«Махабхарата». 20 уроков на пути к мудрости и нравственности

1. Сатьяван попал в беду, однако благодаря настойчивости и решимости Савитри, ситуация полностью изменилась. Когда, в поисках мудрости и нравственности мы сталкиваемся с подобными трудностями и препятствиями, нам следует проявлять такую же стойкость, как у Савитри, и тогда нам во всем будет сопутствовать успех.

Всякий, кто с почтением выслушает повествование о Савитри, обретет счастье и добьется успеха во всех своих начинаниях, а также никогда не будет испытывать мучений.

2. Являя совершенный образец бескорыстия, Бхишма дал пожизненный обет, позволивший его отцу избавиться от скорби и обрести счастье. Если мы хотим обрести мудрость и нравственность, подобную той, которой обладал Бхишма, нам нужно развить в себе бескорыстие, и это позволит нам всегда оставаться умиротворенными даже посреди величайших жизненных проблем.

3. Хотя желание Амбы отомстить Бхишме было глупым и практически неосуществимым, ей, тем не менее, удалось исполнить его благодаря твердой решимости. Подобным образом и мы должны быть тверды в своей решимости обрести мудрость и нравственность; в противном случае мы можем стать жертвами невежества и зла.

Амба, которая, прежде чем родиться как Шикханди, молилась о смерти Бхишмы, осуществила свое желание. Хотя ее извращенная решимость была порождена желанием мести, такая сильная решимость может быть использована и для достижения истинной добродетели. В этом случае вместо минутного удовлетворения (как это было с Амбой) мы обретем непреходящее внутреннее счастье, и тогда наша жизнь обретет истинный смысл и ценность.

4. Царь Шиби был так сострадателен, что готов был на все ради спасения жизней своих подданных. Чтобы развивать мудрость и нравственность, нам тоже необходимо обладать глубоким состраданием ко всем существам. Оно избавит нас от эгоизма и поможет увидеть духовную природу каждого.

Оказавшись в крайне трудных обстоятельствах, царь Шиби на протяжении всех этих испытаний оставался безмятежным, всегда полагаясь на высшую силу. Этому же нужно научиться и нам - как оставаться спокойным посреди величайших испытаний, полагаясь на божественное руководство. Так мы сможем подняться на трансцендентный уровень.

5. Обманывая свою святую жену и отрицая, что женат на ней, царь Душманта, в конце концов, был выведен на чистую воду Божественным провидением. Тем, кто желает обрести мудрость и нравственность, очень важно научиться правдивости, ибо, обманывая, мы начинаем испытывать страх, беспокойство и чувство вины. Все это низвергает нас на низшие уровни сознания.

6. Благодаря преданности своему просветленному духовному учителю Аруни получил все его благословения. Точно так же, если у нас есть осознавший себя гуру, мы должны развивать в себе преданность ему и всегда стараться исполнить его желания, даже если ради этого нам придется страдать. Заслужив благосклонность такого человека, мы обретаем возможность пробудиться к высшей духовной радости.

Из-за того, что Упаманью постоянно объедался, с ним произошла ужасная трагедия. Если мы хотим обрести мудрость и нравственность, нам следует быть умеренными в еде, иначе вожделение, гнев и жадность одолеют нас.

Утанка не смог бы выполнить волю жены своего духовного учителя, если бы, столкнувшись с различными препятствиями, не проявил такой сильной решимости. Так же и мы должны обладать твердой решимостью, чтобы преодолеть все те препятствия, которые возникают на пути обретения мудрости и нравственности.

7. Вопреки искушению отвергнуть своего дряхлого мужа, Суканья явила пример супружеской верности. Если мы стремимся обрести мудрость и нравственность, нам следует быть верными своим близким, иначе мы останемся на материальном уровне. Верность тем, кого мы любим,- это подготовка к тому, чтобы обрести верность Божественному.

8. Отвергнутая мужем, Дамаянти испытывала ужасные страдания, и все же никогда не утрачивала надежды на то, что воссоединится с ним. На пути к мудрости и нравственности нам также никогда не следует терять надежды; напротив, нужно сознавать, что все важное и значительное достигается только в результате долгих усилий.

История о благородных Нале и Дамаянти разрушает порочное влияние Кали, а людям, находящимся в беде, дарует утешение. Тот же, кто пересказывает или слушает ее, никогда не столкнется с неудачей, сможет достичь всех своих целей и, если пожелает, обретет славу, сыновей, внуков, высокое положение, здоровье и счастье.

9. Благодаря чистоте, которую Ришьяшринга обрел, занимаясь духовной практикой, он положил конец засухе и страданиям людей. Духовная практика очищает и укрепляет ум, что, в свою очередь, усиливает нашу решимость достичь поставленной цели.

10. Мудрец Мудгала бескорыстно раздавал щедрые пожертвования, но, когда ему предложили наслаждаться на райских планетах, он отказался от этого во имя более возвышенной цели. Нам тоже нужно учиться быть щедрыми, ибо это поможет нам победить зависть и жадность, которые являются препятствием на пути к мудрости и нравственности.

11. Стремясь достичь своей цели, Кача претерпел немало бед и страданий, но, несмотря на это, сохранял решимость и, в конечном счете, достиг успеха. Нам также нужно быть очень терпеливыми, чтобы обрести мудрость и нравственность.

Царь Яяти дал отцу Деваяни серьезное обещание, но из-за того, что царь намеренно нарушил свой обет, ему пришлось испытать ужасные страдания. Нам тоже нужно стараться выполнять свои обещания, ибо это поможет нам развить уверенность в себе и заслужить доверие других.

12. 2 неразлучных брата, могучие Сунда и Упасунда, стали злейшими врагами из-за того, что им недоставало отречения, необходимого для обуздания своих похотливых наклонностей. Если мы не научимся сдерживать свои низменные желания, наше будущее будет омрачено, а обретение мудрости и нравственности станет для нас практически невозможным.

Находясь во власти вожделения, мы можем легко утратить свои могущество и власть, какими бы огромными они ни были.

13. Когда надменный царь Шала непочтительно отнесся к святому брахману, присвоив лошадей, принадлежавших ему, последствия этого поступка были разрушительными для царя. Поэтому следует быть особенно внимательными к святым и к их собственности, ибо это поможет нам заслужить их благосклонность. Благословения святых - один из лучших способов обретения мудрости и нравственности.

Высокомерие по отношению к святым ведет к саморазрушению, тогда как смирение перед ними дарует нам их благословения.

14. Царица Драупади смогла полностью завоевать сердца своих могущественных мужей благодаря тому, что служила им с необычайным усердием. Если мы тоже будем прилежны в исполнении своих обязанностей, на нас низойдет Божественная милость, дарующая мудрость и нравственность.

15. Однажды царь Юдхиштхира, обычно владеющий собой, поддался искушению сыграть в кости, что в конечном итоге привело к страшной трагедии. До тех пор пока мы не научимся владеть своими чувствами, нам не удастся противостоять своим слабостям, побуждающим нас заняться деятельностью, ведущей к самоуничтожению.

16. Угодив своей жене, обратившейся к нему с необычной просьбой, Агастья одновременно смог осуществить и свое желание. Подобным образом, мы тоже должны стараться доставить удовольствие другим, используя свои знания и таланты. Это поможет нам установить гармоничные и теплые отношения с людьми.

Когда нас со всех сторон окружают проблемы, мы, подобно богам, должны молить Всевышнего Господа о том, чтобы Он дал нам разум и силы для их разрешения. В молитве мы духовно растем, так же, как наши мудрость и нравственность.

Так, смиренно моля Бога о помощи и руководстве, мы сможем не только разрешить свои самые серьезные проблемы, но и обрести мудрость и нравственность.

17. Порой для достижения поставленной цели необходимо совершение суровой аскезы, как это было в случае с царем Бхагиратхой, спасшим своих предков от страданий в аду. Такая аскеза дарует внутреннюю силу и решимость, столь необходимые для обретения мудрости и нравственности.

18. Огромная вера Драупади в Господа Кришну побудила Его чудесным образом появиться перед ней и спасти ее и Пандавов от проклятия йога Дурвасы. Развивая веру во Всевышнего Господа, мы сможем с легкостью обрести Его милость и так многократно умножить свою мудрость и нравственность.

19. Царь Кувалашва отважно выступил против самого могущественного и жестокого демона на земле по имени Дхундху и победил его. Если при столкновении с трудностями и испытаниями нашим девизом будет «со щитом или на щите», мы не только добьемся успеха в достижении поставленных целей, но и разовьем одновременно мудрость и нравственность.

Говорится, что всякий, кто услышит эту священную историю, станет благочестивым и обретет детей, если он того желает. Тот, кто слушает ее в определенный день полнолуния, благословляется долгой жизнью, удачей и свободой от болезней и беспокойств.

20. Царь Сомака знал, что порой ради того, чтобы обрести желаемое, приходится жертвовать самым дорогим, и это может причинять невыносимую боль. Однако, для того чтобы стать мудрее и нравственнее, мы должны быть готовы с радостью пожертвовать всем, чем угодно, ибо это поможет нам преодолеть свою эгоистическую природу.

Чем больше мы сочувствуем страданиям других и чем больше мы готовы разделить с ними их печали, тем мудрее и нравственнее мы становимся. Эти 2 качества способны даровать нам внутренний мир, огромную радость и истинное счастье, которых мы так жаждем.

Автор: Амала Бхакта дас
Источник: книга «Махабхарата. Мистические истории»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка