День Ашура

Ашура, или Шахсей-вахсей – знаменательная для мусульман-шиитов дата, которая отмечается в 10-й день Мухаррама, одного из самых значимых месяцев в исламском календаре. Это день траура, посвященный имаму Хусейну, который мученически погиб в 680 году в одном из самых почитаемых мусульманских городов – Кербеле. День Ашура неукоснительно соблюдается везде, где можно встретить шиитов: Афганистан, Азербайджан, Таджикистан, Ирак, Иран, Кувейт, Пакистан, Ливан, Бахрейн, Саудовская Аравия, Таджикистан и др. Смысл праздника – причастность к героическому поступку великого человека, готового бороться, смелого и отважного; того, кто смог принять мученичество ради Ислама, даже несмотря на то, что знал: борьба безнадежна и ведет к смерти.

День Ашура для шиитов

Основные сведения об имаме Хусейне
Полное имя имама – Хусейн ибн Али. Его отца звали Али ибн Абу Талиб и он был двоюродным братом пророка Мухаммада, четвертым (из 12-ти) преемником пророка. Считается первым имамом в учении шиитов и является первым мужчиной, принявшим Ислам. Мать Хусейна, Фатима Захра – дочь Мухаммеда – была образцом нравственности и чистоты. Хусейн стал третьим имамом шиитов, после того как его старший брат аль-Хасан, который должен был стать правителем, был отравлен по приказу династии Омейядов, желавшей видеть у власти своего наследника. Хусейн был имамом в течение 10-ти лет. Большую часть этого времени царствовал Муавия ибн Абу Суфиана (тот самый, который предположительно причастен к трагической смерти аль-Хасана), а последние 6 месяцев жизни великого имама правил сын Муавии – Язид.

Предпосылки восстания в Кербеле
Поводов для недовольства среди населения было более чем достаточно. Среди первых причин: несоответствие поведения правителей нормам Шариата, который опирается на 2 основных свода правил жизни мусульман: Коран и Сунна. Практически все представители династии Омейядов, кроме Умара второго, который славился своей набожностью и честностью, нарушали предписания Ислама. Например, Язид не стеснялся открыто предаваться развлечениям (вино, танцовщицы). Кроме того, мусульмане не всех национальностей при Омейядах были одинаково почитаемы, как это предписывается Исламом. Мусульмане-арабы явно были в привилегированном положении.

Неуважение к нормам Шариата и гонения в адрес представителей почитаемого семейства пророка Мухаммеда (его традиционное обозначение – Ахль аль-Байт) привели к появлению оппозиции, идейным выразителем которой стал имам Хусейн. На его сторону перешло немалое количество мусульман, которые выражали ему свою поддержку, в том числе письменно. Из Куфы (Ирак), города, ныне священного для шиитов, имаму приходило больше всего сообщений. Люди открыто предлагали поднять восстание и желали видеть своим лидером Хусейна. Он заслужил это своей непреклонностью – качеством, которое подтверждает множество событий. Например, Хусейн отказался принести присягу Язиду, когда его отец, Муавия ибн Абу Суфиан, противореча исламским нормам, пожелал передать ему власть.

Перед Ашурой
Хусейн находился в Мекке до того, как начались обязательные для каждого мусульманина паломничества – хадж. Паломники были весьма удобной ширмой для наемных убийц, которые по приказу Язида проникли к имаму. Хусейн был предупрежден о том, что его хотят уничтожить, но он не мог допустить пролития крови в городе, святом для мусульман. Кровопролитие в этом месте запрещено Кораном. Поэтому, собрав родных и близких, он оставил Мекку и направился в Куфу, не закончив положенных обрядов и заявив, что его жертвой Аллаху будут не животные, а он сам.

Часть жителей Мекки заняли его сторону и были готовы бороться с Язидом. По дороге в Куфу Хусейн узнал, что жители города сдаются под натиском лазутчиков Язиды и начинают убивать его последователей. Так был убит Муслим ибн Акил, посланный Хусейном в Куфу. Это было незадолго до смерти самого Хусейна, 5 мухаррама. Войско Язида настигло Хусейна в 44 км от Куфы, в Кербеле. 30 000 человек окружили имама, его сподвижников, семью. Среди осажденных были дети и женщины. Они провели 8 мучительных дней посреди пустыни, не имея доступа к воде.

В ночь на 10-й день Хусейн собрал своих сподвижников и сообщил им, что у них нет шансов и их ждет смерть мучеников. Он позволил всем, кто не хотел такой судьбы, покинуть лагерь ночью при погашенных факелах. Часть людей покинула лагерь, но утром с ним остались 72 человека, в том числе его родственники. Из них только 18 – взрослые, способные сражаться мужчины. Но точные цифры неизвестны. Согласно другим источникам, с Хусейном остались 120 человек. В этот же момент войско Язида подтянуло резервы и увеличилось до 45 000. Язид хотел начать бой 9-го числа, однако отнесся с уважением к просьбе Хусейна отложить битву до утра, чтобы последний и его сподвижники могли совершить намаз, то есть помолиться.

