«Халасана» - поза плуга

[Асана] «Халасана» – поза плуга

Техника выполнения. Лечь спину, руки положить по бокам туловища ладонями на пол. В процессе выполнения упражнения руки являются опорой – мягко отталкиваясь ими от пола, мы помогаем себе выполнить движение. Расстояние между ступнями – около одной длины одной ступни (примерно 20-30 см).

Глубоко вдохнуть, обозначить легкую Мула-бандху и, не соединяя ступней, с выдохом медленно поднять прямые ноги вверх до угла в 30 градусов, остановить подъем, медленно вдохнуть и с мягким ненапряженным выдохом продолжить подъем до угла в 60 градусов.

Сделать еще одну остановку для вдоха. С выдохом поднять ноги до вертикального положения. Выполнить еще один вдох и опустить ноги к голове, стараясь их пальцами коснуться пола за головой. Движение позвоночника – прочь от плеч – вытягивание вверх по дуге, а не «накатывание» таза в сторону головы (рис. 1).

«Халасана» - поза плуга
Рис. 1
(далее…)

«Гомукхасана» - поза «коровья морда»

[Асана] «Гомукхасана» – поза «коровья морда»

Техника выполнения. Встать на колени, опереться на руки и скрестить ноги в бедрах – правая впереди (рис. 1).

«Гомукхасана» - поза «коровья морда»
Рис. 1

Опуститься на пятки. Завести левую руку за спину, согнуть ее. Завести правую руку за плечо и соединить руки в замок (рис. 2 и 3).

«Гомукхасана» - поза «коровья морда»
Рис. 2
(далее…)

«Дханурасана» - поза лука

[Асана] «Дханурасана» – поза лука

Выдающийся современный мастер Йоги Дхирендра Брахмачари в своей книге «Йогасана-Виджняна» – «Искусство практики асан» указывает на то, что истинное название данной асаны – не Дханурасана, а Уштрасана, то есть поза верблюда, Дханурасной же Брахмачари именует то упражнение, которое Шри Свами Шивананда зовет Уштрасаной.

Учитывая, что и Шивананда, и Брахмачари – величайшие знатоки Йоги, данное разночтение можно отнести к тому, что они принадлежат к двум различным линиям учителей, развивавшихся отдельно друг от друга с глубокой древности.

Нас же в этом интересует аспект чисто практический. Дело в том, что название Уштрасана, присвоенное Дханурасане в школе Брахмачари, говорит о том, как следует практиковать это упражнение. Голова верблюда перпендикулярна шее. Отсюда следует, что шею в данной асане следует вытягивать вверх, держа голову прямо, а не запрокидывая ее назад, что часто делают неопытные практикующие и что нередко приводит к нежелательным последствиям, далеко не лучшим образом отражаясь на состоянии сердца, сосудов мозга, щитовидной железы и позвоночника в шейном отделе и верхней части грудного.

(далее…)

«Випарита-карани-мудра» - символ перевернутого действия

[Асана] «Випарита-карани-мудра» – символ перевернутого действия

Випарита-карани-мудра – одна из ключевых мистических практик Йоги. При выполнении в полном варианте это упражнение изменяет направление вращения основного вихря на обратное, тем самым воздействуя на направление потока внутреннего времени. Однако полный вариант Випарита-карани-мудры достаточно сложен, поэтому в данной работе приводится лишь упрощенная техника ее выполнения, достаточная для достижения терапевтического эффекта.

Техника выполнения. Лечь на спину на пол, под голову ничего подкладывать нельзя. Ноги вытянуты, руки по бокам, ладони прижаты к полу. Медленно поднять ноги примерно до угла в 30 градусов и задержаться в этом положении (рис. 1).

«Випарита-карани-мудра» - символ перевернутого действия
Рис. 1
(далее…)

«Бхуджангасана» («Сарпасана») - поза змеи

[Асана] «Бхуджангасана» («Сарпасана») – поза змеи

Техника выполнения. Лечь на пол лицом вниз, ноги и ступни вытянуть насколько можно, держа их вместе. Вытянуть позвоночник, прижав лоб к полу. Руки согнуть в локтях и положить ладони на пол напротив подмышек, вытянутые и сложенные вместе пальцы – под плечевыми суставами (рис. 1).

