Комоедица

Комоедица, Комоедицы – народный белорусский праздник, посвященный встрече весны и пробуждению медведя.

«В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подается кисель, потому что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название «комоедица». После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».

Отмечается 24 марта (6 апреля), накануне Благовещенья.

Праздник по своим традициям напоминает Масленицу. Раньше на Руси Масленица называлась Комоедицей и знаменовала наступление весеннего равноденствия – одного из 4-х главных праздников в древней языческой традиции, своего рода земледельческий Новый год.

Также в этот день славяне почитали Медвежьего бога. Считалось, что в этот день медведь выходит из спячки. Белорусы говорили: «На Овечницу медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу, на Сретенье переворачивается и сосет другую лапу, а на Благовещенье – выходит из берлоги».

Б. А. Рыбаков пришел к выводу, что «комоедица» и «комедия» имеют один и тот же индоевропейский корень. Праздник Рыбаков связывал с охотничьим культом медведя каменного века.

Про название праздника Л. С. Клейн говорил: «…это позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских».

Название может иметь что-то общее с греческой комедией, но скорее как заимствование из греческого языка в белорусский через латинское посредство. Поэтому, чтобы объяснить это название, ввели обычай есть гороховые комы. Комоедицы по времени совпадали с первым выгоном скота, и поэтому ряженые («шуты гороховые») изображали «скотьего бога» – медведя. Однако подтверждения своей теории Л. С. Клейн не приводит.

Существует еще одна версия происхождения названия праздника. Медведя на Руси издревле называли «Ком». От этого и пошла в народе поговорка «Первый блин комам», то есть «Первый блин – медведям».

С раннего утра люди с плясками и песнями отправлялись в лес и несли Медвежьему богу лакомства, задабривая его. Разносили по лесу блины и раскладывали их на пеньках, а уже после этого обряда отправлялись гулять и праздновать сами.

В Беларуси кушанья готовились иные: на первое – сушеный репняк для медведя, который любит растительную пищу, на второе – кисель, а на третье – блюдо из гороховых комов. Считается, что именно поэтому праздник в Беларуси называется Комоедицей.

На Руси славяне тщательно готовились к предстоящему празднику, придумывали разнообразные гуляния, заливали ледяные горки, строили снежные и ледяные городки. Молодежь развлекалась кулачными боями, пролитая в бою кровь считалась жертвой будущему урожаю.

В конце праздника народ торжественно сжигал чучело Марены, на которое навязывали старое тряпье, чтобы в ярком огне сгорели все прошлые горести и печали. На следующий день после праздника начиналась тяжелая работа в поле, чтобы в срок собрать хороший урожай.

Оставить комментарий

avatar