День Ашуры: сражение
10-го числа месяца мухаррама (слова «йаум аль-ашура» по-арабски означает «десятое число месяца») состоялась битва. Согласно арабской традиции, сподвижники Хусейна выходили по одному. Они бились, сколько хватало сил, но силы были слишком неравны, поэтому мучительная смерть от многочисленных ран для каждого из них была неизбежна. Один из родственников Хусейна, Абу-л Фадл Аббас сумел прорваться к реке (город Эль-Куфа стоит на реке Евфрат), чтобы набрать воды, но воины Язида отрубили ему руки, и он погиб. Точно неизвестно, когда именно это произошло, в день Ашуры или ранее. Тогда же погиб сын имама, Али Акбар, которому в тот момент было 17 лет. Были убиты племянники Хусейна, Аун и Мухаммад, сыновья родной сестры имама, которую звали Сейида Зайнаб бинт Али. Сторонники Язида убили еще двоих детей имама – подростков, которым было одиннадцать и тринадцать лет. Полугодовалый сын Хусейна, Али Асгар, был расстрелян из лука, когда отец просил дать ребенку воды. Сам имам Хусейн получил почти 30 резаных и колотых ран, а затем ему, еще живому, отрубил голову Шарахбиль, по прозвищу Шимр, что означает опытный.

Что стало с членами семьи имама Хусейна?
После того как имам Хусейн умер, его враги сожгли палатки в лагере, а всех, кто в нем находился, взяли в плен. Среди плененных было немало близких родственников имама:

  • Сестра Зайнаб бинт Али – внучка великого пророка. Была очень привязана к брату.
  • Сестра Умм Кулсум.
  • Жена имама Лейла, мать Али аль-Акбара.
  • Жена имама, принцесса Шахр Бану, мать Зайн-али-Абидина, четвертого имама.
  • Жена имама аль-Хасана, того самого, который должен был наследовать власть после Муавии.
  • Дочь имама Сукейна (4 года).
  • Сын имама Мухаммад (5 лет).
  • Али Зан аль-Абидин (20 лет). Он не смог выступить в битве, потому что был тяжело болен.
  • Пленные по пути в Куфу подвергались всяческим унижениям: с женщин сорвали хиджабы, всех пленных везли на лошадях без седел, как рабов. Стражники несли на копьях головы убитых ранее сподвижников Хусейна. Во дворце губернатора Куфы Ибн Зияда отличилась сестра Хусейна, Зайнаб бинт Али. Она не побоялась произнести обличительную речь в адрес Язида, который совершил ряд преступлений, нападая на родственников пророка Мухаммеда.

    Затем пленники побывали в других городах Персидского залива: Мосуле (Ирак), Хомсе (Сирия), Баальбеке (Ливан). Везде сторонники Язида пытались выставить их мятежниками. После этого они прибыли ко двору Язида, в Дамаск. Язид выразил свой гнев, колотя по голове мертвого имама Хусейна, выложенной на поднос. Именно здесь Сейида Зайнаб при поддержке сына Хусейна Али-Зайн-аль-Абидина произнесла речь, в которой высказалась против злодеяний Язида и всей династии Омейядов. Разгневанный Язид хотел убить обоих мятежников, но советники убедили его в опрометчивости подобного поступка.

    Траур в день Ашуры

    Все мероприятия в этот день направлены на то, чтобы по возможности разделить страдания имама Хусейна. Первые собрания в память о его смерти стала проводить его сестра Сейида Зайнаб в своем доме в Дамаске. Во время их собравшиеся читали стихи, посвященные мужеству имама, озвучивали события Ашуры. Подобным мероприятиям, позволявшим сохранить память об Ашуре, придавали огромное значение и следующие имамы.

    Современные шииты организуют вечера поминовения или шествия, которые длятся первые 10 день соответствующего месяца. Однако многие сообщества мусульман-шиитов соблюдают траур в течение 40 дней. Имамы читают хутбы (мусульманские проповеди), мусульмане бьют себя кулаком в грудь в знак верности Исламу и готовности пожертвовать ради него. Цвет одежды – черный, музыка – скорбная, также звучат траурные стихи, которые называют «латмийя».

    Специально для проведения всех этих мероприятий строят навесы или здания, которые называются «хусейния». Они похожи на мечети, но предназначены только для Ашуры. Часть традиций в этот день весьма специфична и распространена не везде, например шииты из Пакистана или Ирака считают обязательным истязать себя до появления крови при помощи мечей или цепей. Однако некоторые богословы Ислама (муджтахиды), такие как высший руководитель Ирана Али Хаменеи, еще один иранский великий аятолла Макарем Ширази и основатель движения Хезболла Мухаммад Хусейн Фадлулла, запретили наносить себе кровоточащие раны в день Ашуры. Запреты были обозначены в изданных ими фетвах.

    Суннитский день Ашура

    Сунниты говорят, что месяц, в котором проводят Ашуру, является первым месяцем в исламском календаре. Опираясь на Коран, они заявляют, что мухаррам – это один из 4-х месяцев, имеющих особенное, священное значение для мусульман, месяцев, в которые нельзя убивать, вести войны или охотиться. Существуют суннитские сборники хадисов, то есть преданий о пророке Мухаммеде, согласно которым в день Ашуры Ковчег Ноя наконец смог причалить к суше после долгого блуждания по водяной пустыне. Суннитские знатоки Ислама, улемы, также говорят, что Муса (в Библии – Моисей) в этот день нашел спасение от преследовавшего его египетского фараона.

    Таким образом, день Ашура по понятиям суннитов отмечается совсем иначе. На Каабе, главной святыне мусульман в Мекке, меняется старое покрывало. Вместо него расстилают новое. А старое разрезают на части и дарят общинам мусульман по всему миру.

    Шииты, разумеется, возражают такой трактовке дня Ашуры, утверждая, что хадисы, на которые опираются сунниты, были сфабрикованы во время правления Омейядов теми, кто желал, чтобы трагические события в Кербеле не получили широкой огласки и мусульманская умма предала их забвению.

    Это может быть вам интересно
    Подписаться
    Уведомление о
    guest

    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии