Выдающийся современный мастер Йоги Дхирендра Брахмачари в своей книге «Йогасана-Виджняна» - «Искусство практики асан» указывает на то, что истинное название данной асаны - не Дханурасана, а Уштрасана, то есть поза верблюда, Дханурасной же Брахмачари именует то упражнение, которое Шри Свами Шивананда зовет Уштрасаной.

Учитывая, что и Шивананда, и Брахмачари - величайшие знатоки Йоги, данное разночтение можно отнести к тому, что они принадлежат к двум различным линиям учителей, развивавшихся отдельно друг от друга с глубокой древности.

Нас же в этом интересует аспект чисто практический. Дело в том, что название Уштрасана, присвоенное Дханурасане в школе Брахмачари, говорит о том, как следует практиковать это упражнение. Голова верблюда перпендикулярна шее. Отсюда следует, что шею в данной асане следует вытягивать вверх, держа голову прямо, а не запрокидывая ее назад, что часто делают неопытные практикующие и что нередко приводит к нежелательным последствиям, далеко не лучшим образом отражаясь на состоянии сердца, сосудов мозга, щитовидной железы и позвоночника в шейном отделе и верхней части грудного.

Существует множество вариантов данной асаны, среди них - сложнейшие. Здесь дается самый простой.

Техника выполнения. Лечь на пол вниз лицом, согнуть ноги в коленях и руками захватить лодыжки обеих ног (рис. 1).

«Дханурасана» - поза лука

Рис. 1

Пытаясь выпрямить ноги, тянуть себя за руки. За счет этого туловище прогибается назад. Стараться вытянуть позвоночник внутренним движением от таза к макушке головы. Шея тянется вверх, голову держать прямо. Тело лежит на животе. Развести ноги пошире (рис. 2).

«Дханурасана» - поза лука

Рис. 2

Дыхание будет несколько стеснено, но это - нормально. Пусть оно следует своей естественной схеме. Мягким движением свести ноги вместе, напрягая ягодицы, обозначить легкую Мула-бандху и еще больше вытянуть позвоночник, «уводя» макушку как можно дальше от таза по мягкой дуге. Ступни ног поднимаются как можно выше назад, голова - как можно выше вперед (рис. 3). Удержание фазы фиксации - несколько секунд.

«Дханурасана» - поза лука

Рис. 3

При терапевтическом использовании этой асаны нельзя задерживать дыхание и удерживать фазу фиксации дольше, чем в течение двадцати секунд. Вернуться в исходное положение и расслабиться. Выполнить 1-2 полных дыхания - глубокий естественный вдох и выдох. Общее количество повторений - не более четырех.
Поначалу сведение ног вместе будет делом весьма затруднительным. Не следует торопить события. Со временем все получится само собой. Необходимо непременно следить за тем, чтобы позвоночник вытягивался, а не сжимался.

Действие. Дханурасана - завершающий элемент гармоничной комбинации из трех классических упражнений: Бхуджангасана-Шалабхасана-Дханурасана. Правильно выполненная Бхуджангасана прорабатывает верхнюю часть тела. Шалабхасана - нижнюю, Дханурасана уравновешивает их, прорабатывая среднюю часть.

Иногда комплекс строят несколько иначе - Бхуджангасана-Дханурасана-Шалабхасана - верх-середина-низ. В частности, такая схема используется в тех случаях, когда после данного комплекса практикуется цикл Урдхва-дханурасаны.

Она оказывает тонизирующее действие на тонкий и толстый кишечник, устраняет дефекты желудка, печени, желчного пузыря, селезенки и поджелудочной железы. Мышцы живота укрепляются, позвоночник приобретает гибкость. Кроме того, Дханурасана способствует избавлению от остеохондроза, ревматизма и диабета, а также устраняет жировые отложения на животе и бедрах.

Автор: Свами Шивананда Сарасвати
Источник: книга «Йога-терапия»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

О проекте

Самтулана - помощь в достижении долголетия, омоложения и самоосознания.

Нам не интересно, что именно вы считаете важным в своей жизни и не собираемся менять ваши убеждения посредством какой либо проповеди или догм. Мы лишь заинтересованы в том, чтобы помочь вам достичь максимума счастья и полноты жизни. Для этого есть много разных путей и только вам выбирать по какому из них идти - лишь бы вы шли по нему как можно более эффективно!

Подписка