(далее…)

«Бхадрасана» - поза, приносящая благо

[Асана] «Бхадрасана» – поза, приносящая благо

Техника выполнения. «Хатха-Йога-Прадипика» относит Бхадрасану к четырем самым важным асанам.

«Восемьдесят четыре главнейших асаны даны Шивой. Я скажу о четырех самых важных. Сиддха, Падма, Симха и Бхадра – вот эти четыре. Из них Сиддха наиболее удобна и должна практиковаться постоянно».
«Хатха-Йога-Прадипика», 1-35; 1-36.

К ее практике поэтому следует отнестись с большим вниманием. Для выполнения Бхадрасаны следует сесть на пол, вытянув перед собой прямые ноги. Чуть покачиваясь из стороны в сторону, наклониться вперед и вытянуть ягодицы вверх, слегка наклонив при этом вперед таз. Выпрямиться. Таз должен остаться немного наклоненным, в результате чего свободное и естественное положение позвоночника окажется вертикальным. Разводя в стороны колени и соединив стопы, подтянуть ступни как можно ближе к промежности, в которой при этом должно возникнуть ощущение «раскрытия». Не отклоняя таз назад, слегка приподняться на руках и перенести туловище еще ближе к ступням (рис. 1).

«Бхадрасана» - поза, приносящая благо
Рис. 1
(далее…)

«Ардха-чакрасана» («Урдхва-дханурасана») - поза полуколеса, или верхняя поза лука

[Асана] «Ардха-чакрасана» («Урдхва-дханурасана») – поза полуколеса, или верхняя поза лука

Техника выполнения. Лечь на пол на спину, ноги держать вместе, затем согнуть их в коленях, поставив ступни на пол возле ягодиц. Согнуть руки, подняв локти и положив ладони на пол возле головы пальцами к плечам (рис. 1).

(далее…)

«Ангуштхасана» («Толанасана») - угол в равновесии с прямыми ногами

[Асана] «Ангуштхасана» («Толанасана») – угол в равновесии с прямыми ногами

Техника выполнения. Сесть на пол, выпрямив ноги, и положить ладони пальцами вперед по бокам на пол рядом с ягодицами (рис. 1). Поднять все тело, отталкиваясь от пола прямыми руками и стараясь удерживать ноги на весу, вытянув их параллельно полу (рис. 2).

(далее…)

«Ваджрасана» - «несокрушимая поза», или «поза алмазной твердости»

[Асана] «Ваджрасана» – «несокрушимая поза», или «поза алмазной твердости»

Техника выполнения. Встать на колени, а затем сесть на пятки, ступни остаются перевернутыми. Слегка наклониться вперед, вытянуть ягодицы назад-вверх (рис. 1). Выпрямиться, расправив плечи, развернув грудную клетку и удерживая позвоночник в вертикальном положении. Вытянуть позвоночник вверх. Ощущение растягивания позвоночника и пространства в межпозвонковых суставах.

Ваджрасана
Рис. 1
(далее…)

Ашвини-мудра - ритмичное сокращение анального сфинктера

Ашвини-мудра – ритмичное сокращение анального сфинктера

Ашвини-мудра – «жест лошади». Это упражнение является одним из важнейших элементов практики вообще, поскольку представляет собой регулятор восходящего потока праны. В практике Йоги, в особенности в даосских системах, Ашвини-мудра используется при выполнении всех упражнений как элемент управления потоками энергии в тонком теле. В системах Цигун – «Железная рубашка» Ашвини-мудра используется для «закачивания» праной внутренних органов, что не только чрезвычайно сильно их оздоравливает, но и делает на несколько порядков более устойчивыми к ударам и прочим разрушительным воздействиям.

Техника выполнения: Ашвини-мудра является одним из элементов Мула-бандха-мудры и состоит в последовательном расслаблении и напряжении анального сфинктера. Это движение заставляет прану подниматься вверх по внутренним каналам туловища, проходя также сквозь все внутренние органы, что оказывает на весь организм мощнейшее очищающее и укрепляющее воздействие. Каждый толчок Ашвини-мудры поднимает прану до определенного уровня. У женщин и у мужчин этот процесс проходит несколько по-разному.

(далее…)