанные с плохой подвижностью ног и суставов, могут сидеть на стуле с прямой спинкой или лежать на твердой постели, если это необходимо.

Когда вы сели в асану, представьте себе, что вы стали крепким и устойчивым, как скала. Чем устойчивее вы в асане, тем успешнее ваша концентрация ума. Уже после года практики вы достигнете значительного успеха и сможете сидеть спокойно 3 часа. Прогрессировать будут и те, у кого раньше ноги сгибались с трудом и болью, – если эти люди проявляли упорство и не запускали свою практику. Необходимо постепенно удлинять время сидения в асане ежедневно на одну минуту. Способность сидеть в падмасане зависит не только от гибкости тела, но также и от состояния ума: если практикующий не только доверяет, но и твердо верит в себя, в свой ум, тот разрешит ему сидеть в падмасане совершенно легко и долго.

[…]

Как создается человек?

Ян-аспект создания человека включает соединение сперматозоида с яйцеклеткой, внутриутробное развитие зародыша, сами роды и младенчество. Этот Ян-аспект полностью подобен Ян-аспекту дома в том смысле, что действительная постройка дома, начиная с работы архитектора и кончая работой художника, включает только физические процессы.

Здесь уместно задать метафизический вопрос: кем и как был разработан Инь-аспект создания человека? Найдутся такие, кто будет утверждать, что создание, рождение и т.п. просто «случается», без какого-либо порядка или плана. Но это несерьезное и слишком наивное представление о создании.

Посмотрите, какое замысловатое планирование необходимо для обеспечения тушения пожара в доме. Сначала, пятьдесят или сто лет назад, заранее составлялся план и в удобном месте устанавливался пожарный гидрант, который использовался для тушения пожара в случае его возникновения. Теперь используются пожарные машины, оборудованные лестницами, топорами и т.п. Вся эта подготовка и осуществляемое специалистами планирование борьбы с огнем всегда отличаются большой сложностью. Пренебрегать нельзя ничем. Даже болт не с той резьбой может привести к утечке, в результате которой вся система окажется неэффективной. Рассматривая этот простой пример борьбы с огнем, разве логично предполагать, что в несравнимо более сложном процессе создания человека не существует ни плана, ни порядка? Ян-аспект этого процесса – союз двух людей, зачатие и рождение – всегда точен, с какой стороны к нему ни подойти. Строение мужчины и женщины таково, что, объединяясь, они во всем дополняют друг друга. Возьмите хотя бы необходимые физиологические изменения, которые происходят в теле беременной женщины. Ее таз смещается, матка увеличивается, грудные железы наполняются молоком. Все это совершается в определенное время в совершенной последовательности. Процесс, несмотря на свою невероятную сложность, полностью естествен.

[…]

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка