День богини Мокоши

Мокошь (Макошь) – богиня в славянской мифологии, образ которой связывают с такими ремеслами как ткачество и прядение. Издревле исполняя роль покровительницы рода и защитницы незамужних девушек и матерей, Мокоши была настолько важна для предков славян, что идол женского божества наравне с мужскими богами стоял в киевском капище, воздвигнутом князем Владимиром. Некоторые источники утверждают, что данный культ возник несколько десятков тысяч лет назад. Богиня упоминается и в «Повести временных лет», где замыкает ряд важнейших богов Киевской Руси. Прядение судьбы – также одно из занятий Мокоши, ведь полотно олицетворяло в верованиях древних славян жизнь и судьбу человека.

Этимология названия и назначение божества

Мокоши в славянском язычестве – покровительница и защитница женского начала, богиня, к которой обращались с просьбой дать легкие роды и сильных, здоровых детей для достойного продолжения рода. Точная трактовка имени потерялась в глубине веков, но ученые предлагают несколько логичных и довольно интересных теорий. В. Н. Топоров и В. В. Иванов связывают происхождение названия с древним словом «mokos», что означало «прядение». Данная теория отлично прослеживается во многих народных поверьях, верованиях и обрядах. Например, нельзя оставлять кудель, ведь «Мокоша опрядет», а заниматься ткачеством или прядением в день богини, которым считалась пятница, строго запрещалось. По верованиям восточных славян мифологическая Пятница, получившая многие черты от представляемого образа Мокоши, «ходит исколотая иглами и изверченная ветеренами». За столь отталкивающую внешность были в ответе те нечестивые женщины, что осмеливались прясть или шить в посвященный богине день недели. Существовал специальный обряд подношений «мокриды», когда кудель и пряжа приносились в жертву и сбрасывались в колодец. Поэтому ряд исследователей и теоретиков интерпретируют Мокошь как покровительницу ремесленнических дел. Богиня представлялась древним славянам в виде женщины с огромной головой и очень длинными руками, прядущая ночами в избе судьбу человека. До сих пор широко употребляемы фразы вроде «полотно его жизни вышито черными нитками» или же «пресеклась нить жизни». Божества, прядущие судьбу, есть у самых разных народов. Известны параллели с древнегреческими мойрами и норнами, в которых верили скандинавы, следует также упомянуть и о славянских рожаницах.

По теории ученых В. В. Иванова и В. Н. Топорова Мокошь в основном мифе не только играла одну из самых существенных ролей, но и почиталась как супруга самого Перуна. В противоположность четному мужскому дню – четвергу, пятница является нечетной и, соответственно, выступает персонификацией женского дня. В традициях многих народов соблюдается соотношения «мужской-женский» с «чет-нечет», например «день Венеры» у древних римлян или «день Фреи» у викингов. Считается, что славянская пара «Четверг-Пятница» также олицетворяет богов Перун-Мокошь.

Следует отметить, что по трактовке Б. А. Рыбакова, Мокошь была практическим центральным божеством у народа дохристианской Руси, ввиду того, что Перун являлся «дружинным» богом и покровителем воинов. В монографии ученого «Язычество древних славян» богиня представлена как покровительница плодородности, урожая и благоденствия в целом, а вот М. Фасмер связывает название с глаголом «мокнуть». По предположению профессора Валерия Юрченкова Мокошь имеет мордовское происхождение, а В. Н. Топоров и В. В. Иванов настаивают на общеславянском характере богини. Дело в том, что схожие топонимы встречаются в словенских, старолужицких, западнославянских и полабских сказках и верованиях.

Упоминание Мокоши в исторических источниках

Кроме христианских трактатов против поклонения древним языческим идолам о богине говорится и в русских летописях. «Слово о мздоимании», датированное XVI веком, рекомендует не устраивать игры и пляски, не петь песни и не молится славянским божествам, в том числе и Мокоши: «Того ради не подобает хрстіаном игръ безовскых играти, иже ест плясаніе, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошіи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници». Христианский трактат «Поучение духовным детям» еще в XVI веке предостерегал: «Уклоняйся перед Богом невидимых: людей, молящихся Роду и рожаницам, Перуну, и Аполлону, и Мокоши, и Перегине, и ко всяким богам мерзким требам не приближайся». А вот в «Слове об идолах» XV века Мокошь не только упоминается: «…тем же богам требу кладут и творять словенский язык: вилам и Макоши и Диве, Перуну. Хърсу…», но также сравнивается с греческой богиней колдовства и Луны – Гекатой: «Мажють Екатию богыню, сию же деву творять и Макошь чтуть…».

Христианская рудиментация Мокоши

Мокошь и святая Параскева
Считается, что после Крещения Руси богиня не исчезла, а постепенно соединилась с образе двух христианских святых: Святая Параскева и Параскева Сербская – ведь священным днем Мокоши, как и Параскевы являлась пятница. В народном сознании черты богини и образ святой перемешались, ввиду чего часовни, посвященные св. Параскеве (Прасковье), ее иконы и статуи ставились у водоемов и источников, а по пятницам также не разрешалось ткать и прясть. В некоторых регионах женщины «чтили пятницу, больше чем воскресенье», а с Параскевы Льняницы – 28 октября по старому стилю, начинали подготавливать лен. От Мокоши к Параскеве перешло также покровительство и защита незамужних девушек и матерей, поэтому ее также называли «бабьей святой». Среди украинских традиций возник обряд «водить Пятницу», которая представлялась в виде женщины с распущенными волосами.

Почитание культа Недели и Мокоши-Пятницы
Культ Недели – персонифицированное воскресенье, на Руси смешался с почитанием святой Анастасии. В таких поучениях против язычества, как «Слово св. Григория… како первое погани суще языци кланялися идолом» и «Слово о твари и дни рекомом неделе», настоятельно рекомендуется почитать «Христово воскресенье», а не идола божества Недели. В Сербии считается, что святая Пятница приходится сестрой или матерью святой Недели, ведь дни св. Параскевы-Пятницы и св. Анастасии идут друг за другом – 28.Х/10.XI и 29.X/11.XI соответственно. Почитание Недели предусматривает соблюдение запретов на самые различные виды работ в воскресенье. К тем, кто нарушал правило, приходит божество с израненным телом в виде девушки или женщины, облаченной в белые, серебристые и золотые одеяния, и жалуется, что ее рубят, режут, прядут ее волосы и колют веретенами.

Особенности культа Мокоши

Идолы и кумиры богини чаще всего изготавливают из осины. Можно применять и другие «женские» породы дерева. Символами Мокоши являются веретено, пряжа или клубок шерсти, животным – кошка. Камнем богини считается горный хрусталь или «лунный камень», а металлом – серебро. С божеством также связывают оберег-веревочку, что до сих пор часто повязывают на правое запястье. Благоприятная примета, когда в лицо прилетит паутина, ведь пауки считаются слугами Мокоши. В день празднования категорически запрещается не только заниматься ремеслом, но и купать детей, ведь богиня может строго наказать и спутать нитки, порвать полотно и даже наслать болезни. Отличительная особенность празднования – двухкольцевой хоровод, в котором внешнее кольцо должно двигаться посолонь, а внешнее противосолонь. Обряд означал встречу предстоящей зимы, жизни и смерти. После дня Мокоши начинались большие ремесленнические и домашние работы: вышивание, прядение, шитье, ткачество.

Следует добавить, что в это же время празднуется Хэллоуин, когда принято наряжаться в устрашающие «личины» и маски, чтобы отпугнуть злых духов. Данные западные верования имеют общие корни с осенним празднованием дня Мокоши.

Это может быть вам интересно
Подписаться
Уведомление о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии