«Человек должен сам, без чьей-либо помощи идти по пути и достичь цели. Как бы ни был опытен учитель, он не может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет по-настоящему внутренне готов к этому. Подобно тому, как мы не можем заставить лошадь пить воду, если она этого не хочет, мы не можем заставить другого постичь высшую реальность. Каждый должен сделать это сам. Цветок распускается сам, вследствие своей внутренней необходимости, точно так же внутреннее откровение должно явиться результатом собственной внутренней зрелости. Именно здесь Дзэн носит такой личный и субъективный характер в том смысле, что он имеет дело с внутренним, творческим процессом».

«Если мы не идем вперед, мы падаем. Если у нас нет серьезной веры, для нас откроется множество возможностей сознательно или несознательно притянуться к иллюзии, и мы наверняка начнем попутно обвинять во всем Бога. Если нам не удастся всем сердцем поверить, что Бог — высший правитель и благожелатель, мы не поверим и в то, что можем повлиять на перипетии нашей жизни и преодолеть их. Так мы сохраним нездоровую привычку притворяться бессильными».

«В нашей протекающей в бешеном темпе жизни мы проводим время, думая о будущем, вспоминая опыты или факты из прошлого, или список вещей, которые нужно выполнить прямо сейчас. И мы делаем все это, пока бегаем от поручений к назначениям и встречам, мчась на машинах и меняя отношения. Делая одновременно так много действий, мы редко переживаем настоящий момент во всей его полноте. Некоторые из нас живут такой жизнью, как будто мы все время находимся в критическом положении».

«Каждое живое существо является чувствующим, и на уровне сознания все является человеческим. Истинная человечность, то есть человеческий способ ощущения жизни, находится в сердце всей жизни. Растения и животные иногда проявляют эту человечность более ярко, чем некоторые люди, которые закоснели в своем обособленном ощущении человечности. Только когда мы будем рассматривать все существующее как человеческое по своей сути, мы сможем достичь поистине человеческого существования. Такой урок преподносят нам растения, чья жизнь уходит корнями в единство природы. Учась у них, мы можем обрести лучшее понимание самих себя».

«Интуитивному человеку не нужно ждать, пока он узнает что-то о человеке; все, что ему нужно — это одно мгновение. Немедленно, как только его взгляд падает на кого-то, у него возникает впечатление, которое является первым типом интуиции. Человек с тонким и спокойным умом обычно обладает интуицией; а тот, у кого грубый, плотный и беспокойный ум, не владеет ею. Интуиция — это сверхчувство; она может быть названа шестым чувством; она является сущностью всех чувств. Когда человек говорит, что ощущает что-то, то это не значит, что существовали объективные причины, подтверждающие, что это так; это значит, что без каких-либо внешних признаков или объективных знаков он ощутил это».

«Говорят, что молитва — дочь страдания. Но я говорю, что молитва — мать восторга».

«Людям неинтересно знать, какова природа души. В различных университетах есть всевозможные факультеты, много технологических институтов занято поиском и изучением тончайших законов материальной природы, есть медицинские научно-исследовательские лаборатории, где изучается физиологическое состояние материального тела, но нет ни одного института, где изучали бы природу души. Это величайший изъян материалистической цивилизации, которая сама является лишь внешним проявлением души».

«Крайность означает отрицание чего-либо — что-то принимается, а что-то отвергается. Крайность означает быть за что-то и против чего-то. В тот момент, когда имеет место приятие, вы отбрасываетесь к середине, вы не останетесь с крайностью».

Ошо

Ошо духовный лидер и мистик

«Если возникновение проблем можно объяснить с духовной точки зрения, значит, должно быть и духовное решение каждой проблемы — и оно есть. Ответ не лежит на уровне проблемы, хотя большинство людей сосредоточивает все свои силы именно на этом уровне. Но духовное решение находится за его пределами. Когда вы отвлекаетесь от процесса борьбы, одновременно происходят две вещи: ваше сознание расширяется, и начинают появляться новые пути решения проблемы. Когда сознание расширяется, события, которые кажутся случайными, перестают быть таковыми. Через вас пытается реализоваться большая цель. Когда вы узнаете эту цель — а она своя для каждого человека,- вы словно превращаетесь в архитектора, которому вручили проект. Вместо того чтобы укладывать кирпичи и прилаживать трубы наугад, архитектор может теперь действовать уверенно, зная, как должно выглядеть готовое здание и как его построить».

«Ни один врач с начала времен еще не вылечил ни одного пациента. Ни один врач никогда не сделает этого, ибо излечить может только Природа. Только Природа может творить чудеса; врачи же должны лишь учить своих пациентов пользоваться этими чудесами. Задача врача — использовать знание о прошлых болезнях и нынешнем состоянии пациента для того, чтобы интуитивно предугадать возможные пути исцеления и разработать стратегию лечения. Истинные врачи неустанно служат каналами, через которые Природа может вершить свои чудотворные деяния. Вот почему Аюрведа учит, что каждый врач должен всегда, даже в ходе диагностических процедур, отдавать максимум энергии на исцеление каждого пациента».