Одна суфийская притча: Суфий о волшебнике

[Притча] Суфий о волшебнике

Один великий суфий поведал своим ученикам одну историю:
«Жил некогда Волшебник, который построил себе дом на краю большой и богатой деревни. Однажды он пригласил всех жителей деревни к себе на ужин.

— Но прежде чем мы поедим,- сказал он,- я хотел бы вас немного поразвлекать.

И Волшебник показал первоклассное шоу с кроликами из шляпы, флагами, появляющимися ниоткуда, и удивительными превращениями вещей. Жители деревни были в восторге. Тогда он спросил:
— Хотите теперь поесть или еще поразвлечься?

Жители были единодушны: они никогда еще не видели таких изумительных фокусов.

(далее…)

Одна суфийская притча: «ты слишком много оглядывался»

[Притча] «Ты слишком много оглядывался»

Пришел как-то к великому суфию Байязиду Бистами один человек и сказал:
— Из-за твоего учения разрушена вся моя жизнь. Двадцать лет тому назад я пришел к тебе, и ты мне сказал, что если не просишь — богатства сами последуют за тобой; если не ищешь — все дано будет тебе; если не возжелаешь — придет самая прекрасная женщина. Потрачено целых двадцать лет! Хоть бы какая уродина пришла! А про богатства я вообще молчу! Я стал болен, ты разрушил всю мою жизнь. Ну а теперь, что ты мне скажешь?

(далее…)

Одна суфийская притча: Три суфия и погонщик верблюдов

[Притча] Три суфия и погонщик верблюдов

Шли как-то по земле три суфия, и были они столь наблюдательными и мудрыми, что все называли их ясновидцами.

Однажды, во время одного из многих странствий, повстречался им на пути погонщик верблюдов. Завидев путников, он кинулся к ним с расспросами:
— У меня пропал верблюд,- выпалил он, уставившись на них выпученными глазами.- Вы его не видели?
— Он слеп на один глаз?- спросил один из путников.
— Да,- ответил погонщик.
— И зуба спереди у него не хватает,- добавил другой.
— Да, да…
— А еще хромает, да?- спросил третий.
— Да, да, да,- обрадовался погонщик.

Тогда все трое указали ему в ту сторону, откуда они шли, и сказали, что он может надеяться найти пропавшего верблюда.

(далее…)

Одна суфийская притча: Три дервиша и мастер

[Притча] Три дервиша и мастер

Три дервиша, решившие найти Истину, достигли дома одного из великих учителей. Они попросили его помочь им; вместо ответа он повел их в свой сад. Подобрав ветку сухого дерева, он переходил от одной клумбы с цветами к другой, отсекая соцветия наиболее высоких из них.
Когда они вернулись в дом, мудрец сел среди своих учеников и спросил:
— Что означали мои действия? Любой из вас, кто сможет объяснить их правильно, будет допущен к Учению.

Первый дервиш сказал:
— Мое объяснение урока таково: люди, воображающие, что они знают больше, чем другие, должны подвергнуться выравниванию в Учении.

Второй дервиш сказал:
— Мое понимание действий таково: вещи, прекрасные наружностью, могут быть незначительны в целом.

(далее…)

Одна суфийская притча: Три совета от маленькой птички

[Притча] Три совета от маленькой птички

Человек однажды поймал птичку.
— В неволе я тебе не пригожусь,- сказала ему птичка,- отпусти меня, и я дам тебе три ценных совета.

Первый совет птичка пообещала дать в руке, второй — когда она взлетит на ветку, и третий — на вершине холма.

Человек согласился и спросил, каков ее первый совет.

— Если ты чего-то лишился, пусть даже ты ценил это не меньше жизни, не жалей об этом.

Человек отпустил птичку и она, взлетев на ветку, сказала свой второй совет:
— Никогда не верь тому, что противоречит здравому смыслу и не имеет доказательств.

(далее…)

Одна суфийская притча: Три истины

[Притча] Три истины

Суфии известны как искатели истины, а истина есть знание объективной реальности.

Один невежественный и жадный тиран захотел однажды заполучить эту истину. Его звали Рударигх Родриго, он был великий лорд Мурсии в Испании. Он решил, что истина — это нечто такое, что можно силой выпытать у Омара аль-Алави из Тарагоны.

Омар был схвачен и приведен во дворец. Рударигх сказал:
— Я приказываю тебе немедленно изложить всю истину, которую ты знаешь, понятными мне словами, а не то придется тебе распрощаться с жизнью.
— Соблюдаешь ли ты при своем благородном дворе всеобщий обычай, согласно которому арестованный должен быть отпущен, если он говорит правду, отвечая на поставленные вопросы, и если эта правда не свидетельствует против него?- ответил Омар.
— Да, соблюдаю,- сказал вельможа.
— Я прошу всех присутствующих быть свидетелями слов нашего господина,- сказал Омар.- А теперь я скажу истину и не одну, а целых три!
— Мы должны воочию убедиться, что твои слова представляют собой действительно истину как таковую. Доказательство должно сопровождать твои слова.
— Для такого господина, как ты,- продолжал Омар,- которому мы собираемся открыть не одну, а целых три истины, мы уж постараемся дать истины, которые будут самоочевидными.

(далее…)

Одна суфийская притча: Три дервиша в поисках Истины

[Притча] Три дервиша в поисках Истины

Давным-давно жили три дервиша: Як, Ду и Си. Первый дервиш пришел с севера, второй — с запада, третий — с юга. У этих людей была общая цель: они стремились к Глубокой Истине и искали Путь. Первый, Як Баба, сидел и размышлял, пока у него не начала болеть голова. Второй, Ду Ага, стоял на голове, пока у него не отнялись ноги. Третий, Си Каландар, читал книги, пока у него не пошла из носа кровь. Наконец, они решили объединить свои усилия. Дервиши удалились в уединенное место и стали сообща выполнять свои упражнения, надеясь таким образом сконцентрировать необходимое количество усилий, чтобы вызвать появление Истины. Сорок дней и сорок ночей искатели упорно добивались своей цели, и вот на сорок первый день, словно из-под земли в вихре белого дыма перед ними возникла голова очень древнего старца.

— Это таинственный Кхидр, страх людей!- воскликнул первый дервиш.
— Да нет же, это Кутуб, столп мира,- возразил второй дервиш.
— Вы оба заблуждаетесь,- вмешался третий,- я убежден, что это никто иной, как Абдель, Измененный.
— Я ни тот, ни другой, ни третий,- могучим глухим голосом проговорил дух.- Но я тот, кого вы можете представить. Сейчас, кажется, вы стремитесь к одной цели, которую вы называете Глубокой Истиной?
— Да, о Мастер,- хором ответили дервиши.
— Приходилось ли вам слышать когда-нибудь изречение «Путей столько же, сколько человеческих сердец»?- спросила голова и, не дожидаясь ответа, продолжала,- во всяком случае, вот ваши пути: первый дервиш должен отправиться в страну глупцов; второй дервиш должен разыскать волшебное зеркало, а третий пусть обратится за помощью к Джинну Водоворота.

(далее…)

Одна суфийская притча: «не осталось времени»

[Притча] «Не осталось времени»

Байазид Бистами, суфийский мастер, написал в своей автобиографии:
«Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:
— Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир!

Мне все казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так:
— Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, о Господи, изменить мою семью!

(далее…)

Одна суфийская притча: Толпа и суфийский мастер

[Притча] Толпа и суфийский мастер

Случилось так, что Джунайд пришел к своему мастеру, который сидел в храме. Когда Джунайд вошел. Мастер сказал:
— Джунайд, приходи один! Не приводи с собой эту толпу!

Джунайд оглянулся, потому что подумал, что с ним вошел еще кто-то. Но никого не было, на что мастер рассмеялся и сказал:
— Не смотри назад, а смотри внутрь!

(далее…)

Одна суфийская притча: Собака и хвост

[Притча] Собака и хвост

Большой старый пес, увидев щенка, гоняющегося за своим хвостом, спросил:
— Что ты так гоняешься за хвостом?
— Я изучил философию,- ответил щенок,- я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня; я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье мое в хвосте, поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой.
— Сынок,- сказал пес,- я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье мое в хвосте, но я заметил, что куда бы я ни пошел, что бы ни делал, он следует за мной.

(далее…)